Братство Черноголовых (нем: Bruderschaft der Schwarzhäupter) - это влиятельная и воинственная организация купцов и судовладельцев, действовавшая в Прибалтике (в современных Эстонии и Латвии) примерно с середины XIV века до 1940 г.
Согласно легенде, Братство берет свое начало от группы иноземных купцов, которые участвовали в обороне Ревеля (Таллинн) во время восстания Юрьевой ночи (1343-1345), когда коренное население Эстонии безуспешно пыталось освободиться от немцев и датчан. Восставшие эсты избрали себе вождей – «четырех королей» и осадили принадлежащий датчанам Ревель. Отчаявшиеся горожане призвали на помощь магистра Ливонского ордена Бурхарда фон Дрейлебена, который пригласил «королей» на переговоры, вероломно убил их, а затем 14 мая 1343 г. легко разгромил войско эстов, оставшееся без предводителей.
Фактически Братство Черноголовых было основано около 1399 г. Изначально в состав Братства Черноголовых в Ревеле входили преимущественно купцы, ещё не имевшие возможности вступить в Большую гильдию. Оно объединило молодых, не состоящих в браке людей. К братству также могли присоединиться иностранные купцы, которые долгое время оставались в Ревеле, но не жили здесь постоянно.
Самое раннее задокументированное упоминание о Братстве относится к соглашению с Ревельским доминиканским монастырем от 28 марта 1400 г., которое подтверждает право Черноголовых владеть всеми священными церковными сосудами, которые они передали в Доминиканскую церковь Св. Екатерины. В том же соглашении Черноголовые обязуются украсить и осветить алтарь Св. Марии, заказанный братством для церкви, а доминиканцы, в свою очередь, обязуются проводить службы перед этим алтарем, чтобы благословить души Черноголовых.
12 сентября 1407 г. Ревельский городской совет утвердил устав Братства.
Устав Братства в Риге датируется 1416 годом. Несмотря на то, что они были основаны почти в одно время и их уставы были одинаковыми, позднее произошли определенные отличия в названиях:
Компания в Риге называлась «Компания черноголовых» (Compagnie der Schwarzen Häupter).
Организация в Ревеле именовалась «Братством Черноголовых» (Bruderschaft der Schwarzhäupter).
В дальнейшем Братства Черноголовых возникли в Нарве, Вольмаре, Пернау и Дерпте .
Помимо прибалтийских братств известно также братство Черноголовых в Штральзунде. Кроме того, есть предположение, что братства Черноголовых существовали также в Висмаре и Новгороде.
Ревельское Братство Черноголовых управлялось двумя старейшинами, избиравшимися из членов Братства. Члены братства не относились к дворянскому сословию, но имели свой кодекс чести, повторяющий рыцарские обычаи. Братство было создано, скорее всего, как подобие военно-рыцарских орденов с идеалистической целью воссоздать лучшие из их традиций чести, благородства и служения высшей цели. Кроме дворян только Черноголовым разрешалось носить меч (а позже шпагу) в городе, причем не только ночью в карауле, но и днем, и члены Братства были весьма уважаемы в обществе, находясь на социальной лестнице лишь на ступеньку ниже купцов Большой гильдии, управляющих Нижним городом.
Название братства происходит от его святого покровителя, Святого Маврикия, который был одним из первых христиан и умер мученической смертью около 300 г. нашей эры. Его лицо изображено на гербе братства и дает название братству. Точное происхождение термина «черноголовые» неизвестно. Согласно преданию Св.Маврикий был темнокожим, мавром, поэтому его черная голова изображена на гербе Братства. Остаётся неясным, был ли выбор святого покровителя обусловлен названием или же оно появилось после выбора святого. По другой версии название «черногловые» происходит от цвета черного головного убора, который они носили во время войны.
В 1531 г. Братство приобрело дом на Лангштрассе (сегодня Langstrasse / Pikk tänav 26), известный сегодня как «Дом Черноголовых».
Братство Черноголовых брало на себя обязанность защищать город от любого вражеского вторжения, а также выполняло роль добровольной пожарной дружины. Среди прочих повинностей, в случае войны Братство выставляло конную компанию (роту) численностью примерно 250-300 чел.
После окончания Северной войны 1700–1721 гг., когда Ливония вошла в состав Российской империи, Братство Черноголовых постепенно превращается из военного общества преимущественно в общественную организацию. Политическая деятельность сменилась на благотворительную. Хотя рыцарский кодекс чести соблюдался Братством, военное значение Черноголовых постепенно уменьшалось. Братство все больше приобретало черты клуба со своими традициями и привилегиями.
В XVIII-XIX вв. кавалерийский отряд Братства играл роль почетного караула и просуществовал до 1887 г.
С 1961 г. Братство Черноголовых базируется в Гамбурге, в Германии.
В Средние века члены Братства патрулировали городские стены, а шестеро всадников ездили кругами по внутреннему периметру стен, когда городские ворота запирались после захода солнца.
В 1526 г. Братство передало магистрату Ревеля 8 камнемётных машин, 20 пушечных лафетов и 66 орудий малого калибра. Было пожертвовано 50 золотых марок на изготовление пушек для Нарвы, при этом оговаривалось, что на всех орудиях будет изображён герб Черноголовых.
Происхождение и двойственная природа Братства Черноголовых как военной организации и коммерческого объединения уникальны в европейской истории.
