24 июл 2022
ГРЯЗНАЯ, ПОШЛАЯ, ВУЛЬГАРНАЯ...
Листал я давеча мемуары Антонины Пикуль «Валентин Пикуль: Из первых уст». Читаны они, перечитаны, но иногда, когда тоскливо на душе, я люблю брать какую-нибудь книгу, из уже прочитанных не раз, и полистать. Вот и теперь достал эти мемуары и стал листать, читая некоторые абзацы. Ну и наткнулся в который уже раз на упоминание работы Пикуля на закате жизни над романом «Жирная, грязная, продажная». Подумалось: а почему бы не почитать? Нашёл, скачал, прочитал. Благо, что это не роман и даже не незаконченный роман, а лишь начатый роман. Что-то около сотни с небольшим страниц.
Вообще, если верить уверениям вдовы, то перед вами должна была раскрыться великолепная панорама истории использования человечеством нефти в 1870 – 1961 годах с увлекательными интригами и схватками за её обладание. Что-то вроде «Добычи» Ергина, но в сильно беллетризованной форме. Учитывая то, как Валентин Саввич умел строить сюжет, закручивать его, мастерски налаживать интригу, чтение предстояло увлекательное, и даже до его начала было обидно за то, что автор успел написать лишь десятую часть от запланированного объёма (по уверению А. Пикуль).
Но открыл я книгу, прочитал и что увидел? Есть максимально коротко, то – ужас. Если же говорить несколько расширенно, то вырисовывается следующая грустная картина.
Претензия первая – сюжет и концепция. Валентин Саввич всегда был известен не как мастер художественного слова, а как сюжетщик: если вы желаете насладиться стилем, тем, что в былые времена называли словесностью, это не к Пикулю; зато именно к нему нужно идти, ежели душа просит закрученной интриги, острого сюжета, когда рука, протянутая к кружке чая, давным-давно занемела в ожидании, когда же хозяин оторвётся от романа. Тут всё это, вроде бы, есть. Но одновременно присутствует масса каких-то ненужных мелочей, без которых легко можно было бы обойтись, и произведение при этом нисколько не потеряло бы.
Но это ещё так-сяк: пережить можно – покривились и, зажав нос, съели (хотя зачем все эти мучения, не представляю). Другое дело – это авторская концепция. Сперва, читая предисловие Антонины Пикуль, я полагал, что она как-то не так выразилась, но ознакомившись с самим текстом произведения понял, что всё женщина верно пересказала: Валентин Саввич полагал, что нефть – это зло. Логика простая: раз из-за нефти случаются войны, значит она и есть это самое зло. Логика, надо сказать, недоступная моему пониманию: ежели завтра ресурсные войны начнутся уже за воду, надо полагать, злом станет обычная питьевая вода? Извините, но это бред сумасшедшего, а не мудрые мысли человека, пишущего исторические романы.
Претензия вторая – материальная часть. Антонина Пикуль в своих мемуарах позиционировала покойного супруга, как человека знающего, изрядно подкованного, больше всего на свете ценящего исторический факт, который проверял перекрёстным методом, привлекая не менее трёх источников. Но открываем мы книгу и что видим? В части сплетен Валентин Саввич, конечно, на высоте, и где-то это даже очень хорошо, ибо слухи и сплетни, вплетённые в повествование, оживляют эпоху. Правда, есть одна «мелочь»: сплетни со слухами должны дополнять, но никак не заменять факты. А, вот, с фактами уже хуже. Скажем, бедный немецкий еврей, натурализовавшийся в Великобритании, – Пауль Юлиус фрайхерр фон Ройтер. Нет, я, конечно, понимаю, что барон умер в самом начале 1899-го года, но это не повод везде и всюду до этой даты рисовать в качестве чёрного гения России именно его, а не кого-либо иного. Вообще-то, не мешало было бы узнать, садясь за пишущую машинку, что сей делец закончил с делами ещё в 1878-ом году: свалил их на сына Герберта, а сам ушёл на заслуженный отдых.
Претензия третья – язык. Нет, ребята, то, что я увидел в этой книге, это не язык. Какая там словесность, итить её в качель? Когда профессиональный писатель выдаёт на-гора фразы типа «… таков был человек, бывший одним из…». Это чего за хреновина? Школьники лучше изъясняют свои мысли! Впрочем, ладно. Я писателя Пикуля люблю, посему всегда могу найти ему оправдание. Даже такому вот ремесленничеству. В конце концов, мы имеем дело не с готовым произведением, а с сырцом: не доработал; набросал на бумаге сюжетную линию, чтобы затем тщательно пройтись напильником, и не успел, и т.д. и т.п. Но знаете, даже меня напрягали всяческие модерновые выражения, кои так щедро разбрасывал по тексту книги Валентин Саввич и которые там явно были неуместны. Он постоянно оперирует фронтами: «открыть второй фронт», «создадут второй экономический фронт» и т.п. Такое впечатление, что действия дошедшего до нас куска книги разворачиваются в годы Второй Мировой войны.
Претензия четвёртая – вкус. Всё то, о чём я написал выше, – серьёзные недостатки, которые, впрочем, можно стерпеть. Самое же паршивое в романе «Жирная, грязная, продажная» – это его, если хотите, вульгарная природа. Я, грешным делом, полагал, что пикулевская «Нечистая сила» – самое дно, но ознакомившись с последним опусом писателя, как в том анекдоте, услышал, что снизу постучали. Пикуль сам прекрасно знал и не стеснялся это отмечать, что показывает историю сквозь замочную скважину, но в рассказе о нефти у нас реальная порнография.
