История резьбы по дереву уходит своими корнями к моменту возникновения в человеческом обществе приемов и способов обработки древесины, как самого простого и распространенного материала, а также появления деревянного зодчества. Наши далекие предки знали, что древесина обладает очень ценными качествами: водонепроницаемостью, теплоизоляцией, невысокой плотностью, богатым разнообразием рисунка текстуры. К тому же, древесину удобно обрабатывать и заготавливать. В связи с этим, дерево широко использовалось в быту — практически везде от строительства оборонных укреплений до кухонной утвари и сельскохозяйственных орудий.
В ум и сердце людей заложено стремление к прекрасному. Это стремление вылилось в поразительное умение людей сделать из природного материала настоящее произведение искусства. Вряд ли найдется такой народ, который бы не украшал свое жилище и предметы быта. Однако, история развития резного дела в каждой стране особая и связана с уровнем культуры, мастерства и мировоззрения в обществе. Наверное поэтому, в каждой стране искусство резьбы по дереву имеет свои уникальные особенности, приемы и стили.
Наиболее древней считается геометрическая плоскорельефная резьба. Она не только украшала домашнюю утварь и строения, но и имела смысловую, обрядовую нагрузку. Все элементы такой резьбы несли в себе символы стихий и явлений. Нанося их на предметы, украшающие дом, люди надеялись уберечься от влияния злых сил и привлечь светлые силы: жизни, плодородия и долгоденствия. Из дерева вырезали также обереги или Кумиров – маленькие фигурки покровителей Рода, которые являлись хранителями мира и благополучия семьи.
Постепенно, с развитием человечества, резьба по дереву утратила свой мистический и обрядовый смысл и стала способом декоративного украшения предметов быта. Появлялись новые приемы в резьбе, техника ее обогащалась использованием новых инструментов.
Начиная с XVI века, стали создаваться крупные мастерские резных дел и артели. Резьба по дереву стала повсеместным народным промыслом общегосударственного масштаба. Искусные народные мастера-резчики украшали самобытной резьбой царские дворцы, соборы и храмы, дома и усадьбы богатых и знатных людей.
Жизнь людей на Руси была неразрывно связана с деревом. Мастера использовали не только саму древесину, но также и бересту, тонкие корни сосны и ели, луб, кап, капо-корень. Эти материалы использовались в различных видах художественной обработки дерева.
Например, капо-корень, который представлял из себя наросты на стволе и корнях березы, имел неправильное строение, затейливое сплетение волокон и очень высокую плотность. Эти свойства делают кап или капо-корень, похожим на карельскую березу, из которой изготавливали изящные декоративные предметы: изысканную мебель, табакерки, ларцы. Народные резчики делали из капо-корня, не поддающегося влаге, отличную посуду.
Испокон веков в России все традиционные предметы быта, сделанные из дерева имели выразительную декоративную форму и оформлялись богатым резным орнаментом или художественной росписью. В резном украшении прялок, ковшей, веретен, солониц, швеек, вальков, блюд и ложек имели свое отражение наблюдения людей за окружающей их живой природой.
ПОСЛЕСЛОВИЕ: Художественно-прикладное искусство различает следующие виды резьбы:
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ. Название получила по применяемым треугольникам, окружностям, овалам, квадратам, прямым и изломанным линиям, розеткам. Ею же можно выполнить растительный орнамент. Ими украшаются наличники усадеб, фронтоны, карнизы, входные калитки, ворота во двор, простенки, крылечки.
ПЛОСКО-РЕЛЬЕФНАЯ. Фон здесь выбирается вокруг орнамента, на точно заданную глубину. Затем все края тщательно заоваливаются. Второй способ – заглубление в древесину орнамента, фон остаётся в первозданном виде. Сейчас мало кто занимается этим вручную, применяя для этого фрезерные станки. Многие на следующем этапе обработки чеканят поверхность, скрывая погрешности. Другие вырезают мелкие канавки, желобки, клеточки. В этих операциях незаменимы мелкие резцы.
