1."История и фантастика".
2."Возможное прошлое".
3."Невозможное будущее".
========================================
Два сборника рассказов, повесть и очерк
"История и фантастика" - в 1992 году во 2-й
том "Избранных произведений" автора,
которого в нашей стране представлять не
надо. Но кроме детских сказок про Алису
Селезневу, кроме довольно серьезного, по
моему мнению, фантастического романа
"Поселок", - у Игоря Всеволодовича есть и
(- назову их так- ) сатирико-социальные
произведения, вроде тех, что писал С.Лем,
перенося гадости и глупости современной
ему (- а потом - и нам -) жизни в некие
вымышленные миры. У И.В.Можейко это -
"Единая воля советского народа" или, к
примеру, история про "ролевую игру -
реконструкцию событий 25 октября 1917 года",
якобы затеянную в 1967 году. Книги, по
тем временам, весьма "антисоветские".
Очерк "История и фантастика" - это попытка
автора рассказать о таком жанре, как
"альтернативная история". Когда реальный
исторический факт "обыгрывается" писателем-
-фантастом по-другому, отчего и получается
"неправдивый", совсем другой финал реального
события. Та же история про реконструкцию
событий 25 октября 1917 года (где Ленин,
якобы, не дошел до Смольного, а "Аврора"
села на мель, да и Керенский подвел свои
войска раньше, чем в реальности, если не
путаю, она называлась "Осечка" (?) - и
есть образец такого произведения. Есть
такие рассказы и в (2), и в сборнике (3).
Другие юмористические рассказы в (2) и
(3) - юмористические, не столько фантастика,
сколько продолжение традиций сказок в духе
М.Салтыкова-Щедрина. Примерно такие же
фантастические сказки, высмеивающие глупости
человеческие и гадости современного мира,
- пишет Е.Лукин. Но истории Лукина - про
города (привет салтыковскому Глупову!) Лыцк,
Баклужино и Суслов - это, все-таки,
"полнометражные" произведения, а не короткие
рассказы-басни, как у Игоря Всеволодовича.
При этом часть коротких рассказов - это
пародии на "техническую" фантастику, в духе
"Дневников Ионко Тихого", которые писал
С.Лем. Есть явная пародия на "Пикник на
обочине" Стругацких, - только у Булычева эта
самая Зона устроена самими людьми. Поскольку
она, якобы - огромная помойка, куда годами
сбрасывались экологически опасные отходы
промышленных предприятий. В итоге, что
выросло - то выросло, получили смертельно
опасную для человека Зону... А рассказ
"Перпендикулярный мир" - предсказание
"точечной застройки" Москвы с разрушением
памятников архитектуры и строительством на
их месте "новоделов".
Среди рассказов есть пародия на "Аэлиту"
А.Н.Толстого, фантастику с уточнением - а
что было бы на Марсе, будь там такая же
бюрократия, как на Земле? Теперь-то, мол,
понятно, отчего вымерла цивилизация
марсиан... Есть также пародии на ранние
произведения В.Пелевина, - во всяком
случае история про "звенящий кирпич" очень
созвучна пелевинскому рассказу про "День
бульдозериста". Да и рассказ про Ивана
Ивановича Иванова - тоже, напоминает...
Он же, вдобавок, предвестник, скажем так,
"историй-катастроф", в которых пишут о
том, что будет с Землей, если во власти,
в ВПК и промышленности будут такие люди,
как булычевский Иван Иванович.
Особняком в сборнике (3) стоит
"антисоветская" повесть "Мамонт". В ней
автор попытался представить альтернативный
вариант истории СССР, в котором в 1973
году все еще держится сталинизм, - с
Берией, НКВД, заключенными, концлагерями и
прочими характерными признаками. Получилась
повесть в духе книги В.Войновича "Москва-
-2042". Только тут скорее грустно, чем
смешно.
