Утеря Метрических книг с.

Бегичево и банда Анахи.
Советская власть, которая установилась после Октябрьской революции и укрепилась по окончании Гражданской войны, одной из первостепенных задач ставила борьбу с бандами. В Курской области их хватало: сотоварищи Анахи, орудовавшие в Обояни, проходимцы Кузенка, бесчинствовавшие в окрестностях Фатежа, «Черная рука» под предводительством белого офицера Адольфа Штампа, банда Рябченко и Устинки, состоящая из бывших белогвардейцев, банда Игната Шахова, на счету которой было не менее 150 тяжких преступлений.
Банда Анахи, оперировала в округе села Бегичево в 1931 и 1932 году. Анаха – житель с. Долженково, звали его Ананий Тарасович Комов - уголовник с большим опытом. В уголовной среде щипач (карманник) и шулер. Среди участников банды Анахи были и жители с. Бегичево .
Так, житель села Паршин Ефим Иванович Чебаков 01.04.1899 г.р. был осужден на 3 года лишения свободы как соучастник банды. 16 июня 1932 года Паршин Ефим находился на одной из улиц села Бегичево, когда к нему подошел односельчанин Мезенцев Петр по кличке "Валет" (в дальнейшем, он скроется при ликвидации банды) с предложением принять участие в ограблении ларька Пенского совхоза Беловского района. Паршин дает согласие.
Кличка Валет произошла от названия подворья Валетовы, на улице Верхняя Заречка это последний дом справа к речке, Пётр Афанасьевич 16.12.1906 г.р. был дядя Надежды Сергеевны (Титовой, Кутузовой), в девичестве Мезенцевой). По сведениям её дочери Валентины, по его прошлое ничего не рассказывали.
В этот же день, несколькими часами позже, Паршин вместе с Мезенцевым идут в лес, расположенный за огородами села, где встречаются с бандитами: Анахой, вооруженным обрезом; Колькой Будянским, вооруженным винтовкой; Переверзевым Федором (кто он неизвестно, только в Бегичево проживало десять Фёдоров), вооруженным берданкой. Анаха спросил у Ефима, работал ли тот в Пенском совхозе и знает ли он где находится товар. Получив утвердительный ответ, Анаха предлагает ему подработать и пойти с ними на ограбление, на что получает согласие. Ограбив Ларек кооперации в Пенах, там же бандиты крадут лошадь и привозят украденное в Бушменский лес (урочище "Секи").
Паршин Ефим в дележе не участвует, забирает причитающуюся ему долю на следующий день (5 метров мануфактуры, 30 фунтов сахара, 2 пары ботинок и 50 пачек махорки). Награбленное он принес домой. На следующий день после грабежа, когда Ефим забирал свою долю в лесу, они совместно с теми же бандитами планируют налет на Бегичевский с/с, собираются перебить всех активистов.
В планах пособников Анахи также было расширить состав участников: они хотели вывесить объявления в селах Долженково и Бегичево с призывом присоединяться к банде всем желающим. Основной задачей банды обозначается налет на милицию в г. Обояни, на выполнение которой они планируют накопить денег и купить "бомы". Пока это были лишь разговоры - сроки и конкретные участники этих мероприятий не оговаривались. Но налет на сельский совет, который в то время был расположен на улице Кузьминовой, в доме раскулаченной семьи Попичевых, банда не откладывает в долгий ящик, его планируют провести в ночь с 21 на 22 июня 1932 года.
Накануне, по сведениям Шулекиной (Паршиной-Чебаковой-Селифоновой) Елены Ивановны, родной брат Паршина Ефима - Дмитрий 28.10.1908 г.р. возвращался со своей супругой Ефросиньей Сергеевной с Гусиновки от её родни. Дорога проходила рядом с лесом, из которого им на встречу вышли незнакомые для Ефросиньи Сергеевны мужчины. Муж попросил Ефросинью Сергеевну продолжить путь, успокоив разволновавшуюся супругу, что нагонит её по пути. Когда Дмитрий догнал супругу, сказал, что незнакомцы предложили ему подработку. Знал ли их Дмитрий Иванович остаётся неизвестным, как и неизвестно, знал ли он какую именно работу он будет выполнять. Тем же вечером, Дмитрий Иванович, уходя из дома, говорит Ефросинье Сергеевне, что идет на встречу с новыми знакомыми. Больше Ефросинья Сергеевна его не увидит. Это был вечер 21 июня 1932 года.
В ту ночь на улицах с. Бегичево было не спокойно. Непосредственный участник налета на с/с, житель Бегичево Переверзев Федор о ночи с 21 на 22 июня 1932 года вспоминал так. Он, совместно с другими участниками банды (не жителями Бегичево - 4 чел.), пошёл в село Бегичево. На улице обстреляли неизвестных лиц, и, как только те разбежались, направились к с/с, зная, что там должен был находиться и ночевать какой-то человек, с двумя наганами. Они хотели использовать случай и забрать оружие.
В канцелярию сельсовета пошли Анаха и Колька Будянский, остальные остались возле с/c. Через короткий промежуток времени в канцелярии началась стрельба. Во время перестрелки был ранен один бандит - Колька Будянский. После перестрелки бандиты все вместе бьют в сельсовете стёкла, разбрасывают и частично разбивают мебель, поджигают шкаф с документами (служебная переписка, картотека по налогам и др.).
