#Силовики #Экспедиции

В марте 1956 года, ЦРУ и ВВС США провели операцию «Hourman».

«...Морское побережье на севере СССР протяженностью свыше 5600 километров условно разделили на три участка: первый протянулся от Кольского полуострова до острова Диксон в Карском море, второй - от Диксона до Тикси в море Лаптевых, третий - от Тикси до Берингова пролива. Используя информацию и указания,полученные из штаб-квартиры ВВС, каждый экипаж разработал индивидуальный план полета....»
Вот после этого проекта и начали развёртывание войск ПВО на всём побережье: Диксон, Лескино, Вилькицкого, Эклипс, Визе, Голымяный и т. д.
Также в этом районе были размещены части ОСНАЗ, которые и давали ориентировку ПВО на вылетевшие разведчики. Обычно это были 1-2 самолёта...реже-3. До 1991 года.
Владимир Никаноров.
Ту – 4 использовался в высокоширотных экспедициях «Север» с 1950 года (ВШЭ «Север – 5) по 1960 год (ВШЭ «Север – 12).
Илья Яковлевич Кобленц.
Неожиданная встреча.
Конец семидесятых, апрель месяц, середина ночи, солнце над горизонтом, крепкий мороз, наст отлично держит вездеход «ГАЗ-47». Пересекаем Гыданский залив с мыса Олений острова Олений на мыс Песчаный полуострова Явай (см. карту). Курс W, уже середина залива, идём на третьей передаче. Нас трое – я, механик-водитель Гриша Гамза и отрядный пёс Мухтар. Двигатель вездехода не греется и работает как часы, скорость около 15 км/ час, мы пребываем в дремоте. Вдруг появляется непонятный нарастающий шум, Гамза с удивлением смотрит на приборный щиток – всё в норме, а шум только усиливается! Мы понимаем, что исходит он сверху, открываем двери вездехода и смотрим вверх. Картина впечатляет - на небольшой высоте, курсом NE на нас летит два громадных самолёта. Мы останавливаем вездеход, выходим из него и наблюдаем. Четырёхмоторные самолёты, почти чёрного цвета, без опознавательных знаков, идут уступом на малой высоте, своим шумом заглушая наш вездеход! Мы смотрели на удаляющиеся самолёты, пока они не исчезли, идентифицировать тип самолёта не смогли, но поняли, что это не наши…
В середине мая, закончив экспедицию, вернулись в Диксон. Буквально на следующий день после выхода на работу ко мне в «камералку» пришёл сотрудник КГБ – у них была такая практика поинтересоваться, что творится на необъятных просторах Родины. Я ему рассказал об этом случае, он всё записал и попросил не распространяться об увиденном. Через несколько дней он пришёл снова и в «узком кругу» людей допущенных, к «гостайне» сообщил, что это были американские самолёты радиотехнической разведки и аэрофотосъёмки, которые знают мёртвые зоны наших радиолокационных установок и с определённой периодичностью делают облёты…

Комментарии

Комментариев нет.