Главный человек осетинской культуры, к 165-летию со дня рождения Коста Левановича Хетагурова, выдающегося осетинского поэта и общественного деятеля.
Осетию без Коста Хетагурова представить так же сложно, как Россию – без Пушкина. Коста Хетагуров – поэт, прозаик, драматург, публицист, первый профессиональный художник Осетии – стал основоположником осетинской литературы и осетинского языка, выдающимся просветителем осетинского народа. *** Творчество Коста Хетагурова с полным основанием называют энциклопедией осетинской жизни конца XIX – начала XX веков, основополагающим, фундаментальным фактором пробуждения национальной идеи и национального самосознания народа. Коста Хетагурова сравнивают с Пушкиным и с Петраркой. Александр Александрович Фадеев называл его осетинским Леонардо да Винчи за многогранность его таланта: «Коста Хетагуров является своего рода Леонардо да Винчи осетинского народа. Какую силу любви к своему народу нужно иметь, чтобы в условиях старой Осетии быть одновременно и поэтом, и прозаиком, и драматургом, и театральным деятелем, и художником, и публицистом, и общественным деятелем. Коста Хетагуров был истинным сыном своего народа, он отражал его думы и чаяния, творчество его было глубоко национальным». Жизнь и творчество основоположника осетинской литературы оказали и продолжают оказывать мощное воздействие на развитие всех видов национального искусства Осетии. *** Родился Коста Хетагуров 15 октября 1859 года в горном ауле Нар в семье прапорщика русской армии Левана Елизбаровича Хетагурова дворянского происхождения. За боевые заслуги, кроме всевозможных наград, Левану Хетагурову в числе более сотни представителей осетинских семей были предоставлены земли в Карачаево-Черкесии. Леван Хетагуров основал там селение – Георгиевско-Осетинское, впоследствии названное именем его сына. Семья получала доход, сдавая земли в аренду. Мать Коста, Мария Гавриловна Губаева, умерла вскоре после его рождения, поручив его воспитание родственнице Чендзе Дзапаровой (урождённая Туаева). Леван Хетагуров женился второй раз, когда Коста было около пяти лет. Мачеха его не взлюбила, и Коста убегал от неё к родственникам. Образование Коста учился сначала в школе в ауле Нар, а с 1869 года – в мужской прогимназии во Владикавказе. В 1870 году Леван Хетагуров во главе безземельных осетин Нарского ущелья переселился в Кубанскую область, он основал там село Георгиевско-Осетинское, ныне село имени Коста Хетагурова. Соскучившись по дому, Коста в 1871 году бросил учёбу во Владикавказе и сбежал к отцу. С 1871 по 1881 год Коста учился в Ставропольской губернской гимназии. К этому времени относятся первые опыты поэтического творчества Коста. Сохранились два его стихотворения на осетинском языке («Муж и жена» и «Новый год») и стихотворение «Вере» на русском языке. С первых лет обучения Коста обнаружил большие способности в рисовании. Учитель рисования, художник-педагог Б. М. Смирнов, всячески старался развить в даровитом мальчике талант, поощрял его занятия. Во время обучения у Коста был духовник протоиерей Антоний Чаленко, служивший законоучителем и настоятелем гимназической церкви. Он оказал глубокое влияние на духовно-нравственное становление Коста и формирование его как христианского поэта и живописца. Поэт посвятил ему стихотворение «На могиле о. Антония Чаленко». С шестого класса Хетагуров покинул гимназию, предполагая ехать в Петербург и поступить в Академию художеств, однако, ему не сразу удалось осуществить своё желание. Отец мечтал видеть сына военным и никак не мог понять выбор сына. Заработка отца едва хватало на содержание семьи, так что семья ничем не могла помочь Коста. 28 марта 1881 года, по настоянию Б. М. Смирнова и рекомендации управляющего Кавказским учебным округом Януария Михайловича Неверова, педагогический совет Ставропольской гимназии ходатайствовал перед начальником Кубанской области о выделении стипендии Коста Хетагурову для продолжения обучения в Санкт-Петербургской Академии художеств. Прошение педагогического совета было удовлетворено, и Коста Хетагурову была выделена стипендия Баталпашинского уезда Кубанской области. В 1881 году, в августе, Хетагуров был принят в Петербургскую академию художеств. Сначала Коста посещал класс живописи, куда и сдавал вступительные экзамены, затем перешёл в гипсово-фигурный класс. Под руководством опытных мастеров Коста осваивает мастерство рисунка живописи и ваяния. В Петербурге К. Хетагуров активно начинает заниматься литературной деятельностью. Окончить академию Коста не удалось, после того, как прекратилась выплата стипендии, 20 октября 1883 года он был исключён из числа воспитанников Академии. В течение последующих двух лет он оставался в Петербурге, хлопоча, чтобы его приняли обратно в Академию. Зарабатывая на жизнь, Хетагуров работал подёнщиком, грузчиком, но все хлопоты были напрасны. В начале лета 1885 года Коста был вынужден