Иван Бунин и Николай Заболоцкий.

Можжевеловый куст - Руслан Богатырев
/ К 160-летию Исаака Левитана
/ К 150-летию Ивана Бунина
/ эрмитажный фильм (Р.Богатырев, сентябрь 2019): Плёс на Волге, ночные витражи Невы и каналов С.-Петербурга.
/ муз. Александр Суханов, сл. Николай Заболоцкий, Иван Бунин (авт. ред. Р.Богатырев)
/ аранж. Сергей Каминский / исп. Руслан Богатырев

В эрмитажном фильме "врезка" Ивана Бунина в точности отражена ночными витражами каналов Петербурга. А поэтическим строкам Николая Заболоцкого соответствуют пейзажи левитановского Плёса.
МОЖЖЕВЕЛОВЫЙ КУСТ
Можжевеловый куст, можжевеловый куст,
Остывающий лепет изменчивых уст.
Аметистовых ягод услышал я звон,
И во сне, в тишине, мне понравился он.
Я почуял сквозь сон лёгкий запах смолы.
Отогнув невысокие эти стволы,
Я заметил во мраке древесных ветвей
Чуть живое подобье улыбки твоей.

Ту звезду, что качалась в холодной воде,
Огонёк, до рассвета дрожавший во тьме,
Под плакучей ракитой в безмолвном саду
Я теперь в небесах никогда не найду.
В старый дом, где я песни простые слагал,
Где я счастья и радости в юности ждал,
В то селенье, где шли молодые года,
Я теперь не вернусь никогда, никогда.

В золотых небесах за окошком моим
Облака проплывают одно за другим.
Облетевший мой садик безжизнен и пуст...
Да простит тебя Бог, можжевеловый куст!

Бунин и Заболоцкий. Можжевеловый куст - Руслан Богатырев

Комментарии

  • 27 янв 2021 17:58
    Это первый романс, давший жизнь идее кармен-романсов (январь 2018) и методу поэтической инкрустации.

    В нём объединены с небольшими изменениями два стихотворения разных поэтов — "Можжевеловый куст" (Николай Заболоцкий, 1957) и "Ту звезду, что качалася в тёмной воде" (Иван Бунин, 1901).

    Практика внесения изменений в поэтический текст при переносе на музыкальную основу бытовала и во времена П.И.Чайковского (он сам этим нередко занимался). Конечно, при этом требуется большая деликатность, но раз изменения вносятся (прямая аналогия: экранизация литературных произведений), они вполне могут носить характер не только косметический, но и даже менять драматургию миниатюры.

    Раз так, почему нельзя создать новую музыкальную миниатюру на основе нескольких текстов, используя привычные для кинематографа композиционные приёмы?

    Музыка не только создаёт мелодическую, ритмическую и гармоническую оправу поэтическому тексту, но и даёт новые возможности "дыхания" поэзии, возможности пауз и музыкальной "тишины". Когда слушатель (не читатель!) может полностью погрузиться в тончайшие детали звучащего слова.
  • 27 янв 2021 17:59
    Кармен-романс (романс-монолог с приоритетом возвышенного поэтического слова) призван соединить слово и уединение, музыку и тишину. В каком-то смысле это возврат к первоистокам европейского романса, к Шуберту и Шуману, воспринимавших себя куда скромнее великих Гёте, Шиллера и Гейне, стихи которых в музыке они и воплощали. Кармен — гимн или заклинание в Древнем Риме.

    Для создания кармен-романсов используется особый авторский метод поэтической инкрустации — аналог техники флорентийской мозаики и приёмов Исаака Левитана в конструировании природных пейзажей.

    Поэтический текст формируется не только из нескольких фрагментов одного автора, но и на единой драматургической и музыкальной основе из фрагментов стихотворений разных авторов. В некоторых случаях новое произведение для получения целостности требует внесения редакционных правок или даже формирования собственных новых фрагментов (разумеется, в стилистике первоисточников, их языка и предпочтений).
  • 27 янв 2021 18:22
    d1ebe00f35
  • 27 янв 2021 18:22
    d353da584c