Рассказы на уровне сказок Салтыкова-Щедрина,
а многие - по актуальности и важнее их. Да
и вся книга получилась отличной. Тут есть
не только над чем посмеяться, - но и над
чем призадуматься.
"Театр теней. Старый год".
=============================================
Вышедший в 1998 году фантастический роман,
согласно предисловию - второй роман из
цикла "Театр теней", прсвященного Гарику
Гагарину, сотруднику некоего Института
Экспертизы, якобы занимающегося
исследованием разных "паранормальных"
явлений.
Главные герои романа - подростки Егор и
Люська - оказались в каком-то странном
"параллельном" мире, вход в который
открылся в канун Нового года. Оказалось,
что этот мир "заселен" никому не нужными
людьми, родные и близкие которых
предпочли забыть их и "перейти" в Новый
год без них. А "ненужные", "вычеркнутые"
из жизни люди - остаются в мире Старого
года.
Формально в этот мир есть только вход,
и нет выхода. Но автор "предусмотрел"
секретную лазейку из него, расположенную
в помещении некоего Детского театра.
Этим выходом пользуются дельцы из
криминального мира "того" и нашего миров,
втайне от остальных наладившие обмен
материальными ценностями между одним и
другим миром.
В мире Старого года (- будем его так
называть -) попавшие в него люди не
живут индивидуально, хотя размеры и
малая населенность позволили бы это
сделать. А сбиваются в группы, в худшем
случае ( -почти что всегда -) в стаи и
банды. Тут и Империя, которую "возглавил"
Император - некий проходимец,
изобразивший из себя Павла Первого. Есть
и бандиты-разбойники, облюбовавшие
другой берег "тамошнего" аналога Москвы-
-реки. Здесь и барды, диссиденты и
анархисты, примкнувшие в конце-концов к
бандитам. Кроме того, есть и "ветераны" -
фанатики разных идей, идеологий и религий,
в этом мире не воюющие друг против друга,
а наоборот, объединившиеся. Все они не
стареют, но и не живут настоящей жизнью,
"сохраняясь" в том возрасте и состоянии,
в каком они попали в мир Старого года.
В общем, у Игоря Всеволодовича получился
некий гибрид "параллельных" миров, похожих
на те, которые создали Е.Лукин (в книгах
"Раздолбаи космоса" и "Миссионеры", из
второй - особенно схож), Н.Перумов (мир
Виталия Антонова в книге "Один на один",
Юрий Томин (помните детскую сказку про
коробок волшебных спичек и робота
Железного Балбеса? - по ней еще и фильм
был снят).
Егору и Люське все-таки удается вырваться
из "того" мира. Но через 6 лет Егор -
теперь уже студент Георгий Чехонин, -
узнал, что его спутницу похитили пришельцы
из "того" мира. Императору "Павлу
Петровичу Первому", в плен к "подданым"
которого попали герои, захотелось получить
Люську - теперь уже Людмилу Тихонову, - в
качестве своей наложницы.
Связанный с криминалом певец Вениамин
Малкин, больной СПИДом, узнает, что
попавшие в "тот" мир люди живут в нем
вечно, не меняясь, (если только их не
убьют). Потому-то он с помощью своих
дружков-бандитов похищает Людмилу, - чтобы
передать ее прислужникам Императора в
качестве платы за переход в мир Старого
года, куда он хочет уйти, пока еще не
умер от СПИДа.
Рассказами Егора Чехонина о "параллельном"
мире заинтересовались не только научные
сотрудники Института Экспертизы, но и
другая "контора", представленная неким
Мишей, на деле - "полковником в штатском".
Вместе им удается найти место перехода в
"тот" мир, и организовать засаду в
театре, ожидая прибывающего "оттуда"
курьера.