вернутся в отцовский дом в с. Георгиевско-Осетинское, а в начале осени того же года приехал во Владикавказ. Владикавказ, 1885-1891 годы После возвращения во Владикавказ, Коста Хетагуров вынужден был жить в разных местах: у родственников, знакомых, порой – на квартире, зарабатывая на жизнь живописью. Занимался церковной живописью, оформлял театральные постановки, рисовал декорации, его кисти принадлежит ряд картин и рисунков на светские темы. Важнейшим событием в жизни Коста Хетагурова стало знакомство с Анной Поповой, которое произошло в январе 1886 гг. Образ Анны стал источником вдохновения Коста как поэта и как художника. В середине 80-х годов он создал её портрет, написанный маслом. Анна послужила моделью и при создании картин «Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии» и «Скорбящий ангел», написанной в 1888 году. До 1891 года Коста жил во Владикавказе. Это было время прямого столкновения поэта с ужасающей осетинской действительностью. Нищета, бесправие, вековое невежество и духовная подавленность народа приводили его в отчаяние. Последователь русских революционных демократов, художников-передвижников, Хетагуров видит смысл творчества в служении народу. Его поэзия, живопись говорят о правде окружающей жизни: стихотворение «Горе» («Додой»), картины «Мальчики-каменщики», «За водой». О картине «Мальчики-каменщики» изображающей непосильный детский труд, Махарбек Туганов писал: «16 августа 1889 года на церемонии открытия памятника М. Ю. Лермонтову в Пятигорске Коста Хетагуров был среди гостей, официально приглашённых на это торжественное мероприятие, и возложил к пьедесталу венок, на котором было написано: «От сынов Кавказа». Он выступил с речью и в конце своего выступления прочитал написанное экспромтом стихотворение «Перед памятником». Тяготы и лишения петербургского периода, беспокойная жизнь, хроническое отсутствие финансовых средств отразились на здоровье Коста: обострилась болезнь, костный туберкулёз, поразивший правую ногу Коста. Коста испытывал сильные боли, и в январе 1890 года ему пришлось лечь в больницу. Первая ссылка Общественная деятельность Хетагурова вызывала раздражение местных властей. В 1891 году, по распоряжению начальника Терской области генерала Каханова, Коста был выслан из Владикавказа «за подстрекательство живущих во Владикавказе осетин к подаче неправильных прошений и не узаконенных адресов». Причиной высылки стал протест, написанный на имя обер-прокурора Святейшего синода Победоносцева по поводу закрытия Ольгинской женской школы – единственного учебного заведения для горянок во Владикавказе. Под давлением общественности Правительствующий Синод отменил распоряжение о закрытии школы, однако К. Хетагуров был выслан из Терской области. 11 июня 1891 года Коста прибыл в дом отца, в с. Георгиевско-Осетинское Кубанской области. С сентября 1891 по февраль 1893 года Коста проработал конторщиком на серебряно-свинцовом руднике в Карачае. Он не оставлял занятий литературой и продолжал заниматься живописью. В этот период был написан рассказ «Охота за турами», стихотворения «Желание», «Раздумье», «Джук-тур» и другие, публикация которых происходила в 1893 году и позже. К периоду пребывания Коста в ссылке в горах Карачая относятся несколько живописных полотен: «Природный мост», «Перевал Зикара», «Тебердинское ущелье», «Вид большого Карачая», а также серия рисунков из жизни рабочих рудника «Виды большого Карачая и нарождающийся в Карачае горный промысел». Рисунки были опубликованы в 1892 году в издававшемся в Петербурге журнале «Север». Хетагуров включился в общественные дела с. Георгиевско-Осетинское, в меру своих сил помогал односельчанам, большей частью неграмотным, в разрешении их проблем: писал прошения и письма в разные инстанции, несколько раз выступал доверенным лицом для решения земельных и иных вопросов. 04 января 1892 года в возрасте 82-х лет умер отец Коста, Леван Елизбарович. Чуть позже Коста пережил тяжёлый удар судьбы – вежливым отказом завершилось сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой. Во второй половине февраля 1893 года Коста покинул Карачай и приехал в Ставрополь. Ставрополь, 1893-1898 годы В Ставрополе Коста поселился в доме своего учителя рисования В. И. Смирнова. Он становится постоянным сотрудником, позже – редактором, а в 1896 году – соиздателем газеты «Северный Кавказ». В редакции газеты Коста работал до 1897 года, эти годы были временем самой интенсивной творческой и общественной деятельности поэта. Хетагуров пишет стихи, поэмы, статьи, которые печатаются в кавказских газетах «Казбек», «Северный Кавказ», в журнале «Терские ведомости» и в периодических изданиях столицы. В 1893 году в газете «Северный Кавказ» публикуется поэма «Перед судом». В том же году в шести номерах газеты публикуется пьеса «Дуня». В 1893-1894 годах газета «Северный Кавказ» публикует его сатирическую поэму «Кому на Руси живётся весело». Коста пишет стихи на осетинском и русском языках. В 1895 году в издании газеты «Северный Кавказ» вышел сборник сочинений Хетагурова, написанных на русском языке. В 1897 году он активно включился в деятельность благотворительного Общества по распространению образования и технических сведений среди горцев Терской области. В этот период Коста возвращается к занятиям церковной живописью. В 1897 году в Ставрополе был возведён каменный собор Андрея Первозванного, Коста Хетагуров принимал участие в росписи храма. В начале лета 1897 г. у Хетагурова обострился туберкулёз бедренной кости. 