Выбрав нужный вид и начав рисовать панораму, вы столкнетесь с ограниченностью активного поля зрения и спецификой восприятия: когда дистанция (расстояние от точки зрения до рисуемого объекта) велико, а угол зрения слишком маленький, на периферии появятся искажения. С восприятием не трудно разобраться. Вам поможет линейная перспектива и правило панорамного изображения - чем дальше прямая, перпендикулярная лучу, тем меньше ее кривизна, тем ближе она к горизонтали на краях картины.
А вот с ограниченностью поля зрения дело обстоит сложнее: ведь мы должны концентрировать свой взгляд на определенной точке и рисовать относительно нее. Периферийное зрение не позволяет с точностью увидеть нам контуры панорамы и щедро одаривает художника всевозможными оптическими иллюзиями и искажениями.
Все просто!
Делите свою панораму на части, равные ясному полю вашего зрения. Рисуйте их отдельно без фиксирования и концентрации в конкретном месте. Не создавайте контрастов и все подчиняйте главному вашему кадру – месту центра композиции. Чем дальше от центра композиции, тем меньше подробностей и деталей. Не путайте точку схода с центром композиции. Они могут не совпадать!
Ясное поле зрения человека, как его определить.
Ф. Г. Де-Лионде говорит: «Если приставить к глазу совершенно раздвинутые два пальца левой руки — указательный и средний, то видимое между пальцами пространство будет то пространство, которое можно рисовать, не поворачивая головы и не напрягая глаз...».
Есть другой способ определения ясного поля зрения - это измерение при помощи четверти.
Конец большого пальца вытянутой вперед руки при расставленных большом и среднем пальцах, наводится на главный предмет. При этом конец среднего пальца указывает границу поля ясного зрения (18° по горизонтали). Такое же расстояние отмеряется четвертью влево, вверх и вниз. Рисующий же имеет представление о границах поля ясного зрения.
Что нужно знать о приемах панорамного изображения.
Плоский рельеф при низкой точки зрения рисующего и низкой линией горизонта имеет сильные перспективные сокращения: - перспективные планы совмещаются в узкую полоску;
- вся территория плохо видна;
- трудно передать глубину того или иного плана.
Советы: Перспективные планы выделять с помощью освещения. Группы объектов или отдельно стоящие объекты, заслоняющие друг друга отделять светом – освещение планов делать неравномерным с чередующимися освещенными и затемненными планами. Этот прием позволит отделить совмещенные планы друг от друга, станет ритмично - динамичным в композиции и даст полное представление зрителю об изображенном пространстве. При неравномерном освещении перспективных планов есть смысл дать яркое освещение композиционному центру картины, который обычно удален в глубь и образует ее средний план.
Включить небо в композицию как важную частью фона: солнце в зените или у горизонта – это влияет на колорит и настроение панорамы, которое будет имеет свои краски. Оно должно способствовать образной выразительности картины.
2. Рельефная местность при низкой точки зрения рисующего и низком горизонте имеет разные воздушные пространства:
- перспективные планы не совмещаются в одну линию;
- возвышенности выступают вверх, низменности опускаются;
- планы заходят один за другой на разных уровнях, не закрывая друг друга или закрывая частично.
Советы:
Рисовать при ярком сильном боковом освещении - сильный дневной свет даст полный обзор местности. Создавать динамичную композицию, раскрывать выразительность рельефного вида через ритм.
Использовать прием ярких дальних планов, которые хорошо выявляют глубину пространства и силу света. Помнить, что свет дальних планов, пройдя поглощение воздушной средой, доходит до нас ослабленным.
При сильной яркости дальнего или плана, где свет светит в лоб рисующему, горизонтный силуэт будет находиться в контражуре. Нужно сосредоточиться на выразительности силуэтного контура рельефа и ритме освещенных планов. Объем в такой композиции минимальный.
