Сказочные картины В.

М. Васнецова
В этом году исполняется 95 лет со дня смерти Виктора Михайловича Васнецова(1848-1926) –одного из самых знаменитых русских художников 19 века ,мастера исторической и фольклорной живописи

Сказочные картины 	В.М. - 912005837851
Сказки сопровождают нас чуть ли не с колыбели, и представить образы многих сказочных героев нам помогают иллюстрации или картины мастеров - художников. Русские сказки и былины, под натиском Голливуда, отступают, но не сдаются. Отечественные аниматоры своей продукцией возрождают интерес к нашим сказкам и их персонажам. Дефицита книг, мульфильмов или фильмов-сказок с персонажами русских сказок нет. Качество современной продукции разное, но ведь есть эталон!
Сказочный сюжет получил небывалую поддержку публики в России конца XIX века, на высокой волне патриотизма. Сегодня происходит похожее явление. Интерес к собственной истории, героям реальным и мифическим, музыке и танцам выказали все слои общества. Творцы разных художественных форм работали в едином порыве - литераторы писали поэмы и сказки, композиторы ставили по их произведениям оперы, художники вдохновлялись театральными постановками на патриотические и сказочные сюжеты, архитекторы вернулись к формам и темам архитектуры допетровской Руси.

Виктор Михайлович Васнецов (1848 — 1926)
В творчестве известных русских художников Билибина, Васнецова и Врубеля сказка была одной из центральных тем. Наибольшее количество полотен посвященных русской сказке создал Виктор Михайлович Васнецов. В изобразительном искусстве Русский стиль возвел в ранг академического Виктор Михайлович Васнецов . С легкой руки мецената  Саввы Ивановича Мамонтова

Савва Иванович Мамонтов( 1841-1918)
Сказочные картины 	В.М. - 912005927707

В конце 70-х гг. XIX века Васнецов проявил большой интерес к русской сказке. Его посчитали, мягко говоря, чудаком. Творческое сообщество считало достойным внимания только суровую прозу будней, проблемы и "язвы" русского общества. Позже интересы сместились и Васнецова назвали гением. А он просто любил сказки, Россию, ее природу и людей.
Цикл эпических полотен Васнецова «Поэма семи сказок» создавался с 1900 года. Его великолепные картины из цикла «Поэма семи сказок»: «Спящая царевна», «Баба Яга», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Царевна-Несмеяна», «Сивка-бурка» и «Ковер-самолет». И если внимательно рассмотреть полотна Васнецова из «Поэмы семи сказок», то можно понять, что его картины также очень далеки от благостных иллюстраций из детских книг. Остальные работы то же имеют недетский оттенок. Народные сказки (не отобранные, не адаптированные, оригинальные) совершенно не были предназначены для детского чтения.
« Спящая царевна»

«Баба Яга «
« Царевна Лягушка»
«Спящая царевна»
Как и "недетские" сюжеты русских сказок, так и картины Васнецова требуют пояснения взрослых для детей. Смотрите вместе, направляйте.Это живописные произведения, полотна иллюстрирующие русские былины и сказки, но не иллюстрации конкретных произведений или работ одного автора (большинство). Здесь собраны ключевые персонажи: царевичи и царевны, волшебные предметы, богатыри, сказочные животные и птицы, злодеи и чудовища, музыканты, простые смертные и герои. Смотрим и разбираем с детьми!
1. Ковер-самолет
Сказочные картины 	В.М. - 912034958107


В. М. Васнецов "Ковёр-самолёт", 1880
Одна из ранних работ художника, которую приобрёл Савва Мамонтов. С неё и началась «сказочная серия». Сюжет картины рассказывает историю Ивана Царевича, который в одной из русских сказок отправляется за Жар-птицей. Все удалось и вот итог! Фантастическое зрелище: тишина, раннее утро(?), месяц в облаках, плавно перетекает по воздуху огромный ковер, стелется туман. Летающий ковёр Ивану Царевичу подарила Баба-Яга. На нем он и возвращается. Ярко горит оперение Жар-птицы, оно единственный источник теплого света в картине. Клетка похожа на фонарь. Иван-Царевич одет очень богато, по моде 17 века. Встречный ветер легко поднимает полы кафтана. Такова рабочая одежда для добывания Жар-птиц!
2. Снегурочка