18 июля во Владикавказе ему была сделана операция. После операции Коста был вынужден находиться дома, и продолжил начатую ещё в 1893 году подготовку к изданию сборника стихотворений на осетинском языке. Сделанная во Владикавказе операция не дала результата, и в октябре Коста пришлось выехать в Петербург и вновь обратиться к врачам. 25 ноября он в Александровской больнице перенёс тяжелейшую операцию, после которой шесть месяцев не вставал с постели. В больнице Коста продолжал работать над подготовкой к изданию сборника осетинских стихотворений, который назвал «Осетинская лира» («Ирон фӕндыр»). Работа эта была завершена в Пятигорске, куда Коста прибыл в июне 1898 года, чтобы продолжать лечение. Вторая ссылка В конце 1898 года, после происшедшего во Владикавказе бытового инцидента, в котором участвовал Константин Созрукович Хетагуров (дальний родственник и тёзка Коста Хетагурова), начальник Терской области генерал С.В. Каханов, представив инцидент как акт вооружённого сопротивления местной власти, ходатайствовал о высылке Коста Хетагурова «внутрь империи». Несмотря на попытки Коста объяснить свою непричастность к инциденту, в январе 1899 года Совет Главного начальствующего гражданской частью на Кавказе князя Г. Голицына, получив отношение Каханова, принял решение: «Константину Хетагурову воспретить место жительства в пределах Кавказского края…». 29 мая 1899 года Хетагуров прибыл на место ссылки в Херсон. Херсон Хетагурову не понравился, он жаловался, что на улицах не встретишь интеллигентных людей, а только купцов и торговок, портила настроение и постоянная полицейская слежка. Основной проблемой пребывания поэта в Херсоне было отсутствие источников существования. Как поднадзорный, он не имел права работать в государственных учреждениях, а других возможностей заработать было крайне мало. Коста обращается с прошением о переводе в Одессу, но перевод оказался невозможен. Позже Хетагуров получил разрешение переехать в Очаков, куда прибыл на пароходе 26 июня 1899 года. В Очакове он снял комнату в доме рыбака Осипа Данилова. Коста покорило море, «которое всей своей ширью расстилалось перед самыми окнами хаты». Его очень тронула красота этих мест, и он очень сожалел, что не имел при себе красок. В Очакове, в 1899 году, Коста узнаёт, что во Владикавказе вышел из печати сборник его стихов на осетинском языке «Осетинская лира». Большим огорчением для поэта стало то, что некоторые стихи были изменены цензурой, некоторые же не вошли в книгу вообще, ввиду своего революционного содержания. 05 августа 1899 года Хетагуров вернулся в Херсон. Найти работу не удавалось, поэта преследовало безденежье, не было денег на лечение обострившейся болезни. В письмах Коста неоднократно звучат жалобы на крайнюю нужду, появляется даже мысль о самоубийстве. Положение стало постепенно улучшаться, когда Коста познакомился с нотариусом Тимчинским. Он даёт домашние уроки рисования сыну Тимчинского, за что пользуется превосходным столом в доме нотариуса. Коста нарисовал портрет одной из дочерей нотариуса, Тимчинские приобрели написанный им образ Христа, католический священник, знакомый Тимчинских, давал Коста иконы на реставрацию. С течением времени расширяется круг знакомств Коста, он включается в жизнь города, сближается с местным театром. В период херсонской ссылки Коста не прекращал заниматься литературным творчеством. В Херсоне Коста начал работу над поэмами «Хетаг» и «Плачущая скала», посвящёнными темам исторического прошлого осетинского народа. Коста берётся за перевод на осетинский язык Евангелия от Матфея. Друзья и родственники поэта хлопотали о его скорейшем возвращении из ссылки. Им не удалось добиться отмены ссылки, но удалось сократить её срок, сначала с 5 до 3 лет, а затем до 8 месяцев. Долгожданная весть об окончании ссылки была получена 30 декабря 1899 года. Официальные документы об освобождении Хетагурова пришли уже в новом 1900 году, а выехать из Херсона Коста смог только 06 марта 1900. Ставрополь, 1900 год Так как распоряжением властей Хетагурову запрещалось проживать во Владикавказе и Владикавказском округе, из Херсона он направился в Пятигорск. В середине марта 1901 года Коста переехал из Пятигорска в Ставрополь, где возобновил сотрудничество с газетой «Северный Кавказ». Включившись в общественную жизнь, Коста выступает как публицист, печатает статьи, фельетоны, печатает в газете свои русские стихотворения. К этому периоду относятся выступления Коста Хетагурова, посвящённые развитию женского образования в Осетии: статья «Развитие школ в Осетии» в газете «Северный Кавказ» и статья «Женское образование в Осетии» в «Санкт-Петербургских ведомостях». Деятельность Коста не ограничивалась работой в газете, к нему обращаются за помощью земляки, ходоки добирались к Коста даже из отдалённых мест. Он участвует в решении проблем рабочих Садонского рудника, горно-обогатительного завода в селе Фаснал. 