Уже ушло в седую древность время, когда А. В. Архциховский написал "Древнерусская миниатюра как исторический источник", где был затронут вопрос и использования древнерусской иконографии в качестве источников по военному делу. Но новых исследований с того времени почти и не было - могу назвать только недавние работы Н. А. Плавинского и М. И. Петрова. И практически до сих пор жива практика, когда отдельное изображение рассматривают как вещь в себе, выискива то, что хотят найти. Да, на форумах разговоров много об исследовании, выявлении шаблонов и заимстовований. Но на деле все ограничивается пальцетыканьем - это "канон", это художник видел вживую. Толку от таких гаданий... Так то схема не сложная: сравниваем с греческими, болгарскими и сербскими иконами и миниютюрами - выявляем схожие и отличные детали; сравниваем поздние изображения с ранними - выявляем, что менялось, что новое появилось. Реконструкцию на этом врядли можно построить, но зато можно выявить "однозначные детали" и отмести "соблазнительные детали". И дело это не быстрое.
Здесь уже были разборы Лицевого свода и Радзивиловской летописи по щитам, по хвату копий и седлам. Вывод один: хочешь рассмотреть какую либо деталь в этих истчониках - простотри все тысячи рисунков в них, иначе это будет пустое занятие (да ещё с другими русскими и славяно-греческими изображениями нужно сравнивать).
Есть замечательный сайт по русскому православному искуству Там и галерея русских икон, и литература, и немного балкано-греческих икон. В других местах можно достать ещё балкано-греческой иконографики. Есть возможность посравнивать.
Самый оторванный от реальности элемент в православной иконографике - это безусловно корпусной доспех. По другим православным странам может и можно выявить, какие реальные доспехи на ряде изображений могут быть "зашифрованны", но по русской иконографике - не вижу даже за что зацепляться.
Основное внимание будет обращено на конское снаряжение, прежде всего на седла. Сразу скажу: я пространно намекаю на утверждение, что от факта наличия шпор можно "вытянуть" и седловку, и приемы верховой езды и спсобы использования оружия. Хотя конструкция седла несравненно больше влияет на боевые возможности всадника, чем шпоры. Просто "желязяки" сохранились, а седла - почти нет.
Начать можно с наиболее ранних, 11-13 вв., изображений.
Это рельефы 11-12 вв. из Киева.
Пока видим согнутые ноги и седла с почти невыраженными луками.
Фреска 12 в. из Старой Ладоги.
Змеевики 12-13 вв.
Дмитровский собор во Владимире,1197 г.
Икона из Новгорода. Конец 13 или начало 14 вв.
Т. о. с конца 12 в. видим традицию изображать вытянутые ноги, но седла по прежнему со слабо выраженно лукой.
Изображения святых на Руси в те века тесно связывают с византийскими образцами (влоть до того, что их создавали выходцы из Византии). Четких фото византийских "объемных изображений" в мои руки не попали, но на миниютюрах указанные детали показаны схожим образом.
С 13 в. в греческо-балканских землях появляется новая практика рисовать седла. Но мы видим в ряде русских миниатюр, созданных в 14-15 вв., сохранение ранней традиции.
Подборка всадников из Киевской Псалтыри 1397 г.
Миниатюры в целом повторяю старую византийскую практику: обычно луки седел не прописаны, ощущение, что всадник сидит на чепраке или даже на голой спине лошади. Чепрак и седло не выделены друг от друга. В таком виде изображены подавляющее большинство всадников из тверского Амартола (написан в 14 в. - в иллюстрациях использовались балканские миниатюры 12 в.) и из Радзивиловской летописи, и эту практику в последней можно отнести к миниатюрам-протографам 13 или 14 вв.
Святой Георгий из церкви Асину. Самое начало 13 в.
В визанитийскимх миниатюрах уже с конца 11 в. видим практику рисовать всадников с вытянутыми ногами.
Давид из Псалтыри 1088 г.
Понять конструкцию седел можно выискивая всадников, у которых луки седел прописаны, и оседланных коней без всадников. В Радзивиловской летописи можно выделить такие изображения.
На первой лошади без всадника седло напоминает седло у лошади без всадника в Киевской псалтыри.
Нужно попробовать сравнить с византийскими изображениями.
Часще не византийских миниатюрах у коней без всадников седла нарисованы в виде плоскости. .Как например на миниатре к повести о Варлааме и Иосафе (13 в.).
