ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ

ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944208944659
Уже ушло в седую древность время, когда А. В. Архциховский написал "Древнерусская миниатюра как исторический источник", где был затронут вопрос и использования древнерусской иконографии в качестве источников по военному делу. Но новых исследований с того времени почти и не было - могу назвать только недавние работы Н. А. Плавинского и М. И. Петрова. И практически до сих пор жива практика, когда отдельное изображение рассматривают как вещь в себе, выискива то, что хотят найти. Да, на форумах разговоров много об исследовании, выявлении шаблонов и заимстовований. Но на деле все ограничивается пальцетыканьем - это "канон", это художник видел вживую. Толку от таких гаданий... Так то схема не сложная: сравниваем с греческими, болгарскими и сербскими иконами и миниютюрами - выявляем схожие и отличные детали; сравниваем поздние изображения с ранними - выявляем, что менялось, что новое появилось. Реконструкцию на этом врядли можно построить, но зато можно выявить "однозначные детали" и отмести "соблазнительные детали". И дело это не быстрое.

Здесь уже были разборы Лицевого свода и Радзивиловской летописи по щитам, по хвату копий и седлам. Вывод один: хочешь рассмотреть какую либо деталь в этих истчониках - простотри все тысячи рисунков в них, иначе это будет пустое занятие (да ещё с другими русскими и славяно-греческими изображениями нужно сравнивать).

Есть замечательный сайт по русскому православному искуству Там и галерея русских икон, и литература, и немного балкано-греческих икон. В других местах можно достать ещё балкано-греческой иконографики. Есть возможность посравнивать.

Самый оторванный от реальности элемент в православной иконографике - это безусловно корпусной доспех. По другим православным странам может и можно выявить, какие реальные доспехи на ряде изображений могут быть "зашифрованны", но по русской иконографике - не вижу даже за что зацепляться.

Основное внимание будет обращено на конское снаряжение, прежде всего на седла. Сразу скажу: я пространно намекаю на утверждение, что от факта наличия шпор можно "вытянуть" и седловку, и приемы верховой езды и спсобы использования оружия. Хотя конструкция седла несравненно больше влияет на боевые возможности всадника, чем шпоры. Просто "желязяки" сохранились, а седла - почти нет.

Начать можно с наиболее ранних, 11-13 вв., изображений.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209020691
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209031187
Это рельефы 11-12 вв. из Киева.

Пока видим согнутые ноги и седла с почти невыраженными луками.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209051667
Фреска 12 в. из Старой Ладоги.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209062163
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209071123
Змеевики 12-13 вв.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209087251
Дмитровский собор во Владимире,1197 г.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209101843
Икона из Новгорода. Конец 13 или начало 14 вв.

Т. о. с конца 12 в. видим традицию изображать вытянутые ноги, но седла по прежнему со слабо выраженно лукой.

Изображения святых на Руси в те века тесно связывают с византийскими образцами (влоть до того, что их создавали выходцы из Византии). Четких фото византийских "объемных изображений" в мои руки не попали, но на миниютюрах указанные детали показаны схожим образом.

С 13 в. в греческо-балканских землях появляется новая практика рисовать седла. Но мы видим в ряде русских миниатюр, созданных в 14-15 вв., сохранение ранней традиции.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209121299
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209128467
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209132563
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209136147
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209142803
Подборка всадников из Киевской Псалтыри 1397 г.

Миниатюры в целом повторяю старую византийскую практику: обычно луки седел не прописаны, ощущение, что всадник сидит на чепраке или даже на голой спине лошади. Чепрак и седло не выделены друг от друга. В таком виде изображены подавляющее большинство всадников из тверского Амартола (написан в 14 в. - в иллюстрациях использовались балканские миниатюры 12 в.) и из Радзивиловской летописи, и эту практику в последней можно отнести к миниатюрам-протографам 13 или 14 вв.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209163027
Святой Георгий из церкви Асину. Самое начало 13 в.

В визанитийскимх миниатюрах уже с конца 11 в. видим практику рисовать всадников с вытянутыми ногами.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209178131
Давид из Псалтыри 1088 г.

Понять конструкцию седел можно выискивая всадников, у которых луки седел прописаны, и оседланных коней без всадников. В Радзивиловской летописи можно выделить такие изображения.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209186579
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209190419
На первой лошади без всадника седло напоминает седло у лошади без всадника в Киевской псалтыри.

