Краеведение Белоречья-Тирляна.

Верхяицк основан, как речная пристань на выходе Яика из гор и впадения в него притока Урляда в 1735г. С 1737г здесь встала крепость. К 1752г тут прошёл «исетский тракт»,-(Челябинская-Чебаркульская-Верхяицкая-Магнитная крепости-Оренбург). В мятеж Батырши 1755г на «исеттракте» сожгли южные «почтовые ямы» и Покровский медезавод, а на дороге Верхяицк-Авзян-Табынская крепость выжгли предместья Табынска и Авзяно-Петровский завод. Верхяицку понадобился прямой путь к Красноуфимской, Кунгурской и Осинской крепостям. Берг-Коллегия была частью Военной,-все горные заводы Урала и дороги к ним строили по воле Берг-Коллегии в интересах Обороны Империи. Самый удобный путь от Верхяицка к Кунгуру и Осе шёл через Айскую лесостепь и основанные одновременно с Санкт-Петербургом Верх- Киги. (Летом 1774г отряды Пугачёва и Юлаева шли от Верх-Кигов через Айскую лесостепь к Красноуфимску, Кунгуру и Осе!!). Для нужд Верхяицка, Берг-Коллегия в 1756г повелела графу Строганову строить Саткинский горный завод, а в 1759г И.Твердышеву,-горный завод у слияния Белой и Тирляна. Основав 1755г Катав-Ивановский завод, (сдан в 1757г), в 1758г И.Твердышев начал стройку Усть-Катавского молотового и Юрезань-Ивановского чугуноплавильного заводов. Сдав их, он в 1759г приступил к стройке Симского молотового завода на более кратком сплавном пути к Белой. Из-за проблем с финансами Твердышев не мог полноценно строить завод на Тирляне. Прорубив путь Верхяицк-Тирлян, он купил крестьян Симбирской губернии и поселил их у устья Тирляна. (Плодородная котловина Белой от устья Тирляна до устья Авняра заросла березняками, потому село назвали Берёзовкой). В тело кое-как сделанной плотины поставили 2 пилорамы и кроме собственных нужд, продавали пиломатериалы и стройлес в станицах у Верхяицка. Строить дорогу к Сатке, или к заводам у Катав-Ивановска, Твердышев тогда не имел сил. В этих условиях, в год взятия русскими Берлина, Берг-Коллегия повелела в 1760г строить Златоустовский завод, (сдан в 1761г), на его нынешнем месте. Берг-Коллегия так же повелела строить дорогу Сатка-Златоуст-Чебаркуль, (на «исеттракте»). Изменившаяся ситуация хода Семилетней войны с Пруссией позволила Берг-Коллегии разрешить Твердышеву перенести горный завод с устья Тирляна на 30 верст ниже по течению Белой, (но у «военного пути» Верхяицк-Авзян-Табынск). Твердышев был вынужден строить путь к Катав-Ивановску, как базе стройки Белорецкого завода. От Тирляна к Белорецку проторили путь, где шли обозы с пиломатериалами. От Катав-Ивановска по долине Катава удобный путь к его верховью. Исток Катава смыкается с истоком Большого Моргана, (приток Юрюзани, восточнее ныне села Александровка). Южнее устья Моргана удобный перевал через хребет Бакты к истоку Безымянной, (притоку Большого Авняра, на чьём слиянии с Малым Авняром позже встало село Николаевка). Пути «Берг-Коллегии» на Сатку шли через устье Малого Авняра и через устье Тюлюка, (приток Юрюзани). Твердышев, и подчинился Берг-Коллегии по стройке пути Верхяицк-Тирлян-Сатка, и одновременно пробил путь к Катав-Ивановску. Как говорит рапорт И.И.Михельсона к моменту мятежа Пугачёва дорога была достаточно живой и быстрой. Докладывая А.И.Бибикову 16 апреля 1774г из Уфы, подполковник уже знал о ходе Пугачева от Авзяна, (откуда он вышел11 апреля 1774г), к Белорецку, но не знал, (из-за паводка вскрывшихся Дёмы и Белой), о смерти 9 апреля 1774г генерал-аншефа А.И.