Итого, подбивая баланс, могу посоветовать только одно тем, кто не читал ещё роман «Жирная, грязная, продажная», если, конечно, таковые имеются среди подписчиков нашей группы: не читайте его, лучше потратьте свободное время на иную, более достойную, литературу.
Вообще, если верить уверениям вдовы, то перед вами должна была раскрыться великолепная панорама истории использования человечеством нефти в 1870 – 1961 годах с увлекательными интригами и схватками за её обладание. Что-то вроде «Добычи» Ергина, но в сильно беллетризованной форме. Учитывая то, как Валентин Саввич умел строить сюжет, закручивать его, мастерски налаживать интригу, чтение предстояло увлекательное, и даже до его начала было обидно за то, что автор успел написать лишь десятую часть от запланированного объёма (по уверению А. Пикуль).
Но открыл я книгу, прочитал и что увидел? Есть максимально коротко, то – ужас. Если же говорить несколько расширенно, то вырисовывается следующая грустная картина.
Претензия первая – сюжет и концепция. Валентин Саввич всегда был известен не как мастер художественного слова, а как сюжетщик: если вы желаете насладиться стилем, тем, что в былые времена называли словесностью, это не к Пикулю; зато именно к нему нужно идти, ежели душа просит закрученной интриги, острого сюжета, когда рука, протянутая к кружке чая, давным-давно занемела в ожидании, когда же хозяин оторвётся от романа. Тут всё это, вроде бы, есть. Но одновременно присутствует масса каких-то ненужных мелочей, без которых легко можно было бы обойтись, и произведение при этом нисколько не потеряло бы.
Но это ещё так-сяк: пережить можно – покривились и, зажав нос, съели (хотя зачем все эти мучения, не представляю). Другое дело – это авторская концепция. Сперва, читая предисловие Антонины Пикуль, я полагал, что она как-то не так выразилась, но ознакомившись с самим текстом произведения понял, что всё женщина верно пересказала: Валентин Саввич полагал, что нефть – это зло. Логика простая: раз из-за нефти случаются войны, значит она и есть это самое зло. Логика, надо сказать, недоступная моему пониманию: ежели завтра ресурсные войны начнутся уже за воду, надо полагать, злом станет обычная питьевая вода? Извините, но это бред сумасшедшего, а не мудрые мысли человека, пишущего исторические романы.
Претензия вторая – материальная часть. Антонина Пикуль в своих мемуарах позиционировала покойного супруга, как человека знающего, изрядно подкованного, больше всего на свете ценящего исторический факт, который проверял перекрёстным методом, привлекая не менее трёх источников. Но открываем мы книгу и что видим? В части сплетен Валентин Саввич, конечно, на высоте, и где-то это даже очень хорошо, ибо слухи и сплетни, вплетённые в повествование, оживляют эпоху. Правда, есть одна «мелочь»: сплетни со слухами должны дополнять, но никак не заменять факты. А, вот, с фактами уже хуже. Скажем, бедный немецкий еврей, натурализовавшийся в Великобритании, – Пауль Юлиус фрайхерр фон Ройтер. Нет, я, конечно, понимаю, что барон умер в самом начале 1899-го года, но это не повод везде и всюду до этой даты рисовать в качестве чёрного гения России именно его, а не кого-либо иного. Вообще-то, не мешало было бы узнать, садясь за пишущую машинку, что сей делец закончил с делами ещё в 1878-ом году: свалил их на сына Герберта, а сам ушёл на заслуженный отдых.
Претензия третья – язык. Нет, ребята, то, что я увидел в этой книге, это не язык. Какая там словесность, итить её в качель? Когда профессиональный писатель выдаёт на-гора фразы типа «… таков был человек, бывший одним из…». Это чего за хреновина? Школьники лучше изъясняют свои мысли! Впрочем, ладно. Я писателя Пикуля люблю, посему всегда могу найти ему оправдание. Даже такому вот ремесленничеству. В конце концов, мы имеем дело не с готовым произведением, а с сырцом: не доработал; набросал на бумаге сюжетную линию, чтобы затем тщательно пройтись напильником, и не успел, и т.д. и т.п. Но знаете, даже меня напрягали всяческие модерновые выражения, кои так щедро разбрасывал по тексту книги Валентин Саввич и которые там явно были неуместны. Он постоянно оперирует фронтами: «открыть второй фронт», «создадут второй экономический фронт» и т.п. Такое впечатление, что действия дошедшего до нас куска книги разворачиваются в годы Второй Мировой войны.
Претензия четвёртая – вкус. Всё то, о чём я написал выше, – серьёзные недостатки, которые, впрочем, можно стерпеть. Самое же паршивое в романе «Жирная, грязная, продажная» – это его, если хотите, вульгарная природа. Я, грешным делом, полагал, что пикулевская «Нечистая сила» – самое дно, но ознакомившись с последним опусом писателя, как в том анекдоте, услышал, что снизу постучали. Пикуль сам прекрасно знал и не стеснялся это отмечать, что показывает историю сквозь замочную скважину, но в рассказе о нефти у нас реальная порнография.
Итого, подбивая баланс, могу посоветовать только одно тем, кто не читал ещё роман «Жирная, грязная, продажная», если, конечно, таковые имеются среди подписчиков нашей группы: не читайте его, лучше потратьте свободное время на иную, более достойную, литературу.
Я к примеру читал его " Честь имею " а также и " Фаворит " - нужно признать очень хорошие книги
Очень впечатлило !
Потом посмотрел немного киногавно " Баязет " - слабенькое и серенькое кино и совсем не отражает сюжетных моментов в книге