27 апреля 1952 года экипаж летчика-испытателя Николая Рыбко поднял в небо первый советский дальний реактивный бомбардировщик
Ту-16 — двухмоторный многоцелевой самолет-моноплан со стреловидным среднерасположенным крылом. Дальний тяжелый бомбардировщик-ракетоносец, по классификации НАТО — Badger («Барсук»). Разработан в КБ Туполева под руководством главного конструктора этого бюро Д.С. Маркова. В Советском Союзе серийно выпускался тремя авиазаводами: в Куйбышеве, Казани и Воронеже с 1953 по 1963 годы. Всего с момента запуска в производство в СССР было выпущено свыше полутора тысяч подобных машин. На основе Ту-16 были созданы многочисленные модификации: ракетоносец, самолет-заправщик, самолет радиоэлектронной борьбы, самолет борьбы с грозовыми облаками (активно применялся на Олимпиаде-80 в Москве) и др. Ту-16 стоял на вооружении СССР, а после его распада — России и ряда стран СНГ до середины 90-х гг. прошлого века. Активно использовался Советским Союзом в ходе Афганской войны против моджахедов: в частности, в Паджшерской операции 1984 г. Ту-16 вместе с другими советскими бомбардировщиками создал беспрецедентную в истории плотность фронтовой авиации над одноименной долиной. Предтечей будущего бомбардировщика-долгожителя явилась созданная к середине 1949 г. модель под кодовым номером «86»: воздушное судно способно было пролететь до 4000 км с 2 тоннами бомб при максимальной скорости в 980 км/ч на высоте порядка 6000 м. Вскоре после проведенного в СССР летом того же года успешного испытания ядерной бомбы прототип будущего самолета был переделал с учетом новых требований: способности к несению ядерного боезаряда. В середине 1951 г. эскиз будущего Ту-16 под кодовым номером «88» был окончательно утвержден, самолет получил при этом свой запоминающийся внешний вид с характерными для модели значительной стреловидностью хвостового оперения и «утопленными» в фюзеляж гондолами двигателей. В последующие два года в проект самолета были внесены технические доработки, связанные с облегчением общего веса воздушного судна и защитой его от поражающих последствий ядерного взрыва. Спустя год после успешного тестирования 27 апреля 1952 г. Ту-16 в небе известным летчиком-испытателем Н.С. Рыбко, самолет был запущен в серийное производство. Два года спустя новая боевая машина была продемонстрирована широкой общественности в ходе первомайского парада на Красной площади. Через 5 лет после полета, давшего путевку в жизнь советскому реактивному бомбардировщику, Рыбко за проявленные при испытании новых образцов военной техники мужество и героизм был удостоен почетного звания Героя Советского Союза. В годы холодной войны грозная боевая машина являлась главной среди советских воздушных сил стратегического сдерживания потенциального противника. В значительной степени именно появление советского реактивного бомбардировщика, способного нести ядерный боезаряд, не дало человечеству погрузился в пучину смертоубийственной термоядерной войны, остудив воинственных пыл заокеанских военных стратегов. Так, например, в морской авиации Ту-16 во всем северном полушарии Земли выполнял функции слежения и сопровождения авианосных ударных групп главного геополитического конкурента советского государства — Соединенных Штатов Америки. Экипаж воздушной машины насчитывал обычно 6 человек: командир, второй пилот, штурман, второй штурман или штурман-оператор, стрелок-радист и оператор радиоэлектронной борьбы или командир огневых установок. Первый советский бомбардировщик дальнего действия был способен решать весьма широкий спектр различных боевых задач, например производить бомбометание в любое время суток вне зависимости от метеоусловий. В начале 50-х годов он был практически недоступен для американских ПВО, имел современнейшие для середины XX века средства навигации, радиосвязи. Максимальная скорость Ту-16 составляла 988 километров в час, дальность - 6000 километров. Вооружение самолета было более чем внушительным: он мог нести бомбы разных калибров вплоть до огромной ФАБ-9000. Она предназначалась для действий по крупным целям: и морским, то есть авианосным группировкам противника, и сухопутным - промышленным объектам прежде всего. Вооружение бомбардировщика могло включать в себя и авиационные мины, и торпеды. Самолет обладал надежной защитой, его оборонительное вооружение состояло из семи 23-мм пушек НР-23, темп стрельбы которых составлял до 800-950 выстрелов в минуту. Из них одна - неподвижная стреляла вперед, а три спаренные установки располагались сверху, снизу и в корме. Боезапас - 1700 патронов. Защитой экипажу служила броня, общая масса которой равнялась примерно 545 килограммам. До конца 50-х годов Ту-16 по ряду параметров превосходил B-47 Stratojet и своей боевой мощью свидетельствовал: отныне Америка уязвима и в третьей мировой войне уже не будет победителей. Помимо СССР, самолет находился на боевом дежурстве ряда стран ближневосточного региона: Ирака, Сирии, Египта, а также Индонезии. В Китае в 1967 г. с этой модели была сброшена первая термоядерная бомба Поднебесной. Кстати, именно в КНР воздушная машина до сих пор эксплуатируется в ВВС: версия Xian H-6, очередная техническая модернизация которой была произведена в 2011 г. История оказалась благосклонна к Ту-16. Благодаря своей высокой динамике и отличным тактико-техническим характеристикам, разработанный в СССР воздушный корабль стал одним из самых долгоживущих самолетов в истории мировой авиации. https://pikabu.ru/story/tu16_ili_istoriya_o_dolgozhitele_sovetskogo_i_mirovogo_aviaproma_4163423
ТИРЛЯН - НАША РОДИНА
:Юрий Горбунов
27 апреля 1952 года экипаж летчика-испытателя Николая Рыбко поднял в небо первый советский дальний реактивный бомбардировщик
Ту-16 — двухмоторный многоцелевой самолет-моноплан со стреловидным среднерасположенным крылом. Дальний тяжелый бомбардировщик-ракетоносец, по классификации НАТО — Badger («Барсук»). Разработан в КБ Туполева под руководством главного конструктора этого бюро Д.С. Маркова. В Советском Союзе серийно выпускался тремя авиазаводами: в Куйбышеве, Казани и Воронеже с 1953 по 1963 годы. Всего с момента запуска в производство в СССР было выпущено свыше полутора тысяч подобных машин. На основе Ту-16 были созданы многочисленные модификации: ракетоносец, самолет-заправщик, самолет радиоэлектронной борьбы, самолет борьбы с грозовыми облаками (активно применялся на Олимпиаде-80 в Москве) и др. Ту-16 стоял на вооружении СССР, а после его распада — России и ряда стран СНГ до середины 90-х гг. прошлого века. Активно использовался Советским Союзом в ходе Афганской войны против моджахедов: в частности, в Паджшерской операции 1984 г. Ту-16 вместе с другими советскими бомбардировщиками создал беспрецедентную в истории плотность фронтовой авиации над одноименной долиной.