Нужно попробовать сравнить с византийскими изображениями.

Часще не византийских миниатюрах у коней без всадников седла нарисованы в виде плоскости. .Как например на миниатре к повести о Варлааме и Иосафе (13 в.).
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209201939
Но есть исключения. Порившись - удалось найти изображения:
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209209619
Святые Георгий и Феодор Стратилат. Фреска в пещерном храме в Каппадокии. 11-12 вв. Похоже на второй ряд из РЛ,
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209218579
Псалтырь 9 в. Характерно загнутая задняя лука - сходства пока не увидел.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209230099
Книга Иова, 12 в. Тоже пока нет характерных совпадений.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209238035
Прорисовка для книги Иовы 13-14 вв. Тут непонятно из-за незаконченности.

В рукописи Скилицы 13 в. кони без всадников зачастую показаны с седлами без выделения лук.

Есть так же такие изображения:
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209245203
Нижний ряд и первый в среднем ряду имеют прямые луки, о которые похожи на луки, о которых будет речь в следующей главе (примечательно, что у коней со всадниками здесь они не прорисованы). Третий в первой ряду - уже видно, что седло похоже на седла во втором ряду из РЛ (туда же можно отнести втрое изображение в последнем ряду из РЛ). Из РЛ остается второе изображение в первом ряду и первое изображение в третьем ряду. Примечательно, что последнее седло показано так, что всадник приподнимается над спиной лошади. С ним также есть важный момент - это распространённый тип седла в Лицевом своде 16 в. (прежде всего, к иллюстрациям событий 13-14 вв.), только добавлены тебеньки (о них - потом).
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209274899
Но посколько РЛ составлялась в конце 15 в., то "нестандратные" два типа седла могли попасть на изображения тогда.

Теперь наиболее раняя для Залесской Руси (2-я четверть 14 в.) живописная икона с изображением всадников - Борис и Глеб с житием (клеймы жития). Это московская школа, Коломна. Как отмечал Лазарев В. Н.: "Иконография клейм частично восходит к утраченному лицевому Житию Бориса и Глеба, возможно созданному еще в XII веке."
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209326611
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209337619
Борис возвращается из похода
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209347347
Расслабление Святополка
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209358867
Святополк против Ярослава

Замечу, что на последенем клейме впервые на руссой иконе показана сабля (схематично).

Примостревшись к сёдлам, нахожу сходство их с сёдлами из РЛ (второй ряд), которые, как отмечено, имеют аналог в византийской живописи. Это явно схематичное изображение - не показаны чепраки и стремена, на самом седле никак не обозначены украшения и разноцветность.

Моё итоговое мнения по русским изоражениям сёдел до 14 в. Это схематичные изображения - наиболее простые примеры из визанитйских изображений, господствующие в 11-12 вв. Прямые выводы о конструкции сделать нельзя.

Помимо двух обозначенных сёдел, отличных по своей прорисовки, в РЛ можно увидеть ещё "нетипично прорисованные седла".

В первую очередь - это конь Олега Вещего. Именно на основании этого изображения и строится доказательная база (помимо "общих изображений) о седлах ясельного типа на Руси. Я совместил это изображение с западной картиной 1470-х гг. и рисунка рыцарского седла середины 15 в. из популярной французской военной серии.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209386771
При наличии приросовки готических лат в РЛ неудивительно увидеть и приросовку рыцарского седла. Только у меня опять стойкое ощущение, что художник рисовал не с натуры, а с рисунка коня с сидящим на нём рыцарем. Из-за чего и получилась такае упирающаяся концом в спину всадников задняя лука и вогнутое седалище (как на других прорисованных художником сёдлах).

И ещё одно седло.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209404179
Здесь мы видим тебеньки (выделил красной линией) - о них подробней потом. На втором изоражении тоже что-то похожее не тебеньки. Это уже точно не с протографов 13-14 вв. Оно похоже на московские и новгородские изображения 15-16 вв.

