«Путь русского офицера» - автор книги Антон Деникин

Книга очень объемная, много не очень интересных подробностей. Читать трудно.
«Родился Антон Иванович Деникин в 1872 в Варшавской губернии. Как известно, часть Польши со столицей Варшавой входила тогда в состав Российской империи.
Отец мой родился за 5 лет до наполеоновского нашествия на Россию в крепостной крестьянской семье. В молодости он крестьянствовал. А 27 лет отроду был сдан помещиком в рекруты и начал службу в царствование Николая I. Дослужился до чина майора. И в 1869 году вышел в отставку с пенсией 36 рублей в месяц. На эти деньги семья и жила: отец, мать, сын Антон, дедушка, и нянька.
Мать моя была полька. В доме у нас отец говорил всегда по-русски, мать по-польски, я же по собственной интуиции – с отцом – по-русски, с матерью – по-польски. Родители были глубоко верующими людьми. Отец ходил в русскую церковь, а мать в католический костел. Ксендз доводил мать до слез, он требовал, чтобы она воспитывала тайно своего сына в католичестве и в польскости..
Обострению русско-польских отношений много способствовала нелепая, тяжелая и обильная для поляков русификация, проводившаяся Петербургом. В стенах училища, в училищной ограде и даже на ученических квартирах строжайше запрещалось говорить по-польски, и виновные подвергались наказанию.
Впоследствии на русских землях, отошедших к Польше по Рижскому договору (1921), поляки стали искоренять всякие признаки русской культуры и гражданственности. Особенно ополчились на русскую церковь. Православные храмы закрывались. Варшавский собор – художественный образец русского зодчества – был взорван. В 1937 году было разрушено 114 православных церквей – с кощунственным поруганием святынь, с насилиями и арестами священников и верных прихожан.
Проучившись 7 лет в реальном училище, далее я избрал военную карьеру. Будущая офицерская жизнь представлялась мне тогда в ореоле сплошного веселья и лихости. В 1890 я поступил на курсы при Киевском юнкерском училище.
Жили мы почти на солдатском положении. Питались чрезвычайно скромно: суточный паек составлял около 25 копеек, казенное обмундирование и белье получали также солдатское, в то время плохого качества. Мне мать присылала 5 рублей в месяц. Но были юнкера из очень бедных семей, которые довольствовались одним казенным жалованьем. Оно составляло в месяц 22 копейки рядовым, 33 копейки ефрейтору. Не на что было им купить табак, марки, зубную щетку.
Так или иначе, двухлетний курс был окончен. Дальнейшая служба моя проходила в Артиллерийской бригаде в городе Беле Седлецкой губернии, которая впоследствии перешла к Польше.
Среди моих однокашников Киевского училища только двое выдвинулись на военном поприще. Павел Сытин в конце Первой мировой войны в чине генерала командовал Артиллерийской бригадой. С началом революции поступил к большевикам, занял пост командующего Южным красным фронтом. Это он вел красные полчища зимой 1918 против Дона и моей Добровольческой армии.
Сильвестр Станкевич в 1917, после крушения армии имел возможность занять высокий пост в польской армии, как поляк. Он не пожелал оставить свою вторую родину и дрался против большевиков во главе Добровольческой дивизии в Донецком бассейне против войск… Павла Сытина.
Трагическое раздвоение старой русской армии: два пути, две совести.
В 1895 году я поступил в Академию Генерального штаба…

Комментарии

Комментариев нет.