Самым известным сражением с участием Черноголовых стал бой, произошедший в ходе Ливонской войны (1558-1583) против русского отряда у стен Ревеля 11 сентября 1560 г. Этому незначительному событию посвящена картина-эпитафия Ламберта Гландорфа по погибшим в бою членам Братства Шварцгейптеров (Schwarzhäupter или «Черноголовых»). На переднем плане картины изображены павшие в битве члены Братства. На заднем плане можно увидеть само сражение и первое в истории изображение Ревеля, относящееся к 1561 г.
Далее рассмотрим само сражение и посвященную ему картину.
В Таллинне, во дворике на улице Марта, стоит почти трехметровый каменный крест, поставленный в память первого боя ревельского ополчения на Иерусалимском холме неподалеку от Ревеля (Таллинна) 11 сентября 1560 г.
Это единственный сохранившийся в Эстонии памятник времен Ливонской войны.
Где-то поблизости от креста происходил бой, в котором погибли десять членов Братства Черноголовых.
В память о павших было установлено три креста. Не исключено, что некоторых «братьев» похоронили именно здесь. Один крест – в память о ратмане (советнике) Блазиусе Хохгреве, другой – о ратмане Лютке фон Ойтенне и третий – в память о десяти погибших членах Братства черноголовых. Два последних памятника позднее перевезли в Таллиннский городской музей, сейчас они выставлены в Доминиканском монастыре. Крест Блазиуса Хохгреве остался на своем месте.
Судя по нижеприведенным документам, русский конный отряд подошедший к Ревелю 11 сентября 1560 г. , не собирался атаковать его. Вооруженные ревельцы (750 чел.), среди которых были Черноголовые, сделали вылазку из города и внезапно напали на передовые сотни противника. Опрокинув их, они столкнулись с основными силами русской конницы и после боя вынуждены были бежать к городу. Ревельская пехота фактически не принимала участие в бою. Увидев бегство своих конных, она повернула обратно, бросив две пушки.
О ходе боя 11 сентября 1560 г. повествуют следующие источники:
“Denkelbuch” или протокольная книга братства:
«В 1560 г. 11 сентября с запада пришли русские численностью 6000 человек и хотели под Таллинном отправиться в направлении мельницы Юлемисте через Иерусалимский холм. В утренние часы того же дня из города спустились на них 250 всадников и 500 пеших, среди которых были горожане и подмастерья, и пошли на них сперва на песчаных дюнах, приблизительно в миле отсюда, где наши рыцарски сражались с врагами, и разбили большую часть их передовых, много русских пало на поле боя. А когда главные войска русских двинулись на наших, и хотя последние рыцарски защищались, наши оруженосцы отступили к болоту; так всадники вместе с горожанами и подмастерьями должны были отступать в город, но они несколько раз собирались снова и опять наступали на русских и убили многих из них. И когда к ним на подмогу из города к Иерусалимскому холму хотели прийти горожане с оставшимися с ними слугами вместе с оруженосцами, русский пошел вспять, и дорога ему к мельнице Юлемисте была преграждена, и должен он был пойти другой дорогой к мызе Юргена Трейдена.
В этом столкновении пали следующие подмастерья Черноголовых, которые рыцарски сражались с врагами, да будет милостив к ним Господь: старейшина гильдии Хермен Бартелсен из Тарту, Иоахим Шрофе, глазной врач Мастер Ханс, Симон Конингк, Герт Витте, подмастерье Ханс Солден, Бальтзар Крегер, Хинрих Болдевин, Бартелт Хаверлант, Асмус Руссов, Ханс Шефингхузен. Горожане: господин Лютке фон Ойтенн, таллинский ратман, Мартин Клейншмидт, Бласиус Хогреве, Ханс Калитц».
Отметим, что книга Братства изображает этот бой как победу ревельцев, что не удивительно. Ливонские хронисты же наоборот, сообщают о победе русских.
Бальтазар Рюссов в своей хронике пишет следующее:
«С тем же отрядом московит, возвратившись из Вика, показался пред Ревелем и расположился лагерем сначала на Гаркском дворе в полуторы милях от города. Тогда ревельцы, и дворяне, и не дворяне, члены магистрата, бюргеры, гезели, ландскнехты и простолюдины верхом и пешком рано утром сделали вылазку из города и взяли с собой два полевых орудия в надежде врасплох застать неприятеля. Пройдя около трех четвертей дороги, они наткнулись на отряд, который должен был гнать добытый скот; из этого отряда они многих убили, отняли у них всю добычу, взятую в Вике, что составляло несколько тысяч скота и несколько пленных, и велели гнать их к городу. Но тогда другие pyccкие в лагере скоро оправились, бросились на ревельцев и схватились с ними. Но ревельцы, по многочисленности русских, должны были отступить, надеясь получить подкрепление от ландскнехтов и пехотинцев, оставшихся позади. Но ландскнехты и пехотинцы, видя, что дворяне бегут, побежали также в кусты и болота, куда только кто мог забраться, и бросили пушки, которые русские взяли вместе с магистратскими лошадьми, везшими их. Но русскому можно было нанести тогда сильный убыток, если бы хорошенько остеречься. На этот раз пали многие славные герои из дворян, бюргеров, и купеческих приказчиков (гезелей), а именно Иоанн фон Гален, Юрген фон Унгерн и Лаврентий Эрмис из дворян, Людеке фон Ойтен, член магистрата, Блазиус Гохгреве, бюргер, и еще многие другие бюргеры и гезели, многие были принесены домой также больными и ранеными. Когда же маленький конный отряд так долго держался, то русские удивлялись тому и говорили: «Ревельцы или безумны, или совершенно пьяны, если с такой малостью народа сопротивляются большому войску и осмеливаются отнимать добычу». Тогда русские подобрали своих убитых, свезли их в соседние деревни и сожгли деревни вместе с телами и отправились в Виттенштейн к другому отряду. Случилось это 1560 года, 11 сентября».