Предтечей будущего бомбардировщика-долгожителя явилась созданная к середине 1949 г. модель под кодовым номером «86»: воздушное судно способно было пролететь до 4000 км с 2 тоннами бомб при максимальной скорости в 980 км/ч на высоте порядка 6000 м. Вскоре после проведенного в СССР летом того же года успешного испытания ядерной бомбы прототип будущего самолета был переделал с учетом новых требований: способности к несению ядерного боезаряда.
В середине 1951 г. эскиз будущего Ту-16 под кодовым номером «88» был окончательно утвержден, самолет получил при этом свой запоминающийся внешний вид с характерными для модели значительной стреловидностью хвостового оперения и «утопленными» в фюзеляж гондолами двигателей. В последующие два года в проект самолета были внесены технические доработки, связанные с облегчением общего веса воздушного судна и защитой его от поражающих последствий ядерного взрыва. Спустя год после успешного тестирования 27 апреля 1952 г. Ту-16 в небе известным летчиком-испытателем Н.С. Рыбко, самолет был запущен в серийное производство. Два года спустя новая боевая машина была продемонстрирована широкой общественности в ходе первомайского парада на Красной площади. Через 5 лет после полета, давшего путевку в жизнь советскому реактивному бомбардировщику, Рыбко за проявленные при испытании новых образцов военной техники мужество и героизм был удостоен почетного звания Героя Советского Союза.
В годы холодной войны грозная боевая машина являлась главной среди советских воздушных сил стратегического сдерживания потенциального противника. В значительной степени именно появление советского реактивного бомбардировщика, способного нести ядерный боезаряд, не дало человечеству погрузился в пучину смертоубийственной термоядерной войны, остудив воинственных пыл заокеанских военных стратегов. Так, например, в морской авиации Ту-16 во всем северном полушарии Земли выполнял функции слежения и сопровождения авианосных ударных групп главного геополитического конкурента советского государства — Соединенных Штатов Америки. Экипаж воздушной машины насчитывал обычно 6 человек: командир, второй пилот, штурман, второй штурман или штурман-оператор, стрелок-радист и оператор радиоэлектронной борьбы или командир огневых установок.
Первый советский бомбардировщик дальнего действия был способен решать весьма широкий спектр различных боевых задач, например производить бомбометание в любое время суток вне зависимости от метеоусловий. В начале 50-х годов он был практически недоступен для американских ПВО, имел современнейшие для середины XX века средства навигации, радиосвязи.
Максимальная скорость Ту-16 составляла 988 километров в час, дальность - 6000 километров. Вооружение самолета было более чем внушительным: он мог нести бомбы разных калибров вплоть до огромной ФАБ-9000. Она предназначалась для действий по крупным целям: и морским, то есть авианосным группировкам противника, и сухопутным - промышленным объектам прежде всего. Вооружение бомбардировщика могло включать в себя и авиационные мины, и торпеды.
Самолет обладал надежной защитой, его оборонительное вооружение состояло из семи 23-мм пушек НР-23, темп стрельбы которых составлял до 800-950 выстрелов в минуту. Из них одна - неподвижная стреляла вперед, а три спаренные установки располагались сверху, снизу и в корме. Боезапас - 1700 патронов.
Защитой экипажу служила броня, общая масса которой равнялась примерно 545 килограммам. До конца 50-х годов Ту-16 по ряду параметров превосходил B-47 Stratojet и своей боевой мощью свидетельствовал: отныне Америка уязвима и в третьей мировой войне уже не будет победителей.
Помимо СССР, самолет находился на боевом дежурстве ряда стран ближневосточного региона: Ирака, Сирии, Египта, а также Индонезии. В Китае в 1967 г. с этой модели была сброшена первая термоядерная бомба Поднебесной. Кстати, именно в КНР воздушная машина до сих пор эксплуатируется в ВВС: версия Xian H-6, очередная техническая модернизация которой была произведена в 2011 г.
История оказалась благосклонна к Ту-16. Благодаря своей высокой динамике и отличным тактико-техническим характеристикам, разработанный в СССР воздушный корабль стал одним из самых долгоживущих самолетов в истории мировой авиации. https://pikabu.ru/story/tu16_ili_istoriya_o_dolgozhitele_sovetskogo_i_mirovogo_aviaproma_4163423