Бибикова в Кичуйшанце, лежащем в более обустроенных дорогами местах. Начало пути к начавшемуся строиться заводу на устье Тирляна и далее к Сатке шло от Верхяицка через редут Волковский к Москове, (местное произношение Москвы), на Сураманово и Мало-Казаккулово и Мусино. Далее по долине Рястока через низкий и удобный перевал Урал-Тау к истоку Городского Ключа, (от Тирляна это был Ключ к единственному тогда в тех местах городу Верхяицку). От Московы через удобную переправу шёл путь к Урлядинскому редуту и далее к Петропавловской и другим крепостям «Уйской защитной линии». По дороге от Сатки на устье Тирляна-Белорецк шли отряды Туманова, ушедшие от стен Челябинска по приказу разбитого у Оренбурга Пугачёва. По пути от Сима к устью Тирляна-Белорецку-Магнитной, так же по категоричному приказу Пугачёва, шли на соединение с ним у Магнитной в мае 1774г отряды Белобородова). В 1775г Екатерина влила в Империю Северную Осетию и ввела русские войска в Восточную Грузию и Южную Осетию). Пользуясь собранным на Южном Урале военным кулаком, сразу после Пугачёва Екатерина вернула в лоно Империи Южную Сибирь и Алтыульорду, (вошедших в состав Империи в 1731-40гг при Анне Ивановне, но став зависимыми от Джунгар-Ойротии в 1741-42гг, а после краха Джунгар-Ойротии в 1757 став разбойным хаосом). На вхождение в Империю в 1783г Крыма Турция, как Мировой центр Ислама, инициировала мятеж Срыма Датова в Алтыульорде 1783-86г. (Турция так же инициировала мятеж Срыма Датова в 1792-97г, как месть за проигрыш Польши в русско-польских войнах и её разделы1793 и 1795гг). В годы мятежей Срыма Датова на линии крепостей Верхнеуральская-Магнитная-Орская обстановка была напряжённой. Путь Верхнеуральск-Сатка улучшили и обустроили. (После смерти Твердышева и раздела его «заводской империи» в 1783г путь от Николаевки до Тюлюка спрямили, т.к Катав-Ивановск и Белорецк оказались в разных руках). В 1810г от Белорецка к Тирляну пошла дорога, сделав Тирлян транспортным узлом. После пуска в 1818г в Тирляне домны дорога Тирлян-Николаевка-Тюлюк-Сатка стала оживлённой. По ней шли «углевозные» и «рудные» пути. Группа Бакальских месторождений железа рассеяна на150 км2. Руды этой группы брали Саткинский, Катав-Ивановский, Юрюзанский и Златоустовский заводы. Частью Бакальской группы месторождений были руды Куткуррудника у Верх-Катава, Тюлюка и Александровки по долине Юрюзани, части Кирябинской группы месторождений железа. Их руды для домен Тирляна были ближе, чем руды Магнитной. (По части вредных примесей сидериты Бакала лучше руд Магнитной). После триумфального взятия Парижа в 1814г дорога Сатка-Тирлян-Верхнеуральск утратила военное значение и стала административно-хозяйственной. Путь Сатка-Тирлян-Вернеуральск стал такого уровня, что в 1837г по нему проехал, (минуя Белорецк), «поезд» цесаревича Александра II с большой свитой. С приходом в Тирлян А.Э.Гассельблатта, тут сдали 2-ю домну и листопрокатный цех, (были года, когда к Тирляну шли караваны верблюдов от Верхнеуральска, чтоб везти листовое железо в Среднюю Азию). Этим путём с ввода ж/д Уфа-Златоуст к шли обозы с кровельным железом и иными товарами из Тирляна. На карте «Златоустовская операция КА» в июле 1919г., (БСЭ), узкоколейки Запрудовка-Тирлян-Белорецк нет, но дорога Сатка-Тирлян-Белорецк дана равной по значению «тракту Екатерины» и дороге Белорецк-Магнитная. С точки зрения войны, узкоколейка имела меньшее значение, чем путь Сатка-Тирлян-Верхнеуральск. В 1912г в Тирлян пришла у/ж/д Запрудовка-Тирлян, сделав Тирлян ж/д «воротами» уезда и Верхнеуральска. Он тогда был 2-м Отделом Оренбургского казачества и, лежа на стыке «исеттракта»,-(Челябинск-Чебаркуль-Верхяицк-Магнитная-Орск) и «тракта Екатерины,-(Стерлитамак-Белорецк-Верхнеуральск-Троицк), был базой «столыпинского переселения» с лета 1906г. Переселенцы с Транссиба по «исеттракту» шли через Верхнеуральск на восток от р.Урал и на юг от р.