С 13 в. на греческиех, сербских и болгарских иконах и миниатюрах можно увидеть новшество в изображении всадников. Стал преобладать новый типа седла - с полукруглой вертикальной задней лукой. Этот тип седла иногда путают с рыцарским ясельным седлом. Но отдельно существующие типы сёдел. Седло с такими луками в 13-14 вв. можно встретить и на некоторых западных изображениях, а на миниатюрах венгерской хроники 14 в. показано и ясельное, и это седо и седло с отлогой лукой.

Также появились мундштучные удила. Иногда рисуют шпоры.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209578515
Святые Сергий и Вакх. Монастырь св. Екатерины, Синай. 1270-80-е гг.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209591315
Георгий Диасорти и Фёдор Стратилат. Монастырь св. Екатерины, Синай. 1260-е гг.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209603603
Святой Георгий. Византия, 13 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209611283
Кипр 13-14 вв.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209617427
Дмитрий Солунский. Стеатитовая византийская икона. Конец 13 - начало 14 вв. Музеи Московского Кремля.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209627923
Фреска 14 в., Сербия.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209637651
14 в., о. Эгина.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209643283
Крит. 15 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209657619
Кипр. Конец 15 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209681427
Фёдор Стратилат. Македония. Первая половина 16 в.

В 15-16 в. мы видим уже ясельные выступы на сёдлах, часто есть шпоры. Правда нарисованы эти иконы часто на терриории католических государств.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209699347
Крит.1450-е. Коллекция маркиза Кампаны
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209732371
Свв.Георгий и Димитрий на конях. Перв. половина XV в. Византия.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209740563
Афины. 16в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209746195
Дмитрий Солунский. Корфу. 16 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209753619
Коронная Русь. начало 16 в.

Я пока даже не заметил икон того времени с другими сёдлами. Стали они господстовать и в книжной миниатюре 14 в. Там луки обычно невысокими нарисованы.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209765395
Александрия из Трабзона. 14 в. Хранится в Венеции.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209783827
Болгарский Томичев Псалтырь. Около 1360 г.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209817875
Болгарская Хроника Манассии. 14 в.

Иногда видим там их соседство с другими седлами - небольшоей отлогой лукой.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209917203
Сербский Псалтыр. 14 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944209944851
Евангелие болгарского царя. 1356 г.

Если мундштуки и не "переселились" на русские иконы, то сёдла с прямыми луками появились. Их изображение пытаются использовать в качестве доказательств "рыцарской способа верхового боя". Но нужно посмотреть где они изображены.

Они впервые появляются в Симоно-Хлудовской псалтыри конца 13 в. Изготовлена она была в Новгороде.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210010643
Затем это седло появляется в Житие Бориса и Глеба, составленном опять в Новгороде в конце 14 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210051091
На трёх новгородских иконах: первой половины, середины и второй половины 14 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210083603
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210119699
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210125331
Новгородская икона 14 в. - Борис и Глеб, окло 1377 г.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210135315
Это все 4 всаднических иконы новгородской иконописной школы 14 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210150419
Новгородский образок 14 в. Лук не видно. Т.е. изображение в старом стиле "седло-чепрак"

Седло с "высокой" задней лукой можно увидеть на образке новгородской школы 14 в. Но тут луки отлогие.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210171155
Потом новгородская школа представила "византийские" седла иконой "битва ногвородцев с суздальцами" (об этом ниже).

Так же 1460-70-ми гг. или началом 16 в. датируется новгородская икона "святые Флор и Лавр", созданная по примеру "Бориса и Глеба".
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210178835
Была ещё одна новгородская икона Святого Георргия конца 16 в., которая явно является упрощённой перерисовкой иконы середины 14 в. В то время это уже архаизм.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210192659
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210197779
Так же по примеру старой иконы на рубеже 16-17 вв. на р. Онега была написана икона "Флор и Лавр".
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210211091
За пределах Новгородской иконописной школы такое седло можно увидеть только на иконе середины 14 в. Борис и Глеб, московской школы.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210222099
К московской школе 14 в. относят и шиферную иконку (Георгий на одной стороне, Николай - не другой). Видна прямая задняя лука.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210239251
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210246675
Св. Георгий. 1464г. Рельеф со Спасской (Фроловской) башни. По заключение О. В. Яхотнта делали скульптуру итальянские резчики по камню.

