Как познакомить дошкольника с графическим образом буквы.
Формирование навыка чтения – это сложный процесс, овладение которым вызывает трудности как у нормально развивающихся детей, так и у детей с различной патологией (речевой, интеллектуальной и др.). Для ребенка, начинающего читать, буква является сложным графическим объектом, так как она состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе сходных по начертанию, ребенку необходимо произвести оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы. В связи с тем, что отличия многих букв заключаются лишь в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, то при недостаточном развитии у ребенка пространственных представлений, усвоение оптического (графического) образа буквы будет затруднено. Приступая к знакомству с буквами, необходимо не торопиться форсировать события, пытаясь, как можно раньше и больше изучить букв. Необходимо удостовериться, что образ буквы прочно укрепился в памяти ребенка. Для этого можно выполнить следующие задания: ✔️Рассматриваем букву большого формата, нарисованную на отдельном листе. ✔️«Нарисуем букву». Проводим указательным пальцем по линиям, как-бы рисуя букву. ✔️«Пройдем по дорожкам» - пройти по линиям дорожкам указательным и средним пальцами ведущей руки. ✔️«Волшебники» - карандашом рисуем в воздухе силуэт буквы. ✔️Выкладываем букву из карандашей по силуэту (уточняем сколько карандашей, какие цвета взяты для того чтобы сделать букву). ✔️Раскрашиваем каждый элемент буквы разным цветом. ✔️Украшаем разным орнаментом каждый элемент буквы. ✔️Штрихуем в разном направлении каждый элемент буквы ✔️Предлагаем пофантазировать и увидеть на что похожа буква (А – на горку, домик, стремянку, акулу, циркуль, ракету, скворечник…) ✔️Предлагаем дорисовать букву до картинки. ✔️Рисуем букву в коробке с песком, с манкой. ✔️Рисуем самостоятельно буквы в картине – поле (например в арбузе буквы А – это арбузные семечки, на силуэте дуба – буквы У – это много веточек…). ✔️Выкладываем букву по образцу из разного материала. ✔️Выкладываем букву самостоятельно из спичек, счетных палочек, пуговиц, гороха, фасоли, мозаики, веточек, шишек, веревочек. ✔️Узнаем на ощупь букву. ✔️Лепим букву из пластилина, из теста. А У А О И А М А И А М С А А А К А В А П А Ы АК О А Т А Р М А И А Л А Б А К В И О А Ы А О А В Т А А К М С А Э А П Т А К А Ф А А А к А А А А В МО М А Ы М А А М А А Ц А В К А АЛ А А А А А Ч К ✔️Находим букву (например А) из ряда других букв и обводим в кружок. ✔️Находим букву (например А) и раскрашиваем ее, другие буквы не трогать. ✔️Находим все буквы (например А) выполненные разными шрифтами. ✔️А – обвести в кружок, И - зачеркнуть, О – подчеркнуть. ✔️Найти и обвести в кружок (например А) в газете, книге, журнале, рекламе. ✔️Обвести букву по трафарету, по шаблону. ✔️Найти букву (например А) на улице на вывесках, рекламных щитах. ✔️Найти букву среди букв повернутых в разных направлениях. ✔️Найти букву среди силуэтов наложенных друг на друга. ✔️Найти букву на заштрихованной перечеркнутой поверхности (зашумленная буква). ✔️Составить разрезную картинку с изображением буквы. ✔️Украсить силуэт (тарелки, чашки, шарфа, шапки…) чередующимися буквами разными по цвету, по величине…(АУАУАУАУ, аАаАаАаАаА) . ✔️Напечатать на листе в клеточку буквы с интервалом, без интервала. ✔️Соединить по точкам рисунок буквы (из девяти клеточек). ✔️Дорисовать недостающие элементы у буквы. ✔️Изобразить букву пальцами, телом. ✔️Вышивать букву. ✔️Лепить букву из пластилина, соленого теста. ✔️Находить спрятавшуюся букву на картинке. Все задания направлены на то, чтобы привлечь внимание ребенка к особенностям написания букв, тем самым помочь ему усвоить их правильное написание.
