Речевое дыхание

Основой правильной речи является хорошо развитая артикуляционная моторика и дыхание. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.
Что же такое правильное речевое дыхание и чем оно отличается от физиологического? Правильное речевое дыхание это умение выполнять короткий глубокий вдох и плавный экономный выдох с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Физиологическое дыхание происходит непроизвольно, «автоматически», я речевое дыхание - произвольно, сознательно.
Часто для детей это представляет трудность. Бывает, что ребенок начинает говорить на вдохе, некоторые дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это отрицательно сказывается на овладении правильным произношением и построения плавного, слитного высказывания.
Игровые упражнения, направленные на развитие физиологического и речевого дыхания, способствующие развитию силы и длительности выдоха.
Обязательно при проведении дыхательных упражнений нужно помнить что:
нельзя переутомлять ребенка. Во избежание головокружения упражнения выполняются не более 2-5 минут,
дыхательные упражнения необходимо проводить до еды, в хорошо проветриваем помещении,
необходимо следить за тем, чтобы ребенок не напрягал шею, плечи, не надувал щеки.
1. Можно начать с общих дыхательных упражнений. Учим ребенка дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох: закрываем ротик на замок, можно представить, как собачка нюхает какой-нибудь предмет
2. Затем тренируют ротовой выдох – так же можно представить, что собачка бежала, очень устала, открыла широко рот – дышит, если выполнить это трудно, закрывая при этом ноздри ребёнка.
3. «Греем ручки». Представим, что ладошки замерзли и их нужно согреть или это упражнение можно выполнить после прогулки, когда на улице прохладно
Мы погреемся немножко
Согревай свои ладошки.
При этом теплый воздух согревает ладошки. Проверим – согрелись ли наши ладошки? Можно прижать ладошки к щечкам – они тоже становятся теплыми.
4. «Дует сильный ветерок». Чтобы ветерок получился сильным, вытянем губки вперед и подуем, при этом следим, чтобы не надувались щеки. Если это не получается, можно помочь и прижать щечки ребенка ладошками или попросить, чтобы ребенок сделал это сам. Если поднесем ладошки, то какой ветерок мы почувствуем: теплый или холодный?
Именно при таком положении: губки вытянуты, щечки не надуваем выполняем все упражнения.
5. «Буря в стакане» Работая с соломинкой, ребенок учится вытягивать губки и удерживать их в таком положении. Можно посоревноваться – у кого получится сильная буря.
6. «Задуй свечку» Ребёнку предлагается задуть свечку или дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя.
Нужно глубоко вздохнуть, чтобы свечку нам задуть.
Такое упражнение тренирует силу выдоха.
7. Также для развития дыхания можно использовать «Мыльные пузыри» - это не только развлечение для ребенка, но и является дыхательным упражнением и очень простым в использовании.
Еще используем различные дудочки, гудки, губные гармошки, вертушки. Весной для тренировки дыхания можно использовать одуванчики: попросите ребенка подуть на одуванчик так, чтобы сдуть все зонтики.
Как видите это простые упражнения и никакого специального оборудования для этого не нужно. С помощью таких упражнений, играя можно улучшить четкость, выразительность речи. И таких игр можно придумать много.
Играйте и развивайте ребенка с удовольствием!
#логопед #НацПроектОбразование #ПазлСложился #ЦОРиО

Комментарии

Комментариев нет.