Иоганн Реннер в своей хронике о бое:
(Текст приведу на немецком, так как с этим языком у меня совсем плохо):
“Den 11. Septembris quemen de Russen uth der Wike in Harrien und legerden sich in den hoff tho Harcke anderthalve mile van Revel.
Do fellen ruiters, knechte, borgers und koopgesellen des morgens fro uth der stadt mit twen falkeneten und ersloegen 600 Russen, so mit der buite vor an toegen, erreddeden also vele junfern und frouwens, so to Hapsal und up der hochtidt in der Wike gefangen weren, kregen dar tho alle dat genamen vee wedder, des by 1000 stucke was, und de knechte vorleten dat geschutte und beginden to plundern. Als de andern Russen im leger dit vornemen, quemen se an die Revelschen und erschlogen 60 man an ruiteren, knechten und buren, und eroverden de 2 falkenetel mit des rades perden, so dar vor gingen. Dar bleven doth Johan van Galen, Laurents Armus und Jorgen van Ungern alle dre vam adel, Luitke van Oite rathman, Blasius Hogreve borger sampt andern borgern und kopgesellen, de hovetman Plate wort gewundet, de andern nemen de flucht wedder na der stadt.
Dit weren de sulven Russen, so tor Parnow weren, averst under wegen mehr hulpe gekregen hadden, als se up Revel toegen. Hir bleven der Russen ock gar vele, de doden forden se in de umbliggende dorper, vorbranden se und togen wedder na Wittenstein int leger”.
Если перевести совсем кратко (используя книгу В. Пенского), то в бою сражалось (убито?) 600 московитов, ревельцы потерпели поражение, потеряв 60 убитыми и 2 бывших у них фальконета. В остальном у И. Реннера почти то же, что у Б. Рюссова, поскольку второй (вероятно) использовал сочинение первого.
Обратимся к нашим источникам.
30 августа 1560 г. большая русская армия под началом воевод кн. И.Ф. Мстиславского и кн. М.Я. Морозова взяла ливонский замок Феллин (Вильянди, Вельян). Войско состояло из пяти полков: большого, передового, сторожевого, полков правой и левой руки.
Полком левой руки командовали воеводы боярин Иван Петрович Яковлев (Яковля Хирон) и князь Григорий Мещерский. Именно этот полк был отправлен Мстиславским под Ревель (Колывань по-русски) с предложением добровольной сдачи царскому войску.
Согласно Псковской летописи:
«Да после Вельянского взятья посылали воеводы Ивана Петровича Яковлева с людьми х Колываню, и немцы приходили ис Колываня на Иванова Петровичу посылку и туто убили наших человек 15 детей боярских. И приспел тутож Иван Петрович со всеми людьми и немец побили; а было немец 300 конных, а пеших 400, и мало их ушло немецких людей».
Согласно разрядным книгам, полк Яковлева и Мещерского насчитывал 11 конных сотен
Ивана Петровича Яковлева головы сотен: Василей Васильев сын Розладин, Темка Федоров сын Игнатьев, Михайло Борисов сын Чеглоков, Федор Ондреев сын Безнин, Мамыш Кудашев сын Ододуров, Михайло Иванов Бурцов, Ондрей Левонтьев сын Соловцов.
У воеводы у князь Григорья Мещерсково головы сотен:
Иван Михайлов сын Карамышев, Федор Васильев сын Бернов, Русин Злобин сын Лукерьин, Данило Микулин сын Бартенев.
Одиннадцать конных сотен это, грубо, от 1000 до 2000 всадников. Впрочем, не исключено, что Мещерский действовал отдельно и под Ревель не ходил (в названной летописи его имени нет). В этом случае у русских было только 7 сотен (700-1400 чел.). Заметим, что никаких других частей, ни конных, ни пеших, кроме указанных, в полку Яковлева и Мещерского не было. Кстати, и на картине у русских нет ни пехоты, ни пушек.
Подведем итоги:
Как видим, численность русского отряда в немецких источниках завышена от 3 до 8 раз (6000 чел.). Фактически (у двух воевод) было не более 2000 конных. В то время как русские определили численность ревельцев довольно точно – 700 чел. (фактически их было 750).
Согласно ливонскому хронисту И. Реннеру в бою сражалось (погибло?) 600 русских, т.е. более половины или 1/3 отряда, что является чрезвычайно завышенным и нереальным числом, если, конечно, речь идет об уроне.
Согласно отечественным данным пало 15 детей боярских. Даже если добавить сюда не указанных погибших боевых слуг, вряд ли это число больше полусотни.