Не сдержавшийся Егор бросился в переход
между мирами - спасти Людмилу от
Императора, - а за ним бросается Гарик,
спасать самого Егора. Так оба героя,
без оружия, снаряжения и подготовки,
попали в мир, где уже идут бандитские
"разборки" между сложившимися там
группировками. Поучаствовав в тамошних
"гражданских войнах", Егор и Гарик
находят Людмилу, попадают то к бандитам,
то к "имперцам". Но нападение еще
одной группировки - "ветеранов" -
привело к тому, что канал связи между
мирами закрывается.
Успевший "проскочить", Гарик оказывается
в театре, в "нашем" мире, а Людмила и
Егор остались там, и что там с ними
случилось - Гарику неизвестно. Видимо,
это стало темой следующего (или следующих
- не знаю, сколько романов на эту тему
написал автор - ) романа из цикла "Театр
теней".
Может, кому-то и понравится. Но когда
прочитаны перумовские "Поединок" и
"Один на один", а также "Миссионеры"
Е.Лукина - очередной "перепев" этой
темы не привлекает. Если б было наоборот
- сначала прочитал "Театр теней", а
потом остальные, - может быть, и
впечатлило бы.
Игорь Можейко. "Корсары, пираты, рейдеры."
============================================
Ученый-востоковед И.В.Можейко больше известен нам как писатель-
-фантаст Кир Булычев. Но эта его книга - не фантастика, а
историческое исследование, в котором автор в популярной форме
знакомит читателей с разбоем на морях и океанах. Кто такие
пираты, чем они отличались от корсаров (каперов), самые
известные истории про морских разбойников. История пиратства
от средних веков до 1941-42 годов. И прочее и прочее.
Это, конечно, не всеохватывающая научная книга, но вместе с
тем содержит множество интересных фактов по многим событиям.
Ориентирована она, конечно, на школьников старших классов.
Но если кому-то не хочется из-за недостатка времени читать
серьезные книги на тему пиратства, а хочется знать какие-то
реальные исторические факты - то это то, что нужно. А потом
можно переходить и к таким книгам, как двухтомник "Корсары
кайзера.Пираты фюрера"(автор - И.Бунич). Или к книге "Рейдеры
Гитлера" из серии "Морская коллекция", к произведению И.Павлова
""Сидней", вас не слышим, отвечайте!", или к трудам С.Балакина
и других авторов.
Более серьезная вещь, чем сборник Н.Непомнящего "Архипелаг
ненайденных сокровищ".
1."История и фантастика".
2."Возможное прошлое".
3."Невозможное будущее".
========================================
Два сборника рассказов, повесть и очерк
"История и фантастика" - в 1992 году во 2-й
том "Избранных произведений" автора,
которого в нашей стране представлять не
надо. Но кроме детских сказок про Алису
Селезневу, кроме довольно серьезного, по
моему мнению, фантастического романа
"Поселок", - у Игоря Всеволодовича есть и
(- назову их так- ) сатирико-социальные
произведения, вроде тех, что писал С.Лем,
перенося гадости и глупости современной
ему (- а потом - и нам -) жизни в некие
вымышленные миры. У И.В.Можейко это -
"Единая воля советского народа" или, к
примеру, история про "ролевую игру -
реконструкцию событий 25 октября 1917 года",
якобы затеянную в 1967 году. Книги, по
тем временам, весьма "антисоветские".
автора рассказать о таком жанре, как
"альтернативная история". Когда реальный
исторический факт "обыгрывается" писателем-
-фантастом по-другому, отчего и получается
"неправдивый", совсем другой финал реального
события. Та же история про реконструкцию
событий 25 октября 1917 года (где Ленин,
якобы, не дошел до Смольного, а "Аврора"
села на мель, да и Керенский подвел свои
войска раньше, чем в реальности, если не
путаю, она называлась "Осечка" (?) - и
есть образец такого произведения. Есть
такие рассказы и в (2), и в сборнике (3).
(3) - юмористические, не столько фантастика,
сколько продолжение традиций сказок в духе
М.Салтыкова-Щедрина. Примерно такие же
фантастические сказки, высмеивающие глупости
человеческие и гадости современного мира,
- пишет Е.Лукин. Но истории Лукина - про
города (привет салтыковскому Глупову!) Лыцк,
Баклужино и Суслов - это, все-таки,
"полнометражные" произведения, а не короткие
рассказы-басни, как у Игоря Всеволодовича.
