________________________________________________________________________ Как-то незаметно он ушёл из нашей жизни и быстро забылся. В народе его называли просто - "переговорный пункт" или совсем по-свойски: "межгород" и "переговорник". Сюда приходили те, у кого не было домашнего телефона, командированные, студенты, солдаты и офицеры, отдыхающие. Разговор с абонентом из другого города был делом не частым и поэтому значительным. На станциях в основном работали девушки. К ним обычно так и обращались: «Девушка!» Позже телефонистки работали лишь для соединения междугородных звонков, как в песне Высоцкого «Ноль-семь». Обычно переговорные пункты находились рядом с главпочтамтом и представляли собой большое помещение с множеством пронумерованных деревянных кабин с застеклёнными дверями. За стойкой или за окошком сидела женщина-оператор. Отстояв очередь, люди подавали ей бланки-заказы и оплачивали предстоящий разговор. Пришедшие с телеграммой-вызовом обслуживались без очереди. После этого следовало томительное ожидание. Выйти покурить нельзя: можно пропустить обращённое к тебе объявление, например: "Мурманск! Третья кабина!" Широкая квартирная телефонизация началась во второй половине 60-х годов. Автоматического выхода на иногородний номер по коду пока не было. Приходилось делать заказ через оператора и ждать соединения, иногда довольно долго. - Алло! Девушка, я Ригу заказывал… - Ждите, линия перегружена! Качество связи было ужасным: тихо, с посторонними шумами, треском. Иногда разговор внезапно прерывался. В середине 70-х годов в крупных городах ввели автоматическую связь через код. Это казалось фантастикой: набираешь с домашнего телефона номер и говоришь с другим городом! На переговорных пунктах появились телефоны-автоматы, в которые опускали специальные жетоны. Кое-где порядок был другой: вносишь аванс, а потом рассчитываешься по фактическому времени разговора. В кабинах повесили таблицы с кодами городов. Летом на черноморских курортах переговорный пункт был одним из самых многолюдных мест, наряду с пляжами, столовыми, ж.д. и авиа-кассами. Переговорный пункт – место концентрации человеческих эмоций, как правило, - положительных. Множество людей одновременно думали о своих родных и близких, беспокоились о них, говорили, что любят и скучают. После разговора многие выходили из кабины с просветлёнными лицами, мечтательной улыбкой или блестящими от слёз глазами. Теперь ничего этого не увидишь – позвонить можно откуда угодно. Междугородняя связь стала доступной, удобной, привычной. Это очень хорошо. Только почему-то от этих воспоминаний становится немного грустно. Видимо потому, что на переговорные пункты мы приходили молодыми. Телеграфисты, равно как и телефонисты, ушли в историю исчезнувших профессий. Хотя ещё совсем недавно люди толпились у узких кабинок, чтобы отправить телеграмму родным или друзьям. Фразы, «Вам телеграмма», мы уже давно не слышим. А было время, когда она звучала в устах почтальона весьма часто. После нее входная дверь отворялась нараспашку, и мы получали прямоугольный клочок бумаги с наклеенными на его лицевую часть бумажными полосками с пропечатанными на них словами из заглавных букв без запятых и точек. Потом расписывались в получении, почтальон уходил, и жизнь наша либо кардинально менялась, либо получала неожиданный поворот, не всегда благоприятный. Так или иначе, но телеграмма привносила в нашу жизнь некое событие. Из тех, что случаются нечасто... «СКУЧАЮ, ЛЮБЛЮ, ЦЕЛУЮ, ЖДУ»... «ДОЕХАЛ БЛАГОПОЛУЧНО ЦЕЛУЮ КРЕПКО ОБНИМАЮ = ТВОЙ ИГОРЬ» «ПОЛУЧИЛ ПЯТЬ» «УМЕРЛА БАБУШКА ПРИЕЗЖАЙ НА ПОХОРОНЫ» Такие вот разные по содержанию послания мы получали и отсылали любимым, родным и близким в те далекие времена, когда почта работала четко и безотказно. Когда письма и посылки шли несколько дней, а не две недели. И когда не было интернета, сотовых телефонов, скайпа и прочих наворотов. Отбить телеграмму было удовольствие недешевое. И стоило целого обеда, то есть копеек тридцать, а то и с гаком. Ибо чем больше слов, тем больше стоимость телеграммы. Поэтому люди на сообщениях экономили, стараясь уместить в