Согласно нашему источнику, «немец побили … и мало их ушло немецких людей», но хронисты сообщают о 60 убитых ливонцах, что вполне вероятно. Наибольшие потери, надо полагать, понесла кавалерия. Разумеется, в её составе были не только представители Братства Черноголовых, но и другие конные воины. Летопись и ливонские хроники однозначно оценивают бой на Иерусалимском холме как победу русских.
Художник запечатлел на картине только погибших Черноголовых, причем в списке “Denkelbuch” указано 11 убитых членов братства, а на картине – 10.
В филиале Таллиннского Городского музея – в башне Кик-ин-де-Кёк выставлена небольшая батальная картина (размеры: высота 120 см, ширина 99,7 см.), написанная маслом на 4 соединенных досках, несколько потемневшая от времени, но в общем хорошей сохранности и без особых повреждений. Она изображает представителей Братства Черноголовых, павших в бою против русского отряда недалеко от городских стен Ревеля 11 сентября 1560 г. в ходе Ливонской войны (1558-1583).
Рассматриваемая картина-эпитафия, посвященная этому весьма незначительному военному событию, была заказана Братством у местного ревельского художника Ламберта Гландорфа (Lambert Glandorf или Glandorp) около 1561 г. в память о погибших членах Братства Шварцгейптеров (Schwarzhäupter или «Черноголовых»).
В нижнем правом углу картины имеется маленький «щит» с непонятным графическим знаком. Возможно, это автограф художника.
В силу своего сюжета картина напоминает классическую по стилю изображения икону. В центре композиции – распятый на кресте Иисус Христос. Над Христом два обнаженных ангела держат картуш с немецкой надписью: “ANNO 1560 DEN XI SEPTEMBER SINT VOR DEM VIENDE DEM RVSSEN VOR REVEL ACHTER IERVSALEM IN EINEM SCHARMVS(?)EL ERLIKEN GESTORVEN DESSE NACH VOLGENDE GE SELLEN BROEDER DER SCWARTEN HOVEDEN BINNEN REVEL VN DE MANCK ANDEREN DE DAER OCK MEDE WEREN VNDE DAR NACH IN DE STADT ERLICK BEGRAVEN DEN GODT ALLEN GENEDICH SI ANNO DOMINI 1561”. Надпись повествует об изображенном ниже событии. Под картушем, на кресте, ещё одна надпись: “I N R I”, означающая: “Jesus Nazarenus Rex Judaeorum”.
Остальные персонажи переднего плана разделены на две части. С двух сторон от креста на коленях стоят молящиеся воины по пять человек с каждой стороны. Это павшие в бою члены Братства Черноголовых, над которыми указаны их имена. Слева изображены: старейшина гильдии Хермен Бартелс(ен), Хинрих Болдевин, Бальтзар Крегер, Бартелт Хаверлант, Симон Конигк.
Справа – Асмус Руссов, Мастер Ханс, Иоахим Шрофе, Ханс Шефингхузен, Ханс Солден. Отметим, что в списке “Denkelbuch” указан ещё одиннадцатый погибший воин – Герт Витте, но на картине он отсутствует. Почему его нет среди изображенных – непонятно.
На всех десяти воинах одеты черненые кирасы (нагрудники имеют сильно выпяченное вперед ребро жесткости и острый выступ на уровне живота – тапуль, характерный для немецких кирас), латные ожерелья и прикрепленные к ним сегментные наплечники, доходящие до локтя. Шестеро из десяти изображены с непокрытой головой, а четверо молятся в шлемах. Все воины при шпагах на поясах. Возле них на земле лежат два шлема и пистолеты в ольстрах (четыре пары пистолетов в четырех ольстрах, по две с каждой стороны). Все шлемы одного типа – открытый «бургиньот». Набедренники и иная защита ног отсутствует. У воинов широкие короткие штаны с продольными разрезами (шоссы), не доходящие до колен, а также высокие черные сапоги. Одежда Черноголовых, а также усы и бороды, соответствуют моде того времени.
У подножия креста нарисован череп и кости, свиток с изображением головы Св. Маврикия и дата «1561». Выше черепа на кресте лента с латинской надписью: “MISERERE NOBIS NOSTRI”.
За обеими группами фигур, на заднем плане можно увидеть сражение и самое первое в живописи и графике изображение Ревеля ХVI века. Вверху слева видны шпили церквей и Ратуши, боевые башни, черепичные крыши домов, морская бухта и дуга ее берега, а также окрестности Старого города. Особенно выделяется самое величественное сооружение средневекового города – готическая церковь Св.Олафа (Олевисте) высотой около 160 м.
Сцена в левой части картины изображает отряд ревельской пехоты, вышедший из города и направляющийся к месту жаркого кавалерийского боя. Все пехотинцы в шлемах и доспехах, движутся по трое в ряд. Ближе к зрителю мы видим ещё трех пеших воинов с алебардами и четырех с аркебузами на плечах. На дальнем плане – отдельные разрозненные группы солдат либо горожан, вышедших из города.
Сцена в правой части картины непосредственно показывает нам само сражение. Ближе к зрителю группа из 4 всадников, снаряженных по-рейтарски, на белых лошадях, атакует русскую конницу. Эти всадники, видимо Черноголовые, одеты также как молящиеся фигуры первого плана – в черненых шлемах и латах. В руках у всадников видны пистолеты, направленные на противника. На земле перед ними лежит упавший с коня бородатый русский воин. Левой рукой он опирается о землю, а правой пытается отбиваться от атакующих его всадников саблей. У него красный кафтан и сапоги того же цвета. Позади указанных всадников на земле лежат двое убитых.