В. М. Васнецов "Снегурочка", 1899
Сказочные картины 	В.М. - 912006278171

"Снегурочка" работа, которая должна была стать лишь частью декорации к одноимённой опере (опера Николая Андреевича Римского-Корсакова в 4 действиях, 7 картинах с прологом, на собственное либретто по одноимённой пьесе Александра Островского). Героиня написана была с дочки мецената Саввы Мамонтова, очаровательной Сашеньки. Дитя Мороза и Весны, ледяная Снегурочка стоит на границе белого леса и темной дали, между людьми и силами стихии. Из темноты тревожными огоньками глядят притаившиеся деревенские хаты.
3. Спящая царевна
Сказочные картины 	В.М. - 912035682331


В.М. Васнецов "Спящая царевна" , 1926
Цикл эпических полотен Васнецова «Поэма семи сказок». Это произведение отличается от отстальных в этом списке: В.М. Васнецов сделал иллюстрацию к «Сказке о спящей царевне и семи богатырях». В центре картины спит молодая девушка-царевна в богатых одеждах и короне. По обе стороны от спящей царевны на лавочках спят подданные, шут, лесные звери. Лес вокруг дикий и дремучий. Все действие происходит в русском дворце-тереме, красиво расписанном мастерами.
4. Кащей Бессмертный

В.М. Васнецов «Кащей Бессмертный» 1926
Цикл эпических полотен Васнецова «Поэма семи сказок». В русских народных сказках Кащей появляется в трёх основных обличьях: царя и колдуна со сверхъестественной силой, на коне или без, похищающим красавиц. На картине Кощей прельщает похищенную красавицу-царевну чудесами и богатствами. Черты ее лица мягки и округлы, кожа белая и нежная, девушка молода и красива, она противопоставлена Кащею своей молодостью и красотой. Ее свобода бесценна, а вера и благочестие безграничны.
5. Иван-царевич и
Сказочные картины 	В.М. - 912005756699
Серый волк
В.М. Васнецов "Иван-царевич и Серый волк", 1889
Мчится сквозь замшелый лес огромный волк, на могучей спине которого уместились храбрый царевич и прекрасная кроткая Елена. Лицо героини имеет реальный прототип – это племянница знаменитого мецената и близкого друга Васнецова, Саввы Мамонтова, Наталья. В лицах героев прописаны и спокойствие, и тревога одновременно. Взгляд волка, почти человеческий, направлен на зрителя. Шерсть его не серая, золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича. Герои парят над мрачным болотом. Яркие, светлые цвета одежды и цветущая ветка яблони оживляют и "побеждают" мрачный ле
6. Царевна-Лягушка
Сказочные картины 	В.М. - 912035788827


В.М. Васнецов "Царевна-Лягушка", 1918
Цикл эпических полотен Васнецова «Поэма семи сказок». Картина является иллюстрацией к тому моменту сказки, когда переставшая быть лягушкой прекрасная царевна танцует на празднике. Из остатков еды и костей птицы в своих рукавах Царевна-Лягушка создала чудесное озеро и белоснежных лебедей на нем. На лицах музыкантов - восхищение красотой вчерашней лягушки, ее удивительным волшебством и грацией в танце. Во всех картинах Васнецова (и эта не исключение) терем богато украшен. Царевна одета по моде допетровской Руси. Ее волосы по-девичьи заплетены в две длинные толстые русые косы (почему? Она ж жена мужнина, волосы в одну косу, да и спрятаны должны быть от чужих глаз! Ошибся художник, бывает). На заднем плане видна далекая русская деревенька. Пир на весь мир! Вспомните, что картина написана в неспокойном 1918 году.
7. Царевна-несмеяна
Сказочные картины 	В.М. - 912035821595