26 октября 1900 года жители села Нар обратились к Коста с просьбой принять на себя ведение всех дел селения в судебных, административных и других учреждениях и у должностных лиц. В тот же период Коста выступает в качестве доверенного лица жителей села Георгиевско-Осетинского при решении земельных вопросов. В феврале 1901 года в зале гостиницы «Централь» состоялась премьера комедии Хетагурова «Дуня». Сбор от спектакля, имевшего успех, пожертвовали Обществу распространения образования среди горцев Терской области. 07 апреля 1901 г. Коста Хетагурова освободили от полицейского надзора и, соответственно, с него был снят запрет на проживание во Владикавказе и Владикавказском округе, однако до конца года он оставался в Ставрополе. Болезнь и смерть В декабре 1901 года Коста Хетагуров переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда. Во Владикавказе он принимает деятельное участие во всех местных культурно-просветительских мероприятиях, занимается живописью, публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг», пытается открыть школу рисования для одарённых детей, предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек». На деньги, вырученные от продажи участка земли, унаследованного от отца, Коста начал строить дом во Владикавказе. Весной 1903 года Коста просил руки Лёли Хурумовой, дочери своего друга Иорама Хурумова и получил согласие. Но летом 1903 резко ухудшилось состояние здоровья поэта, а в 1904 году Лёля Хурумова умерла от туберкулёза. Близкие отмечали ухудшение здоровья Коста после 1901 года. В 1903 году произошло резкое ухудшение состояния и к лету 1903 года ситуация осложнилась настолько, что родные Коста, проживавшие во Владикавказе, забрали его к себе. Позже, по его просьбе, Коста отвезли в отцовский дом в с. Георгиевско-Осетинское. Когда ему стало лучше, Коста вернулся во Владикавказ, но вскоре болезнь окончательно приковала его к постели. Летом 1904 года сестра Ольга увезла его в родное село. В июле 1904 года Ольга привозила Коста в Пятигорск, чтобы показать профессору Харьковского университета А. Я. Анфимову. Доктор нашёл состояние поэта безнадёжным. Ольга приняла на себя все заботы о больном брате. Вместе с ним она поселилась в отцовском доме, в селе Георгиевско-Осетинском Кубанской области. Коста умер на руках у сестры, в 5 часов вечера 19 марта 1906 года. 22 марта 1906 Коста был похоронен рядом с отцом в с. Георгиевско-Осетинское (Лабӕ), но, по настоянию общественности Осетии, прах земляка был перевезён во Владикавказ и 29 марта 1906 года захоронен в Некрополе у Осетинской церкви. В Осетии скорбный груз встречали на железнодорожных станциях по пути следования. Особенно торжественная встреча была устроена на станции Беслан, куда прибыли почитатели покойного и все жители окрестных селений во главе со своим духовенством. А на вокзале Владикавказа гроб с телом Коста встречало огромное количество людей, людьми была заполнена вся платформа. Хотя была приготовлена траурная колесница, гроб всю дорогу несли на руках. Несли студенты, офицеры, простой народ, все старались дотронуться до гроба. По дороге осетины, грузины, армяне служили панихиды, всякий на своём языке, со своими певчими. Отпевали Коста Хетагурова в Осетинской церкви. По выносу из церкви, свой обряд совершили мусульмане. В могилу гроб опустили, когда солнце почти зашло. Память В разных городах Северной Осетии и Южной Осетии, России и мира установлены десятки памятников Коста Хетагурову. Музеи, посвящённые жизни и творчеству поэта, имеются во Владикавказе, в г. Цхинвал, в селении Нар и селении им. Коста Хетагурова. Имя Коста Хетагурова носит крупнейшее высшее учебное заведение республики Северная Осетия-Алания – Северо-Осетинский государственный университет и другие учреждения культуры. Именем Хетагурова названы сёла в Северной и Южной Осетии, Карачаево-Черкесии, улицы городов. В центре Владикавказа на проспекте Мира установлен памятник Коста, работы скульптора, народного художника Северной Осетии Владимира Соскиева. Биография сставлена на основе собраний сочинений Коста Хетагуров Т.5; предисловия к книге Нафи Джусойты «Коста. Произведения»; материалов из книги «Писатели Осетии» / сост. И. Бибоева, М.Казиты.– Владикавказ: Ир, 2015г.; также на основе информации открытых источников. _____________________ .
