Кир Булычев (Игорь Всеволодович Можейко).

Комментарии

  • 3 авг 2019 20:20
    Кир Булычев (Игорь Всеволодович Можейко).

    1."История и фантастика".
    2."Возможное прошлое".
    3."Невозможное будущее".
    ========================================
    Два сборника рассказов, повесть и очерк
    "История и фантастика" - в 1992 году во 2-й
    том "Избранных произведений" автора,
    которого в нашей стране представлять не
    надо. Но кроме детских сказок про Алису
    Селезневу, кроме довольно серьезного, по
    моему мнению, фантастического романа
    "Поселок", - у Игоря Всеволодовича есть и
    (- назову их так- ) сатирико-социальные
    произведения, вроде тех, что писал С.Лем,
    перенося гадости и глупости современной
    ему (- а потом - и нам -) жизни в некие
    вымышленные миры. У И.В.Можейко это -
    "Единая воля советского народа" или, к
    примеру, история про "ролевую игру -
    реконструкцию событий 25 октября 1917 года",
    якобы затеянную в 1967 году. Книги, по
    тем временам, весьма "антисоветские".
  • 3 авг 2019 20:20
    Очерк "История и фантастика" - это попытка
    автора рассказать о таком жанре, как
    "альтернативная история". Когда реальный
    исторический факт "обыгрывается" писателем-
    -фантастом по-другому, отчего и получается
    "неправдивый", совсем другой финал реального
    события. Та же история про реконструкцию
    событий 25 октября 1917 года (где Ленин,
    якобы, не дошел до Смольного, а "Аврора"
    села на мель, да и Керенский подвел свои
    войска раньше, чем в реальности, если не
    путаю, она называлась "Осечка"-) (?) - и
    есть образец такого произведения. Есть
    такие рассказы и в (2), и в сборнике (3).
  • 3 авг 2019 20:21
    Другие юмористические рассказы в (2) и
    (3) - юмористические, не столько фантастика,
    сколько продолжение традиций сказок в духе
    М.Салтыкова-Щедрина. Примерно такие же
    фантастические сказки, высмеивающие глупости
    человеческие и гадости современного мира,
    - пишет Е.Лукин. Но истории Лукина - про
    города (привет салтыковскому Глупову!) Лыцк,
    Баклужино и Суслов - это, все-таки,
    "полнометражные" произведения, а не короткие
    рассказы-басни, как у Игоря Всеволодовича.

    При этом часть коротких рассказов - это
    пародии на "техническую" фантастику, в духе
    "Дневников Ионко Тихого", которые писал
    С.Лем. Есть явная пародия на "Пикник на
    обочине" Стругацких, - только у Булычева эта
    самая Зона устроена самими людьми. Поскольку
    она, якобы - огромная помойка, куда годами
    сбрасывались экологически опасные отходы
    промышленных предприятий. В итоге, что
    выросло - то выросло, получили смертельно
    опасную для человека Зону...  А рассказ
    "Перпендикулярный мир" - предсказание
    "точечной застройки" Москвы с разрушением
    памятников архитектуры и строительством на
    их месте "новоделов".
  • 3 авг 2019 20:21
    Среди рассказов есть пародия на "Аэлиту"
    А.Н.Толстого, фантастику с уточнением - а
    что было бы на Марсе, будь там такая же
    бюрократия, как на Земле? Теперь-то, мол,
    понятно, отчего вымерла цивилизация
    марсиан... Есть также пародии на ранние
    произведения В.Пелевина, - во всяком
    случае история про "звенящий кирпич" очень
    созвучна пелевинскому рассказу про "День
    бульдозериста". Да и рассказ про Ивана
    Ивановича Иванова - тоже, напоминает...
    Он же,  вдобавок, предвестник, скажем так,
    "историй-катастроф",  в которых пишут о
    том, что будет с Землей, если во власти,
    в ВПК и промышленности будут такие люди,
    как булычевский Иван Иванович.
  • 3 авг 2019 20:21
    Особняком в сборнике (3) стоит
    "антисоветская" повесть "Мамонт". В ней
    автор попытался представить альтернативный
    вариант истории СССР, в котором в 1973
    году все еще держится сталинизм, - с
    Берией, НКВД, заключенными, концлагерями и
    прочими характерными признаками. Получилась
    повесть в духе книги В.Войновича "Москва-
    -2042". Только тут скорее грустно, чем
    смешно.

    Рассказы на уровне сказок Салтыкова-Щедрина,
    а многие - по актуальности и важнее их. Да
    и вся книга получилась отличной. Тут есть
    не только над чем посмеяться,  - но и над
    чем призадуматься.
  • 3 авг 2019 20:21
    "Театр теней. Старый год".
    =============================================

    Вышедший в 1998 году фантастический роман,
    согласно предисловию - второй роман из
    цикла "Театр теней", прсвященного Гарику
    Гагарину, сотруднику некоего Института
    Экспертизы, якобы занимающегося
    исследованием разных "паранормальных"
    явлений.

    Главные герои романа - подростки Егор и
    Люська - оказались в каком-то странном
    "параллельном" мире, вход в который
    открылся в канун Нового года. Оказалось,
    что этот мир "заселен" никому не нужными
    людьми, родные и близкие которых
    предпочли забыть их и "перейти" в Новый
    год без них. А "ненужные", "вычеркнутые"
    из жизни люди - остаются в мире Старого
    года.
  • 3 авг 2019 20:22
    Формально в этот мир есть только вход,
    и нет выхода. Но автор "предусмотрел"
    секретную лазейку из него, расположенную
    в помещении некоего Детского театра.
    Этим выходом пользуются дельцы  из
    криминального мира "того" и нашего миров,
    втайне от остальных наладившие обмен
    материальными ценностями между одним и
    другим миром.

