ВЕЛИКИЙ ФИЗУЛИ.

Один из истинных поэтов Востока.
Азербайджанский язык занимал в XV веке преобладающее место при Узун Гасане — главе государства Аг-Коюнлу, а также при дворе сефевидских шахов, что подтверждает целый ряд европейских путешественников (Пьетро делла Балле, позднее Олеарий и Шарден).
Появление двух крупнейших поэтов-современников, Физули и Хатаи, и написанные ими на азербайджанском языке поэтические произведения, несомненно, говорят о большом культурном самостоятельном значении азербайджанского языка в XVI веке. Этот неоспоримый исторический факт полностью опровергает буржуазно-националистический пантюркистский миф о «едином потоке» развития азербайджанского и турецкого языков. Творчество Хатаи, Хабиби и Физули является ярким подтверждением того, что еще в XVI веке азербайджанская литература достигла большого расцвета.
Неслучайно Физули, один из первых азербайджанских поэтов, сделал серьезную попытку освободиться из-под влияния арабского и фарсидского языков и стал писать на родном языке, используя чисто азербайджанские народные выражения. Все это необходимо учесть, чтобы лучше понять и оценить значение Физули и его место в истории азербайджанской литературы.
Шейх Мухаммед Физули родился в начале XVI столетия, около 1494 года, в Кербале, недалеко от Багдада. Отец поэта, Сулейман, переселившийся из Азербайджана в Ирак, был муфтием — религиозным главой — в местечке Хилла. Отец Физули смог дать сыну отличное по тому времени образование: кроме арабского и персидского языков, он основательно изучил математику, астрономию, медицину, логику, прекрасно разбирался в поэзии своих предшественников — Фирдоуси, Низами, Хагани, Насими и др. Почти всю жизнь Физули провел в Багдаде, одном из культурнейших и богатых городов того времени. Там жил и вырос великий азербайджанский поэт, «один из истинных поэтов, каких производил Восток» (Гибб).
Физули посвятил всю свою жизнь поэзии. Он изучил многие восточные науки, был одним из крупных ученых своего времени. Его сочинения еще в те времена неоднократно печатались в Стамбуле, Тебризе, Ташкенте и др. крупных городах. Собрание произведений (куллият) Физули начало составляться ещё при его жизни и завершено через несколько лет после кончины – оно датировано 1572-м годом. По утверждению видного российского востоковеда Е.Э.Бертельса (1890-1957), в Европе хранилась 41 рукопись произведений Физули, но большинство их было неполными, с дефектами, и только девять датированы и представляли научную ценность. Три из них относятся к XVI веку, три к XVII веку, одна к XVIII и две к XIX веку.
Большую ценность представлял переданный в дар М.С.Верещагиным Азиатскому музею АН СССР в 1961 году экземпляр куллията Физули, содержащий ряд его произведений и датированный 1589 годом. В своей фундаментальной монографии «Избранные труды. Низами и Физули» Е.Э.Бертельс дал полное описание этой рукописи и детально проанализировал обнаруженные в ней новые материалы.
Поэт выбрал себе довольно необычный псевдоним (тахаллус). Физули на фарси означает «дерзкий», «нахальный». В предисловии к своему персидскому дивану Физули объясняет выбор столь необычного псевдонима тем, что он хотел выбрать для себя уникальное имя, которое никому бы не захотелось повторить:
"Во-первых, я хочу видеть себя единственным среди современников. Это обеспечил мне мой псевдоним. Труд моего "я", моего индивида избавился от соучастия других. Во-вторых, я старался быть человеком, вобравшим в себя все науки и знания и нашел псевдоним, выражающий это. Ибо «физули» в словаре обозначает также совокупность «фазл»а — наук и знаний, в народе слово «физули» обозначает оппозицию, противостояние нормам поведения, принятым правилам, традициям."
Поэт прожил суровую жизнь бедняка, не пользовавшегося вниманием феодалов и султанов. Турецкий султан Сулейман II Великолепный назначил ему пенсию в размере 9 акче в месяц, однако из-за бюрократических препятствий получение этих денег было затруднено. Об этом он написал в прозаическом послании султану Сулейману, известном как «Шикаятнаме» и обличал феодальную форму правления: «Я отдал им поклон, но они не приняли его, говоря: — Это не взятка». Это сочинение, считавшееся одним из ранних и лучших образцов азербайджанской художественной прозы – своеобразная политическая сатира, в которой жалобы на свою судьбу переплетаются с обличением произвола, взяточничества, царивших при дворе султана Сулеймана I Кануни.