Архивная служба РСО-Алания
Главный человек осетинской культуры, к 165-летию со дня рождения Коста Левановича Хетагурова, выдающегося осетинского поэта и общественного деятеля.
Осетию без Коста Хетагурова представить так же сложно, как Россию – без Пушкина. Коста Хетагуров – поэт, прозаик, драматург, публицист, первый профессиональный художник Осетии – стал основоположником осетинской литературы и осетинского языка, выдающимся просветителем осетинского народа.
***
Творчество Коста Хетагурова с полным основанием называют энциклопедией осетинской жизни конца XIX – начала XX веков, основополагающим, фундаментальным фактором пробуждения национальной идеи и национального самосознания народа.
Коста Хетагурова сравнивают с Пушкиным и с Петраркой.
Александр Александрович Фадеев называл его осетинским Леонардо да Винчи за многогранность его таланта: «Коста Хетагуров является своего рода Леонардо да Винчи осетинского народа. Какую силу любви к своему народу нужно иметь, чтобы в условиях старой Осетии быть одновременно и поэтом, и прозаиком, и драматургом, и театральным деятелем, и художником, и публицистом, и общественным деятелем. Коста Хетагуров был истинным сыном своего народа, он отражал его думы и чаяния, творчество его было глубоко национальным».
Жизнь и творчество основоположника осетинской литературы оказали и продолжают оказывать мощное воздействие на развитие всех видов национального искусства Осетии.
***
Родился Коста Хетагуров 15 октября 1859 года в горном ауле Нар в семье прапорщика русской армии Левана Елизбаровича Хетагурова дворянского происхождения. За боевые заслуги, кроме всевозможных наград, Левану Хетагурову в числе более сотни представителей осетинских семей были предоставлены земли в Карачаево-Черкесии. Леван Хетагуров основал там селение – Георгиевско-Осетинское, впоследствии названное именем его сына. Семья получала доход, сдавая земли в аренду.
Мать Коста, Мария Гавриловна Губаева, умерла вскоре после его рождения, поручив его воспитание родственнице Чендзе Дзапаровой (урождённая Туаева). Леван Хетагуров женился второй раз, когда Коста было около пяти лет. Мачеха его не взлюбила, и Коста убегал от неё к родственникам.
Образование
Коста учился сначала в школе в ауле Нар, а с 1869 года – в мужской прогимназии во Владикавказе.
В 1870 году Леван Хетагуров во главе безземельных осетин Нарского ущелья переселился в Кубанскую область, он основал там село Георгиевско-Осетинское, ныне село имени Коста Хетагурова. Соскучившись по дому, Коста в 1871 году бросил учёбу во Владикавказе и сбежал к отцу.
С 1871 по 1881 год Коста учился в Ставропольской губернской гимназии. К этому времени относятся первые опыты поэтического творчества Коста. Сохранились два его стихотворения на осетинском языке («Муж и жена» и «Новый год») и стихотворение «Вере» на русском языке.
С первых лет обучения Коста обнаружил большие способности в рисовании. Учитель рисования, художник-педагог Б. М. Смирнов, всячески старался развить в даровитом мальчике талант, поощрял его занятия.
Во время обучения у Коста был духовник протоиерей Антоний Чаленко, служивший законоучителем и настоятелем гимназической церкви. Он оказал глубокое влияние на духовно-нравственное становление Коста и формирование его как христианского поэта и живописца. Поэт посвятил ему стихотворение «На могиле о. Антония Чаленко».
С шестого класса Хетагуров покинул гимназию, предполагая ехать в Петербург и поступить в Академию художеств, однако, ему не сразу удалось осуществить своё желание. Отец мечтал видеть сына военным и никак не мог понять выбор сына. Заработка отца едва хватало на содержание семьи, так что семья ничем не могла помочь Коста.
28 марта 1881 года, по настоянию Б. М. Смирнова и рекомендации управляющего Кавказским учебным округом Януария Михайловича Неверова, педагогический совет Ставропольской гимназии ходатайствовал перед начальником Кубанской области о выделении стипендии Коста Хетагурову для продолжения обучения в Санкт-Петербургской Академии художеств. Прошение педагогического совета было удовлетворено, и Коста Хетагурову была выделена стипендия Баталпашинского уезда Кубанской области.
В 1881 году, в августе, Хетагуров был принят в Петербургскую академию художеств. Сначала Коста посещал класс живописи, куда и сдавал вступительные экзамены, затем перешёл в гипсово-фигурный класс. Под руководством опытных мастеров Коста осваивает мастерство рисунка живописи и ваяния. В Петербурге К. Хетагуров активно начинает заниматься литературной деятельностью.
Окончить академию Коста не удалось, после того, как прекратилась выплата стипендии, 20 октября 1883 года он был исключён из числа воспитанников Академии. В течение последующих двух лет он оставался в Петербурге, хлопоча, чтобы его приняли обратно в Академию. Зарабатывая на жизнь, Хетагуров работал подёнщиком, грузчиком, но все хлопоты были напрасны. В начале лета 1885 года Коста был вынужден вернутся в отцовский дом в с. Георгиевско-Осетинское, а в начале осени того же года приехал во Владикавказ.
