Обязательно ли христианин должен давать деньги всем просящим?
На этот вопрос ответил священнослужитель Александр Митрофанов. Александр Митрофанов, иеромонах: В Церкви существуют по этому поводу две позиции. Одна позиция изложена в «Дидахе». Это, можно сказать, первый христианский текст учения апостолов. Там есть такие слова: «Милостыня да запотеет в руке твоей». Иными словами, прежде чем дать милостыню, подумай: пойдёт ли она на пользу человеку? И есть позиция, которая опирается на Евангелие, а, точнее, на слова Господа: «Просящему у тебя дай». Такая же позиция изложена в «Пастыре» Ерма. Это раннехристианский текст, который датируется II веком. Кстати, если вы не читали, то хорошо бы с ним ознакомиться. Это очень важно. Он откроет более глубокое понимание на те или иные вещи. Там выражена позиция, что если у тебя просят, то, действительно, надо дать. А на что просящий человек использует милостыню — это уже его решение. Надо сказать, что святые отцы по-разному отвечали на этот вопрос. Если просит пьяница, давать или не давать? Вопрос не простой и не однозначный. Когда Амвросия Оптинского спрашивали, почему вы пьяницам-то даёте, он отвечал: «Я избавляю их ещё от одного греха — воровства». Преподобный Иоанн Кронштадтский был против того, чтобы подавать пьяницам. Он считал, что таким образом мы развращаем человека. Но сам при этом раздавал направо и налево, поскольку был очень милостивым человеком. Хотя, возможно, он прозорливо понимал, кому надо дать, а кому не надо. Я обычно для себя определяю так: если просят небольшую сумму, то просящему можно дать. Если речь идёт о серьёзных деньгах, то тут лучше задуматься, принесут ли эти деньги человеку пользу. Поскольку даже у святых отцов позиция по этому вопросу разная, то каждый определённый случай надо рассматривать на месте. Потому что ситуация может зависеть от многих факторов. Например, может зависеть от того, семейный ли вы человек или не семейный. Если вы живёте один, то всё раздать другим людям — милое дело. Вы поступите так, как поступали святые люди. Другое дело, если вы — семейный. Вы всё раздадите, вас потом жена бросит и дети останутся голодные. Хотя и такие поступки тоже были в истории. Например, святителя Иоанна Милостивого жена ругала, а он всё равно всё раздавал. Но Господь управлял так, что в итоге он не нищенствовал. Все его затраты были компенсированы. Несомненно, ради Господа мы должны идти на какие-то жертвы. Но не будем забывать, что при этом хорошо бы подумать, куда пойдёт наша милостыня. Придётся принимать решение в каждой ситуации индивидуально. Или такой нюанс. Я могу думать, что я не дал человеку деньги, потому что он их пропьёт. Я могу так говорить и даже верить в это. Но если я копну поглубже, то пойму, что мною управляет жадность. Я не дал, потому что мне было жалко. И это уже неправильная мотивация. В общем вопрос непростой. И в каждой ситуации вам самому придётся решать, как следует поступить. А вообще Господь призывает нас к тому, чтобы мы были милосердными. И поэтому надо стараться помочь человеку. Когда есть возможность, когда это не обременительно для твоей семьи. Если даёшь кому-то в долг, то надо понимать, что эти деньги могут не вернуть. И к этому тоже надо быть морально готовым. Итак, в каждом случае нужно думать. Христианство — это не просто свод написанных правил. Христианство — это творческая жизнь с Богом. Поэтому в каждой конкретной ситуации вам придётся принимать собственное решение. Потому что, как уже было сказано выше, и у святых по этому вопросу нет единого мнения.
ХРАНИ ВАС ГОСПОДЬ !
Обязательно ли христианин должен давать деньги всем просящим?
На этот вопрос ответил священнослужитель Александр Митрофанов.
Александр Митрофанов, иеромонах:
В Церкви существуют по этому поводу две позиции. Одна позиция изложена в «Дидахе». Это, можно сказать, первый христианский текст учения апостолов. Там есть такие слова:
«Милостыня да запотеет в руке твоей».
Иными словами, прежде чем дать милостыню, подумай: пойдёт ли она на пользу человеку?
И есть позиция, которая опирается на Евангелие, а, точнее, на слова Господа:
«Просящему у тебя дай».
Такая же позиция изложена в «Пастыре» Ерма. Это раннехристианский текст, который датируется II веком. Кстати, если вы не читали, то хорошо бы с ним ознакомиться. Это очень важно. Он откроет более глубокое понимание на те или иные вещи.
Там выражена позиция, что если у тебя просят, то, действительно, надо дать. А на что просящий человек использует милостыню — это уже его решение.
Надо сказать, что святые отцы по-разному отвечали на этот вопрос. Если просит пьяница, давать или не давать? Вопрос не простой и не однозначный. Когда Амвросия Оптинского спрашивали, почему вы пьяницам-то даёте, он отвечал: «Я избавляю их ещё от одного греха — воровства».
Преподобный Иоанн Кронштадтский был против того, чтобы подавать пьяницам. Он считал, что таким образом мы развращаем человека. Но сам при этом раздавал направо и налево, поскольку был очень милостивым человеком. Хотя, возможно, он прозорливо понимал, кому надо дать, а кому не надо.
Я обычно для себя определяю так: если просят небольшую сумму, то просящему можно дать. Если речь идёт о серьёзных деньгах, то тут лучше задуматься, принесут ли эти деньги человеку пользу.
Поскольку даже у святых отцов позиция по этому вопросу разная, то каждый определённый случай надо рассматривать на месте. Потому что ситуация может зависеть от многих факторов.
Например, может зависеть от того, семейный ли вы человек или не семейный. Если вы живёте один, то всё раздать другим людям — милое дело. Вы поступите так, как поступали святые люди. Другое дело, если вы — семейный. Вы всё раздадите, вас потом жена бросит и дети останутся голодные.
Хотя и такие поступки тоже были в истории. Например, святителя Иоанна Милостивого жена ругала, а он всё равно всё раздавал. Но Господь управлял так, что в итоге он не нищенствовал. Все его затраты были компенсированы.
Несомненно, ради Господа мы должны идти на какие-то жертвы. Но не будем забывать, что при этом хорошо бы подумать, куда пойдёт наша милостыня. Придётся принимать решение в каждой ситуации индивидуально.
Или такой нюанс. Я могу думать, что я не дал человеку деньги, потому что он их пропьёт. Я могу так говорить и даже верить в это. Но если я копну поглубже, то пойму, что мною управляет жадность. Я не дал, потому что мне было жалко. И это уже неправильная мотивация.
В общем вопрос непростой. И в каждой ситуации вам самому придётся решать, как следует поступить. А вообще Господь призывает нас к тому, чтобы мы были милосердными. И поэтому надо стараться помочь человеку. Когда есть возможность, когда это не обременительно для твоей семьи.
Если даёшь кому-то в долг, то надо понимать, что эти деньги могут не вернуть. И к этому тоже надо быть морально готовым.
Итак, в каждом случае нужно думать. Христианство — это не просто свод написанных правил. Христианство — это творческая жизнь с Богом. Поэтому в каждой конкретной ситуации вам придётся принимать собственное решение. Потому что, как уже было сказано выше, и у святых по этому вопросу нет единого мнения.