Многие знают, что он продлится вплоть до праздника Рождества Христова и завершится 7 января. Многие знают о внешней составляющей поста, что в этот период христиане воздерживаются от употребления в пищу мясных, молочных продуктов, яиц, воздерживаются в среду и пятницу от рыбы. Есть устав, по которому ограничено употребление рыбы и в другие дни. Но это все дело внешнее. Для внешнего наблюдателя это выглядит как просто изменение меню. Человек кушал мясо, молоко, яйца, рыбу, когда хотел, а теперь он так не делает. И многие думают, что в этом и состоит суть поста. То есть человек терпит, воздерживается 40 дней, и это угодно Богу. В самом деле, телесные упражнения, как мы читаем в Священном Писании, малополезны. А пост — это все-таки упражнение в данном случае прямо телесное. Хотя, я думаю, многие знают, что воздержание в пище — это вспомогательная часть поста. Та часть поста, которая служит чему-то большему, ради чего и предпринимается весь пост. Потому что перемена в питании — это не то, что может быть угодно Богу. Так что же нужно достичь в текущем Рождественском посте? Все дело в том, что человек по своему существу трехсоставен: у него есть тело, душа и дух. Нам известно, как питается тело, и разные виды питания нам прекрасно известны. Душа питается впечатлениями: музыкой, общением, поглощением информации, чувствами, переживаниями, осмыслением. Впечатления — пища для души. А чем питается дух человеческий? Что такое духовная жизнь? Духовная жизнь не относится ни к книге, ни к концерту. Духовная жизнь заключается в том, что человек имеет общение с Духом Святым. Ничем другим не может питаться дух человека, кроме как общением с Богом. И вот здесь важно понимать, каким образом это достигается. Основные источники: молитва, чтение Священного Писания, участие в таинствах, прежде всего исповеди и причастия, совершение добрых дел ради Господа. Вот эти четыре источника, через которые человек может приобщиться к Духу Святому, иметь духовную жизнь. Очень давно святыми отцами подмечено, что воздержание в душевной жизни и в телесной помогает человеку усиленно вести жизнь духовную. Вот для этого, собственно говоря, предпринимается телесный пост. Для этого человек откладывает определенные продукты, более калорийные, более по нраву, чтобы ущемить свое тело. Откладывает развлечение, чтобы ослабить питание души различными впечатлениями. И на этом фоне переключить все внимание нашего естества, человеческой личности, на жизнь духовную, на общение с Богом. Вот ради этого телесный пост и воздержание от развлечений. Предпринимая такой духовный поход, нужно сразу составить план. Потому что в ближайшие 40 дней будет духовная битва за приобщение к Духу Святому против духов злобы поднебесной, которые будут стараться человека ввергнуть в уныние, будут стараться его ввергнуть в раздражение, в ссору с ближними. Кто не первый раз постится, знает, что в этот период все обостряется. И, зная это, нужно себе предположить, что именно в текущий Рождественский пост я собираюсь предпринять. Во-первых, раз я пощусь, то для тех людей, которые еще не причащаются за каждой литургией, на которой присутствуют, я предлагаю изменить эту ситуацию. Допустим, я сейчас пощусь, как предписывает пост, и каждый раз, когда я буду идти на Божественную литургию, прочитаю последование ко святому причащению, пойду на исповедь и причащусь. Почему это делать обязательно? Но когда же еще усиленно причащаться, как не во время поста? Тем более Господь говорит: «Без Меня не можете делать ничего». А Его мы имеем в себе через причастие. Он говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». Чтобы пребывать в Нем в течение этого поста, нужно каждую неделю причащаться. Если человек имеет возможность причащаться чаще, причащайтесь чаще. Спросит священник, который таких старых привычек, какими мы все были еще лет 20 назад, да и меньше: «А что же ты причащаешься? Ты считаешь себя достойным?» Да из нас никто не достоин причастия, ни один человек. Святые в молитвах говорят: «Вем, яко несмь достоин, ниже доволен, под кровом крилу Твоею сохранитис». А с другой стороны, недостойный человек, как говорит Иоанн Златоуст, пусть никогда не причащается, а достойный причащается всегда. Поэтому если у меня нет причины, чтобы меня отлучить от