Но есть исключения. Порившись - удалось найти изображения:
Святые Георгий и Феодор Стратилат. Фреска в пещерном храме в Каппадокии. 11-12 вв. Похоже на второй ряд из РЛ,
Псалтырь 9 в. Характерно загнутая задняя лука - сходства пока не увидел.
Книга Иова, 12 в. Тоже пока нет характерных совпадений.
Прорисовка для книги Иовы 13-14 вв. Тут непонятно из-за незаконченности.
В рукописи Скилицы 13 в. кони без всадников зачастую показаны с седлами без выделения лук.
Есть так же такие изображения:
Нижний ряд и первый в среднем ряду имеют прямые луки, о которые похожи на луки, о которых будет речь в следующей главе (примечательно, что у коней со всадниками здесь они не прорисованы). Третий в первой ряду - уже видно, что седло похоже на седла во втором ряду из РЛ (туда же можно отнести втрое изображение в последнем ряду из РЛ). Из РЛ остается второе изображение в первом ряду и первое изображение в третьем ряду. Примечательно, что последнее седло показано так, что всадник приподнимается над спиной лошади. С ним также есть важный момент - это распространённый тип седла в Лицевом своде 16 в. (прежде всего, к иллюстрациям событий 13-14 вв.), только добавлены тебеньки (о них - потом).
Но посколько РЛ составлялась в конце 15 в., то "нестандратные" два типа седла могли попасть на изображения тогда.
Теперь наиболее раняя для Залесской Руси (2-я четверть 14 в.) живописная икона с изображением всадников - Борис и Глеб с житием (клеймы жития). Это московская школа, Коломна. Как отмечал Лазарев В. Н.: "Иконография клейм частично восходит к утраченному лицевому Житию Бориса и Глеба, возможно созданному еще в XII веке."
Борис возвращается из похода
Расслабление Святополка
Святополк против Ярослава
Замечу, что на последенем клейме впервые на руссой иконе показана сабля (схематично).
Примостревшись к сёдлам, нахожу сходство их с сёдлами из РЛ (второй ряд), которые, как отмечено, имеют аналог в византийской живописи. Это явно схематичное изображение - не показаны чепраки и стремена, на самом седле никак не обозначены украшения и разноцветность.
Моё итоговое мнения по русским изоражениям сёдел до 14 в. Это схематичные изображения - наиболее простые примеры из визанитйских изображений, господствующие в 11-12 вв. Прямые выводы о конструкции сделать нельзя.
Помимо двух обозначенных сёдел, отличных по своей прорисовки, в РЛ можно увидеть ещё "нетипично прорисованные седла".
В первую очередь - это конь Олега Вещего. Именно на основании этого изображения и строится доказательная база (помимо "общих изображений) о седлах ясельного типа на Руси. Я совместил это изображение с западной картиной 1470-х гг. и рисунка рыцарского седла середины 15 в. из популярной французской военной серии.
При наличии приросовки готических лат в РЛ неудивительно увидеть и приросовку рыцарского седла. Только у меня опять стойкое ощущение, что художник рисовал не с натуры, а с рисунка коня с сидящим на нём рыцарем. Из-за чего и получилась такае упирающаяся концом в спину всадников задняя лука и вогнутое седалище (как на других прорисованных художником сёдлах).
И ещё одно седло.
Здесь мы видим тебеньки (выделил красной линией) - о них подробней потом. На втором изоражении тоже что-то похожее не тебеньки. Это уже точно не с протографов 13-14 вв. Оно похоже на московские и новгородские изображения 15-16 вв.
С 13 в. на греческиех, сербских и болгарских иконах и миниатюрах можно увидеть новшество в изображении всадников. Стал преобладать новый типа седла - с полукруглой вертикальной задней лукой. Этот тип седла иногда путают с рыцарским ясельным седлом. Но отдельно существующие типы сёдел. Седло с такими луками в 13-14 вв. можно встретить и на некоторых западных изображениях, а на миниатюрах венгерской хроники 14 в. показано и ясельное, и это седо и седло с отлогой лукой.
Также появились мундштучные удила. Иногда рисуют шпоры.
Святые Сергий и Вакх. Монастырь св. Екатерины, Синай. 1270-80-е гг.
Георгий Диасорти и Фёдор Стратилат. Монастырь св. Екатерины, Синай. 1260-е гг.