Также подобное седло есть на иконе Святой Георгий из Устюженского музея (2-й пол. 16 в.). На фоне других икон, как и новгородская икона, такое изображения было архаизмом.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210262547
Белокаменный рельеф Успенского собора в Москве. Предположительно относят к 15 в. Изображение в целом нестандартное для Руси.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210270483
Т. о. сёдла с прямой лукой отображает балкано-греческую иконографику. На Руси в конце 13 - 14 вв. всадников с такими сёдлами рисовали прежде всего в Новгороде, единично - в Москве. Были ли такие сёдла в реальном ходу можно только предполагать, но даже в иконописи они уже на рубеже 14-15 вв. вытесняются другими седлами.

Есть ещё изображения конных святых 14 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210278419
Святой Георгий. 14 в. Ростовская школа.

Седло опять показано в "плоском виде".
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210284307
Борис и Глеб. Рязань или Муром. 14 в.

Седла не прорезаны.

Т. о. у конных Святых и конных воинах на миниатюрах на Руси в 11-14 вв. для изображения седёл использовались византийские образцы. На рубеже 14-15 вв. появляются изображения седел, которые не могли быть перерисованы. Об этом далее.

Теперь стоит перейти к "реальным сёдлам".

Вначале поставлю такую картинку - что бы понимать, что такое тебеньки (крыльца) и чепрак (потник). Да и мне на память - сам я ни разу не лошадник.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210415379
Тебеньки могли иметь разные формы. Они являлись характерной чертой "седел степного типа", но в разных местах и регионах они могли быть и не быть. Т. е. их появления говорит о "степном влиянии". По Восточноевропейской степи до 15 в. - не знаю, когда появились. Если их там раньше не было, то и на Руси искать не приходится. Документы 16 в. показывают их на русских седлах.

Теперь берем самый точный западый иконографический источник по русскому вооружению - натюрморт с оружием к изданию Записок Герберштейна.

Смотрим на седло.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210428179
Затем смотрим несколько гипертрофированное изображения того же источника
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210433811
Седло на лошади нарисовано несколько геометрически коряво. Тебеньки здесь уже выглядывают из-под чепрака и они прямоугольны. Все эти варианты показаны на русских иконах и миниатюрах 16 в. (это можно будет увидеть дальше).

Для "комлекта" смотрим цветную Оршу. Конский убор там бедный на украшение - видимо до художника "нормальные трофеи" не дошли. Седла и чепраки не видно - скрыты под кафтанами. Но тебеньки видны.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210451987
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210458643
Московская икона, датируемая началом 15 в. Седло достаточно прорисованное. Высокая передняя лука наклонена, задняя лука низкая.

А теперь смотрим две иконы Ростовской школы конца 14 или начала 15 вв. Там можно различить и седло с отлогой лукой, и чепрак, и тебеньки. Седло поднимает всадника над спиной лошади.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210475539
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210480403
А теперь новгородские иконы конца 14 или начала 15 в. Тебенек нет. Но можно видеть поднимающего всадника над спиной коня седло с отлогой задней луком..
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210487059
Дмитрий Солунский. нало 15 в. Конным он показан на клеймах. Примечателен куширующий хват.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210492947
Святой Георгий. Первое изображение с клинком.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210498835
Святой Георгий. Датируется концом 14 или 15 вв. Это "провинциальны" вариант новгородской инконописи, из-за чего уточнение датировки затрудняется.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210508051
На этой новгородской иконе видны уже тебеньки. Тут примечательна датировка. Её одно время датировали концом 14 в. В книге "Живопись Великого Новгорода. 15 в." 1982 г. авторы даже разделились по уточнению датировки на основе детального анализа. В. К. Лаурина отнесла икону не ранее второй половины 15 в., Э. С. Смирнова указала на признаки первой половины 15 в. Т. е. икона написана примерно в середине 15 в., ещё в период боярской республики.

А теперь обратимся к столь популярной у военных историков иконе "битва новгородцев с суздальцами", написанной примерно в 1460-е гг. Важно, что в ней отразилась иделогия противопоставления Москве/Низу.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210529299
В верхнем конном ряду нас интресуют седла (с характерными луками) и посадка со согнутыми коленями. У обеих сторон.

