В основу названия деревни лежит 2 версии.

Приблизительно в 1700 годах, в этом месте, где сейчас расположена граница деревни, проходила граница между Россией и Речью Пасполитой. Границу охраняло вольное казачество.Казаками командовал атаман " Чемерица". Имя ему дали от названия травы чемерицы, которой в этом месте было очень много.
Казаки привозили свои семьи, женились,рожали детей и селились на горке, где вскоре и образовалась небольшая деревня Чемерисы.В книге "ПАМЯТЬ" которая была издана в 2003 году под редакцией И.Ф.Ганжурова есть упоминание об такой д. Чемерисы.

" Можа здацца, щто у аснову назвы вескi пакладзена ядавiтая трава чамярыца, якая расце у нашых балотах.Аднак гiсторыя сведчыць аб iнщым.Веска у мiнулым мела не такую назву. У адказе Мiнскага генерал- губернатара Рэдзiнга на прадпiсанне мiнiстэрства унутраных спрау з нагоды хвалевання прыгонных селян памещыка Юдзiцкага, якое мела месца у 1808 годдзе вескi, што належала яму, называлi ЧарамiсыА мiж тым чарамiсы- старая, дарэвалюцыйная назва марыйцау, цяперашнiх жыхароу Рэспублiкi Марый- Л.Як маглi выхадцы з Паволжа заснавацца у той час на Беларусi? Вядома толькi адно: Чарамiсы прыцягвалiся уладамi для нясення ваеннай службы. Зусiм магчыма, щто гэтую службу Чарамiсы адбывалi у тоq час на Дняпры-- на мяжы памiж Расiяй i Рэччу Паспалiтай.
Деревня быстро росла и строилась.Избушки низенькие, маленькие с подслеповатыми окошками. Дворы обнесены честоколом.Жители деревни панщину не отрабатывали до тех пор пока у них был документ свидетельствующий о том, что они вольные казаки. Документ находился у атамана Чемерицы.. Паны никогда не пересекали границу деревни и всегда обьезжали ее стороной. Деревня строго охранялась казаками и была обнесена большой насыпью Эта насыпь и была границей. Даже пан Тихон проживавший между Чемерисами и Маложином Не мог проехать в Храковичи через деревню. Проезжал вокруг деревни. теперь эта дорога называется " Панская гребля". это длилась до тех пор пока у атамана обманным путем не отобрали вольную. Но эта уже другая история.
Могу дополнить: во времена Василия III русские никак не могли взять Казань, поскольку на правом берегу Волги жили горные марийцы, можно сказать – пограничники Булгарии, а затем Казанского ханства, на месте их столицы Цепель русские основали г. Васильсурск, как базу для войны с Казанью - есть исторические документы, со стороны марийцев эта борьба носила народно-освободительный характер, тогда русские занялись геноцидом - пленных, заложников, тех, кто не хотел присоединяться к России добровольно, в 1527 году переселили на литовскую границу - большое число народу, сейчас это Черемисиновский р-н Курской обл., Воронежская область, часть народа через Белоруссию ушла на Волынь и Галицию и осела там, основали населенные пункты, частью ассимилировалась.
У местного населения горные марийцы получили название чемерисы - от"чемер" - хохол, чупрына, белорус «чямарисы» - т.к. воины носили шлемы с полым шишаком и волосы продевались и завязывались узлом на шишаке, считалось позорным погибнуть без шлема. Горные марийцы – влились в украинское казачество, оказали большое влияние на культуру и быт – чупрына, язык, вышиванка. До начала 16 века Беларусь была белой – т.е. носили белые льняные одежды, с начала 16 века – стали вышивать одежды, на флаге Беларуси - национальные узоры горных марийцев. Вышивка у марийцев – оберег, каждое отверстие на одежде должно быть обшито вышивкой -ворот, подол, рукава, отгонять злых духов, в Беларуси и Украине – вышивка стала украшением, сначала копировали геометрические узоры марийцев, затем появились растительные узоры – розы, виноград.
Участвовали в войнах Богдана Хмельницкого – одна из основных сил, когда он воевал с поляками, после воссоединения с Россией – ушли к Петру Дорошенко, который поддерживал связи с Турцией, лишь бы не иметь дело с русскими, после ареста и заключения Дорошенко ушли в Валахию, вновь вернулись в Украину и основали города, деревни.
В культуре горных марийцев вышивка - оберег -геометрические узоры, но не украшение, и сейчас Марий Эл называют «вышитая республика», горные марийцы - субэтнос марийского народа, выделились примерно в9 веке, в этногенезе участвовали чуваши, русские, к которым они были близки территориально, чувашей еще называют очувашенные горные марийцы, сравнивая вышивку горных марийцев, вышивку на Волыни и Галиции, Чувашии - очень много общего, но чуваши не были на Украине,на Волыни и Галичине были и остались горные марийцы, они дали толчок для развития вышивки в Белоруссии и Украине, марийцы относятся ко второй группе народов по древности происхождения после саамов

Комментарии

  • 3 ноя 2024 11:46
    Всё это, что написано о Чемерисах (современное название), не очень правдоподобно, скорее надуманно. Деревня называлась Чамярыцы, откуда пошло это название - одному Богу известно. Раньше селились хуторами, которые принадлежали одной семье или одному роду. До сих пор лес за канавой называют Стасин лес. Сейчас, пожалуй, никто не знает откуда это название. Этот лес мы, школьники Чемерисской школы, сажали в 60-е годы, но там в былые времена на бугре был хутор тети Стас. Мы с древней истории знаем, что в наших краях жили племена, и многие поселения, в том числе и Чамярыцы, могли получить названия от своих древних племен. К примеру название д. Крывча получила от названия племени кривичи, д. Маложин - мало жителей, д.Храковичи - храки ( держали свиней), д.Жиличи или д. Асаревичи, что значили? Сами названия деревень происходили от чего то значимого для данной местности. Со временем названия претерпевают искажения, изменения. Были Чамярыцы, стали Чемерисы. Так можно придумать, что узкоглазые основали старую деревню, а сейчас уже агрогородок. Уже нет целых улиц с старыми деревянными домами, которые ещё недавно стояли, и кто это будет помнить? Новое поколение уехало в город, уже и в школу некому ходить. Надо что-то оставить для истории деревни, не ломать все подряд, а сохранять для памяти поколений. Тогда и люди будут оставаться и жить. Ну и помогать надо людям жить хорошо. Но это уже другая тема.