В огне сгорают и метрические книги с. Бегичево, изначально хранившиеся в церкви, но после прихода Советов к власти, перемещенные в здание сельсовета. Здесь же, в деревне, Аноха забирает у кого-то запряжённую лошадь, и бандиты все вместе с раненым уезжают.
Раненный на повозке сильно кричал. В это время Паршин Ефим находился неподалеку от с/c, у ворот своего дома. В налете на сельский совет Ефим не участвовал, как и не знал, со слов Ефросиньи Сергеевны, что в нем будет участвовать его родной брат Паршин Дмитрий Иванович. Услышав громкие крики раненого, проносившегося мимо него на повозке, Ефиму Ивановичу стало тревожно. Он узнал в этом крике боли голос брата, сказал: «Это наш Митька кричит!».
Ефросинья Сергеевна родственникам своего второго мужа рассказывала, что Митьку бандиты поставили на стрёме, оружия при себе у него не было. Кто-то из бандитов в ходе перестрелки случайно выстрелил и ранил Дмитрия. Она считала, что бандиты банды Анахи увезли его с собой, что он умер от потери крови. Или, предполагала Ефросинья, они его там пристрелили и захоронили где-то в лесу. Откуда у неё были эти сведения неизвестно.
Но в деле об ограблении с\c не было упоминания о том, что кто-то ещё, кроме Кольки Будянского, был ранен. Участие Дмитрия Ивановича было упомянуто лишь в показаниях одного свидетеля – Переверзева Михаила Никитовича. Он говорил: «Придя утром до колхозного двора, я узнал, что сельский совет разбит и в этот же день я узнал, что налет совершили Стёпка Кривищенский, Анаха, Асеев Никифор, Колька Будянский, Мезенцев Пётр, Паршин Дмитрий Иванович и Переверзев Федор».
Ефросиньей Сергеевна также давала показания по этому делу, из г. Обоянь за ней был прислан конвоир, который немедленно сопроводил её на допрос. Всю дорогу, от с Бегичево до Обояни Ефросинье пришлось идти пешком, поскольку, как только уставала и присаживалась на телегу, конвоир давал волю рукам и вёл себя непристойно.
В ходе допроса Ефросинья Сергеевна, опасаясь заключения, была вынуждена отказаться от своего мужа. На допросе говорила, что и не жили они практически вместе и хода дел его она не знает. Всю жизнь, вспоминая об этом, Ефросинья Сергеевна сожалела. Сыновей и семью Паршина Ивана хвалила, говорила хорошие ребята были, спокойные и работящие. Жизнь свою с Паршиным Дмитрием вспоминала с теплом и сожалением о потери. Потом она еще дважды выйдет замуж, за Переверзева Терентия Сергеевича (Селифонов), который погибнет в ходе Великой Отечественной войны. Спустя некоторое время после окончания войны Ефросинья Сергеевна уедет из села в г.Обоянь, выйдет замуж и станет носить фамилию Зорина.
Для поиска банды Анахи сотрудникам курского УГРО пришлось прибегнуть к разным хитростям, так один из них, Петр Болдырев вспоминал : «Переодевшись в крестьян – «зипуны и лапти, торбы за плечом, посошки в руках» – ходили по обоянским деревням, «то работу ищем, то каких-то затерянных родственников». Забрели сотрудники в лес и нарвались на бандитов. Те спросили, откуда путники. Оперативники ответили: «Сбежали из тюрьмы» и попросились в шайку. Не обыскивая, их повели на «допрос» лично к Анахе. Тот сказал, что без оружия такие «бойцы» не нужны – хотя под одеждой у каждого из них имелось по нагану, отпустив Конева и Болдырева, по дороге из леса, опера встретили двух подозрительных ребят, которые, как оказалось позже, шли на воровскую «малину». Одного удалось поймать, он дал ценные показания против Анахи. Анаха был убит при ликвидации банды в Башкатовском лесу.
Поскольку в огне сгорают метрические книги с. Бегичево, его жителям, которые родились после 1900 года, для оформления свидетельства о рождении или паспорта приходилось брать в сельском совете документ следующего содержания:
«Бегичевский сельский совет Обоянского района ЦЧО. 6 декабря 1934г. Метрическая выпись гражданина с. Бегичево Обоянского района Переверзева Ивана Семёновича родился 18 февраля 1918 года.
Отец Переверзев Семён Федорович мать Переверзева Анна Яковлевна.
Выпись дана со слов родителей потому, что книга метрик похищена бандой в 1932 году».

Комментарии

  • 17 янв 13:13
    Интересная история. Жаль, что книги метрические забрала власть из церкви. Документы сгорели в сельсовете 1932 году .
  • 17 янв 13:17
    Жаль Ефросинью Сергеевну и её мужа. Её второй муж Терентий Сергеевич, погибший на войне, был родным братом Ольги Сергеевны, мамы моего дедушки Вани.
  • 18 янв 13:00
    Миша, пиши почаще , интересно, может и о своих родственниках, узнаю.
  • 18 янв 13:24
    Спасибо Миша за твой труд. Здоровья и благополучия.
  • 18 янв 16:48
    Умница ! Очень интересно. Жду с нетерпением твою книгу о нашем селе.
  • 3 мар 18:55
    У меня сохранилась справка из сельсовета. Как раз подтверждающая факт уничтожения метрических книг бандой.
    Фотография