При этом часть коротких рассказов - это
пародии на "техническую" фантастику, в духе
"Дневников Ионко Тихого", которые писал
С.Лем. Есть явная пародия на "Пикник на
обочине" Стругацких, - только у Булычева эта
самая Зона устроена самими людьми. Поскольку
она, якобы - огромная помойка, куда годами
сбрасывались экологически опасные отходы
промышленных предприятий. В итоге, что
выросло - то выросло, получили смертельно
опасную для человека Зону... А рассказ
"Перпендикулярный мир" - предсказание
"точечной застройки" Москвы с разрушением
памятников архитектуры и строительством на
их месте "новоделов".
А.Н.Толстого, фантастику с уточнением - а
что было бы на Марсе, будь там такая же
бюрократия, как на Земле? Теперь-то, мол,
понятно, отчего вымерла цивилизация
марсиан... Есть также пародии на ранние
произведения В.Пелевина, - во всяком
случае история про "звенящий кирпич" очень
созвучна пелевинскому рассказу про "День
бульдозериста". Да и рассказ про Ивана
Ивановича Иванова - тоже, напоминает...
Он же, вдобавок, предвестник, скажем так,
"историй-катастроф", в которых пишут о
том, что будет с Землей, если во власти,
в ВПК и промышленности будут такие люди,
как булычевский Иван Иванович.
"антисоветская" повесть "Мамонт". В ней
автор попытался представить альтернативный
вариант истории СССР, в котором в 1973
году все еще держится сталинизм, - с
Берией, НКВД, заключенными, концлагерями и
прочими характерными признаками. Получилась
повесть в духе книги В.Войновича "Москва-
-2042". Только тут скорее грустно, чем
смешно.
Рассказы на уровне сказок Салтыкова-Щедрина,
а многие - по актуальности и важнее их. Да
и вся книга получилась отличной. Тут есть
не только над чем посмеяться, - но и над
чем призадуматься.
=============================================
Вышедший в 1998 году фантастический роман,
согласно предисловию - второй роман из
цикла "Театр теней", прсвященного Гарику
Гагарину, сотруднику некоего Института
Экспертизы, якобы занимающегося
исследованием разных "паранормальных"
явлений.
Главные герои романа - подростки Егор и
Люська - оказались в каком-то странном
"параллельном" мире, вход в который
открылся в канун Нового года. Оказалось,
что этот мир "заселен" никому не нужными
людьми, родные и близкие которых
предпочли забыть их и "перейти" в Новый
год без них. А "ненужные", "вычеркнутые"
из жизни люди - остаются в мире Старого
года.
и нет выхода. Но автор "предусмотрел"
секретную лазейку из него, расположенную
в помещении некоего Детского театра.
Этим выходом пользуются дельцы из
криминального мира "того" и нашего миров,
втайне от остальных наладившие обмен
материальными ценностями между одним и
другим миром.
В мире Старого года (- будем его так
называть -) попавшие в него люди не
живут индивидуально, хотя размеры и
малая населенность позволили бы это
сделать. А сбиваются в группы, в худшем
случае ( -почти что всегда -) в стаи и
банды. Тут и Империя, которую "возглавил"
Император - некий проходимец,
изобразивший из себя Павла Первого. Есть
и бандиты-разбойники, облюбовавшие
другой берег "тамошнего" аналога Москвы-
-реки. Здесь и барды, диссиденты и
анархисты, примкнувшие в конце-концов к
бандитам. Кроме того, есть и "ветераны" -
фанатики разных идей, идеологий и религий,
в этом мире не воюющие друг против друга,
а наоборот, объединившиеся. Все они не
стареют, но и не живут настоящей жизнью,
"сохраняясь" в том возрасте и состоянии,
в каком они попали в мир Старого года.