причастия, то есть не совершил смертного греха, не находится в расколе, не находится с кем-то в кровной ссоре, причащаться нужно за каждым богослужением. Это первейшее, потому что если не иметь опоры, которая будет во мне через причастие, то как я изменю жизнь? Второе — нужно посмотреть, что я могу изменить в духовной жизни в течение вот этого поста. Конечно, если забросил молитву, сейчас самое время усилить молитву, восполнить. Если забросил почему-либо молитву Иисусову, сейчас время в ней упражняться. Если не читал ежедневно Священное Писание, сейчас время общения с Богом. Потому что молитва — это наши слова к Нему, а Священное Писание — это слова Бога к нам. Будем общаться с Ним, потому что для этого предпринимаем телесный пост. Если человек постится телесно, воздерживается и при этом не приобщается к духовной пище, это все равно, что сказать: «Работать-то я согласен, на работу уходить, а вот зарплату получать не буду». Зачем ты это делаешь? Вот и здесь так же. Это все для приобщения Духа Святого. Кроме того, посмотреть, какие я могу сделать добрые дела, что могу изменить в своей жизни, что я давно хотел начать, а вот сейчас самое время. Может быть, я отброшу лень, которая мне привычна. Может быть, стану, наконец, выше того, чтобы проводить столько времени впустую, глядя в телефон. Может быть, сейчас, во время поста, я его смогу отложить с Божьей помощью. Жизнь в течение этих сорока дней как стрелу в цель направить ко Христу. Начало поста — это лучший день, в который можно все изменить. Скажете, что вот осталась какая-нибудь пища, надо ли ее доедать? Не надо. Если очень печешься о том, что она пропадет, приготовь и отнеси кому-то из больных, потому что больному человеку поститься нет необходимости. Очень часто для больного человека и его болезнь — это и есть пост, на фоне которого можно вести духовную жизнь. На всех призываю Божие благословение, высоких плодов духовной жизни. И Божие благословение да будет со всеми нами. Текст основан на видео с канала «Священник Валерий Сосковец».
ХРАНИ ВАС ГОСПОДЬ !
28 ноября начинается Рождественский пост.
Многие знают, что он продлится вплоть до праздника Рождества Христова и завершится 7 января.
Многие знают о внешней составляющей поста, что в этот период христиане воздерживаются от употребления в пищу мясных, молочных продуктов, яиц, воздерживаются в среду и пятницу от рыбы. Есть устав, по которому ограничено употребление рыбы и в другие дни. Но это все дело внешнее.
Для внешнего наблюдателя это выглядит как просто изменение меню. Человек кушал мясо, молоко, яйца, рыбу, когда хотел, а теперь он так не делает. И многие думают, что в этом и состоит суть поста. То есть человек терпит, воздерживается 40 дней, и это угодно Богу.
В самом деле, телесные упражнения, как мы читаем в Священном Писании, малополезны. А пост — это все-таки упражнение в данном случае прямо телесное. Хотя, я думаю, многие знают, что воздержание в пище — это вспомогательная часть поста. Та часть поста, которая служит чему-то большему, ради чего и предпринимается весь пост.
Потому что перемена в питании — это не то, что может быть угодно Богу.
Так что же нужно достичь в текущем Рождественском посте?
Все дело в том, что человек по своему существу трехсоставен: у него есть тело, душа и дух. Нам известно, как питается тело, и разные виды питания нам прекрасно известны.
Душа питается впечатлениями: музыкой, общением, поглощением информации, чувствами, переживаниями, осмыслением.
Впечатления — пища для души.
А чем питается дух человеческий? Что такое духовная жизнь?
Духовная жизнь не относится ни к книге, ни к концерту. Духовная жизнь заключается в том, что человек имеет общение с Духом Святым. Ничем другим не может питаться дух человека, кроме как общением с Богом. И вот здесь важно понимать, каким образом это достигается.
Основные источники:
молитва,
чтение Священного Писания,
участие в таинствах, прежде всего исповеди и причастия,
совершение добрых дел ради Господа.
Вот эти четыре источника, через которые человек может приобщиться к Духу Святому, иметь духовную жизнь.
Очень давно святыми отцами подмечено, что воздержание в душевной жизни и в телесной помогает человеку усиленно вести жизнь духовную. Вот для этого, собственно говоря, предпринимается телесный пост.