Владикавказ, 1885-1891 годы
После возвращения во Владикавказ, Коста Хетагуров вынужден был жить в разных местах: у родственников, знакомых, порой – на квартире, зарабатывая на жизнь живописью. Занимался церковной живописью, оформлял театральные постановки, рисовал декорации, его кисти принадлежит ряд картин и рисунков на светские темы.
Важнейшим событием в жизни Коста Хетагурова стало знакомство с Анной Поповой, которое произошло в январе 1886 гг. Образ Анны стал источником вдохновения Коста как поэта и как художника. В середине 80-х годов он создал её портрет, написанный маслом. Анна послужила моделью и при создании картин «Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии» и «Скорбящий ангел», написанной в 1888 году.
До 1891 года Коста жил во Владикавказе. Это было время прямого столкновения поэта с ужасающей осетинской действительностью. Нищета, бесправие, вековое невежество и духовная подавленность народа приводили его в отчаяние. Последователь русских революционных демократов, художников-передвижников, Хетагуров видит смысл творчества в служении народу. Его поэзия, живопись говорят о правде окружающей жизни: стихотворение «Горе» («Додой»), картины «Мальчики-каменщики», «За водой». О картине «Мальчики-каменщики» изображающей непосильный детский труд, Махарбек Туганов писал: «16 августа 1889 года на церемонии открытия памятника М. Ю. Лермонтову в Пятигорске Коста Хетагуров был среди гостей, официально приглашённых на это торжественное мероприятие, и возложил к пьедесталу венок, на котором было написано: «От сынов Кавказа». Он выступил с речью и в конце своего выступления прочитал написанное экспромтом стихотворение «Перед памятником».
Тяготы и лишения петербургского периода, беспокойная жизнь, хроническое отсутствие финансовых средств отразились на здоровье Коста: обострилась болезнь, костный туберкулёз, поразивший правую ногу Коста. Коста испытывал сильные боли, и в январе 1890 года ему пришлось лечь в больницу.
Первая ссылка
Общественная деятельность Хетагурова вызывала раздражение местных властей. В 1891 году, по распоряжению начальника Терской области генерала Каханова, Коста был выслан из Владикавказа «за подстрекательство живущих во Владикавказе осетин к подаче неправильных прошений и не узаконенных адресов». Причиной высылки стал протест, написанный на имя обер-прокурора Святейшего синода Победоносцева по поводу закрытия Ольгинской женской школы – единственного учебного заведения для горянок во Владикавказе. Под давлением общественности Правительствующий Синод отменил распоряжение о закрытии школы, однако К. Хетагуров был выслан из Терской области.
11 июня 1891 года Коста прибыл в дом отца, в с. Георгиевско-Осетинское Кубанской области. С сентября 1891 по февраль 1893 года Коста проработал конторщиком на серебряно-свинцовом руднике в Карачае.
Он не оставлял занятий литературой и продолжал заниматься живописью. В этот период был написан рассказ «Охота за турами», стихотворения «Желание», «Раздумье», «Джук-тур» и другие, публикация которых происходила в 1893 году и позже. К периоду пребывания Коста в ссылке в горах Карачая относятся несколько живописных полотен: «Природный мост», «Перевал Зикара», «Тебердинское ущелье», «Вид большого Карачая», а также серия рисунков из жизни рабочих рудника «Виды большого Карачая и нарождающийся в Карачае горный промысел». Рисунки были опубликованы в 1892 году в издававшемся в Петербурге журнале «Север».
Хетагуров включился в общественные дела с. Георгиевско-Осетинское, в меру своих сил помогал односельчанам, большей частью неграмотным, в разрешении их проблем: писал прошения и письма в разные инстанции, несколько раз выступал доверенным лицом для решения земельных и иных вопросов.
04 января 1892 года в возрасте 82-х лет умер отец Коста, Леван Елизбарович. Чуть позже Коста пережил тяжёлый удар судьбы – вежливым отказом завершилось сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой. Во второй половине февраля 1893 года Коста покинул Карачай и приехал в Ставрополь.
Ставрополь, 1893-1898 годы
В Ставрополе Коста поселился в доме своего учителя рисования В. И. Смирнова. Он становится постоянным сотрудником, позже – редактором, а в 1896 году – соиздателем газеты «Северный Кавказ».
В редакции газеты Коста работал до 1897 года, эти годы были временем самой интенсивной творческой и общественной деятельности поэта. Хетагуров пишет стихи, поэмы, статьи, которые печатаются в кавказских газетах «Казбек», «Северный Кавказ», в журнале «Терские ведомости» и в периодических изданиях столицы.
В 1893 году в газете «Северный Кавказ» публикуется поэма «Перед судом». В том же году в шести номерах газеты публикуется пьеса «Дуня». В 1893-1894 годах газета «Северный Кавказ» публикует его сатирическую поэму «Кому на Руси живётся весело».