На ревельских рейтар нападают два конных русских воина из отряда бывшей в этом бою поместной конницы. Лошадь первого вероятно соловой масти, лошади второго всадника не видно. Первый в желтом кафтане и красной шапке, с саблей на поясе, держит в поднятой руке топорик. На боку также видел колчан со стрелами. На левом предплечье у него висит плеть.
За ним – второй конный воин в темной шапке и красном плаще, который замахивается саблей. Под ними лежит убитая лошадь и упавший на землю всадник в зеленой одежде, вероятно из числа поместных, поскольку у него красные сапоги, такие же, как у всех русских воинов на картине.
За двумя вышеуказанными русскими скачет ещё один – в красной шапке и зеленом кафтане. Слева на боку у него висит колчан со стрелами и сабля, а на левой руке (на предплечье) топорик и плеть. За ним виден ещё один упавший на землю воин в темной шапке и красном кафтане.
У всех русских воинов одинаковые белые штаны «в сборочку», темные чулки и красные сапоги.
Группа поместных всадников, нарисованная за скачущим вперед в зеленом кафтане, напротив, смешалась и собирается бежать. Атакованная рейтарами она уже повернула коней обратно.
На дальнем плане за описанной сценой боя также видны всадники в черных доспехах, которые двигаются в направлении города. То ли они возвращаются назад, то ли бегут от неприятеля. Лошади отдельных черных всадников, наоборот, повернуты в противоположную сторону. По всей вероятности они пытаются продолжать бой, давая отпор атакующей русской коннице.
У русских поместных всадников отсутствуют металлические шлемы и не видно доспехов, хотя возможно кольчуги и другое защитное вооружение надето под верхнюю одежду. Отсутствие защитного вооружения также можно объяснить неожиданностью начала боя, а именно: вылазка ревельцев из города застала их врасплох, русские могли не успеть надеть доспехи.
Таким образом, судя по изображенным на картине, наиболее типичное вооружение русских поместных всадников на 1560 год составляло: сабля, лук со стрелами и топорик на длинной или короткой рукояти. На левой руке у воинов подвешена плеть. Пистолеты и пищали отсутствуют.
Для сравнения можно привести описание вооружения знатных московских всадников на 1615 год, сделанное Антонисом Гутеерисом, следовавшим с голландским посольством в Москву. По его словам, воины имели «лук, который, во время езды, висел у них на ремне около шеи; слева колчан со стрелами, а подле него широкая сабля; справа под седлом виднелись длинное ружье, слева палаш, который так велик, что его можно было поднять только обеими руками; потом еще у седла укреплена пара пистолетов и к руке (правой) обыкновенно привешена короткая толстая плеть».
Ниже моя прорисовка трех русских всадников:
В заключение ответим на резонный вопрос: почему на картине изображены лишь Черноголовые, ведь в бою погибли не только они?
На мой взгляд, ответ простой: «Кто платит, тот и заказывает музыку». Денег у местных буржуа было много, почему бы лишний раз не прославить на века своё одиозное воинственное купеческое Братство?
ПОКОЛЕНИЕ ИСТОРИКОВ
БРАТСТВО ЧЕРНОГОЛОВЫХ - ЛЕГЕНДА И ИСТОРИЯ
Согласно легенде, Братство берет свое начало от группы иноземных купцов, которые участвовали в обороне Ревеля (Таллинн) во время восстания Юрьевой ночи (1343-1345), когда коренное население Эстонии безуспешно пыталось освободиться от немцев и датчан. Восставшие эсты избрали себе вождей – «четырех королей» и осадили принадлежащий датчанам Ревель. Отчаявшиеся горожане призвали на помощь магистра Ливонского ордена Бурхарда фон Дрейлебена, который пригласил «королей» на переговоры, вероломно убил их, а затем 14 мая 1343 г. легко разгромил войско эстов, оставшееся без предводителей.
Самое раннее задокументированное упоминание о Братстве относится к соглашению с Ревельским доминиканским монастырем от 28 марта 1400 г., которое подтверждает право Черноголовых владеть всеми священными церковными сосудами, которые они передали в Доминиканскую церковь Св. Екатерины. В том же соглашении Черноголовые обязуются украсить и осветить алтарь Св. Марии, заказанный братством для церкви, а доминиканцы, в свою очередь, обязуются проводить службы перед этим алтарем, чтобы благословить души Черноголовых.
Устав Братства в Риге датируется 1416 годом. Несмотря на то, что они были основаны почти в одно время и их уставы были одинаковыми, позднее произошли определенные отличия в названиях:
Компания в Риге называлась «Компания черноголовых» (Compagnie der Schwarzen Häupter).
Организация в Ревеле именовалась «Братством Черноголовых» (Bruderschaft der Schwarzhäupter).
В дальнейшем Братства Черноголовых возникли в Нарве, Вольмаре, Пернау и Дерпте .
Помимо прибалтийских братств известно также братство Черноголовых в Штральзунде. Кроме того, есть предположение, что братства Черноголовых существовали также в Висмаре и Новгороде.
