Соблазнение в роскошной картине Фрагонара

В истории искусства мало картин, столь же насыщенных, как эта. И мало таких же странных. На нём изображена женщина, одетая в вызывающий персиково-розовый наряд, которая резвится на качелях, привязанных верёвками к дереву. В тени позади неё мужчина тянет за верёвки, поднимая её выше и быстрее.

Тем временем другой мужчина, спрятавшийся в кустах на клумбе, украдкой заглядывает ей под платье. Чем выше она раскачивается, тем больше видит распутник в нижнем углу.

Перед тем, как погрузиться в замечательные аспекты похоти, позвольте мне заметить, что картина «Счастливые возможности качелей» Жана-Оноре Фрагонара написана в 1767 году и является шедевром эпохи рококо.
Соблазнение в роскошной картине Фрагонара - 985363534348
Учитывая тематику, рассматривая и размышляя об этой картине, вы сталкиваетесь с дилеммой, порождённой нашими современными сомнениями по поводу манипуляций в вопросах секса. И у вас есть две версии, в меру своей испорченности. Первая, что Жан создал картину чтобы наполнить фантазии мужчин, мечтающих нырнуть под женское бельё.

Вторая - это невинная шутка художника, перекликающаяся с девушкой на качелях, что является центральным элементом композиции. Я надеюсь, что смогу объективно рассмотреть обе стороны. Посмотрим, к чему придём.

Всё в этой картине пышное и разросшееся - можно сказать, осеменённое. Деревья пышные, листва густая, решётка на заднем плане с трудом удерживает порядок. Изображение переносит нас на зелёные просторы французского загородного сада, где элита общества разыгрывает роли пастухов и доярок.
Соблазнение в роскошной картине Фрагонара - 985363543052
На женщине шляпа-бержер, головной убор пастушки, пожилой джентльмен сидит на каменной скамье позади справа и раскачивает верёвки. Направление взгляда старика в сочетании с изумлённым выражением лица - не говоря уже о фаллической символике вытянутой руки - сообщает нам, куда и зачем он смотрит, и чего ждет.

Обратите внимание, что второй кавалер помоложе (слева внизу) также безмерно рад открывающемуся виду. Он опирается на каменный постамент, украшенный резьбой в виде танцующих менад - энергичных женщин, поклоняющихся Бахусу, богу вина и секса.
Соблазнение в роскошной картине Фрагонара - 985363548172
Дама принимает активное участие в этой шалости. Качаясь на качелях, она так энергично задирает ногу, что туфля соскакивает со ступни и летит в воздух. С точки зрения французского этикета 18 века такое женское поведение сочли бы крайне неприличным - отсюда и уединённая обстановка в саду, где аристократы могут расслабиться.

Откинувшись на роскошное бархатное сиденье, девушка приподнимает платье, чтобы обнажиться до молочных бёдер. А полное название картины - «Счастливые случайности на качелях», убеждает нас в крайне дерзкой игривости сюжета.
Соблазнение в роскошной картине Фрагонара - 985363554060
Эта картина представляет нам идеализированный образ любовницы: покорной, капризной и страстной. В этом отношении важна история создания картины. Художник Жан-Оноре Фрагонар, получил заказ от богатого барона де Сен-Жюльена, что изо всех сил уточнял непристойные детали:

"Я бы хотел, чтобы вы нарисовали мадам, сидящей на качелях, которые толкает озабоченный епископ".
Итак, барон де Сен-Жюльен был любителем озорного искусства. А как иначе, он занимал важную должность - собирал церковные налоги, и от работы прилично устал. Считается, что Фрагонар заменил епископа на более нейтральную фигуру обманутого мужа, но в остальном сделал, как было надо барону.
Соблазнение в роскошной картине Фрагонара - 985363557132
Сад (выше) дикий и яркий, вторящий чувственному образу нашей с вами красотки. Посмотрите, на роскошное сочетание цветов, на то, как свет падает на сад в левом верхнем углу картины, на сверкающие голубые, бирюзовые и изумрудные оттенки.

Правый нижний угол (ниже), где поток золотого солнечного света касается земли и оживляет ствол искривлённого дерева, вздымающуюся корнями землю под ним.
Соблазнение в роскошной картине Фрагонара - 985363562764
Если смотреть на картину с этой точки зрения, она наполняется жизненной силой и сиянием, в центре которых - уверенная кокетка, наслаждающаяся способностью очаровывать двух мужчин одновременно: один любовник, второй - доверчивый супруг.

Наша красавица далеко не пассивна, и в полной мере осознаёт власть над желаниями довольно жалких мужчин. Такие мои скромные мысли, но позвольте решать вам, что вы видите :)

Комментарии

  • 13 фев 23:47
    Красивая картина с фривольным сюжетом. За деньги модно все. Но.. картину д.б. написать другой художник. Не решился. Фрагонар создал скандальный сюжет. И в наш испорченный век, он все еще интересен. Не зря говорят, что полуобнаженное тело выглядит скандальнее, чем обнаженное полностью.
  • 17 фев 23:09
    Откуда такая волшебная растительность?