В.М. Васнецов "Царевна Несмеяна", 1924
Цикл эпических полотен Васнецова «Поэма семи сказок». Эта картина Виктора Михайловича Васнецова была, написана в 1914-1924 годах. Царевна Несмеяна — персонаж русских сказок. Вечно грустный персонаж. Её отец обещал, что тот, кто вызовет у неё улыбку, сможет жениться на ней, и многие пытались, но никому не удалось. Во дворец пришли все: тут и нарядные женихи из дальних стран, и дворцовые скоморохи, и слуги, и толпы простого народа. Все происходящее вокруг принцессы, росписи на стенах - это картины мира окружающего царевну. Это не интересно ей, суета, шум вызывают в ней тоску и усталость. Посмотрите на задний фон-царевна находится между миром земным и небесным, может ее размышления об этих мирах? В этой картине много символов и аллегорий, посмотрите внимательней на детали.
8. Три царевны подземного царства
Сказочные картины 	В.М. - 912035844891

В.М. Васнецов «Три царевны подземного царства», 1881
В 1880—1881 годах Савва Мамонтов заказал Виктору Васнецову три картины для кабинета правления Донецкой железной дороги. Однако Правление железной дороги сочло сюжеты недостаточно серьезными для деловой обстановки крупной компании. Савва Мамонтов выкупил написанных "Царевен" для себя. В 1884 году появилась авторская версия картины: изменилось положение рук царевны каменного угля, теперь они лежали вдоль тела, что придало фигуре спокойствие и величавость, стали видны коварные братья Ивана-Царевича. Картина показывает нам трех царевен: Золота, Драгоценных камней и Угля. Угля, поскольку картина предназначалась для кабинета Правления железной дороги, «черное золото» в то время обеспечивало движение поездов. Каменный уголь, позднее нефть начали свое победное шествие по миру. "Старшие" царевны смотрят на младшую "угольную" свысока, но это сейчас. За ней будущее, она еще войдет в "силу".
9. Богатыри

В.М. Васнецов «Богатыри. (Три богатыря)», 1898
В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, в 1876 году был сделан эскиз с основой композиционного решения. Работа над картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картину купил П.Третьяков. На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря (слева направо): Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (прототипом ему послужил умерший в раннем возрасте сын Саввы Мамонтова)- знаменитые герои народных былин. Кони – под стать всадникам. Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Приближается буря. Облака, издалека пригнал порывистый ветер. Состояние природы, как бы предвещает о наступлении опасности. Богатыри готовятся к битве, достают оружие, готовят лук и стрелы.
Сказочные картины 	В.М. - 912005726747

10. Витязь на распутье.
Сказочные картины 	В.М. - 912035858971
Работу над картиной Васнецов начал еще в первой половине 1870-х годов, а в 1878, на VI выставке общества передвижников вниманию зрителей был представлен ее первый вариант. Окончательный вид картина, какой ее знают сегодня, приобрела в 1882 году и послужила подарком меценату Савве Мамонтову. «Витязь…» выделяется своей мрачностью и безысходностью. Неприветливая местность, разбросанные человеческие череп и кости, кружащие вороны, закат, все намекает нам о возможном скором закате жизни. И конь и богатырь производят впечатление очень усталых персонажей.
11. Богатырский скок
Сказочные картины 	В.М. - 912035870747

В.М. Васнецов «Богатырский скок», 1914
Время создания картины – 1914 год. Начало Первой мировой войны. Задача полотна усилить патриотический дух народа, объединить в борьбе людей – главная цель. Кажется, будто зритель смотрит на богатыря снизу вверх: блестят доспехи, оружие приведено в полную боеготовность, грозен взгляд - богатырь готов к сражению. Конь напряжен, доверяя соратнику, богатырь даже не держит узду и не смотрит, куда мчит его конь. Рассвет тревожен, битвы еще впереди.
12. Гусляры
Сказочные картины 	В.М. - 912035878683