Святой Георгий. Византия, 13 в.
Кипр 13-14 вв.
Дмитрий Солунский. Стеатитовая византийская икона. Конец 13 - начало 14 вв. Музеи Московского Кремля.
Фреска 14 в., Сербия.
14 в., о. Эгина.
Крит. 15 в.
Кипр. Конец 15 в.
Фёдор Стратилат. Македония. Первая половина 16 в.
В 15-16 в. мы видим уже ясельные выступы на сёдлах, часто есть шпоры. Правда нарисованы эти иконы часто на терриории католических государств.
Крит.1450-е. Коллекция маркиза Кампаны
Свв.Георгий и Димитрий на конях. Перв. половина XV в. Византия.
Афины. 16в.
Дмитрий Солунский. Корфу. 16 в.
Коронная Русь. начало 16 в.
Я пока даже не заметил икон того времени с другими сёдлами. Стали они господстовать и в книжной миниатюре 14 в. Там луки обычно невысокими нарисованы.
Александрия из Трабзона. 14 в. Хранится в Венеции.
Болгарский Томичев Псалтырь. Около 1360 г.
Болгарская Хроника Манассии. 14 в.
Иногда видим там их соседство с другими седлами - небольшоей отлогой лукой.
Сербский Псалтыр. 14 в.
Евангелие болгарского царя. 1356 г.
Если мундштуки и не "переселились" на русские иконы, то сёдла с прямыми луками появились. Их изображение пытаются использовать в качестве доказательств "рыцарской способа верхового боя". Но нужно посмотреть где они изображены.
Они впервые появляются в Симоно-Хлудовской псалтыри конца 13 в. Изготовлена она была в Новгороде.
Затем это седло появляется в Житие Бориса и Глеба, составленном опять в Новгороде в конце 14 в.
На трёх новгородских иконах: первой половины, середины и второй половины 14 в.
Новгородская икона 14 в. - Борис и Глеб, окло 1377 г.
Это все 4 всаднических иконы новгородской иконописной школы 14 в.
Новгородский образок 14 в. Лук не видно. Т.е. изображение в старом стиле "седло-чепрак"
Седло с "высокой" задней лукой можно увидеть на образке новгородской школы 14 в. Но тут луки отлогие.
Потом новгородская школа представила "византийские" седла иконой "битва ногвородцев с суздальцами" (об этом ниже).
Так же 1460-70-ми гг. или началом 16 в. датируется новгородская икона "святые Флор и Лавр", созданная по примеру "Бориса и Глеба".
Была ещё одна новгородская икона Святого Георргия конца 16 в., которая явно является упрощённой перерисовкой иконы середины 14 в. В то время это уже архаизм.
Так же по примеру старой иконы на рубеже 16-17 вв. на р. Онега была написана икона "Флор и Лавр".
За пределах Новгородской иконописной школы такое седло можно увидеть только на иконе середины 14 в. Борис и Глеб, московской школы.
К московской школе 14 в. относят и шиферную иконку (Георгий на одной стороне, Николай - не другой). Видна прямая задняя лука.
Св. Георгий. 1464г. Рельеф со Спасской (Фроловской) башни. По заключение О. В. Яхотнта делали скульптуру итальянские резчики по камню.
Также подобное седло есть на иконе Святой Георгий из Устюженского музея (2-й пол. 16 в.). На фоне других икон, как и новгородская икона, такое изображения было архаизмом.
Белокаменный рельеф Успенского собора в Москве. Предположительно относят к 15 в. Изображение в целом нестандартное для Руси.
Т. о. сёдла с прямой лукой отображает балкано-греческую иконографику. На Руси в конце 13 - 14 вв. всадников с такими сёдлами рисовали прежде всего в Новгороде, единично - в Москве. Были ли такие сёдла в реальном ходу можно только предполагать, но даже в иконописи они уже на рубеже 14-15 вв. вытесняются другими седлами.
Есть ещё изображения конных святых 14 в.
Святой Георгий. 14 в. Ростовская школа.
Седло опять показано в "плоском виде".
Борис и Глеб. Рязань или Муром. 14 в.
Седла не прорезаны.
Т. о. у конных Святых и конных воинах на миниатюрах на Руси в 11-14 вв. для изображения седёл использовались византийские образцы. На рубеже 14-15 вв. появляются изображения седел, которые не могли быть перерисованы. Об этом далее.