Коста пишет стихи на осетинском и русском языках. В 1895 году в издании газеты «Северный Кавказ» вышел сборник сочинений Хетагурова, написанных на русском языке.
В 1897 году он активно включился в деятельность благотворительного Общества по распространению образования и технических сведений среди горцев Терской области. В этот период Коста возвращается к занятиям церковной живописью. В 1897 году в Ставрополе был возведён каменный собор Андрея Первозванного, Коста Хетагуров принимал участие в росписи храма.
В начале лета 1897 г. у Хетагурова обострился туберкулёз бедренной кости. 18 июля во Владикавказе ему была сделана операция. После операции Коста был вынужден находиться дома, и продолжил начатую ещё в 1893 году подготовку к изданию сборника стихотворений на осетинском языке.
Сделанная во Владикавказе операция не дала результата, и в октябре Коста пришлось выехать в Петербург и вновь обратиться к врачам.
25 ноября он в Александровской больнице перенёс тяжелейшую операцию, после которой шесть месяцев не вставал с постели. В больнице Коста продолжал работать над подготовкой к изданию сборника осетинских стихотворений, который назвал «Осетинская лира» («Ирон фӕндыр»). Работа эта была завершена в Пятигорске, куда Коста прибыл в июне 1898 года, чтобы продолжать лечение.
Вторая ссылка
В конце 1898 года, после происшедшего во Владикавказе бытового инцидента, в котором участвовал Константин Созрукович Хетагуров (дальний родственник и тёзка Коста Хетагурова), начальник Терской области генерал С.В. Каханов, представив инцидент как акт вооружённого сопротивления местной власти, ходатайствовал о высылке Коста Хетагурова «внутрь империи». Несмотря на попытки Коста объяснить свою непричастность к инциденту, в январе 1899 года Совет Главного начальствующего гражданской частью на Кавказе князя Г. Голицына, получив отношение Каханова, принял решение: «Константину Хетагурову воспретить место жительства в пределах Кавказского края…».
29 мая 1899 года Хетагуров прибыл на место ссылки в Херсон. Херсон Хетагурову не понравился, он жаловался, что на улицах не встретишь интеллигентных людей, а только купцов и торговок, портила настроение и постоянная полицейская слежка. Основной проблемой пребывания поэта в Херсоне было отсутствие источников существования. Как поднадзорный, он не имел права работать в государственных учреждениях, а других возможностей заработать было крайне мало. Коста обращается с прошением о переводе в Одессу, но перевод оказался невозможен.
Позже Хетагуров получил разрешение переехать в Очаков, куда прибыл на пароходе 26 июня 1899 года. В Очакове он снял комнату в доме рыбака Осипа Данилова. Коста покорило море, «которое всей своей ширью расстилалось перед самыми окнами хаты». Его очень тронула красота этих мест, и он очень сожалел, что не имел при себе красок.
В Очакове, в 1899 году, Коста узнаёт, что во Владикавказе вышел из печати сборник его стихов на осетинском языке «Осетинская лира». Большим огорчением для поэта стало то, что некоторые стихи были изменены цензурой, некоторые же не вошли в книгу вообще, ввиду своего революционного содержания.
05 августа 1899 года Хетагуров вернулся в Херсон. Найти работу не удавалось, поэта преследовало безденежье, не было денег на лечение обострившейся болезни. В письмах Коста неоднократно звучат жалобы на крайнюю нужду, появляется даже мысль о самоубийстве.
Положение стало постепенно улучшаться, когда Коста познакомился с нотариусом Тимчинским. Он даёт домашние уроки рисования сыну Тимчинского, за что пользуется превосходным столом в доме нотариуса. Коста нарисовал портрет одной из дочерей нотариуса, Тимчинские приобрели написанный им образ Христа, католический священник, знакомый Тимчинских, давал Коста иконы на реставрацию. С течением времени расширяется круг знакомств Коста, он включается в жизнь города, сближается с местным театром. В период херсонской ссылки Коста не прекращал заниматься литературным творчеством. В Херсоне Коста начал работу над поэмами «Хетаг» и «Плачущая скала», посвящёнными темам исторического прошлого осетинского народа. Коста берётся за перевод на осетинский язык Евангелия от Матфея.
Друзья и родственники поэта хлопотали о его скорейшем возвращении из ссылки. Им не удалось добиться отмены ссылки, но удалось сократить её срок, сначала с 5 до 3 лет, а затем до 8 месяцев. Долгожданная весть об окончании ссылки была получена 30 декабря 1899 года. Официальные документы об освобождении Хетагурова пришли уже в новом 1900 году, а выехать из Херсона Коста смог только 06 марта 1900.
Ставрополь, 1900 год
Так как распоряжением властей Хетагурову запрещалось проживать во Владикавказе и Владикавказском округе, из Херсона он направился в Пятигорск.