В нижнем ряду видим знакомые "византийские" седла с вертикальными луками. Но видим их у "чужаков" - низовцев-суздальцев. С новгородской стороны видим другие седла. А у одного из Святых всадников отчетливо видим тебеньки. Мало того, именно с новгородской стороны впервые на русских иконах мы видим сабли (на Житии Бориса и Глеба сабля была на клеймах, а не на самой иконе, да и вероятно с ней показан Святополк, т. е. отрицательный персонаж).

Во таткая вот "ориентализация Москвы и вестернизация Новгорода".
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210546195
Новгородская икона "Фрол и Лавр" последней четверти 15 в.

После двух указанных ростовских икон, нет икон со всадниками московской или ростовской школ, которые могли быть датированы строго ранее конца 15 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210559507
Рисунок из Буслаевской псалтыри последней четверти 15 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210565907
Ростов. 2-я пол или последняя треть 15 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210573843
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210578963
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210584339
Три иконы: Ростов, конец 15 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210593299
Дмитрий Солунский. Предположительно Тверь. Предположительно 15 в. Русский музей: Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в Русском музее / Альманах; коллек. авт. Вып. 433. СПб., 2014. С. 114.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210598675
Москва. конец 15 или начало 16 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210604307
Вологда. Конец 15 или начало 16 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210609683
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210613011
две иконы с Георгием из Ростова. Начало 16 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210620435
Дмитрий Солунский. Ростов. начало 16 в.

По сравнению с новгородской иконой начала 15 в. появились тебеньки.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210628627
Москва. Начало 16 в. Первое иконописное изображение Георгия с саблей.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210638099
3-я четверть 16 в. Здесь нельзя не обратить внимание на детально прорисованную саблю.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210644755
Начало 16 в. Поволжье.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210648339
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210659091
Эти две иконы датированы первой половиной 16 в., но не локализованы.

Есть серия деревянных скульптур Георгий Победносец. По трактовке образа скульптура близка образу скульптуре в Москве 1464 г. Но седло уже не "византийское", а с отлогой лукой. Обычно вырезаны тебеньки из-под чепрака. По предложению В. Г. Пуцко эта серия могла появиться уже после перенесения московской скульптуры с башни в 1491 г. и обращение её в икону. Соотвественно датировка отнесена к рубежу 15-16 вв.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210699283
Юрьев-Польский Георгиевский собор.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210711059
Ростов
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210715411
Новгородский Софийский собор.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210722835
Москва.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210745875
Деревянная скульптура. Вологда. Вторая половина 16 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210751251
Изразцовый рельеф Успенского собора в Дмитрове. Середина 16 в.

Перерисованная в конце 15 в. новгордская "Битва", а затем на рубеже 15-16 вв.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210758931
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210762771
Та же икона, нарисованная в первой половине 16 в. в Москве
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210772755
Новгордское иконописание на начало 16 в. выдает общерусскую практику в отображении седел. Вот три иконы этого времени.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210780435
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210784531
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210788627
А эти две иконы уже датируется первой половиной 16 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210794259
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210798099
А эта новгордская икона датируется широко 16 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210807315
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210815763
Новгородское шитье начала 16 в. Интересен шлем с яловцом. Можно задуматься о его реальном прототипе.Не разбираюсь, но на форме на шлем 16 в. похож.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210821651
Чудо великомученика Георгия о змие. Икона. Новгородская провинция. 2-я половина XVI века. 113.5 х 79.7. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210825235
Новгордское литье конца 15 или начала 16 в. По седловке непонятно.

Две иконы ростовской школы 16 в.:
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210830099
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210833683
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210838291
Икона датируемая 16 в., без локализации.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210841363
Литье. 16 в.

Видим изображение всадников из Псковской палеи 1477 г. Данная минитюра, как и большинство других, нарисованы в рукописи в середине 16 в. Там можно разглядеть тебеньки и возвышающее всадника седло с отлогой задней лукой.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210850835
Три иконы середины 16 в.:
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210853907
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210856723
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210861331
А вот "церковь воинсвующая" 1550-х гг. Архаичные мечи и щиты. Седловка типовая, только без тебенек.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210866707
Иконы, датируемые периодом 2-й пол - начала 17 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210870803
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210880787
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210883603
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210888467
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210891027
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210894099
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210899219
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210901267
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210904851
Дмитрий Солунский. Вторая половина 16 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210910995
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210915347
Дмитрий Солунский с Житием. конец 16 в.

