Написать этот материал нас вынудила статья историка, члена союза писателей СПб Юрия Лебедева в "Новой газете".

Пересказывать статью не имеет особого смысла, в двух словах: Юрий Лебедев ставит под сомнение, что на лайнере "Вильгельм Густлофф", атакованном подводной лодкой под командованием Александра Маринеско, находились не специально обученные подводники, а мирные жители.
Вот в этой связи нам и хотелось бы рассказать о том, что случилось в городке Пальмникен (сейчас это город Янтарный в Калининградской области) в начале февраля 1945 года.
Сам поселок Янтарный своим появлением обязан огромным залежам янтаря. Здесь сосредоточено около 90% всех мировых запасов солнечного камня – Пальмникенское месторождение. В поселке действует единственный в мире янтарный комбинат.
Янтарный (до 1946 года Пальмникен) возник в 1654 году. Основным занятием местных жителей было рыболовство, животноводство и добыча янтаря. Наибольший подъем развития поселка пришелся на конец XIX века, когда началась промышленная добыча янтаря. С появлением железной дороги, связывающей его с из Фишхаузеном (современный Приморск), стал развиваться туризм, появились первые гостиницы Янтарного.
В середине января 1945 года концлагерь Штуттхоф под Данцигом (ныне польский город Гданьск) был отрезан от Кёнигсберга внезапным наступлением советских войск. К тому времени лагерь смерти оброс "филиалами" в Хайлигенбайле (город Мамоново Калининградской области), Йесау (посёлок Южный), Зеераппен (район поселка Люблино), Шиппенбайле (район поселка Железнодорожного) и в Кёнигсберге (в Балтийском районе Калининграда у поселка Шпандина). Точно узнать, сколько человек содержалось в "филиалах", установить не удалось.
Предвидя скорое продвижение советских танков и пехоты, заключённых-евреев решили стянуть под Кёнигсберг. Больных и тех, кто не мог идти, расстреливали или взрывали прямо в бараках. В начале 1945 года состоялся последний марш смерти 5 тысяч евреев-заключённых концлагерей.
В январе 45-го советские войска были на подступах к Кёнигсбергу, поэтому было решено гнать узников-евреев дальше на запад. Вести колонну приказали обершарфюреру Фритцу Веберу, до той поры руководившему всего лишь колонной из 200 мужчин-евреев в Хайлигенбайле. Как следует из документов, командовать Вебер не умел и был не в состоянии довести несколько тысяч человек до Пальмникена. К тому же по пути пьяные казаки, переметнувшиеся в своё время к фюреру, начали палить по колонне. Вебер просто испугался.
В Пальмникене, куда колонна пришла поздней ночью 27 января, выяснилось, что первоначальный план загнать всех в штольню шахты "Анна" и затопить неосуществим. Автор идеи, подсказавший её командованию СС в Кёнигсберге (видимо, это был директор Янтарной мануфактуры Герхард Раш), не знал, что штольня уже давно завалилась. Несколько дней узники провели в слесарных мастерских янтарного комбината. Пропитание для них выделили по приказу командира местного фольксштурма Ханса Файерабенда, возмущённого отношением к узникам со стороны СС. В это время Вебер ждал какого-то приказа из Кёнигсберга. Приказ поступил 31 января. В ночь с 31 января на 1 февраля на берегу моря были заколоты, забиты прикладами, утоплены и расстреляны оставшиеся 3 тысячи человек. Новые свидетельства из Германии, говорят о том, что бойня под Пальмникеном проходила по прямому указанию и под личным контролем руководства СС и СД (служба безопасности) из Кёнигсберга. По некоторым данным это была месть Советскому Союзу за потопленный 30 января 1945 году Александром Маринеско транспорт "Вильгельм Густлофф".

Комментарии

Комментариев нет.