#русскийфольклор #былины Добрыня Никитич – второй по популярности после Илья Муромца богатырь Русского Эпоса.
В своей картине «Богатыри» художник-живописец В. М. Васнецов подчеркнул принадлежность Добрыни Никитича к княжескому роду – драгоценные княжеские доспехи свидетельствуют об этом. Конь Добрыни Никитича тоже свидетельствует о статусе своего хозяина. Это княжеский конь, который заметно отличается от рядом стоящих коней. Конь Добрыни Никитича – чистокровный белый арабский бегун с горящими глазами и вздутыми ноздрями, они символизируют готовность к бою.
Согласно былинам, Добрыня родился в Рязани в те времена, когда Рязань «селом слыла». В былинах Добрыня Никитич прямо называется богатырем рязанским. Он женат на Настасье, дочери Микулы Селяниновича. Былинный Добрыня Никитич по нраву добрый, умный, любимый в народе. Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен».
В былинах Добрыня Никитич изображается как драконоборец (богатырь, убивающий дракона Горыныча), одержавший победу храбростью. Добрыню Никитича молва приравнивает к Георгию Победоносцу, сразившему Змея.
Это отражено в легендах о победе над змеем, похитившим красавицу Забаву. В отличие от Ильи Муромца, Добрыня Никитич известен не только силой, но и умом. Добрыня Никитич отлично образован и даже играет на нескольких музыкальных инструментах. Добрыня Никитич – представитель высшего русского общества, типа князя-дружинника.
Но кто мог быть прототипом былинного героя? Летописцы подтверждают существование реального человека по имени Добрыня и, более того, подробно фиксируют его биографию. Впервые богатырь Добрыня Никитич упоминается в «Повести временных лет»: «И пошел Владимир с Добрынею дядею своим к Новгороду».
Историки считают, что этот персонаж произошел от настоящего славянского полководца Добрыни, который руководил войсками Святослава Великого (942-972) и наставлял его. Он жил в X в. и приходился дядей князю Владимиру Святославичу. Воевода Добрыня сопровождал племянника, когда тот в 970г. отправился княжить в Новгороде.
Богатырь Добрыня Никитич предположительно родился в нынешнем городе Коростень (Украина). Еще в 1864г. историк Д.И.Прозоровский (1820 - 1894) изложил и защитил версию об историчности имени Добрыня и его происхождении. А вот историк и фльклорист М.Г.Халанский (1857-1910) видит в Добрыне Никитиче отражение не только дяди Владимира, но и другого летописного лица, именно рязанского богатыря Добрыни или Тимона Золотой-пояс. Таким образом в лице Добрыни Никитича былинного слились две летописные личности, одна южно-русская, другая северо-русская.
Мир книги 📖Территория для души
Добрыня Никитич
#русскийфольклор#былины
Добрыня Никитич – второй по популярности после Илья Муромца богатырь Русского Эпоса.
Конь Добрыни Никитича тоже свидетельствует о статусе своего хозяина. Это княжеский конь, который заметно отличается от рядом стоящих коней. Конь Добрыни Никитича – чистокровный белый арабский бегун с горящими глазами и вздутыми ноздрями, они символизируют готовность к бою.
Согласно былинам, Добрыня родился в Рязани в те времена, когда Рязань «селом слыла». В былинах Добрыня Никитич прямо называется богатырем рязанским. Он женат на Настасье, дочери Микулы Селяниновича.
Былинный Добрыня Никитич по нраву добрый, умный, любимый в народе. Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен».
В былинах Добрыня Никитич изображается как драконоборец (богатырь, убивающий дракона Горыныча), одержавший победу храбростью. Добрыню Никитича молва приравнивает к Георгию Победоносцу, сразившему Змея.
Но кто мог быть прототипом былинного героя?
Летописцы подтверждают существование реального человека по имени Добрыня и, более того, подробно фиксируют его биографию. Впервые богатырь Добрыня Никитич упоминается в «Повести временных лет»: «И пошел Владимир с Добрынею дядею своим к Новгороду».
Историки считают, что этот персонаж произошел от настоящего славянского полководца Добрыни, который руководил войсками Святослава Великого (942-972) и наставлял его. Он жил в X в. и приходился дядей князю Владимиру Святославичу. Воевода Добрыня сопровождал племянника, когда тот в 970г. отправился княжить в Новгороде.
Богатырь Добрыня Никитич предположительно родился в нынешнем городе Коростень (Украина). Еще в 1864г. историк Д.И.Прозоровский (1820 - 1894) изложил и защитил версию об историчности имени Добрыня и его происхождении.
А вот историк и фльклорист М.Г.Халанский (1857-1910) видит в Добрыне Никитиче отражение не только дяди Владимира, но и другого летописного лица, именно рязанского богатыря Добрыни или Тимона Золотой-пояс.
Таким образом в лице Добрыни Никитича былинного слились две летописные личности, одна южно-русская, другая северо-русская.
#СветланаС