В Лицевом Летописном своде можно увидеть как седла, известные по иконам 16 в., так и ранее отмеченный тип седел (известные ещё по некоторым изображеним в Радзивиловской летописи, но без тебенек). Иногда они даже на одной миниатюре бывают.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944210922259
В целом в ЛЛС видна практика. "Византийские" седла с прямыми луками показаны только в первых частях Всемирной и Библейской истории (к ним добавлены тебеньки). В Русской истории в ранней хронологии (11-12 вв.) видно изображенияя без прорисовок седел (всадники визуально сидят на чепраках). В 13-14 вв. преобладают седла, как у Чулубея. А потом уже типовые "иконописные" седла.

Подводим итоги. Седла, хорошо известные по иностранным гравюрам, иконам и миниатюрам 16 в. были известны к 15 в. Появление их на рубеже 14-15 вв. сразу на ростовских и новгордских иконах нельзя объяснить "переоснащением". В это время отказались от византийского образца при изображении этого элемента. Соотвественно, стали рисовать то, что можно было увидеть. Т. е. такие типы сёдел к тому времени были типовыми. Единственно - в Новгороде ещё не были в ходу новомодные тебеньки, но они стали широко расространяться ещё до присоединения к Москве. Полное преобладание на иконах обозначенного типа седел на рубеже 15-16 вв., изображаемых разными школами и в разном виде, дополнительно свидетельствует, что такой тип конского снаряжения был в перобладающем употреблении повсеместно.

Далее по 16-17 вв. В Новгороде как покровители лошадей почитались Флор и Лавр. Иконах этих святых можно увидеть осёдланных коней без всадников.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944211280403
Новгородская икона широко датируется 15 в. Видим сёдла с завитыми концами лук. Такие же сёдла преобладают на иконе "битва новгородцев с суздальцами". Здесь их конструкцию можно детально рассмотреть.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944211293971
Новгородская икона датируется концом 15 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944211298323
Новгородская икона конца 15 или начала 16 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944211317523
Новгородская икона начала 16 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944211323923
Икона из Обонежья. "Чудо о Флоре и Лавре. Святители Власий и Спиридон". Первая половина 16 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944211330323
Икона "Флоре и Лавре". Из Ростовского музея. Первая половина 16 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944211336467
Флор и Лавр. Московская школа. 16 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944211342867
О Флоре и Лавре. Архангельский музей. Северная иконопись. Второя половина 16 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944211350035
Перображение. Чудо о Флоре и Лавре. Северная иконопись. 17 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944211354643
Чудо о Флоре и Лавре. Смоленский музей. 17 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944211364371
Чудо о Флоре и Лавре. Тихвинская школа. Вторая половина 17 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944211372307
Флор и Лавр. Написана в Нерехте во второй половине 17 в.

Северные иконы "Святой Георгий". Вторая половина 17 в. идим повторение седловки на более ранних иконах:
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944211378195
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944211383827
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944211386643
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944211389715
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944211393811
Интересны иконы 17 в., на которых отразилась новая школа.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944211401491
Дмитрий Солунский. Конец 17 в. Карелия.

Сабля в ножнах при копьё - необычных элемент в русской иконописной композиции.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944211431187
Дмитирй Солунский и Георгий. Написана царским иконописцем Никитой Павловцем около 1670 г. Хорошо прорисовано ооформление тебенек и чепрака. Виден мунштук.

Так же мунштуки, хорошо прорисованное офрмление одежды и конского убора видны на иконах Борис и Глеб.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944211446547
Москва. Последняя четверть 17 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944211468819
Ярославль. Последняя четверть 17 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944211475475
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944211483667
Ярославский Музей. Конец 17 или начало 18 в.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944211488275
Владимро-Суздальский музей. Последняя четверть 17 - начало 18 вв.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944211496979
Наисаны в Холмогорах в 1700 г.

К этим произвдениям нужно добавить парсуны, показвающие на коне Михаила Фёдоровича и Алксей Михайловича. написана около 1685 г.
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ - 944211503635
В описях имущества высшей знати второй половины 17 в. видим много мунштуков (ранее на Руси не употреблявшихся) и практически не видим шпор. Поэтому неудивительно появление на иконах первых.

Комментарии

Комментариев нет.