Методичка воспитателя
Как познакомить дошкольника с графическим образом буквы.
Формирование навыка чтения – это сложный процесс, овладение которым вызывает трудности как у нормально развивающихся детей, так и у детей с различной патологией (речевой, интеллектуальной и др.). Для ребенка, начинающего читать, буква является сложным графическим объектом, так как она состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу.
Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе сходных по начертанию, ребенку необходимо произвести оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы. В связи с тем, что отличия многих букв заключаются лишь в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, то при недостаточном развитии у ребенка пространственных представлений, усвоение оптического (графического) образа буквы будет затруднено.
Приступая к знакомству с буквами, необходимо не торопиться форсировать события, пытаясь, как можно раньше и больше изучить букв.
Необходимо удостовериться, что образ буквы прочно укрепился в памяти ребенка.
Для этого можно выполнить следующие задания:
✔️Рассматриваем букву большого формата, нарисованную на отдельном листе.
✔️«Нарисуем букву». Проводим указательным пальцем по линиям, как-бы рисуя букву.
✔️«Пройдем по дорожкам» - пройти по линиям дорожкам указательным и средним пальцами ведущей руки.
✔️«Волшебники» - карандашом рисуем в воздухе силуэт буквы.
✔️Выкладываем букву из карандашей по силуэту (уточняем сколько карандашей, какие цвета взяты для того чтобы сделать букву).
✔️Раскрашиваем каждый элемент буквы разным цветом.
✔️Украшаем разным орнаментом каждый элемент буквы.
✔️Штрихуем в разном направлении каждый элемент буквы
✔️Предлагаем пофантазировать и увидеть на что похожа буква (А – на горку, домик, стремянку, акулу, циркуль, ракету, скворечник…)
✔️Предлагаем дорисовать букву до картинки.
✔️Рисуем букву в коробке с песком, с манкой.
✔️Рисуем самостоятельно буквы в картине – поле (например в арбузе буквы А – это арбузные семечки, на силуэте дуба – буквы У – это много веточек…).
✔️Выкладываем букву по образцу из разного материала.
✔️Выкладываем букву самостоятельно из спичек, счетных палочек, пуговиц, гороха, фасоли, мозаики, веточек, шишек, веревочек.
✔️Узнаем на ощупь букву.
✔️Лепим букву из пластилина, из теста. А У А О И А М А И А М С А А А К А В А П А Ы АК О А Т А Р М А И А Л А Б А К В И О А Ы А О А В Т А А К М С А Э А П Т А К А Ф А А А к А А А А В МО М А Ы М А А М А А Ц А В К А АЛ А А А А А Ч К
✔️Находим букву (например А) из ряда других букв и обводим в кружок.
✔️Находим букву (например А) и раскрашиваем ее, другие буквы не трогать.
✔️Находим все буквы (например А) выполненные разными шрифтами.
✔️А – обвести в кружок, И - зачеркнуть, О – подчеркнуть.
✔️Найти и обвести в кружок (например А) в газете, книге, журнале, рекламе.
✔️Обвести букву по трафарету, по шаблону.
✔️Найти букву (например А) на улице на вывесках, рекламных щитах.
✔️Найти букву среди букв повернутых в разных направлениях.
✔️Найти букву среди силуэтов наложенных друг на друга.
✔️Найти букву на заштрихованной перечеркнутой поверхности (зашумленная буква).
✔️Составить разрезную картинку с изображением буквы.
✔️Украсить силуэт (тарелки, чашки, шарфа, шапки…) чередующимися буквами разными по цвету, по величине…(АУАУАУАУ, аАаАаАаАаА) .
✔️Напечатать на листе в клеточку буквы с интервалом, без интервала.
✔️Соединить по точкам рисунок буквы (из девяти клеточек).
✔️Дорисовать недостающие элементы у буквы.
✔️Изобразить букву пальцами, телом.
✔️Вышивать букву.
✔️Лепить букву из пластилина, соленого теста.
✔️Находить спрятавшуюся букву на картинке.
Все задания направлены на то, чтобы привлечь внимание ребенка к особенностям написания букв, тем самым помочь ему усвоить их правильное написание.