Комментарии
- 21 фев 2022 12:23Лидия Манохина (Кузьмина)Спасибо за историю нашего села, жаль что многое за перестройку разрушилось и от рук людей и от времени. Дома без хозяина погибают
- 22 фев 2022 22:46Надежда Джиоева(Друзина)Спасибо большое за информацию. Очень интересно знать историю родного села. Я даже нашла фото своего любимого родительского дома. Очень жаль, что дом опустел и там никто не живёт. Ещё раз большое спасибо.
- 18 апр 2023 11:15Олег Черняевзамечательно описано!
- 10 ноя 2023 11:30Елена Истякова ( Фокина)Как интересно и подробно! Знала, что дед и бабулей сами дои строили и сами глину на кирпичи ногами месили.... почему так мало их расспрашивали и слушали... Интересно, какие фамилии в селе преобладали...
- 21 мая 2024 16:54Ирина Вавилова (Ершова)А когда я спрашивала свою бабушку, царствие ей небесное, почему все дома кирпичные, она говорила, что пожаров много было. Поэтому и строили из кирпича. Крыша сгорит, а стены останутся, а деревянный сгорит целиком.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Село Черная слобода
Чернослободское узорочье
В 20-х годах 20 столетия в селе Черная слобода стали строить кирпичные дома. Причин к тому две: Во-первых, в округе почти не было строевого леса, деревянные дома строить было попросту не из чего. Зато сырья для выделки кирпича было предостаточно. Весь левый берег реки Пары, вдоль которой протянулось село, представлял собой богатые залежи глины и песка. Старожилы уверяют, что качество этих строительных материалов было отменное.
Во-вторых, частые пожары, которые оставляли от деревянных домов лишь пепел.
В середине 19 в. в Российской империи были разработаны «Правила для единообразной и прочной выделки кирпича», они были утверждены Инженерным Департаментом 24 января 1847 г. к исполнению на всей территории России. В начале 20 века строительство домов велось по этим правилам.
Правилами дано определение понятию «кирпич». «Кирпич есть искусственный камень, приготовляемый из глины с примесью некоторого количества песку, выделанный в известных формах, высушенный в сырце на воздухе и, наконец, обожженный в кирпичеобжигательных печах». Описывались требования к высококачественному кирпичу: «изделие должно иметь плотный мелкозернистый черепок, без внутренних раковин; геометричность формы должна быть четко выражена; кирпич не должен иметь трещин и вмятин, при ударе должен издавать металлический звук». По степени обжига различались 4 сорта кирпича: 1. Красный, 2. Полужелезняк, 3. Железняк, 4. Алый. Устанавливались единые размеры кирпича: 266 х 133 х 67 мм. Глина должна быть жирная, её мяли ногами, добавляя постепенно песок. Формы были 2-х типов: без дна и с дном. Глину в форме уплотняли пяткой, рукой и чекмарем. При уплотнении добавлять в форму глину было нельзя – потрескается при обжиге. Излишки глины счищали ножом. Форма без дна, заполненная глиной, передвигалась на специальный Г-образный выступ и сырец вываливался на руки, помещался на доски. При ручном способе глина уплотнялась ударом руки, для этого нужна была форма с дном. При чекмарном способе для уплотнения применялся специальный деревянный молоток – чекмарь, которым ударяли с двух сторон , используя форму без дна. В с. Черная слобода жило немало Чекмаревых, получивших фамилию или прозвище по роду занятий при выделке кирпича. Сушили сырец под навесом, укладывая сначала плашмя, затем переворачивая на ребро. При сушке сырца было важно, чтобы он не попал под дождь, требовались деревянные или соломенные щиты. Сырец сушили до тех пор, пока он будет выдерживать давление пальца, только после этого его ставили на ребро. Затем складывали в клетки на ребро высотой 10 рядов, для лучшего счета требовалось оставлять специальные метки – вдавленные точки.
Помимо стандартных кирпичей изготавливались еще и фигурные, для отделки зданий, для них использовались специальные формы.
Пространство, на котором берется глина, распределяется сельским обществом, так же как и пахотная земля, на полоски по душам. Крестьяне, которые занимались кирпичным промыслом, часто скупали у соседей их неиспользуемые полоски. Для производства кирпичей нужна была красная глина без всяких примесей. Глину заготавливали заранее весной, копали и свозили в специальное место. Песок требовался мелкий и чистый. Песку и воды в глину добавляют «сколько нужно» для получения однородной массы, как в аптеке при изготовлении пилюль и суппозиториев «quantum satis», или как у хозяек на кухне «на глазок», т.е. мастера должны определить это количество по опыту.
Наш дом строили сами под руководством Архипа Ивановича Кузьмина, моего прадеда.: на огороде вырыли яму, в которой обустроили печь для обжига в виде очага, и проделали всю вышеперечисленную работу. Дом был построен большой и просторный, но места все равно не хватало. Решили построить еще один рядом для молодой семьи Григория и Федоры, моих деда и бабушки. Стали готовить кирпич, складывали в штабеля и уже много заготовили, но тут началась коллективизация…
Вероятно, не нашлось сил для осуществления задуманного после раскулачивания, после вступления в колхоз, одним словом, кирпич полежал-полежал возле дома, да и растащили его весь на печи.
Дед Архип с бабкой Степанидой перебрались в амбар жить, молодых оставили в доме.
В детстве нам в этом амбаре устраивали ночлег летом, когда гости московские приезжали. Мне казался амбар огромным, на самом деле там совсем мало места. Там стоял Бабушки Федоры сундук, в котором было её приданое, когда она замуж выходила. В сундуке были по бокам небольшие шкафчики, в них хранились деда Григория письма-треугольники с фронта. Нам запрещалось их даже смотреть. Но я, конечно, все прочитала. Потом там хранили торф в брикетах и каменный уголь для отопления дома. Уголь пористый темно-серого цвета назывался кокс, а черный с вкрапинами блестящей смолы – антрацит. Сейчас Кузьмин хранит там яблоки до морозов.
Все дома в Черной слободе и в её окрестностях построены таким же способом, как и наш. Я не перестаю восхищаться трудолюбию, предприимчивости, обучаемости, умелости наших предков, которые оставили нам в наследство целое село, построенное собственными руками. Многие дома (всего сохранилось 56 по правому ряду и 74 –по левому) благодарные потомки приводят в порядок, приезжают на лето, но большинство стоят заброшенные, с провалившимися крышами и полами, никому не нужные сиротинки. Обдувает их всеми ветрами, заметает снегами, поливает дождём, вот уже ни одной доски целой не осталось, а стены кирпичные стоят накрепко – на века строили деды и прадеды. И не просто строили, а старались украсить свои дома фигурными элементами.
Следующую подборку домов чернослободских я делала для того, чтобы показать вам, что все до единого дома были сделаны с любовью и мастерством, все украшены кирпичными наличниками, ступенчатыми зубцами, пореберниками и перемычками, карнизами, квадратными углублениями, называемыми «ширинками», и другим декором. Обратите внимание, почти все крыши вальмовые, т.е. четырехскатные, с них легче сходит снег. Думаю, не будет большим преувеличением сказать, что кирпичные дома с. Черной слободы, возраст которых 90-100 лет, являются частью архитектурного наследия, я назову его чернослободским узорочьем.