Теперь стоит перейти к "реальным сёдлам".
Вначале поставлю такую картинку - что бы понимать, что такое тебеньки (крыльца) и чепрак (потник). Да и мне на память - сам я ни разу не лошадник.
Тебеньки могли иметь разные формы. Они являлись характерной чертой "седел степного типа", но в разных местах и регионах они могли быть и не быть. Т. е. их появления говорит о "степном влиянии". По Восточноевропейской степи до 15 в. - не знаю, когда появились. Если их там раньше не было, то и на Руси искать не приходится. Документы 16 в. показывают их на русских седлах.
Теперь берем самый точный западый иконографический источник по русскому вооружению - натюрморт с оружием к изданию Записок Герберштейна.
Смотрим на седло.
Затем смотрим несколько гипертрофированное изображения того же источника
Седло на лошади нарисовано несколько геометрически коряво. Тебеньки здесь уже выглядывают из-под чепрака и они прямоугольны. Все эти варианты показаны на русских иконах и миниатюрах 16 в. (это можно будет увидеть дальше).
Для "комлекта" смотрим цветную Оршу. Конский убор там бедный на украшение - видимо до художника "нормальные трофеи" не дошли. Седла и чепраки не видно - скрыты под кафтанами. Но тебеньки видны.
Московская икона, датируемая началом 15 в. Седло достаточно прорисованное. Высокая передняя лука наклонена, задняя лука низкая.
А теперь смотрим две иконы Ростовской школы конца 14 или начала 15 вв. Там можно различить и седло с отлогой лукой, и чепрак, и тебеньки. Седло поднимает всадника над спиной лошади.
А теперь новгородские иконы конца 14 или начала 15 в. Тебенек нет. Но можно видеть поднимающего всадника над спиной коня седло с отлогой задней луком..
Дмитрий Солунский. нало 15 в. Конным он показан на клеймах. Примечателен куширующий хват.
Святой Георгий. Первое изображение с клинком.
Святой Георгий. Датируется концом 14 или 15 вв. Это "провинциальны" вариант новгородской инконописи, из-за чего уточнение датировки затрудняется.
На этой новгородской иконе видны уже тебеньки. Тут примечательна датировка. Её одно время датировали концом 14 в. В книге "Живопись Великого Новгорода. 15 в." 1982 г. авторы даже разделились по уточнению датировки на основе детального анализа. В. К. Лаурина отнесла икону не ранее второй половины 15 в., Э. С. Смирнова указала на признаки первой половины 15 в. Т. е. икона написана примерно в середине 15 в., ещё в период боярской республики.
А теперь обратимся к столь популярной у военных историков иконе "битва новгородцев с суздальцами", написанной примерно в 1460-е гг. Важно, что в ней отразилась иделогия противопоставления Москве/Низу.
В верхнем конном ряду нас интресуют седла (с характерными луками) и посадка со согнутыми коленями. У обеих сторон.
В нижнем ряду видим знакомые "византийские" седла с вертикальными луками. Но видим их у "чужаков" - низовцев-суздальцев. С новгородской стороны видим другие седла. А у одного из Святых всадников отчетливо видим тебеньки. Мало того, именно с новгородской стороны впервые на русских иконах мы видим сабли (на Житии Бориса и Глеба сабля была на клеймах, а не на самой иконе, да и вероятно с ней показан Святополк, т. е. отрицательный персонаж).
Во таткая вот "ориентализация Москвы и вестернизация Новгорода".
Новгородская икона "Фрол и Лавр" последней четверти 15 в.
После двух указанных ростовских икон, нет икон со всадниками московской или ростовской школ, которые могли быть датированы строго ранее конца 15 в.
Рисунок из Буслаевской псалтыри последней четверти 15 в.
Ростов. 2-я пол или последняя треть 15 в.
Три иконы: Ростов, конец 15 в.
Дмитрий Солунский. Предположительно Тверь. Предположительно 15 в. Русский музей: Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в Русском музее / Альманах; коллек. авт. Вып. 433. СПб., 2014. С. 114.
Москва. конец 15 или начало 16 в.
Вологда. Конец 15 или начало 16 в.
две иконы с Георгием из Ростова. Начало 16 в.
Дмитрий Солунский. Ростов. начало 16 в.