минимальное количество слов максимальный объем информации. Иногда получалось... Заполнялся бланк перьевыми ручками с начинавшими ржаветь перьями, что писали очень скверно и которые все время нужно было макать в чернильницы, где чернил-то было на самом донышке. Понятно, что держать для посетителей почт ручки-самописки было не резон: они бы исчезли в первый же день их применения. Но почему уже с внедрением в обиход ручек шариковых и их удешевлением почты продолжали еще долгое время использовать перьевые ручки и чернильницы, старомодные бюро, деревянные столики и стулья с откидными сиденьями, возвращающимися в вертикальное положение со стуком после того, как вы встали – большой вопрос. Наверное, такая архаичность была нужна для того, чтобы подчеркнуть официозность и серьезность такого заведения как почта. Посланную утром телеграмму адресат получал уже в середине дня или ближе к вечеру, а посланную вечером – утром или днем следующего дня. Такой расклад большинство клиентов почтовых отделений вполне устраивал. Телеграммы слались часто и по разным поводам. Были телеграммы поздравительные, деловые, производственные, связанные с разными жизненными обстоятельствами... Вы отправляетесь в дальний и незнакомый город к родственнику и шлете телеграмму, чтобы он вас встретил. Случилось несчастье, и вы вызываете телеграммой родных и друзей, чтобы они успели проводить дорогого им человека в последний путь. А как было приятно получить поздравление от друга, который находится от тебя за тридевять земель. Или ответное признание в любви, которое из-за расстояния невозможно получить вживую, глядя глаза в глаза. Это было по-настоящему романтично... Сейчас список услуг Почты России не включает в себя использование телеграфа, потому как большинству населения это не нужно. Интернет и мобильные телефоны вытеснили эту профессию. Правда, в поздравительных телеграммах и звонках с почты была какая-то романтика.
Союз Советских Социалистических Республик
Телеграф и Пункт междугородной телефонной связи.
________________________________________________________________________
Как-то незаметно он ушёл из нашей жизни и быстро забылся. В народе его называли просто - "переговорный пункт" или совсем по-свойски: "межгород" и "переговорник". Сюда приходили те, у кого не было домашнего телефона, командированные, студенты, солдаты и офицеры, отдыхающие. Разговор с абонентом из другого города был делом не частым и поэтому значительным.
На станциях в основном работали девушки. К ним обычно так и обращались: «Девушка!» Позже телефонистки работали лишь для соединения междугородных звонков, как в песне Высоцкого «Ноль-семь».
Обычно переговорные пункты находились рядом с главпочтамтом и представляли собой большое помещение с множеством пронумерованных деревянных кабин с застеклёнными дверями. За стойкой или за окошком сидела женщина-оператор. Отстояв очередь, люди подавали ей бланки-заказы и оплачивали предстоящий разговор. Пришедшие с телеграммой-вызовом обслуживались без очереди. После этого следовало томительное ожидание. Выйти покурить нельзя: можно пропустить обращённое к тебе объявление, например: "Мурманск! Третья кабина!"
Широкая квартирная телефонизация началась во второй половине 60-х годов. Автоматического выхода на иногородний номер по коду пока не было. Приходилось делать заказ через оператора и ждать соединения, иногда довольно долго.
- Алло! Девушка, я Ригу заказывал…
- Ждите, линия перегружена!
Качество связи было ужасным: тихо, с посторонними шумами, треском. Иногда разговор внезапно прерывался. В середине 70-х годов в крупных городах ввели автоматическую связь через код. Это казалось фантастикой: набираешь с домашнего телефона номер и говоришь с другим городом! На переговорных пунктах появились телефоны-автоматы, в которые опускали специальные жетоны. Кое-где порядок был другой: вносишь аванс, а потом рассчитываешься по фактическому времени разговора. В кабинах повесили таблицы с кодами городов.
Летом на черноморских курортах переговорный пункт был одним из самых многолюдных мест, наряду с пляжами, столовыми, ж.д. и авиа-кассами.