Ревельское Братство Черноголовых управлялось двумя старейшинами, избиравшимися из членов Братства. Члены братства не относились к дворянскому сословию, но имели свой кодекс чести, повторяющий рыцарские обычаи. Братство было создано, скорее всего, как подобие военно-рыцарских орденов с идеалистической целью воссоздать лучшие из их традиций чести, благородства и служения высшей цели. Кроме дворян только Черноголовым разрешалось носить меч (а позже шпагу) в городе, причем не только ночью в карауле, но и днем, и члены Братства были весьма уважаемы в обществе, находясь на социальной лестнице лишь на ступеньку ниже купцов Большой гильдии, управляющих Нижним городом.
В 1531 г. Братство приобрело дом на Лангштрассе (сегодня Langstrasse / Pikk tänav 26), известный сегодня как «Дом Черноголовых».
После окончания Северной войны 1700–1721 гг., когда Ливония вошла в состав Российской империи, Братство Черноголовых постепенно превращается из военного общества преимущественно в общественную организацию. Политическая деятельность сменилась на благотворительную. Хотя рыцарский кодекс чести соблюдался Братством, военное значение Черноголовых постепенно уменьшалось. Братство все больше приобретало черты клуба со своими традициями и привилегиями.
В XVIII-XIX вв. кавалерийский отряд Братства играл роль почетного караула и просуществовал до 1887 г.
С 1961 г. Братство Черноголовых базируется в Гамбурге, в Германии.
В Средние века члены Братства патрулировали городские стены, а шестеро всадников ездили кругами по внутреннему периметру стен, когда городские ворота запирались после захода солнца.
В 1526 г. Братство передало магистрату Ревеля 8 камнемётных машин, 20 пушечных лафетов и 66 орудий малого калибра. Было пожертвовано 50 золотых марок на изготовление пушек для Нарвы, при этом оговаривалось, что на всех орудиях будет изображён герб Черноголовых.
Происхождение и двойственная природа Братства Черноголовых как военной организации и коммерческого объединения уникальны в европейской истории.
Далее рассмотрим само сражение и посвященную ему картину.
Это единственный сохранившийся в Эстонии памятник времен Ливонской войны.
Где-то поблизости от креста происходил бой, в котором погибли десять членов Братства Черноголовых.
В память о павших было установлено три креста. Не исключено, что некоторых «братьев» похоронили именно здесь. Один крест – в память о ратмане (советнике) Блазиусе Хохгреве, другой – о ратмане Лютке фон Ойтенне и третий – в память о десяти погибших членах Братства черноголовых. Два последних памятника позднее перевезли в Таллиннский городской музей, сейчас они выставлены в Доминиканском монастыре. Крест Блазиуса Хохгреве остался на своем месте.
Судя по нижеприведенным документам, русский конный отряд подошедший к Ревелю 11 сентября 1560 г. , не собирался атаковать его. Вооруженные ревельцы (750 чел.), среди которых были Черноголовые, сделали вылазку из города и внезапно напали на передовые сотни противника. Опрокинув их, они столкнулись с основными силами русской конницы и после боя вынуждены были бежать к городу. Ревельская пехота фактически не принимала участие в бою. Увидев бегство своих конных, она повернула обратно, бросив две пушки.
О ходе боя 11 сентября 1560 г. повествуют следующие источники:
“Denkelbuch” или протокольная книга братства:
«В 1560 г. 11 сентября с запада пришли русские численностью 6000 человек и хотели под Таллинном отправиться в направлении мельницы Юлемисте через Иерусалимский холм. В утренние часы того же дня из города спустились на них 250 всадников и 500 пеших, среди которых были горожане и подмастерья, и пошли на них сперва на песчаных дюнах, приблизительно в миле отсюда, где наши рыцарски сражались с врагами, и разбили большую часть их передовых, много русских пало на поле боя. А когда главные войска русских двинулись на наших, и хотя последние рыцарски защищались, наши оруженосцы отступили к болоту; так всадники вместе с горожанами и подмастерьями должны были отступать в город, но они несколько раз собирались снова и опять наступали на русских и убили многих из них. И когда к ним на подмогу из города к Иерусалимскому холму хотели прийти горожане с оставшимися с ними слугами вместе с оруженосцами, русский пошел вспять, и дорога ему к мельнице Юлемисте была преграждена, и должен он был пойти другой дорогой к мызе Юргена Трейдена.
В этом столкновении пали следующие подмастерья Черноголовых, которые рыцарски сражались с врагами, да будет милостив к ним Господь: старейшина гильдии Хермен Бартелсен из Тарту, Иоахим Шрофе, глазной врач Мастер Ханс, Симон Конингк, Герт Витте, подмастерье Ханс Солден, Бальтзар Крегер, Хинрих Болдевин, Бартелт Хаверлант, Асмус Руссов, Ханс Шефингхузен. Горожане: господин Лютке фон Ойтенн, таллинский ратман, Мартин Клейншмидт, Бласиус Хогреве, Ханс Калитц».