Уй ныне Челябинской области. Для Верхнеуральска Тирлян стал ближней ж/д станцией, что возродило путь Тирлян-Вернеуральск. Тирлян тогда рос темпами, что не было в Белорецке и после прихода в 1913г у/ж/д. Много людей переехали в Тирлян из вставшего в 1909г завода в Авзяне и выгоревшей в 1911г Каги. К тому вело угасание «тракта Екатерины» с приходом в 1911г в Троицк ж/д широкой колеи Полетаево-Троицк). Извоз умирал. «История Урала в период капитализма», («Наука», Москва,1990г, стр.330 говорит).. «пректировались магистрали Казань-Екатеринбург, Орк-Бердяуш, Уфа-Оренбург..В 1914г. было начато строительство железных дорог Белорецкой и Троицко-Орской». С 1912г путь Тирлян-Верхуральск стал «лесовозным». По нему для «переселенцев» шёл стройлес и пиломатериалы. Не имея статуса тракта, дорога была оживлённой и сыграла большую роль в годы Гражданской. В начале августа 1918г белые, наступая по дороге Верхнеуральск-Тирлян и вдоль у/ж/д Запрудовка-Тирлян, заняли Тирлян, что для них был важнее Белорецка. Если наступление белых от Казаккулово на Белорецк красные отбили, то вернуть Тирлян в 1918г они не смогли. Нависающий на Белорецк и фланг красных у Верхуральска гарнизон Тирляна стал одной из причин срыва прорыва отрядов Каширина через Верхнеуральск на Троицк. Именно гарнизон Тирляна был преградой на кратком пути «белорецких партизан» через Катавские заводы, по р.Юрюзань, (где в 1919г прошли части 26дивизии КА), к Аскино и Кунгуру. «Армия Блюхера» ушла из Белорецка в направлении противном Тирляну и Верхнеуральску. 2 июля1919г 3-я бригада 24 дивизии КА, двигаясь по разрубленной в 1912г для проекта у/ж/д Самодуровка-Реветь-Инзер просеке, заняла Верхний Катав и двинула к лежащему в 20км Катав-Ивановску. 1-го июля 1919г 3-я отдельная кавалерийская бригада Ивана Каширина взяла Симский завод и отрезала белых в Аша-Балашево, оборонявшизся от наступавшей вдоль Транссиба 3-й бригады 26 дивизии КА. От Сима ещё при Твердышеве шли дороги на Миньяр и Усть-Катав и 3 кавбригада пополнившись рабочими Сима пошла к ним. Однако это не остановило натиск белого Уфимского корпуса на 2 бригады 26 дивизии КА у Насибаша. Лишь взятие Верхнего Катава и движение красных к Катав-Ивановску заставило белых отойти от Насибаша к Сулее и Сатке. 4 июля 1919г 3-я бригада 24 дивизии КА взяла Катав-Ивановск. Вечером того же дня части 24 дивизии КА шедшие не по дороге Инзер-Лапышта-Ишля-Азнагулово, а через рудник Кушелга-печи Кузьелга-Журболото вошли в Белорецк, и лишь 5 июля освободили Тирлян. К 6-му июля, (когда по Транссибу пали Аша-Балашево, Усть-Катав и Сулея), красные заняли перевалы через Урал-Тау на дорогах Белорецк-Казаккулово, Белорецк-Абзаково, Тирлян-Верхнеуральск. К 6-му июля 24 дивизия КА заняла Азнагулово, вынудив белых Ишли и Лапышты уходить рудовозными дорогами на Узян-Узянбаш-Мухаметово на Абзаково. Одновременно этим Белорецк был прикрыт от главных сил белых под Авзяном. Авзян был оставлен белыми 12 июля, (за день до штурма Златоуста). Белые частью пошли через Кагу-Аскарово на Магнитную, а большей частью, (в т.ч. бригада М.Л.Муртазина), через Кананикольский-Зилаир на Орск. Преследовать их, как и наступать на Верхнеуральск, или Магнитную, 24 дивизия КА была не в силах. Её 3-я бригада вместе с воссоединённой 26 дивизией КА была под Златоустом. Резервы и боеприпасы были исчерпаны. Узкоколейку Запрудовка-Тирлян-Белорецк, как шанс пополнения людьми и боеприпасами, лишь начали восстанавливать. Быстро пополниться добровольцами в Белорецке было невозможно, т.