---------------------------------------- Трудно представить православный храм без колокольни. Маленькая или большая, отдельная или возвышающаяся над входом в храм - она с давних пор прочно вошла в ансамбль русского храмового зодчества. Колокольня - это пристроенное к храму или стоящее рядом сооружение, в котором помещены колокола, служащие для призыва к богослужению. В первые времена христианства, когда оно еще подвергалось гонениям, верующие приглашались на молитвенные собрания тайным оповещением через особых вестников; но после того, как учение Христово сделалось господствующей религией, стало возможным и более удобным созывать на богослужение явным образом. Для этой цели сначала употреблялись так называемые била — деревянные или металлические доски, из которых извлекался звук ударами молота или колотушки. Исторические указания на существование таких бил встречаются уже в 5 и 6 столетиях. Колокола при церквах появились позже, после 8 века, и хотя вначале они были малы, для них стали устраиваться особые помещения. Первые колокольни, упоминаемые в истории, находились в Риме, при базиликах св. Иоанна Латеранского и св. Петра; самые древние из сохранившихся до наших дней находятся в Вероне и Равенне. Они представляют собой круглые башни, стоящие отдельно от церквей. На Руси колокола появились с принятием христианства, но были большой редкостью. При русских церквах домонгольского и монгольского периодов нашей истории колокольни, по-видимому, не строились. По крайней мере об особых помещениях для колоколов впервые говорится в летописях только с 14 столетия. Каковы были вид и устройство этих помещений, называвшихся "персями", или "першами", трудно сказать. По всей вероятности, первые колокольни на Руси были временные, деревянные, устроенные в виде козел. Потом деревянные столбы козел заменились каменными, их число увеличилось, и таким образом образовался тип так называемых "звонниц", которые можно увидеть при многих древних церквах, особенно в областях Новгорода и Пскова (например, при Софийском соборе, в Новгороде, при церкви Николы Явленного, в Пскове, в Мирожском монастыре и пр.). Звонница представляла собой каменную стену умеренной длины и вышины, прорезанную двумя, тремя или несколькими сквозными арками, расположенными в один, а иногда и в два яруса. В пролетах арок на балках вешались колокола. Обыкновенно звонница помещалась на стене самого храма, но иногда строилась и отдельно от него, получая, в этом случае, нижний этаж, заключавший в себе лестницу, ведущую на платформу, с которой производился звон. На иконах 16 века встречаются изображения не только подобных звонниц, но и деревянных колоколен, имеющих вид восьмигранных башен, которые впоследствии уступили свое место каменным. Высокие колокольни, а равно и такие, которые находятся в тесной связи с церковью и входят в общий ее план, появились в России только в 18 веке. Способ подвески колоколов в православных странах существенно разнится от того, какой принят в Западной Европе. На наших колокольнях они укрепляются неподвижно, на солидных балках, и звук извлекается из них посредством качания языка и его ударов о стенку колокола, тогда как в католических и протестантских странах колокол прикрепляется к подвижному рычагу и издает звон, когда этот рычаг приведен в движение. Вследствие этого, на Западе, колокола не могут быть так велики и тяжеловесны, как наши.
Фонд Архангела Михаила
⛪ КАК УСТРОЕН ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ: КОЛОКОЛЬНЯ
----------------------------------------
Трудно представить православный храм без колокольни. Маленькая или большая, отдельная или возвышающаяся над входом в храм - она с давних пор прочно вошла в ансамбль русского храмового зодчества.
Колокольня - это пристроенное к храму или стоящее рядом сооружение, в котором помещены колокола, служащие для призыва к богослужению.
В первые времена христианства, когда оно еще подвергалось гонениям, верующие приглашались на молитвенные собрания тайным оповещением через особых вестников; но после того, как учение Христово сделалось господствующей религией, стало возможным и более удобным созывать на богослужение явным образом. Для этой цели сначала употреблялись так называемые била — деревянные или металлические доски, из которых извлекался звук ударами молота или колотушки. Исторические указания на существование таких бил встречаются уже в 5 и 6 столетиях. Колокола при церквах появились позже, после 8 века, и хотя вначале они были малы, для них стали устраиваться особые помещения.
Первые колокольни, упоминаемые в истории, находились в Риме, при базиликах св. Иоанна Латеранского и св. Петра; самые древние из сохранившихся до наших дней находятся в Вероне и Равенне. Они представляют собой круглые башни, стоящие отдельно от церквей.
На Руси колокола появились с принятием христианства, но были большой редкостью. При русских церквах домонгольского и монгольского периодов нашей истории колокольни, по-видимому, не строились. По крайней мере об особых помещениях для колоколов впервые говорится в летописях только с 14 столетия. Каковы были вид и устройство этих помещений, называвшихся "персями", или "першами", трудно сказать. По всей вероятности, первые колокольни на Руси были временные, деревянные, устроенные в виде козел. Потом деревянные столбы козел заменились каменными, их число увеличилось, и таким образом образовался тип так называемых "звонниц", которые можно увидеть при многих древних церквах, особенно в областях Новгорода и Пскова (например, при Софийском соборе, в Новгороде, при церкви Николы Явленного, в Пскове, в Мирожском монастыре и пр.).
Звонница представляла собой каменную стену умеренной длины и вышины, прорезанную двумя, тремя или несколькими сквозными арками, расположенными в один, а иногда и в два яруса. В пролетах арок на балках вешались колокола. Обыкновенно звонница помещалась на стене самого храма, но иногда строилась и отдельно от него, получая, в этом случае, нижний этаж, заключавший в себе лестницу, ведущую на платформу, с которой производился звон.
На иконах 16 века встречаются изображения не только подобных звонниц, но и деревянных колоколен, имеющих вид восьмигранных башен, которые впоследствии уступили свое место каменным.
Высокие колокольни, а равно и такие, которые находятся в тесной связи с церковью и входят в общий ее план, появились в России только в 18 веке. Способ подвески колоколов в православных странах существенно разнится от того, какой принят в Западной Европе. На наших колокольнях они укрепляются неподвижно, на солидных балках, и звук извлекается из них посредством качания языка и его ударов о стенку колокола, тогда как в католических и протестантских странах колокол прикрепляется к подвижному рычагу и издает звон, когда этот рычаг приведен в движение. Вследствие этого, на Западе, колокола не могут быть так велики и тяжеловесны, как наши.