Творчество Физули оказало огромное влияние на дальнейшее развитие азербайджанской и всей восточной литературы. Здесь также сказалось самостоятельное значение и развитие азербайджанской культуры, влиявшей в течение долгих столетий на культуру других народов. В то время как азербайджанская поэзия XVI века находилась в расцвете, великая литература Ирана клонилась к упадку. Еще при жизни одного из величайших поэтов Ирана, Хафиза, эта страна была разгромлена Тимуром. Тимур перенес центр культурной жизни в Бухару, переселив туда ряд иранских ученых и историков. Владычество тимуридов задержало блестящее развитие иранской поэзии, и весь XV век дал единственного поэтического гения — Джами, именем которого справедливо называют все столетие. Джами явился последним классическим поэтом Ирана. Новому подъему иранской поэзии не помогло и объединение Ирана под властью сефевидских шахов в XVI веке. С упадком иранской поэзии в XVI веке начинает пышно расцветать азербайджанская поэзия, все больше и больше освобождаясь от арабо-иранского влияния. Еще в период царствования Узун Гасана и его наследников, Тебриз являлся крупным литературным центром, куда стекались поэты Азербайджана и Ирана.
Двор династии Аг-Коюнлу по обычаю привлекал к себе ученых и поэтов. Азербайджанский язык имел большое распространение. Значение этого языка еще более повысилось при Шах Исмаиле Хатаи. Все это создавало условия для большого расцвета азербайджанской поэзии. Физули посвятил произведения, оды Шаху Исмаилу Хатаи, Шаху Тахмасибу, их полководцам. Поэт никогда не стремился быть близким к шаху. Физули, представивший несколько од Султану Сулейману, встретился с турецкими поэтами, приехавшими в Багдад с султанской армией. Исследователи считают, что Физули по их просьбе написал поэму «Лейли и Меджнун».
Физули создавал свои произведения на «грубом» и простом языке азербайджанского народа, которого чуждались многие поэты, считая, что поэзию можно творить только на фарси. Он громко и талантливо воспел свой родной язык, доказав всем своим творчеством право азербайджанского языка на самостоятельное существование и развитие.
Мухаммед Физули вошел в историю азербайджанской литературы как крупнейший лирик, поэт больших чувств и идей. Его многочисленные газели отличаются большой эмоциональностью, искренностью и теплотой. В них Физули воспел Беатриче, свою идеальную любовь. Материалист-метафизик по своему мировоззрению, Физули критически и трезво относится к окружающему миру, к господствующим классам, к религии и духовенству. Он свободно воспевает любовь, вино, радость, веселье в противовес мусульманскому аскетизму. Даже в мечеть заходит он «по ошибке, свернув с пути в минуту опьянения». Гневным стихом громит он аскетизм, обрушивается на феодалов, раскрывает обман кудесников и астрологов, призывает современников к правде и справедливости, к отказу от религиозных обрядов, к свободным мыслям и идеям.
Великолепный художник слова, мастер метафор и афоризмов, Физули презирал славу шахов и ханов, завоеванную кровью и насилием, — верил в силу своей поэзии и признательность грядущих поколений.
Вершиной творчества Физули является, как известно, его романтическая поэма «Лейли и Меджнун». На основе легенды о Лейли и Меджнуне, написано много произведений. Впервые в письменной литературе к этой теме обратился Низами Гянджеви. До Физули многие тюркские, персидские, таджикские, арабские, индийские поэты писали об этой теме, но поэма «Лейли и Меджнун» Мухаммеда Физули превзошла их и поднялась на вершину и около пяти столетий находится на этой вершине. Выдающийся композитор Узеир Гаджибейли написал первую на Востоке оперу на основе этой поэмы, которая завоевала большую славу. Композитор Джахангир Джахангиров написал «Кантату Физули» на газель поэта «Мени джандан усандырды» («Не хочу жить без любимой»), которая является одной из жемчужин азербайджанской музыки.
В поэме "Лейли и Меджнун" Физули повествует о злосчастной судьбе двух любящих людей, тщетно пытающихся добиться личного счастья. Лейли и Меджнун — это восточные Ромео и Джульетта; они борются за новые отношения между людьми в условиях феодального мира и религиозного гнета. Романтические герои Физули, полюбив друг друга, рвут вековые традиции, отстаивают право на свободу личности.