Бальтазар Рюссов в своей хронике пишет следующее:
«С тем же отрядом московит, возвратившись из Вика, показался пред Ревелем и расположился лагерем сначала на Гаркском дворе в полуторы милях от города. Тогда ревельцы, и дворяне, и не дворяне, члены магистрата, бюргеры, гезели, ландскнехты и простолюдины верхом и пешком рано утром сделали вылазку из города и взяли с собой два полевых орудия в надежде врасплох застать неприятеля. Пройдя около трех четвертей дороги, они наткнулись на отряд, который должен был гнать добытый скот; из этого отряда они многих убили, отняли у них всю добычу, взятую в Вике, что составляло несколько тысяч скота и несколько пленных, и велели гнать их к городу. Но тогда другие pyccкие в лагере скоро оправились, бросились на ревельцев и схватились с ними. Но ревельцы, по многочисленности русских, должны были отступить, надеясь получить подкрепление от ландскнехтов и пехотинцев, оставшихся позади. Но ландскнехты и пехотинцы, видя, что дворяне бегут, побежали также в кусты и болота, куда только кто мог забраться, и бросили пушки, которые русские взяли вместе с магистратскими лошадьми, везшими их. Но русскому можно было нанести тогда сильный убыток, если бы хорошенько остеречься. На этот раз пали многие славные герои из дворян, бюргеров, и купеческих приказчиков (гезелей), а именно Иоанн фон Гален, Юрген фон Унгерн и Лаврентий Эрмис из дворян, Людеке фон Ойтен, член магистрата, Блазиус Гохгреве, бюргер, и еще многие другие бюргеры и гезели, многие были принесены домой также больными и ранеными. Когда же маленький конный отряд так долго держался, то русские удивлялись тому и говорили: «Ревельцы или безумны, или совершенно пьяны, если с такой малостью народа сопротивляются большому войску и осмеливаются отнимать добычу». Тогда русские подобрали своих убитых, свезли их в соседние деревни и сожгли деревни вместе с телами и отправились в Виттенштейн к другому отряду. Случилось это 1560 года, 11 сентября».
(Текст приведу на немецком, так как с этим языком у меня совсем плохо):
“Den 11. Septembris quemen de Russen uth der Wike in Harrien und legerden sich in den hoff tho Harcke anderthalve mile van Revel.
Do fellen ruiters, knechte, borgers und koopgesellen des morgens fro uth der stadt mit twen falkeneten und ersloegen 600 Russen, so mit der buite vor an toegen, erreddeden also vele junfern und frouwens, so to Hapsal und up der hochtidt in der Wike gefangen weren, kregen dar tho alle dat genamen vee wedder, des by 1000 stucke was, und de knechte vorleten dat geschutte und beginden to plundern. Als de andern Russen im leger dit vornemen, quemen se an die Revelschen und erschlogen 60 man an ruiteren, knechten und buren, und eroverden de 2 falkenetel mit des rades perden, so dar vor gingen. Dar bleven doth Johan van Galen, Laurents Armus und Jorgen van Ungern alle dre vam adel, Luitke van Oite rathman, Blasius Hogreve borger sampt andern borgern und kopgesellen, de hovetman Plate wort gewundet, de andern nemen de flucht wedder na der stadt.
Dit weren de sulven Russen, so tor Parnow weren, averst under wegen mehr hulpe gekregen hadden, als se up Revel toegen. Hir bleven der Russen ock gar vele, de doden forden se in de umbliggende dorper, vorbranden se und togen wedder na Wittenstein int leger”.
Если перевести совсем кратко (используя книгу В. Пенского), то в бою сражалось (убито?) 600 московитов, ревельцы потерпели поражение, потеряв 60 убитыми и 2 бывших у них фальконета. В остальном у И. Реннера почти то же, что у Б. Рюссова, поскольку второй (вероятно) использовал сочинение первого.
30 августа 1560 г. большая русская армия под началом воевод кн. И.Ф. Мстиславского и кн. М.Я. Морозова взяла ливонский замок Феллин (Вильянди, Вельян). Войско состояло из пяти полков: большого, передового, сторожевого, полков правой и левой руки.
Полком левой руки командовали воеводы боярин Иван Петрович Яковлев (Яковля Хирон) и князь Григорий Мещерский. Именно этот полк был отправлен Мстиславским под Ревель (Колывань по-русски) с предложением добровольной сдачи царскому войску.
Согласно Псковской летописи:
«Да после Вельянского взятья посылали воеводы Ивана Петровича Яковлева с людьми х Колываню, и немцы приходили ис Колываня на Иванова Петровичу посылку и туто убили наших человек 15 детей боярских. И приспел тутож Иван Петрович со всеми людьми и немец побили; а было немец 300 конных, а пеших 400, и мало их ушло немецких людей».
Согласно разрядным книгам, полк Яковлева и Мещерского насчитывал 11 конных сотен
Ивана Петровича Яковлева головы сотен:
Василей Васильев сын Розладин,
Темка Федоров сын Игнатьев,
Михайло Борисов сын Чеглоков,
Федор Ондреев сын Безнин,
Мамыш Кудашев сын Ододуров,
Михайло Иванов Бурцов,
Ондрей Левонтьев сын Соловцов.
У воеводы у князь Григорья Мещерсково головы сотен:
Иван Михайлов сын Карамышев,
Федор Васильев сын Бернов,
Русин Злобин сын Лукерьин,
Данило Микулин сын Бартенев.