Переговорный пункт – место концентрации человеческих эмоций, как правило, - положительных. Множество людей одновременно думали о своих родных и близких, беспокоились о них, говорили, что любят и скучают. После разговора многие выходили из кабины с просветлёнными лицами, мечтательной улыбкой или блестящими от слёз глазами.
Теперь ничего этого не увидишь – позвонить можно откуда угодно. Междугородняя связь стала доступной, удобной, привычной. Это очень хорошо. Только почему-то от этих воспоминаний становится немного грустно. Видимо потому, что на переговорные пункты мы приходили молодыми.
Телеграфисты, равно как и телефонисты, ушли в историю исчезнувших профессий. Хотя ещё совсем недавно люди толпились у узких кабинок, чтобы отправить телеграмму родным или друзьям.
Фразы, «Вам телеграмма», мы уже давно не слышим. А было время, когда она звучала в устах почтальона весьма часто. После нее входная дверь отворялась нараспашку, и мы получали прямоугольный клочок бумаги с наклеенными на его лицевую часть бумажными полосками с пропечатанными на них словами из заглавных букв без запятых и точек. Потом расписывались в получении, почтальон уходил, и жизнь наша либо кардинально менялась, либо получала неожиданный поворот, не всегда благоприятный. Так или иначе, но телеграмма привносила в нашу жизнь некое событие. Из тех, что случаются нечасто...
«СКУЧАЮ, ЛЮБЛЮ, ЦЕЛУЮ, ЖДУ»...
«ДОЕХАЛ БЛАГОПОЛУЧНО ЦЕЛУЮ КРЕПКО ОБНИМАЮ = ТВОЙ ИГОРЬ»
«ПОЛУЧИЛ ПЯТЬ»
«УМЕРЛА БАБУШКА ПРИЕЗЖАЙ НА ПОХОРОНЫ»
Такие вот разные по содержанию послания мы получали и отсылали любимым, родным и близким в те далекие времена, когда почта работала четко и безотказно. Когда письма и посылки шли несколько дней, а не две недели. И когда не было интернета, сотовых телефонов, скайпа и прочих наворотов.
Отбить телеграмму было удовольствие недешевое. И стоило целого обеда, то есть копеек тридцать, а то и с гаком. Ибо чем больше слов, тем больше стоимость телеграммы. Поэтому люди на сообщениях экономили, стараясь уместить в минимальное количество слов максимальный объем информации. Иногда получалось...
Заполнялся бланк перьевыми ручками с начинавшими ржаветь перьями, что писали очень скверно и которые все время нужно было макать в чернильницы, где чернил-то было на самом донышке. Понятно, что держать для посетителей почт ручки-самописки было не резон: они бы исчезли в первый же день их применения. Но почему уже с внедрением в обиход ручек шариковых и их удешевлением почты продолжали еще долгое время использовать перьевые ручки и чернильницы, старомодные бюро, деревянные столики и стулья с откидными сиденьями, возвращающимися в вертикальное положение со стуком после того, как вы встали – большой вопрос. Наверное, такая архаичность была нужна для того, чтобы подчеркнуть официозность и серьезность такого заведения как почта.
Посланную утром телеграмму адресат получал уже в середине дня или ближе к вечеру, а посланную вечером – утром или днем следующего дня. Такой расклад большинство клиентов почтовых отделений вполне устраивал.
Телеграммы слались часто и по разным поводам. Были телеграммы поздравительные, деловые, производственные, связанные с разными жизненными обстоятельствами...
Вы отправляетесь в дальний и незнакомый город к родственнику и шлете телеграмму, чтобы он вас встретил. Случилось несчастье, и вы вызываете телеграммой родных и друзей, чтобы они успели проводить дорогого им человека в последний путь.
А как было приятно получить поздравление от друга, который находится от тебя за тридевять земель. Или ответное признание в любви, которое из-за расстояния невозможно получить вживую, глядя глаза в глаза. Это было по-настоящему романтично...
Сейчас список услуг Почты России не включает в себя использование телеграфа, потому как большинству населения это не нужно. Интернет и мобильные телефоны вытеснили эту профессию. Правда, в поздравительных телеграммах и звонках с почты была какая-то романтика.