В середине марта 1901 года Коста переехал из Пятигорска в Ставрополь, где возобновил сотрудничество с газетой «Северный Кавказ». Включившись в общественную жизнь, Коста выступает как публицист, печатает статьи, фельетоны, печатает в газете свои русские стихотворения. К этому периоду относятся выступления Коста Хетагурова, посвящённые развитию женского образования в Осетии: статья «Развитие школ в Осетии» в газете «Северный Кавказ» и статья «Женское образование в Осетии» в «Санкт-Петербургских ведомостях».
Деятельность Коста не ограничивалась работой в газете, к нему обращаются за помощью земляки, ходоки добирались к Коста даже из отдалённых мест. Он участвует в решении проблем рабочих Садонского рудника, горно-обогатительного завода в селе Фаснал.
26 октября 1900 года жители села Нар обратились к Коста с просьбой принять на себя ведение всех дел селения в судебных, административных и других учреждениях и у должностных лиц. В тот же период Коста выступает в качестве доверенного лица жителей села Георгиевско-Осетинского при решении земельных вопросов.
В феврале 1901 года в зале гостиницы «Централь» состоялась премьера комедии Хетагурова «Дуня». Сбор от спектакля, имевшего успех, пожертвовали Обществу распространения образования среди горцев Терской области.
07 апреля 1901 г. Коста Хетагурова освободили от полицейского надзора и, соответственно, с него был снят запрет на проживание во Владикавказе и Владикавказском округе, однако до конца года он оставался в Ставрополе.
Болезнь и смерть
В декабре 1901 года Коста Хетагуров переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда. Во Владикавказе он принимает деятельное участие во всех местных культурно-просветительских мероприятиях, занимается живописью, публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг», пытается открыть школу рисования для одарённых детей, предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек».
На деньги, вырученные от продажи участка земли, унаследованного от отца, Коста начал строить дом во Владикавказе. Весной 1903 года Коста просил руки Лёли Хурумовой, дочери своего друга Иорама Хурумова и получил согласие. Но летом 1903 резко ухудшилось состояние здоровья поэта, а в 1904 году Лёля Хурумова умерла от туберкулёза.
Близкие отмечали ухудшение здоровья Коста после 1901 года. В 1903 году произошло резкое ухудшение состояния и к лету 1903 года ситуация осложнилась настолько, что родные Коста, проживавшие во Владикавказе, забрали его к себе.
Позже, по его просьбе, Коста отвезли в отцовский дом в с. Георгиевско-Осетинское. Когда ему стало лучше, Коста вернулся во Владикавказ, но вскоре болезнь окончательно приковала его к постели.
Летом 1904 года сестра Ольга увезла его в родное село. В июле 1904 года Ольга привозила Коста в Пятигорск, чтобы показать профессору Харьковского университета А. Я. Анфимову. Доктор нашёл состояние поэта безнадёжным.
Ольга приняла на себя все заботы о больном брате. Вместе с ним она поселилась в отцовском доме, в селе Георгиевско-Осетинском Кубанской области.
Коста умер на руках у сестры, в 5 часов вечера 19 марта 1906 года.
22 марта 1906 Коста был похоронен рядом с отцом в с. Георгиевско-Осетинское (Лабӕ), но, по настоянию общественности Осетии, прах земляка был перевезён во Владикавказ и 29 марта 1906 года захоронен в Некрополе у Осетинской церкви.
В Осетии скорбный груз встречали на железнодорожных станциях по пути следования. Особенно торжественная встреча была устроена на станции Беслан, куда прибыли почитатели покойного и все жители окрестных селений во главе со своим духовенством. А на вокзале Владикавказа гроб с телом Коста встречало огромное количество людей, людьми была заполнена вся платформа. Хотя была приготовлена траурная колесница, гроб всю дорогу несли на руках. Несли студенты, офицеры, простой народ, все старались дотронуться до гроба. По дороге осетины, грузины, армяне служили панихиды, всякий на своём языке, со своими певчими.
Отпевали Коста Хетагурова в Осетинской церкви. По выносу из церкви, свой обряд совершили мусульмане.
В могилу гроб опустили, когда солнце почти зашло.
Память
В разных городах Северной Осетии и Южной Осетии, России и мира установлены десятки памятников Коста Хетагурову.
Музеи, посвящённые жизни и творчеству поэта, имеются во Владикавказе, в г. Цхинвал, в селении Нар и селении им. Коста Хетагурова.
Имя Коста Хетагурова носит крупнейшее высшее учебное заведение республики Северная Осетия-Алания – Северо-Осетинский государственный университет и другие учреждения культуры.
Именем Хетагурова названы сёла в Северной и Южной Осетии, Карачаево-Черкесии, улицы городов.
В центре Владикавказа на проспекте Мира установлен памятник Коста, работы скульптора, народного художника Северной Осетии Владимира Соскиева.
Биография сставлена на основе собраний сочинений Коста Хетагуров Т.5; предисловия к книге Нафи Джусойты «Коста. Произведения»; материалов из книги «Писатели Осетии» / сост. И. Бибоева, М.Казиты.– Владикавказ: Ир, 2015г.; также на основе информации открытых источников.
_____________________
.