При слабом освещении дальние планы почти не видны - свет их перекрывается рассеянным светом воздуха близких планов и почти не достигает нас. Концентрируемся на общем колорите, детализируем передний план.
3. При высокой точке зрения с высоты птичьего полета или самолета линия горизонта размещена очень высоко:
- трудно избежать макетной схематичности и передать живую естественность всей картины;
- перед рисующем разворачивается полный масштабный вид;
- размещение уходящих планов достаточно выразительно;
- мощный слой воздуха отделяет объект изображения от зрителя;
- хорошо работает линейная перспектива.
Советы:
Все изображение разрабатывается, как дальний план видимого пейзажа
Освещение передних и дальних планов при таком виде можно делать равномерным. Используем средства линейной и воздушной перспективы, которые сработают плановость и не нужно будет специально создавать членения пространства. В таких панорамах важно не освещение, а вид. Равномерное освещение позволит полностью рассмотреть композицию в целом и равномерно покажет все ее детали. У горизонта небо делается светлым, без особого рисунка облаков, просто, незаметно. Все внимание обращается на развернутый вид местности.
4. При нормальной точки зрения, когда зритель находится на возвышенном месте или смотрит с высокого сооружения.
- перспективные планы сокращаются и совмещаются в одну полосу;
- планы видимо накладываются друг на друга или загораживают друг друга;
- отдельные планы такой панорамы имеют свои характерные черты колорита.
- возможность использовать много приемов композиции и художественных решений
Советы:
Используем не только прием освещенных и затененных планов с многократными переходами от светлого к темному и от темного к светлому, но и все остальные в соответствующем сочетании. Это дает возможность многократно переходить от темного к светлому, от светлого опять к темному, от теплого к холодному и от холодного к теплому и этим передать бесконечную глубину далекого пространства.
Используем световые градации планов для выделения главного и второстепенного в панораме. Под темные планы отводим второстепенные части композиции. Светлыми планами делаем более значимые места, выявляя композиционный центр картины.
Обращаем внимание на местоположения света — на переднем, на среднем или на дальнем плане. В зависимости от этого привлекаем внимание зрителя - это место больше всего прорабатываем, используя яркие краски, делая его композиционным центром панорамы.
Вывод: Зона активного поля зрения не может охватывает весь панорамный вид. Прежде чем рисовать понравившийся вид, нужно разделить его на части равные полю зрения человека.
Панорамное изображение имеет 3 точки зрения: высокая, низкая, нормальная.
В зависимости от точки зрения и рельефа определяется линия горизонта и выбирается самый выразительный прием панорамного изображения.
В следующей статье я расскажу об освещении панорамы и как «живописненько» ее написать.
Курсы рисования Ирины Паньковой Минск
Что нужно знать, рисуя панорамное изображение.
Выбрав нужный вид и начав рисовать панораму, вы столкнетесь с ограниченностью активного поля зрения и спецификой восприятия: когда дистанция (расстояние от точки зрения до рисуемого объекта) велико, а угол зрения слишком маленький, на периферии появятся искажения.
С восприятием не трудно разобраться. Вам поможет линейная перспектива и правило панорамного изображения - чем дальше прямая, перпендикулярная лучу, тем меньше ее кривизна, тем ближе она к горизонтали на краях картины.
Все просто!
Делите свою панораму на части, равные ясному полю вашего зрения. Рисуйте их отдельно без фиксирования и концентрации в конкретном месте. Не создавайте контрастов и все подчиняйте главному вашему кадру – месту центра композиции. Чем дальше от центра композиции, тем меньше подробностей и деталей. Не путайте точку схода с центром композиции. Они могут не совпадать!
Ясное поле зрения человека, как его определить.
Есть другой способ определения ясного поля зрения - это измерение при помощи четверти.
Что нужно знать о приемах панорамного изображения.
- перспективные планы совмещаются в узкую полоску;
- вся территория плохо видна;
- трудно передать глубину того или иного плана.