В.М. Васнецов "Гусляры", 1899
Трепетным уважением и любовью к миру Древней Руси проникнута картина «Гусляры», написанная в 1899 году. На гуслях играли многие герои былин и сказаний – богатыри Алеша Попович и Добрыня Никитич, Садко и Баян. Всегда на Руси люди, владеющие игрой на этом музыкальном инструменте, пользовались большим уважением и почетом, были желанными гостями в каждом доме. Существовала легенда, что гусли (арфы или лиры) в руках мастера, могут управлять человеческими чувствами. Гусляры на картине Васнецова – не былинные герои. Это странствующие монахи, узнать которых можно по характерному белому узорчатому одеянию. Певцов трое – три возраста, три характера, три варианта инструмента.
13. Сирин и Алконост
Сказочные картины 	В.М. - 912035885595

В.М. Васнецов "Сирин и Алконост",1896
Две стороны жизни - черное и белое, печаль и радость, прошлое и будущее. Без одного нет другого. Две птицы с прекрасными женскими лицами поют: Сирин (бледная) – о том рае, который утрачен людьми, Алконост (румяная) – о рае, которого можно достичь праведной жизнью. Сирин завершает старое, Алконост – начинает новое. Ветки, на которых сидят девы-птицы, растут из одного дерева на одном уровне, по разные стороны от ствола. Слева, расположилось воплощение печали и увядания. Справа, воплощение надежды, радости и наслаждения. Держитесь "золотой" середины и все будет хорошо!
14. Аленушка

В.М. Васнецов "Аленушка",1881
Аленушка, одинокая и печальная девочка у пруда. Все неподвижно, тихо, спокойно. Осины и черная вода - не самый радостный антураж. В сказке все наоборот: на берегу Иванушка в виде козленочка, он зовет Аленушку, которая в пруду. Можно предположить, что девочка печалится предвидя будущее. Еще мгновение и сказка продолжится...
Сказочные картины 	В.М. - 912005693723
15. Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем
Сказочные картины 	В.М. - 912035898907

В.М. Васнецов "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем", 1918
Эта картина была создана в далеком тысяче девятьсот восемнадцатом году. Сам змей художником нарисован в иссиня-черных цветах, который своими большими размерами почти полностью закрывает всё небо. У него уже срублено несколько голов, с меча героя капает алая кровь. Конь героя бьется на земле, он ранен и зовет богатыря. Сам же герой Добрыня изображается со спины. "И пошла тут у Добрыни со Змеёй битва жестокая. Трое суток они бились да еще три часа. Не вынесла Змея, сдохла. Прикончил ее Добрынюшка. Побежал он в пещеру змеиную, стал на свет выводить пленников."
P.S. Картина ниже прекрасна и выразительна, но может произвести на маленького зрителя тягостное впечатление. Привожу ее отдельно, вне списка.
Баба Яга
Сказочные картины 	В.М. - 912035906331

В.М. Васнецов "Баба Яга", 1917
Цикл эпических полотен Васнецова «Поэма семи сказок». Его Баба-Яга или Кощей Бессмертный могут надолго обеспечить детей ночными кошмарами. Языческая Русь представляется Васнецовым страной достаточно мрачной. Но! Без Бабы-Яги нет русской сказки. Чаще она выступает на стороне Зла. У Васнецова именно так. Семнадцатый год сказался на этом полотне: красная юбка, человеческие кости, зловещий вид Бабы-Яги, бледный и испуганный мальчик - Зло творит зло. Ей удалось украсть ребенка, она торжествующе скалится, обнажив клыки. Спасется ли мальчик? Ребенок символично одет в белое, он смирился со своей участью и даже не пытается сопротивляться. Рот открыт в беззвучном крике, безвольно повисло в руках ведьмы тельце. За ее спиной видно красное зарево пожара, рядом летит зловещий филин. Такова трактовка этого персонажа Васнецовым, так художник донес нам свое настроение
Сегодня в Доме культуры было проведено познавательное мероприятие "Сказочные картины Васнецова "
Сказочные картины 	В.М. - 912006599195

Комментарии

Комментариев нет.