По сравнению с новгородской иконой начала 15 в. появились тебеньки.
Москва. Начало 16 в. Первое иконописное изображение Георгия с саблей.
3-я четверть 16 в. Здесь нельзя не обратить внимание на детально прорисованную саблю.
Начало 16 в. Поволжье.
Эти две иконы датированы первой половиной 16 в., но не локализованы.
Есть серия деревянных скульптур Георгий Победносец. По трактовке образа скульптура близка образу скульптуре в Москве 1464 г. Но седло уже не "византийское", а с отлогой лукой. Обычно вырезаны тебеньки из-под чепрака. По предложению В. Г. Пуцко эта серия могла появиться уже после перенесения московской скульптуры с башни в 1491 г. и обращение её в икону. Соотвественно датировка отнесена к рубежу 15-16 вв.
Юрьев-Польский Георгиевский собор.
Ростов
Новгородский Софийский собор.
Москва.
Деревянная скульптура. Вологда. Вторая половина 16 в.
Изразцовый рельеф Успенского собора в Дмитрове. Середина 16 в.
Перерисованная в конце 15 в. новгордская "Битва", а затем на рубеже 15-16 вв.
Та же икона, нарисованная в первой половине 16 в. в Москве
Новгордское иконописание на начало 16 в. выдает общерусскую практику в отображении седел. Вот три иконы этого времени.
А эти две иконы уже датируется первой половиной 16 в.
А эта новгордская икона датируется широко 16 в.
Новгородское шитье начала 16 в. Интересен шлем с яловцом. Можно задуматься о его реальном прототипе.Не разбираюсь, но на форме на шлем 16 в. похож.
Чудо великомученика Георгия о змие. Икона. Новгородская провинция. 2-я половина XVI века. 113.5 х 79.7. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии
Новгордское литье конца 15 или начала 16 в. По седловке непонятно.
Две иконы ростовской школы 16 в.:
Икона датируемая 16 в., без локализации.
Литье. 16 в.
Видим изображение всадников из Псковской палеи 1477 г. Данная минитюра, как и большинство других, нарисованы в рукописи в середине 16 в. Там можно разглядеть тебеньки и возвышающее всадника седло с отлогой задней лукой.
Три иконы середины 16 в.:
А вот "церковь воинсвующая" 1550-х гг. Архаичные мечи и щиты. Седловка типовая, только без тебенек.
Иконы, датируемые периодом 2-й пол - начала 17 в.
Дмитрий Солунский. Вторая половина 16 в.
Дмитрий Солунский с Житием. конец 16 в.
В Лицевом Летописном своде можно увидеть как седла, известные по иконам 16 в., так и ранее отмеченный тип седел (известные ещё по некоторым изображеним в Радзивиловской летописи, но без тебенек). Иногда они даже на одной миниатюре бывают.
В целом в ЛЛС видна практика. "Византийские" седла с прямыми луками показаны только в первых частях Всемирной и Библейской истории (к ним добавлены тебеньки). В Русской истории в ранней хронологии (11-12 вв.) видно изображенияя без прорисовок седел (всадники визуально сидят на чепраках). В 13-14 вв. преобладают седла, как у Чулубея. А потом уже типовые "иконописные" седла.
Подводим итоги. Седла, хорошо известные по иностранным гравюрам, иконам и миниатюрам 16 в. были известны к 15 в. Появление их на рубеже 14-15 вв. сразу на ростовских и новгордских иконах нельзя объяснить "переоснащением". В это время отказались от византийского образца при изображении этого элемента. Соотвественно, стали рисовать то, что можно было увидеть. Т. е. такие типы сёдел к тому времени были типовыми. Единственно - в Новгороде ещё не были в ходу новомодные тебеньки, но они стали широко расространяться ещё до присоединения к Москве. Полное преобладание на иконах обозначенного типа седел на рубеже 15-16 вв., изображаемых разными школами и в разном виде, дополнительно свидетельствует, что такой тип конского снаряжения был в перобладающем употреблении повсеместно.
Далее по 16-17 вв. В Новгороде как покровители лошадей почитались Флор и Лавр. Иконах этих святых можно увидеть осёдланных коней без всадников.
Новгородская икона широко датируется 15 в. Видим сёдла с завитыми концами лук. Такие же сёдла преобладают на иконе "битва новгородцев с суздальцами". Здесь их конструкцию можно детально рассмотреть.
