Текст научной работы на тему «Богословеко-философские основания учения Ария»

Д. С. Бирюков
БОГОСЛОВСКО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ УЧЕНИЯ АРИЯ
Арианство — первое течение в русле христианской мысли, признанное ересью, на определенное время ставшее государственной религией в Римской империи. Вместе с тем, арианство, бесспорно, — крупнейшее и масштабнейшее из движений внутри христианского мира со времени начала христианства, признанных еретическими. По этой причине последующие поколения христианских писателей понимали арианство как ересь по преимуществу, и это свидетельствует о том большом значении и важной роли, которую играл феномен арианства в культуре и философской мысли поздней античности.
Арианское движение сформировалось к первой четверти IV в. в результате богословских споров, начавшихся примерно в 315-318 гг. Споры возникли вокруг учения Ария, по имени которого и стало называться движение церковного народа и иерархов, так или иначе разделявших его идеи.
Арий был ливийцем, он учился в богословской школе Лукиана в Антиохии, но с начала IV в. жил в Александрии, где достиг сана пресвитера и даже был кандидатом на епископскую кафедру Александрии, однако отказался от епископства в пользу св. Александра Александрийского1. В Александрии пресвитер Арий обращал
на себя внимание как своим внешним видом (он был худощав, высок ростом и
\ 2 производил впечатление аскета), так и склонностью к искусству диалектики и экзегезы3. Объясняя известное место из книги Притч: «Господь создал меня в начале путей Своих»4, Арий начал развивать свое учение о тварной природе Христа (Бога-Сына) и о том, что «было, когда Сына не было», ставшее впоследствии камнем преткновения в церковной среде.
Важнейшим источником для прояснения специфических моментов богословского и философского учения Ария является его произведение, называемое «Талия» («Пир»)5, несмотря на то, что Арий написал ее в целях популяризации своих идей (и потому оно написано в стихотворной манере6). Большой отрывок из «Талии» приведен св. Афанасием Александрийским в О соборах 15, другие отрывки приводятся им в сочинении Против ариан

Комментарии

Комментариев нет.