Индивидуальные или групповые занятия?

Уже не первый год я обучаю детей математике, устраняю пробелы, готовлю к итоговым экзаменам. Результаты имеются и неплохие. Недавно предо мной встал вопрос: оставаться индивидуальным репетиром или подключать мини-группы. Решила провести эксперимент, и была им удовлетворена. Занятия в мини-группе дает свои результаты, зачастую даже лучше индивидуальных занятий.
К репетитору обращаются обычно те, кто хочет заниматься индивидуально — один на один. Реже бывают занятия в мини-группах — два, максимум три ученика. Родители же практически всегда настаивают именно на занятиях тет-а-тет, не понимая преимуществ мини-групп, опасаясь, что ученик не получит должного индивидуального подхода. Мой опыт пока что показывает обратное.
Ко мне на обучение попадают разные дети, зачастую, конечно, слабые и неуверенные в своих силах. На них я и провела так называемый «эксперимент». В первую очередь объединила ученика А, со слабыми способностями к математике и ученика Б, с сильнейшей неуверенностью в себе. Результат не заставил себя ждать. Ученик Б стеснительный по своей натуре, а ученик А - общительный. В итоге ученик А задавал много вопросов, много комментировал и видел благодарность в глазах ученика Б. Т.к. ученик Б банально стесняется. А так все вопросы заданы и ответы получены.
В результате ученик Б больше узнал, т.к. было больше вопросов задано на уроке, а ученик А перестал считать что он ни на что не способен видя поддержку ученика Б. Вывод очевиден для меня: детям в паре комфортно, они говорят на равных, чего со мной никогда не будет априори. Я считаю целесообразно учеников, что дополняют друг друга, объединять.
Во-первых, программа она всегда программа. Да, кто-то обгоняет, кто-то отстает, но список тем в общих чертах одинаков, а большинство проблем и ошибок у детей типичны.
Во-вторых, обучение в мини-группах «психологически» выгодно. В занятиях тет-а-тет всегда будут отношения «учитель-ученик». В группах дети раскрепощаются, перестают стесняться. Всегда легче сказать ответ товарищу, чем педагогу. А я, как педагог, незаметно слушаю и наблюдаю.
Это невероятно захватывает, слушать что и как объясняет своему товарищу ученик.
Тем более часто ребенок, имея школьный опыт «лучше промолчать, чем ответить неправильно» очень и очень долго отвечает на поставленный вопрос, если и вообще дает ответ. Он банально боится. И, конечно, стоит быть хорошим психологом, чтобы хоть немного минимизировать этот страх. И этим тоже я занимаюсь, и даже выходит. Но это драгоценное время! Дать ответ равному тебе ученику психологически проще. Дети, чтобы ни было, говорят на «своем языке». И любую тему, что хоть трижды умный педагог расскажет, ребенок усвоит лучше, если ее же ему преподнесет равный ему.
И конечно хотелось бы отметить, что на моих занятиях мы, разумеется, комбинируем групповую работу и индивидуальную, работа репетитора обязательно должна строиться с учётом индивидуальных особенностей обучаемых.
Конечно, не всех я обучаю "под одну гребенку". У меня многие остались индивидуальными. Некоторых я пересаживала к разным парам раза три, пока не нашла того единственного с кем ребенок сработался. С этого года купила доску, большой стол у окна - для учебы созданы все условия. Я всегда работаю на результат и мои дети меня на разочаровывают. Это я сразу для тех, кто скажет, что я просто ленюсь :)
Источник: pikabu.ru

Комментарии

Комментариев нет.