Новгородская икона датируется концом 15 в.
Новгородская икона конца 15 или начала 16 в.
Новгородская икона начала 16 в.
Икона из Обонежья. "Чудо о Флоре и Лавре. Святители Власий и Спиридон". Первая половина 16 в.
Икона "Флоре и Лавре". Из Ростовского музея. Первая половина 16 в.
Флор и Лавр. Московская школа. 16 в.
О Флоре и Лавре. Архангельский музей. Северная иконопись. Второя половина 16 в.
Перображение. Чудо о Флоре и Лавре. Северная иконопись. 17 в.
Чудо о Флоре и Лавре. Смоленский музей. 17 в.
Чудо о Флоре и Лавре. Тихвинская школа. Вторая половина 17 в.
Флор и Лавр. Написана в Нерехте во второй половине 17 в.
Северные иконы "Святой Георгий". Вторая половина 17 в. идим повторение седловки на более ранних иконах:
Интересны иконы 17 в., на которых отразилась новая школа.
Дмитрий Солунский. Конец 17 в. Карелия.
Сабля в ножнах при копьё - необычных элемент в русской иконописной композиции.
Дмитирй Солунский и Георгий. Написана царским иконописцем Никитой Павловцем около 1670 г. Хорошо прорисовано ооформление тебенек и чепрака. Виден мунштук.
Так же мунштуки, хорошо прорисованное офрмление одежды и конского убора видны на иконах Борис и Глеб.
Москва. Последняя четверть 17 в.
Ярославль. Последняя четверть 17 в.
Ярославский Музей. Конец 17 или начало 18 в.
Владимро-Суздальский музей. Последняя четверть 17 - начало 18 вв.
Наисаны в Холмогорах в 1700 г.
К этим произвдениям нужно добавить парсуны, показвающие на коне Михаила Фёдоровича и Алксей Михайловича. написана около 1685 г.
В описях имущества высшей знати второй половины 17 в. видим много мунштуков (ранее на Руси не употреблявшихся) и практически не видим шпор. Поэтому неудивительно появление на иконах первых.
ПОКОЛЕНИЕ ИСТОРИКОВ
ВСАДНИКИ НА РУССКИХ ИКОНАХ
Здесь уже были разборы Лицевого свода и Радзивиловской летописи по щитам, по хвату копий и седлам. Вывод один: хочешь рассмотреть какую либо деталь в этих истчониках - простотри все тысячи рисунков в них, иначе это будет пустое занятие (да ещё с другими русскими и славяно-греческими изображениями нужно сравнивать).
Есть замечательный сайт по русскому православному искуству Там и галерея русских икон, и литература, и немного балкано-греческих икон. В других местах можно достать ещё балкано-греческой иконографики. Есть возможность посравнивать.
Самый оторванный от реальности элемент в православной иконографике - это безусловно корпусной доспех. По другим православным странам может и можно выявить, какие реальные доспехи на ряде изображений могут быть "зашифрованны", но по русской иконографике - не вижу даже за что зацепляться.
Основное внимание будет обращено на конское снаряжение, прежде всего на седла. Сразу скажу: я пространно намекаю на утверждение, что от факта наличия шпор можно "вытянуть" и седловку, и приемы верховой езды и спсобы использования оружия. Хотя конструкция седла несравненно больше влияет на боевые возможности всадника, чем шпоры. Просто "желязяки" сохранились, а седла - почти нет.
Начать можно с наиболее ранних, 11-13 вв., изображений.
Пока видим согнутые ноги и седла с почти невыраженными луками.
Т. о. с конца 12 в. видим традицию изображать вытянутые ноги, но седла по прежнему со слабо выраженно лукой.
Изображения святых на Руси в те века тесно связывают с византийскими образцами (влоть до того, что их создавали выходцы из Византии). Четких фото византийских "объемных изображений" в мои руки не попали, но на миниютюрах указанные детали показаны схожим образом.
С 13 в. в греческо-балканских землях появляется новая практика рисовать седла. Но мы видим в ряде русских миниатюр, созданных в 14-15 вв., сохранение ранней традиции.