    В мире Старого года (- будем его так
    называть -) попавшие в него люди не
    живут индивидуально, хотя размеры и
    малая населенность позволили бы это
    сделать.  А сбиваются в группы, в худшем
    случае ( -почти что всегда -) в стаи и
    банды. Тут и Империя, которую "возглавил"
    Император - некий проходимец,
    изобразивший из себя Павла Первого. Есть
    и бандиты-разбойники, облюбовавшие
    другой берег "тамошнего" аналога Москвы-
    -реки. Здесь и барды, диссиденты и
    анархисты, примкнувшие в конце-концов к
    бандитам. Кроме того, есть и "ветераны" -
    фанатики разных идей, идеологий и религий,
    в этом мире не воюющие друг против друга,
    а наоборот, объединившиеся. Все они не
    стареют, но и не живут настоящей жизнью,
    "сохраняясь" в том возрасте и состоянии,
    в каком они попали в мир Старого года.
  • 3 авг 2019 20:22
    В общем, у Игоря Всеволодовича получился
    некий гибрид "параллельных" миров, похожих
    на те, которые создали Е.Лукин (в книгах
    "Раздолбаи космоса" и "Миссионеры", из
    второй - особенно схож), Н.Перумов (мир
    Виталия Антонова в книге "Один на один"-),
    Юрий Томин (помните детскую сказку про
    коробок волшебных спичек и робота
    Железного Балбеса? - по ней еще и фильм
    был снят).

    Егору и Люське все-таки удается вырваться
    из "того" мира. Но через 6 лет Егор -
    теперь уже студент Георгий Чехонин, -
    узнал, что его спутницу похитили пришельцы
    из "того" мира. Императору "Павлу
    Петровичу Первому", в плен к "подданым"
    которого попали герои, захотелось получить
    Люську - теперь уже Людмилу Тихонову, - в
    качестве своей наложницы.
  • 3 авг 2019 20:22
    Связанный с криминалом певец Вениамин
    Малкин, больной СПИДом, узнает, что
    попавшие в "тот" мир люди живут в нем
    вечно, не меняясь, (если только их не
    убьют). Потому-то он с помощью своих
    дружков-бандитов похищает Людмилу, - чтобы
    передать ее прислужникам Императора в
    качестве платы за переход в мир Старого
    года, куда он хочет уйти, пока еще не
    умер от СПИДа.

    Рассказами Егора Чехонина о "параллельном"
    мире заинтересовались не только научные
    сотрудники Института Экспертизы, но и
    другая "контора", представленная неким
    Мишей, на деле - "полковником в штатском".
    Вместе им удается найти место перехода в
    "тот" мир, и организовать засаду в
    театре, ожидая прибывающего "оттуда"
    курьера.
  • 3 авг 2019 20:23
    Не сдержавшийся Егор бросился в переход
    между мирами - спасти Людмилу от
    Императора, - а за ним бросается Гарик,
    спасать самого Егора. Так оба героя,
    без оружия, снаряжения и подготовки,
    попали в мир, где уже идут бандитские
    "разборки" между сложившимися там
    группировками. Поучаствовав в тамошних
    "гражданских войнах", Егор и Гарик
    находят Людмилу, попадают то к бандитам,
    то к "имперцам". Но нападение еще
    одной группировки - "ветеранов" -
    привело к тому, что канал связи между
    мирами закрывается.

    Успевший "проскочить", Гарик оказывается
    в театре, в "нашем" мире, а Людмила и
    Егор остались там, и что там с ними
    случилось - Гарику  неизвестно. Видимо,
    это стало темой следующего (или следующих
    - не знаю, сколько романов на эту тему
    написал автор - ) романа из цикла "Театр
    теней".
  • 3 авг 2019 20:23
    Может, кому-то и понравится. Но когда
    прочитаны перумовские "Поединок" и
    "Один на один", а также "Миссионеры"
    Е.Лукина - очередной "перепев" этой
    темы не привлекает. Если б было наоборот
    - сначала прочитал "Театр теней", а
    потом остальные, - может быть, и
    впечатлило бы.
  • 3 авг 2019 20:24
    Игорь Можейко. "Корсары, пираты, рейдеры."
    ============================================

    Ученый-востоковед И.В.Можейко больше известен нам как писатель-
    -фантаст Кир Булычев. Но эта его книга - не фантастика, а
    историческое исследование, в котором автор в популярной форме
    знакомит читателей с разбоем на морях и океанах. Кто такие
    пираты, чем они отличались от корсаров (каперов), самые
    известные истории про морских разбойников. История пиратства
    от средних веков до 1941-42 годов. И прочее и прочее.

    Это, конечно, не всеохватывающая научная книга, но вместе с
    тем содержит множество интересных фактов по многим событиям.
    Ориентирована она, конечно, на школьников старших классов.
    Но если кому-то не хочется из-за недостатка времени читать
    серьезные книги на тему пиратства, а хочется знать какие-то
    реальные исторические факты - то это то, что нужно. А потом
    можно переходить и к таким книгам, как двухтомник "Корсары
    кайзера.Пираты фюрера"(автор - И.Бунич). Или к книге "Рейдеры
    Гитлера" из серии "Морская коллекция", к произведению И.Павлова
    ""Сидней", вас не слышим, отвечайте!", или к трудам С.Балакина
    и других авторов.

    Более серьезная вещь, чем сборник Н.Непомнящего "Архипелаг
    ненайденных сокровищ".