ВПЕРЕД НА КИШИНЕВ

ВОСПОМИНАНИЯ МАРШАЛА КОНЕВА
7 апреля 1944 года
На правом крыле войска фронта вышли на правый берег Прута, и к 7 апреля овладели в Румынии крупными узлами дорог — городами Дорохой и Ботошани. Ставка Верховного Главнокомандования по-прежнему требовала от меня наступления в южном направлении на Кишинев вдоль Днестра. Что касается западного направления, то Ставка указывала, что здесь можно наступать незначительными силами.
В соответствии с этими указаниями я представил в Ставку план действий, в котором предусматривалось, что в целях достижения оперативного охвата основной южной группировки противника целесообразно осуществить наступление войсками правого крыла фронта в составе 40-й и 27-й армий, усилив их одним хорошо укомплектованным 3-м гвардейским танковым корпусом. Главный удар этими силами предполагалось нанести в направлении Болотино, Тыргу-Фрусом, Роман, Бакэу с задачей выйти на рубеж Недоуцы, Фельтичени, Тыргу-Няму, Пятро, Бакэу. С выходом на этот рубеж 40-я армия должна была перейти к обороне для обеспечения правого крыла фронта.
В последующем на направлении этого удара я намечал перегруппировать 7-ю гвардейскую армию и 5-ю гвардейскую танковую армию, предполагая пополнить танковую армию 120 танками, которые находились в это время на подходе к фронту.
Операция намечалась на 8 апреля и должна была начаться наступлением 40-й и 27-й армий с ближайшей задачей выйти на реку Серет. В последующем планировалось наращивать операцию по мере подхода частей 3-го гвардейского танкового корпуса, 7-й гвардейской и 5-й гвардейской танковой армий.
Армии левого крыла фронта — 53-я и 4-я гвардейские общевойсковые, 5-я гвардейская, 2-я и 6-я танковые — должны были продолжать наступление с целью овладения районом Кишинева и выхода на Прут.
Причем, как уже было сказано, 2-я и 6-я танковые армии имели очень небольшое число танков.
Генерал Богданов принимал все меры к тому, чтобы овладеть Кишиневом, но, имея в армии всего лишь 20 танков, выполнить задачу было нелегко. Тем более что противник усилил кишиневское направление переброшенными из полосы 3-го Украинского фронта танковыми и пехотными дивизиями и мобилизовал все свои войска, отдельные части, находящиеся в тылу групп армий "Юг" и "А", и двинул все это на кишиневское направление. Поэтому с ходу танкистам генерала Богданова взять Кишинев не удалось. К тому же условия местности перед городом были очень трудными. Наступая на Кишинев с северо-запада, армия встретила большие трудности в преодолении балок, высот, речек и оврагов. Я сам видел, с какой активностью действовал и здесь С. И. Богданов, используя все возможности 2-й танковой армии.
Однако, видя состояние 2-й танковой армии, я приостановил дальнейшие ее атаки, чтобы войска этой армии и ее ценные кадры не несли напрасных потерь. Нам было ясно, что для освобождения Кишинева и полного разгрома всей южной группировки немцев, находящейся в Румынии, мы скоро создадим необходимые условия, подготовим и проведем новую операцию, в которой избежим лишних жертв.
Ставка рассмотрела и утвердила мои предложения и 7 апреля в своей директиве рекомендовала перегруппировать на западный берег Прута 2-ю или 6-ю танковую армию. К сожалению, эта рекомендация Ставки не могла быть выполнена, потому что 2-я и 6-я танковые армии фактически были к этому времени без танков.
В то же время Ставка указывала, что на кишиневском направлении будет достаточно двух танковых армий. При этом она имела в виду, что в район южнее Кишинева выйдут войска правого крыла 3-го Украинского фронта, которые, по мнению Ставки, смогут содействовать войскам 2-го Украинского фронта при овладении ими Кишиневом.
К сожалению, войска 3-го Украинского фронта вышли не к Кишиневу, а значительно южнее, в район Тирасполя, да к тому же гораздо позже того времени, которое намечалось по плану 2-го Украинского фронта и по плану Ставки. Ставка не возражала против перегруппировки 7-й гвардейской армии вначале в район Рыбницы, но в дальнейшем я направил ее на правое крыло фронта.
Правофланговый корпус 40-й армии, находящийся в районе Хотина и южнее, обеспечивающий стык нашего фронта с 1-м Украинским, после выполнения задачи Ставка приказала передать для усиления 40-й армии.
Каковы же итоги? Ставка Верховного Главнокомандования поручила мне 8 апреля провести операцию наступлением 40-й и 27-й армий с ближайшей задачей выйти на реку Серет; в последующем продолжать наступление, наращивая силы по мере подхода частей 5-й гвардейской танковой армии Ротмистрова и 7-й гвардейской армии Шумилова.
Должен сказать, что такого рода операция должна была проводиться одновременно с операцией на западном берегу Днестра, в общем направлении на Кишинев и во взаимодействии с 3-м Украинским фронтом.
Усилия наших войск на правом крыле увенчались успехом. Войска вышли на реку Серет и захватили рубеж и плацдарм на ее западном берегу. Что касается наступления в центре, на Кишинев, то оно из-за отставания 3-го Украинского фронта застопорилось.

ВПЕРЕД НА КИШИНЕВ  - 889108274285
ВПЕРЕД НА КИШИНЕВ  - 889108274029

Комментарии

Комментариев нет.