Для этого человек откладывает определенные продукты, более калорийные, более по нраву, чтобы ущемить свое тело. Откладывает развлечение, чтобы ослабить питание души различными впечатлениями. И на этом фоне переключить все внимание нашего естества, человеческой личности, на жизнь духовную, на общение с Богом.
Вот ради этого телесный пост и воздержание от развлечений.
Предпринимая такой духовный поход, нужно сразу составить план. Потому что в ближайшие 40 дней будет духовная битва за приобщение к Духу Святому против духов злобы поднебесной, которые будут стараться человека ввергнуть в уныние, будут стараться его ввергнуть в раздражение, в ссору с ближними.
Кто не первый раз постится, знает, что в этот период все обостряется. И, зная это, нужно себе предположить, что именно в текущий Рождественский пост я собираюсь предпринять.
Во-первых, раз я пощусь, то для тех людей, которые еще не причащаются за каждой литургией, на которой присутствуют, я предлагаю изменить эту ситуацию.
Допустим, я сейчас пощусь, как предписывает пост, и каждый раз, когда я буду идти на Божественную литургию, прочитаю последование ко святому причащению, пойду на исповедь и причащусь. Почему это делать обязательно? Но когда же еще усиленно причащаться, как не во время поста?
Тем более Господь говорит: «Без Меня не можете делать ничего». А Его мы имеем в себе через причастие. Он говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».
Чтобы пребывать в Нем в течение этого поста, нужно каждую неделю причащаться. Если человек имеет возможность причащаться чаще, причащайтесь чаще.
Спросит священник, который таких старых привычек, какими мы все были еще лет 20 назад, да и меньше: «А что же ты причащаешься? Ты считаешь себя достойным?»
Да из нас никто не достоин причастия, ни один человек. Святые в молитвах говорят:
«Вем, яко несмь достоин, ниже доволен, под кровом крилу Твоею сохранитис».
А с другой стороны, недостойный человек, как говорит Иоанн Златоуст, пусть никогда не причащается, а достойный причащается всегда. Поэтому если у меня нет причины, чтобы меня отлучить от причастия, то есть не совершил смертного греха, не находится в расколе, не находится с кем-то в кровной ссоре, причащаться нужно за каждым богослужением.
Это первейшее, потому что если не иметь опоры, которая будет во мне через причастие, то как я изменю жизнь?
Второе — нужно посмотреть, что я могу изменить в духовной жизни в течение вот этого поста.
Конечно, если забросил молитву, сейчас самое время усилить молитву, восполнить. Если забросил почему-либо молитву Иисусову, сейчас время в ней упражняться. Если не читал ежедневно Священное Писание, сейчас время общения с Богом.
Потому что молитва — это наши слова к Нему, а Священное Писание — это слова Бога к нам.
Будем общаться с Ним, потому что для этого предпринимаем телесный пост. Если человек постится телесно, воздерживается и при этом не приобщается к духовной пище, это все равно, что сказать: «Работать-то я согласен, на работу уходить, а вот зарплату получать не буду».
Зачем ты это делаешь? Вот и здесь так же. Это все для приобщения Духа Святого.
Кроме того, посмотреть, какие я могу сделать добрые дела, что могу изменить в своей жизни, что я давно хотел начать, а вот сейчас самое время. Может быть, я отброшу лень, которая мне привычна.
Может быть, стану, наконец, выше того, чтобы проводить столько времени впустую, глядя в телефон. Может быть, сейчас, во время поста, я его смогу отложить с Божьей помощью.
Жизнь в течение этих сорока дней как стрелу в цель направить ко Христу. Начало поста — это лучший день, в который можно все изменить.
Скажете, что вот осталась какая-нибудь пища, надо ли ее доедать?
Не надо. Если очень печешься о том, что она пропадет, приготовь и отнеси кому-то из больных, потому что больному человеку поститься нет необходимости. Очень часто для больного человека и его болезнь — это и есть пост, на фоне которого можно вести духовную жизнь.
На всех призываю Божие благословение, высоких плодов духовной жизни. И Божие благословение да будет со всеми нами.
Текст основан на видео с канала «Священник Валерий Сосковец».