ПРОРЕЗНАЯ. Похожа на предыдущую, если бы у неё удалить фон. Используется в производстве шкатулок, рамок. Для выразительности снизу добавляется красивая цветная ткань, на худой конец, – бумага. Ажурный рисунок придаёт изделию шарм, воздушность.
РЕЛЬЕФНАЯ. Одна из самых сложных, однако обладает огромной декоративностью. Она с давних пор употребляется в различных аспектах быта. Если к ней добавляется позолота да ещё и масляная роспись – глаз не оторвать. Само слово «рельеф» означает выпуклость. Совокупность всяких неровностей представляет кору Земли. В данной профессии – это обыкновенный выпуклый орнамент, расположенный на ровной поверхности. Есть подвиды. Барельефом означают комплекс орнаментов, чьё-либо изображение, возвышающееся на величину меньше1/2 толщины. Горельеф – больше одной второй толщины скульптуры.
ОБЪЁМНАЯ (скульптурная). Здесь предмет отделывается с разных ракурсов, с нескольких сторон, возможно и вкруговую. Яркий тому пример – ножки резной мебели.
Артель ДЪЛО
ИСТОКИ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ
История резьбы по дереву уходит своими корнями к моменту возникновения в человеческом обществе приемов и способов обработки древесины, как самого простого и распространенного материала, а также появления деревянного зодчества.
Наши далекие предки знали, что древесина обладает очень ценными качествами: водонепроницаемостью, теплоизоляцией, невысокой плотностью, богатым разнообразием рисунка текстуры. К тому же, древесину удобно обрабатывать и заготавливать. В связи с этим, дерево широко использовалось в быту — практически везде от строительства оборонных укреплений до кухонной утвари и сельскохозяйственных орудий.
Наиболее древней считается геометрическая плоскорельефная резьба. Она не только украшала домашнюю утварь и строения, но и имела смысловую, обрядовую нагрузку. Все элементы такой резьбы несли в себе символы стихий и явлений. Нанося их на предметы, украшающие дом, люди надеялись уберечься от влияния злых сил и привлечь светлые силы: жизни, плодородия и долгоденствия. Из дерева вырезали также обереги или Кумиров – маленькие фигурки покровителей Рода, которые являлись хранителями мира и благополучия семьи.
Постепенно, с развитием человечества, резьба по дереву утратила свой мистический и обрядовый смысл и стала способом декоративного украшения предметов быта. Появлялись новые приемы в резьбе, техника ее обогащалась использованием новых инструментов.
Начиная с XVI века, стали создаваться крупные мастерские резных дел и артели. Резьба по дереву стала повсеместным народным промыслом общегосударственного масштаба. Искусные народные мастера-резчики украшали самобытной резьбой царские дворцы, соборы и храмы, дома и усадьбы богатых и знатных людей.
Жизнь людей на Руси была неразрывно связана с деревом. Мастера использовали не только саму древесину, но также и бересту, тонкие корни сосны и ели, луб, кап, капо-корень. Эти материалы использовались в различных видах художественной обработки дерева.
Например, капо-корень, который представлял из себя наросты на стволе и корнях березы, имел неправильное строение, затейливое сплетение волокон и очень высокую плотность. Эти свойства делают кап или капо-корень, похожим на карельскую березу, из которой изготавливали изящные декоративные предметы: изысканную мебель, табакерки, ларцы. Народные резчики делали из капо-корня, не поддающегося влаге, отличную посуду.
Испокон веков в России все традиционные предметы быта, сделанные из дерева имели выразительную декоративную форму и оформлялись богатым резным орнаментом или художественной росписью. В резном украшении прялок, ковшей, веретен, солониц, швеек, вальков, блюд и ложек имели свое отражение наблюдения людей за окружающей их живой природой.
ПОСЛЕСЛОВИЕ:
Художественно-прикладное искусство различает следующие виды резьбы:
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ. Название получила по применяемым треугольникам, окружностям, овалам, квадратам, прямым и изломанным линиям, розеткам. Ею же можно выполнить растительный орнамент. Ими украшаются наличники усадеб, фронтоны, карнизы, входные калитки, ворота во двор, простенки, крылечки.