Советы:
Перспективные планы выделять с помощью освещения. Группы объектов или отдельно стоящие объекты, заслоняющие друг друга отделять светом – освещение планов делать неравномерным с чередующимися освещенными и затемненными планами. Этот прием позволит отделить совмещенные планы друг от друга, станет ритмично - динамичным в композиции и даст полное представление зрителю об изображенном пространстве. При неравномерном освещении перспективных планов есть смысл дать яркое освещение композиционному центру картины, который обычно удален в глубь и образует ее средний план.
Включить небо в композицию как важную частью фона: солнце в зените или у горизонта – это влияет на колорит и настроение панорамы, которое будет имеет свои краски. Оно должно способствовать образной выразительности картины.
2. Рельефная местность при низкой точки зрения рисующего и низком горизонте имеет разные воздушные пространства:
- перспективные планы не совмещаются в одну линию;
- возвышенности выступают вверх, низменности опускаются;
- планы заходят один за другой на разных уровнях, не закрывая друг друга или закрывая частично.
Рисовать при ярком сильном боковом освещении - сильный дневной свет даст полный обзор местности. Создавать динамичную композицию, раскрывать выразительность рельефного вида через ритм.
Использовать прием ярких дальних планов, которые хорошо выявляют глубину пространства и силу света. Помнить, что свет дальних планов, пройдя поглощение воздушной средой, доходит до нас ослабленным.
При сильной яркости дальнего или плана, где свет светит в лоб рисующему, горизонтный силуэт будет находиться в контражуре. Нужно сосредоточиться на выразительности силуэтного контура рельефа и ритме освещенных планов. Объем в такой композиции минимальный.
3. При высокой точке зрения с высоты птичьего полета или самолета линия горизонта размещена очень высоко:
- трудно избежать макетной схематичности и передать живую естественность всей картины;
- перед рисующем разворачивается полный масштабный вид;
- размещение уходящих планов достаточно выразительно;
- мощный слой воздуха отделяет объект изображения от зрителя;
- хорошо работает линейная перспектива.
Все изображение разрабатывается, как дальний план видимого пейзажа
Освещение передних и дальних планов при таком виде можно делать равномерным. Используем средства линейной и воздушной перспективы, которые сработают плановость и не нужно будет специально создавать членения пространства. В таких панорамах важно не освещение, а вид. Равномерное освещение позволит полностью рассмотреть композицию в целом и равномерно покажет все ее детали. У горизонта небо делается светлым, без особого рисунка облаков, просто, незаметно. Все внимание обращается на развернутый вид местности.
4. При нормальной точки зрения, когда зритель находится на возвышенном месте или смотрит с высокого сооружения.
- перспективные планы сокращаются и совмещаются в одну полосу;
- планы видимо накладываются друг на друга или загораживают друг друга;
- отдельные планы такой панорамы имеют свои характерные черты колорита.
- возможность использовать много приемов композиции и художественных решений
Используем не только прием освещенных и затененных планов с многократными переходами от светлого к темному и от темного к светлому, но и все остальные в соответствующем сочетании. Это дает возможность многократно переходить от темного к светлому, от светлого опять к темному, от теплого к холодному и от холодного к теплому и этим передать бесконечную глубину далекого пространства.
Используем световые градации планов для выделения главного и второстепенного в панораме. Под темные планы отводим второстепенные части композиции. Светлыми планами делаем более значимые места, выявляя композиционный центр картины.
Вывод:
Зона активного поля зрения не может охватывает весь панорамный вид. Прежде чем рисовать понравившийся вид, нужно разделить его на части равные полю зрения человека.
Панорамное изображение имеет 3 точки зрения: высокая, низкая, нормальная.
В зависимости от точки зрения и рельефа определяется линия горизонта и выбирается самый выразительный прием панорамного изображения.
В следующей статье я расскажу об освещении панорамы и как «живописненько» ее написать.