Карабах в древние времена состоял, в основном, из тюрков и Кавказских племен, и был составной частью Кавказской Албании – древнего Азербайджанского государства.

Найденные в результате археологических исследований в Ханкенди, Агдере, Ходжавенде, Шуше Верхнего Карабаха, в Барде, Тертере, Агдаме, Агджабеди, Физули, Бейлягане Равнинного Карабаха, а также в Лачине и Кельбаджаре образцы материальной культуры, нумизматические доказательства всесторонне отражают древнюю материальную культуру Карабаха, этнокультурное состояние, социально-экономический уровень населения, условия быта, в общем, экономическую, общественную и культурную историю этого района Азербайджана.
После принятия христианства в раннем среднем веке (IV век) в Албании, на территории Карабаха, являющимися историческими землями Азербайджана, были созданы албанские христианские религиозные памятники – строения типа христианской архитектуры, характерные для строительной культуры IV-VII веков.
Несмотря на то, что на территории Карабаха в отдельные периоды различные вероисповедания сменяли друг друга, это происходило в судьбах местного народа, связанного со своими историко-этническими землями, хоть и сменялись вероисповедания и религиозные убеждения, как правило, народ защитил и сохранил свои традиции и обычаи, национальную особенность. Но это не всегда и не везде происходило одинаково.
Основное население этого региона, в отличие от приезжих армян, по происхождению, языку и культуре состояло из этнических групп тюркского происхождения Кавказской языковой группы, тысячелетиями живших между Большими Кавказскими горами и рекой Аракс.
В зависимости от воздействия времени и эпохи, существовали различные образы жизни, религиозные идеологии, в связи с чем вскрылись отличительные особенности духовной культуры. В отличие от других территорий Азербайджана, продолжающиеся на территории Карабаха религиозные распри привели впоследствии к большим изменениям в регионе. Период смены христианства в Албании мусульманством, воспользовавшись тем, что на горных территориях Карабаха жили автохтонские албанские христиане, продолжавшие придерживаться христианской религиозной идеологии, начиная с ХIХ века, туда было переселено много армянских семей. Они, перевербовав местных албанских христиан в григорианскую веру, ассимилировали и прозвали их хайками, а территорию назвали «одной частью страны хайков».
Таким образом, исследования показывают, что материальная и духовная культура Верхнего Карабаха является составной частью материальной и духовной культуры Азербайджана и доказывают несостоятельность противоположных мыслей по этому поводу.
Ученые, исследовавшие архитектурные памятники Кавказской Албании, заявили, что эти памятники по многим характерным особенностям и методам архитектурного планирования отличаются от армянских религиозных архитектурных памятников. Эти памятники по всем историческим признакам относятся к национальному культурному наследию нашего народа.
В числе этих памятников можно назвать Агогланский монастырь в Лачинском районе, Худавенгский монастырь в Кельбаджарском районе, Амарасский монастырь в Ходжавендском районе, комплекс храмов Святого Елисея в Агдеринском районе, Гянджасарский монастырь в Агдеринском районе.

Комментарии

Комментариев нет.