Миниатюры в целом повторяю старую византийскую практику: обычно луки седел не прописаны, ощущение, что всадник сидит на чепраке или даже на голой спине лошади. Чепрак и седло не выделены друг от друга. В таком виде изображены подавляющее большинство всадников из тверского Амартола (написан в 14 в. - в иллюстрациях использовались балканские миниатюры 12 в.) и из Радзивиловской летописи, и эту практику в последней можно отнести к миниатюрам-протографам 13 или 14 вв.
В визанитийскимх миниатюрах уже с конца 11 в. видим практику рисовать всадников с вытянутыми ногами.
Понять конструкцию седел можно выискивая всадников, у которых луки седел прописаны, и оседланных коней без всадников. В Радзивиловской летописи можно выделить такие изображения.
Нужно попробовать сравнить с византийскими изображениями.
Часще не византийских миниатюрах у коней без всадников седла нарисованы в виде плоскости. .Как например на миниатре к повести о Варлааме и Иосафе (13 в.).
В рукописи Скилицы 13 в. кони без всадников зачастую показаны с седлами без выделения лук.
Есть так же такие изображения:
Теперь наиболее раняя для Залесской Руси (2-я четверть 14 в.) живописная икона с изображением всадников - Борис и Глеб с житием (клеймы жития). Это московская школа, Коломна. Как отмечал Лазарев В. Н.: "Иконография клейм частично восходит к утраченному лицевому Житию Бориса и Глеба, возможно созданному еще в XII веке."
Замечу, что на последенем клейме впервые на руссой иконе показана сабля (схематично).
Примостревшись к сёдлам, нахожу сходство их с сёдлами из РЛ (второй ряд), которые, как отмечено, имеют аналог в византийской живописи. Это явно схематичное изображение - не показаны чепраки и стремена, на самом седле никак не обозначены украшения и разноцветность.
Моё итоговое мнения по русским изоражениям сёдел до 14 в. Это схематичные изображения - наиболее простые примеры из визанитйских изображений, господствующие в 11-12 вв. Прямые выводы о конструкции сделать нельзя.
Помимо двух обозначенных сёдел, отличных по своей прорисовки, в РЛ можно увидеть ещё "нетипично прорисованные седла".
В первую очередь - это конь Олега Вещего. Именно на основании этого изображения и строится доказательная база (помимо "общих изображений) о седлах ясельного типа на Руси. Я совместил это изображение с западной картиной 1470-х гг. и рисунка рыцарского седла середины 15 в. из популярной французской военной серии.
И ещё одно седло.
С 13 в. на греческиех, сербских и болгарских иконах и миниатюрах можно увидеть новшество в изображении всадников. Стал преобладать новый типа седла - с полукруглой вертикальной задней лукой. Этот тип седла иногда путают с рыцарским ясельным седлом. Но отдельно существующие типы сёдел. Седло с такими луками в 13-14 вв. можно встретить и на некоторых западных изображениях, а на миниатюрах венгерской хроники 14 в. показано и ясельное, и это седо и седло с отлогой лукой.
Также появились мундштучные удила. Иногда рисуют шпоры.
В 15-16 в. мы видим уже ясельные выступы на сёдлах, часто есть шпоры. Правда нарисованы эти иконы часто на терриории католических государств.
Я пока даже не заметил икон того времени с другими сёдлами. Стали они господстовать и в книжной миниатюре 14 в. Там луки обычно невысокими нарисованы.
Иногда видим там их соседство с другими седлами - небольшоей отлогой лукой.
Если мундштуки и не "переселились" на русские иконы, то сёдла с прямыми луками появились. Их изображение пытаются использовать в качестве доказательств "рыцарской способа верхового боя". Но нужно посмотреть где они изображены.
Они впервые появляются в Симоно-Хлудовской псалтыри конца 13 в. Изготовлена она была в Новгороде.
Седло с "высокой" задней лукой можно увидеть на образке новгородской школы 14 в. Но тут луки отлогие.
Так же 1460-70-ми гг. или началом 16 в. датируется новгородская икона "святые Флор и Лавр", созданная по примеру "Бориса и Глеба".
Также подобное седло есть на иконе Святой Георгий из Устюженского музея (2-й пол. 16 в.). На фоне других икон, как и новгородская икона, такое изображения было архаизмом.
Есть ещё изображения конных святых 14 в.
Седло опять показано в "плоском виде".
Седла не прорезаны.
Т. о. у конных Святых и конных воинах на миниатюрах на Руси в 11-14 вв. для изображения седёл использовались византийские образцы. На рубеже 14-15 вв. появляются изображения седел, которые не могли быть перерисованы. Об этом далее.