к. в 1918г с Кашириными и Блюхером ушли практически все сочувствующие красным. Верхнеуральск в ходе уже Челябинской операции 24 дивизия взяла лишь после взятия 24 июля Челябинска. Важную роль во взятии Верхнеуральска сыграли наступавшие от Тирляна наиболее пополненные и лучше снабжённые боеприпасами обмундированием части красных-взятые на Транссибе трофеи быстро перекинули по у/ж/д Запрудовка-Тирлян. Главной целью 24 дивизии после Верхнеуральска был Троицк, поэтому белые отошли на юг по «исетскому тракту» на ближние подступы к Верхнеуральску. Начало Актюбинской операции КА, (14 августа1919г), 24-я дивизия КА начала от Верхнеуральска и с перевала Урал-Тау перед Абзаково. Боеприпасы к Верхнеуральску перед броском на Магнитную перекинули по дороге Тирлян-Верхнеуральск. В годы возрождения после Гражданской войны дорога Тирлян-Верхнеуральск вновь ожила под грузом стройлеса и пиломатериалов, кровельного железа и прочих изделий из металла. (Как отзвук этой дороги Тирлян-Верхнеуральск, газопровод в Тирлян пришёл через Уралтау с юго-востока).В предвоенные годы провели изыскания и проектные работы по ж/д Сатка-Бакал-Тирлян-Белорецк и ж/д Белорецк-Магнитогорск. Дорога от Бакала к Тирляну должна была идти, по старой дороге Сатка-Тирлян.
В довоенные годы, когда началась разработка учалинского месторождения, от Махмутово через Кубяково и Кунакбаево прошёл путь к селу Учалы. По нему шли от Тирляна стройматериалы, оборудование и техника. Тирлян в лучшие годы имел до 18 тыс человек и был «непризнанным городом». Многие тирлянцы ушли тогда на новостройки Учалов. Для Учалов это была ближняя ж/д станция, (хоть и у/ж/д). Встал вопрос стройки от Тирляна у/ж/д до села Учалы. Перевал через Урал-Тау был 730м, (для сравнения перевал через хр.Машак у\ж\д Запрудовка-Тирлян более 890м, а через хр.Бакты-810м). Даже была идея передачи у/ж/д Запрудовка-Тирлян от БМЗ в состав МПС СССР. Уже шедшая 2-я Мировая и предчувствие Великой Отечественной войны не дали осуществить эти планы в тот момент. После Войны этот вопрос вставал не раз, но опять ведомственные распри привели к тому, что в 1955-58г построили ж/д Миасс-Учалы. Тем не менее, путь Махмутово-Кубяково-Кунакбаево была живой. По ней шли стройлес и пиломатериалы, что в степном Зауралье были на вес золота. По большому, Тирлян был «матерью», (как кадровой, так и культурной!), нового города.

Для Района выгоднее, чтоб связующая Белорецк и Учалы ж/д шла максимум по Району. Лучшим является маршрут Белорецк-Тирлян-Махмутово-Кубяково-Кунакбаево-село Учалы. От Миасса до ст.Учалы, (с.Учалы), 96 км ж/д ветки РЖД, а от ст.Учалы до Межозёрного 36км ведомственной ж/д УчалыГОКа. Тем более,-чехи, как собаки на сене, и не отказываются от санкций, и не продают, проект Мусинского цемзавода и ж/д Абзаково-Мусино-Кудашево. Юридически они до сих пор являются хозяевами проектов цемзавода и ж/д Абзаково-Мусино-Кудашево. 10км южнее Тирляна Матинское месторождение горного хрусталя. И крупное поле выходов гранитов. Как граниты, так и конкретно кварцы, кварциты и кварцевые сланцы,-спутники золота. Как жильного, (что десятилетия добывали шахтным способом в не таком уж далёком от Тирляна Миндяке), так и россыпей. (Верхуральская провинция золото россыпей начинается восточнее Тирляна, сразу за перевалом Уралтау. Ещё в конце 20-го века Долину реки Урал бороздили драги, а на его притоках втихую «намывали» золото старатели). Сливки добычи золота в Зауралье сняты. Там ведут речь о переработке старых отвалов и перемывке старых «полигонов». Разведка и обустройство новых месторождений,-лучше доработки старых. Перспективы золотодобычи в зоне Тирляна велики, но для этого нужны дороги, дороги и ещё раз дороги.

Автор: Виталий Миткалёв.
Скала по дороге в Белорецкий завод.1 января 1899 года.Источник:Уральская железная промышленность.

Комментарии