ЧАСТЬ III Первую часть ищите здесь: https://www.ok.ru/russianlanguage2/topic/69802350204390 , а вторую - здесь: https://www.ok.ru/russianlanguage2/topic/69836983686630 . Заключительные советы кандидата педагогических наук, учителя русского языка и литературы международной квалификации, эксперта Рособрсоюза Романа Дощинского посвящены тому, как выполнить задание №27, то есть написать сочинение, как можно лучше. Совет №14. Итак, что конкретно требуется от ученика: «Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объем сочинения — не менее 150 слов». Для того, чтобы выполнить это задание нужно предельно внимательно читать исходный текст. Как обычно, тексты составлены разработчиками на достаточно широкий круг тем (человек и природа, патриотизм, творчество и т. д.). Но конкретный перечень охваченных в предлагаемых текстах проблем заранее неизвестен ученикам, что делает экзаменационную работу объективной с точки зрения оценивания способностей выпускников. Алгоритм-подсказка: как именно комментировать проблему. 1. Выбрать проблему (даже если вам кажется, что никакой проблемы в тексте и нет — все в нем прекрасно, — проблему нужно постараться сформулировать). Например, это может быть проблема значимости какого-либо явления, процесса для человека. 2. Отметить в тексте те фрагменты, которые имеют отношение к выбранной проблеме. 3. Выделить в этих фрагментах две мысли, помогающие понять суть проблемы (в будущем — два примера). 4. Отметить цитаты, которые можно будет использовать как примеры. 5. Продумать, как соотносятся два выбранных примера (противопоставление, следствие, обобщение…). 6. Найти подходящую связку для двух примеров. Желательно, чтобы это было целое предложение. 7. Оформить комментарий по формуле: (пример + пояснение) Х 2 = какая между ними связь Совет №15.Что еще может помочь? 1. Найдите главную мысль прочитанного текста. 2. Определите аспекты (грани) проблемы, поймите, как двигалась авторская мысль (например, рассмотрите композицию текста). 3. Проанализируйте диалоги, монологи действующих лиц, определите роль пейзажа, обратите внимание на портретные характеристики. 4. Проанализируйте заглавие (если есть), найдите значимые детали, чтобы выявить подтекст. 5. Объясните для себя причинно-следственные связи между эпизодами. То есть ответьте на вопросы: на чем сосредоточивает наше внимание автор? Почему именно на эти эпизоды он обратил внимание? Какие средства автор использует, чтобы читатель понял его замысел? 6. Обосновывая собственное мнение, приводите пример из читательского или жизненного опыта. Помните, если вы просто ссылаетесь на какой-либо текст, не устанавливая причинно-следственных связей, то это не будет являться обоснованием вашего мнения. 7. Важно не повторять одни и те же мысли по несколько раз в разных частях сочинения: нужно стараться быть оригинальным. 8. Показывая свое отношение к проблеме, лучше избегать простой переформулировки авторской позиции. 9. Нужно понимать, что значит обосновать свою позицию. Обосновать — подкрепить доказательствами, привести убедительные доводы. То есть, по сути, нужно привести другое (!) подтверждающее суждение, логически связанное с выдвинутым тезисом. 10. Самое главное, что необходимо помнить, когда приводится пример, — как сделать так, чтобы избежать чистого пересказа. Исходим из формулы: пересказ — это то, что делает герой, комментарий — это то, что делает автор. 11. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями должна отражать тот или иной логический прием: противопоставление, следствие, обобщение и пр. Важно не просто отметить смысловую связь, но и пояснить, что конкретно имеется в виду. Например, если экзаменуемый упоминает о противопоставлении двух примеров, то необходимо четко прописать, в чем именно эти два примера противопоставлены. К. Колесникова
Русский язык, я тебя обожаю!
КАК ИЗББЕЖАТЬ ОШИБОК В ЕГЭ ПО РУССКОМУ?
ЧАСТЬ III
Первую часть ищите здесь: https://www.ok.ru/russianlanguage2/topic/69802350204390 , а вторую - здесь: https://www.ok.ru/russianlanguage2/topic/69836983686630 .
Заключительные советы кандидата педагогических наук, учителя русского языка и литературы международной квалификации, эксперта Рособрсоюза Романа Дощинского посвящены тому, как выполнить задание №27, то есть написать сочинение, как можно лучше.
Совет №14. Итак, что конкретно требуется от ученика:
«Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объем сочинения — не менее 150 слов».
Для того, чтобы выполнить это задание нужно предельно внимательно читать исходный текст. Как обычно, тексты составлены разработчиками на достаточно широкий круг тем (человек и природа, патриотизм, творчество и т. д.). Но конкретный перечень охваченных в предлагаемых текстах проблем заранее неизвестен ученикам, что делает экзаменационную работу объективной с точки зрения оценивания способностей выпускников.
Алгоритм-подсказка: как именно комментировать проблему.
1. Выбрать проблему (даже если вам кажется, что никакой проблемы в тексте и нет — все в нем прекрасно, — проблему нужно постараться сформулировать). Например, это может быть проблема значимости какого-либо явления, процесса для человека.
2. Отметить в тексте те фрагменты, которые имеют отношение к выбранной проблеме.
3. Выделить в этих фрагментах две мысли, помогающие понять суть проблемы (в будущем — два примера).
4. Отметить цитаты, которые можно будет использовать как примеры.
5. Продумать, как соотносятся два выбранных примера (противопоставление, следствие, обобщение…).
6. Найти подходящую связку для двух примеров. Желательно, чтобы это было целое предложение.
7. Оформить комментарий по формуле: (пример + пояснение) Х 2 = какая между ними связь
Совет №15.Что еще может помочь?
1. Найдите главную мысль прочитанного текста.
2. Определите аспекты (грани) проблемы, поймите, как двигалась авторская мысль (например, рассмотрите композицию текста).
3. Проанализируйте диалоги, монологи действующих лиц, определите роль пейзажа, обратите внимание на портретные характеристики.
4. Проанализируйте заглавие (если есть), найдите значимые детали, чтобы выявить подтекст.
5. Объясните для себя причинно-следственные связи между эпизодами. То есть ответьте на вопросы: на чем сосредоточивает наше внимание автор? Почему именно на эти эпизоды он обратил внимание? Какие средства автор использует, чтобы читатель понял его замысел?
6. Обосновывая собственное мнение, приводите пример из читательского или жизненного опыта. Помните, если вы просто ссылаетесь на какой-либо текст, не устанавливая причинно-следственных связей, то это не будет являться обоснованием вашего мнения.
7. Важно не повторять одни и те же мысли по несколько раз в разных частях сочинения: нужно стараться быть оригинальным.
8. Показывая свое отношение к проблеме, лучше избегать простой переформулировки авторской позиции.
9. Нужно понимать, что значит обосновать свою позицию. Обосновать — подкрепить доказательствами, привести убедительные доводы. То есть, по сути, нужно привести другое (!) подтверждающее суждение, логически связанное с выдвинутым тезисом.
10. Самое главное, что необходимо помнить, когда приводится пример, — как сделать так, чтобы избежать чистого пересказа. Исходим из формулы: пересказ — это то, что делает герой, комментарий — это то, что делает автор.
11. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями должна отражать тот или иной логический прием: противопоставление, следствие, обобщение и пр. Важно не просто отметить смысловую связь, но и пояснить, что конкретно имеется в виду. Например, если экзаменуемый упоминает о противопоставлении двух примеров, то необходимо четко прописать, в чем именно эти два примера противопоставлены.
К. Колесникова