некий гибрид "параллельных" миров, похожих
на те, которые создали Е.Лукин (в книгах
"Раздолбаи космоса" и "Миссионеры", из
второй - особенно схож), Н.Перумов (мир
Виталия Антонова в книге "Один на один",
Юрий Томин (помните детскую сказку про
коробок волшебных спичек и робота
Железного Балбеса? - по ней еще и фильм
был снят).
Егору и Люське все-таки удается вырваться
из "того" мира. Но через 6 лет Егор -
теперь уже студент Георгий Чехонин, -
узнал, что его спутницу похитили пришельцы
из "того" мира. Императору "Павлу
Петровичу Первому", в плен к "подданым"
которого попали герои, захотелось получить
Люську - теперь уже Людмилу Тихонову, - в
качестве своей наложницы.
Малкин, больной СПИДом, узнает, что
попавшие в "тот" мир люди живут в нем
вечно, не меняясь, (если только их не
убьют). Потому-то он с помощью своих
дружков-бандитов похищает Людмилу, - чтобы
передать ее прислужникам Императора в
качестве платы за переход в мир Старого
года, куда он хочет уйти, пока еще не
умер от СПИДа.
Рассказами Егора Чехонина о "параллельном"
мире заинтересовались не только научные
сотрудники Института Экспертизы, но и
другая "контора", представленная неким
Мишей, на деле - "полковником в штатском".
Вместе им удается найти место перехода в
"тот" мир, и организовать засаду в
театре, ожидая прибывающего "оттуда"
курьера.
между мирами - спасти Людмилу от
Императора, - а за ним бросается Гарик,
спасать самого Егора. Так оба героя,
без оружия, снаряжения и подготовки,
попали в мир, где уже идут бандитские
"разборки" между сложившимися там
группировками. Поучаствовав в тамошних
"гражданских войнах", Егор и Гарик
находят Людмилу, попадают то к бандитам,
то к "имперцам". Но нападение еще
одной группировки - "ветеранов" -
привело к тому, что канал связи между
мирами закрывается.
Успевший "проскочить", Гарик оказывается
в театре, в "нашем" мире, а Людмила и
Егор остались там, и что там с ними
случилось - Гарику неизвестно. Видимо,
это стало темой следующего (или следующих
- не знаю, сколько романов на эту тему
написал автор - ) романа из цикла "Театр
теней".
прочитаны перумовские "Поединок" и
"Один на один", а также "Миссионеры"
Е.Лукина - очередной "перепев" этой
темы не привлекает. Если б было наоборот
- сначала прочитал "Театр теней", а
потом остальные, - может быть, и
впечатлило бы.
============================================
Ученый-востоковед И.В.Можейко больше известен нам как писатель-
-фантаст Кир Булычев. Но эта его книга - не фантастика, а
историческое исследование, в котором автор в популярной форме
знакомит читателей с разбоем на морях и океанах. Кто такие
пираты, чем они отличались от корсаров (каперов), самые
известные истории про морских разбойников. История пиратства
от средних веков до 1941-42 годов. И прочее и прочее.
Это, конечно, не всеохватывающая научная книга, но вместе с
тем содержит множество интересных фактов по многим событиям.
Ориентирована она, конечно, на школьников старших классов.
Но если кому-то не хочется из-за недостатка времени читать
серьезные книги на тему пиратства, а хочется знать какие-то
реальные исторические факты - то это то, что нужно. А потом
можно переходить и к таким книгам, как двухтомник "Корсары
кайзера.Пираты фюрера"(автор - И.Бунич). Или к книге "Рейдеры
Гитлера" из серии "Морская коллекция", к произведению И.Павлова
""Сидней", вас не слышим, отвечайте!", или к трудам С.Балакина
и других авторов.
Более серьезная вещь, чем сборник Н.Непомнящего "Архипелаг
ненайденных сокровищ".