В поэме воспета новая мораль, чуждая исламскому миру, новые человеческие отношения. Здесь сказалось влияние европейского Возрождения.
Физули был близок к европейскому миру. Он был одним из первых азербайджанских поэтов, придававших большое значение науке. Мыслитель справедливо считал, что без высокой культуры, без науки нет поэзии.
Физули знал греческих философов. Не случайно приходится связывать имя Физули с греческой культурой и европейским Возрождением. Он был хорошо знаком с трудами Гераклита, Аристотеля, Пифагора и Платона. Великий поэт и ученый, он усвоил и синтезировал культуру мусульманского и христианского мира, став одним из передовых людей XVI века. По своему поэтическому облику и мировоззрению Физули напоминает людей эпохи Возрождения, хотя очень возможно, что он и не ощутил непосредственного влияния Запада. Физули признавал примат науки, воспевал в поэтических образах человеческую личность, стремящуюся к свободе, к освобождению от оков средневековья, религиозного мрака и феодальной темницы. Интерес Физули к античному миру, его широкий энциклопедизм и универсализм, разносторонность его интересов и деятельности, многообразие его творчества, критическое отношение к религиозным догматам ислама, светлое, бодрое мироощущение – все эти качества показывают незаурядную способность анализировать и доводить до ясности те концепции, которые для его современников были малоизвестными и туманными.
Известно, что у поэта был сын по имени Фадль Челеби.
Гениальный поэт скончался в 1556 году во время эпидемии чумы и был с почестями похоронен в одном из священных мест начального пункта паломничества всех мусульман мира в Мекку – мавзолее третьего имама Гусейна ибн Али (626-680) в своём родном городе Кербела.
Он никогда не выезжал за пределы Багдадской области, но всегда был поэтом своего родного азербайджанского народа, оставив будущим поколениям ряд крупных художественных произведений и научных трудов на азербайджанском, арабском и фарсидском языках.
Гениальные произведения Физули блестяще выдержали испытание четырех столетий. Великий азербайджанский поэт и ученый, выразивший в своем творчестве лучшие, прогрессивные идеи своего времени, Физули был и остается гордостью и славой азербайджанского народа, одним из крупнейших представителей мировой поэзии.
В конце XIX века началось серьезное изучение поэтического наследия и биографии М.Физули. Австрийский историк-востоковед, исследователь и переводчик восточных литератур Йозеф фон Хаммер-Пургшталь, британский ориенталист Элиас Гибб, российский востоковед-тюрколог Василий Смирнов, британский писатель-востоковед Эдвард Гранвиль Браун, российский историк- востоковед Агафангел Крымский и другие высоко оценивали творчество Физули, превозносили оригинальность и искренность поэта и выражали своё преклонение перед его гением.
Турецкие учёные Мехмет Фуат Кёпрюлюзаде, Исмаил Хикмет, Абдулкадыр Гарахан и другие более детально изучили творческое наследие и биографию Физули. У чешского филолога-востоковеда Яна Рипки и польского востоковеда Станиславы Плясковицка-Рымкевич также имеются ценные исследования творчества Физули.
Из азербайджанских учёных с огромной благодарностью за бесценные исследования творческого наследия и биографии Физули, можно назвать следующие имена: литературоведы Бекир Чобанзаде (1893- 1937), Абдулла Сур (1883-1912), легендарный историк азербайджанской литературы Фирудин бек Кочарли (1863-1920), государственный и политический деятель, литературовед Мамедамин Расулзаде (1884-1955), академик Гамид Араслы (1909-1983), профессор Мир Джалал Пашаев (1908-1978), академик Азада Рустамова (1932-2006), профессор Алиаждар Сеидзаде (1899-1970), профессор Акрам Джафар (1905- 1991), академик Фуад Гасымзаде (1929-2010), и др.
В честь Физули названы:
Памятник, установленный в 1962 году на Театральной площади Баку. Театральная площадь была позже переименована в честь поэта. Улица и площадь в центре Баку, а также улицы во многих других городах Азербайджана; Район и город в Азербайджане. Сёла в Шамкирском и Самухском районах Азербайджана. Институт Рукописей в Баку. Школа-интернат в Ордубадском районе Азербайджана, средние школы в Баку и Гяндже.
В 1995 году под эгидой UNESCO торжественно отмечался 500—летний юбилей Физули.

ВЕЛИКИЙ ФИЗУЛИ. - 949002937999

Комментарии