Теперь стоит перейти к "реальным сёдлам".
Вначале поставлю такую картинку - что бы понимать, что такое тебеньки (крыльца) и чепрак (потник). Да и мне на память - сам я ни разу не лошадник.
Теперь берем самый точный западый иконографический источник по русскому вооружению - натюрморт с оружием к изданию Записок Герберштейна.
Смотрим на седло.
Для "комлекта" смотрим цветную Оршу. Конский убор там бедный на украшение - видимо до художника "нормальные трофеи" не дошли. Седла и чепраки не видно - скрыты под кафтанами. Но тебеньки видны.
А теперь смотрим две иконы Ростовской школы конца 14 или начала 15 вв. Там можно различить и седло с отлогой лукой, и чепрак, и тебеньки. Седло поднимает всадника над спиной лошади.
А теперь обратимся к столь популярной у военных историков иконе "битва новгородцев с суздальцами", написанной примерно в 1460-е гг. Важно, что в ней отразилась иделогия противопоставления Москве/Низу.
В нижнем ряду видим знакомые "византийские" седла с вертикальными луками. Но видим их у "чужаков" - низовцев-суздальцев. С новгородской стороны видим другие седла. А у одного из Святых всадников отчетливо видим тебеньки. Мало того, именно с новгородской стороны впервые на русских иконах мы видим сабли (на Житии Бориса и Глеба сабля была на клеймах, а не на самой иконе, да и вероятно с ней показан Святополк, т. е. отрицательный персонаж).
Во таткая вот "ориентализация Москвы и вестернизация Новгорода".
После двух указанных ростовских икон, нет икон со всадниками московской или ростовской школ, которые могли быть датированы строго ранее конца 15 в.
По сравнению с новгородской иконой начала 15 в. появились тебеньки.
Есть серия деревянных скульптур Георгий Победносец. По трактовке образа скульптура близка образу скульптуре в Москве 1464 г. Но седло уже не "византийское", а с отлогой лукой. Обычно вырезаны тебеньки из-под чепрака. По предложению В. Г. Пуцко эта серия могла появиться уже после перенесения московской скульптуры с башни в 1491 г. и обращение её в икону. Соотвественно датировка отнесена к рубежу 15-16 вв.
Перерисованная в конце 15 в. новгордская "Битва", а затем на рубеже 15-16 вв.
Две иконы ростовской школы 16 в.:
Видим изображение всадников из Псковской палеи 1477 г. Данная минитюра, как и большинство других, нарисованы в рукописи в середине 16 в. Там можно разглядеть тебеньки и возвышающее всадника седло с отлогой задней лукой.
В Лицевом Летописном своде можно увидеть как седла, известные по иконам 16 в., так и ранее отмеченный тип седел (известные ещё по некоторым изображеним в Радзивиловской летописи, но без тебенек). Иногда они даже на одной миниатюре бывают.
Подводим итоги. Седла, хорошо известные по иностранным гравюрам, иконам и миниатюрам 16 в. были известны к 15 в. Появление их на рубеже 14-15 вв. сразу на ростовских и новгордских иконах нельзя объяснить "переоснащением". В это время отказались от византийского образца при изображении этого элемента. Соотвественно, стали рисовать то, что можно было увидеть. Т. е. такие типы сёдел к тому времени были типовыми. Единственно - в Новгороде ещё не были в ходу новомодные тебеньки, но они стали широко расространяться ещё до присоединения к Москве. Полное преобладание на иконах обозначенного типа седел на рубеже 15-16 вв., изображаемых разными школами и в разном виде, дополнительно свидетельствует, что такой тип конского снаряжения был в перобладающем употреблении повсеместно.
Далее по 16-17 вв. В Новгороде как покровители лошадей почитались Флор и Лавр. Иконах этих святых можно увидеть осёдланных коней без всадников.
Северные иконы "Святой Георгий". Вторая половина 17 в. идим повторение седловки на более ранних иконах:
Сабля в ножнах при копьё - необычных элемент в русской иконописной композиции.
Так же мунштуки, хорошо прорисованное офрмление одежды и конского убора видны на иконах Борис и Глеб.
К этим произвдениям нужно добавить парсуны, показвающие на коне Михаила Фёдоровича и Алксей Михайловича. написана около 1685 г.