Одиннадцать конных сотен это, грубо, от 1000 до 2000 всадников. Впрочем, не исключено, что Мещерский действовал отдельно и под Ревель не ходил (в названной летописи его имени нет). В этом случае у русских было только 7 сотен (700-1400 чел.). Заметим, что никаких других частей, ни конных, ни пеших, кроме указанных, в полку Яковлева и Мещерского не было. Кстати, и на картине у русских нет ни пехоты, ни пушек.
Как видим, численность русского отряда в немецких источниках завышена от 3 до 8 раз (6000 чел.). Фактически (у двух воевод) было не более 2000 конных. В то время как русские определили численность ревельцев довольно точно – 700 чел. (фактически их было 750).
Согласно ливонскому хронисту И. Реннеру в бою сражалось (погибло?) 600 русских, т.е. более половины или 1/3 отряда, что является чрезвычайно завышенным и нереальным числом, если, конечно, речь идет об уроне.
Согласно отечественным данным пало 15 детей боярских. Даже если добавить сюда не указанных погибших боевых слуг, вряд ли это число больше полусотни.
Согласно нашему источнику, «немец побили … и мало их ушло немецких людей», но хронисты сообщают о 60 убитых ливонцах, что вполне вероятно. Наибольшие потери, надо полагать, понесла кавалерия.
Разумеется, в её составе были не только представители Братства Черноголовых, но и другие конные воины. Летопись и ливонские хроники однозначно оценивают бой на Иерусалимском холме как победу русских.
Художник запечатлел на картине только погибших Черноголовых, причем в списке “Denkelbuch” указано 11 убитых членов братства, а на картине – 10.
В нижнем правом углу картины имеется маленький «щит» с непонятным графическим знаком. Возможно, это автограф художника.
В силу своего сюжета картина напоминает классическую по стилю изображения икону. В центре композиции – распятый на кресте Иисус Христос. Над Христом два обнаженных ангела держат картуш с немецкой надписью: “ANNO 1560 DEN XI SEPTEMBER SINT VOR DEM VIENDE DEM RVSSEN VOR REVEL ACHTER IERVSALEM IN EINEM SCHARMVS(?)EL ERLIKEN GESTORVEN DESSE NACH VOLGENDE GE SELLEN BROEDER DER SCWARTEN HOVEDEN BINNEN REVEL VN DE MANCK ANDEREN DE DAER OCK MEDE WEREN VNDE DAR NACH IN DE STADT ERLICK BEGRAVEN DEN GODT ALLEN GENEDICH SI ANNO DOMINI 1561”. Надпись повествует об изображенном ниже событии. Под картушем, на кресте, ещё одна надпись: “I N R I”, означающая: “Jesus Nazarenus Rex Judaeorum”.
Остальные персонажи переднего плана разделены на две части. С двух сторон от креста на коленях стоят молящиеся воины по пять человек с каждой стороны. Это павшие в бою члены Братства Черноголовых, над которыми указаны их имена. Слева изображены: старейшина гильдии Хермен Бартелс(ен), Хинрих Болдевин, Бальтзар Крегер, Бартелт Хаверлант, Симон Конигк.
У подножия креста нарисован череп и кости, свиток с изображением головы Св. Маврикия и дата «1561». Выше черепа на кресте лента с латинской надписью: “MISERERE NOBIS NOSTRI”.
Сцена в левой части картины изображает отряд ревельской пехоты, вышедший из города и направляющийся к месту жаркого кавалерийского боя. Все пехотинцы в шлемах и доспехах, движутся по трое в ряд. Ближе к зрителю мы видим ещё трех пеших воинов с алебардами и четырех с аркебузами на плечах. На дальнем плане – отдельные разрозненные группы солдат либо горожан, вышедших из города.
На ревельских рейтар нападают два конных русских воина из отряда бывшей в этом бою поместной конницы. Лошадь первого вероятно соловой масти, лошади второго всадника не видно. Первый в желтом кафтане и красной шапке, с саблей на поясе, держит в поднятой руке топорик. На боку также видел колчан со стрелами. На левом предплечье у него висит плеть.
За ним – второй конный воин в темной шапке и красном плаще, который замахивается саблей. Под ними лежит убитая лошадь и упавший на землю всадник в зеленой одежде, вероятно из числа поместных, поскольку у него красные сапоги, такие же, как у всех русских воинов на картине.
За двумя вышеуказанными русскими скачет ещё один – в красной шапке и зеленом кафтане. Слева на боку у него висит колчан со стрелами и сабля, а на левой руке (на предплечье) топорик и плеть. За ним виден ещё один упавший на землю воин в темной шапке и красном кафтане.
У всех русских воинов одинаковые белые штаны «в сборочку», темные чулки и красные сапоги.
Группа поместных всадников, нарисованная за скачущим вперед в зеленом кафтане, напротив, смешалась и собирается бежать. Атакованная рейтарами она уже повернула коней обратно.
У русских поместных всадников отсутствуют металлические шлемы и не видно доспехов, хотя возможно кольчуги и другое защитное вооружение надето под верхнюю одежду. Отсутствие защитного вооружения также можно объяснить неожиданностью начала боя, а именно: вылазка ревельцев из города застала их врасплох, русские могли не успеть надеть доспехи.
Ниже моя прорисовка трех русских всадников:
На мой взгляд, ответ простой: «Кто платит, тот и заказывает музыку». Денег у местных буржуа было много, почему бы лишний раз не прославить на века своё одиозное воинственное купеческое Братство?