Гарантирует ли платность результативность обучения?

Комментарии

  • 19 окт 2013 21:32

        Краеугольным камнем популярной в последнее время формы дистанционного обучения— так называемого «инфобизнеса»— является идея о том, что изучается и применяется только тот материал, за который уплачены деньги. Кстати, эта мысль популярна и среди «нормальных» предпринимателей.

        Интерес первых понятен— им надо во что бы то ни стало заставить слушателей купить их следующий продукт(вебинар, диск, коучинг— неважно). Понятен и интерес вторых— они стремятся минимизировать издержки и не прочь переложить хотя бы часть расходов на сотрудников. При этом понятно, что и у тех, и у других присутствует и настоящее убеждение в том, что человек тем больше замотивирован на результативное обучение, чем больше он за него заплатил. Так ли это?

    Начнём с опыта. Инфобизнес— люди покупают продукт и… ничего не делают. Вне зависимости от уплаченной суммы и даже дополнительно потраченных времени и усилий. Бизнес-обучение— здесь всё понятнее. Руководитель, движимый наилучшими намерениями, перед началом корпоративного тренинга вычитает из зарплаты часть стоимости участия. Результат— значительная часть продолжительности тренинга уходит на борьбу с негодованием сотрудников и прямо связанным с ним сопротивлением. Т.е. и мотивация превратилась в демотивацию, и в целом атмосфера в коллективе ухудшилась, и цель собственно тренинга(из-за чего весь сыр-бор и разгорелся) не достигнута. Результат вполне предсказуемый— для тренера. Эдакая иллюстрация к аксиоме, что именно выложено благими намерениями.  

         На мой взгляд, ситуация очень напоминает обычную продажу. Все мы знаем(правда ведь уже все?), что цена не является единственным критерием и доводом. Что есть ещё куча самых разнообразных других, равно как и методов и приёмов их подачи для достижения результата. Так и в случае с обучением. Есть готовность учиться(кому-то 2 дня мало, а кому-то 3 недели— явный перебор), готовность изменяться, готовность действовать, личное расположение к преподавателю, самооценка, сам материал, качество площадки(хоть для вебинара, хоть для тренинга), отношение окружения… И есть платность или бесплатность. Кстати, ведь бесплатность есть тоже разная. И «условная бесплатность»(приведи друга, а лучше 7) тоже может быть как мотиватором, так и демотиватором.  

        Итак, платность обучающего мероприятия может быть мотиватором только в ограниченном количестве случаев и служить хоть какой-то гарантией результативности обучения не может.