ЛЕТОПИСЬ ГЕОРГИЕВСКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА ШУМАКОВО КУРСКОГО УЕЗДА С 1866 ПО 1911 ГОДЫ, НАПИСАННАЯ ПРИХОДСКИМИ СВЯЩЕННИКАМИ

Автор – Светлана Печенина
«Отделить пшеницу от плевел
и при этом не промять пшеницы»
Иерей Петр Украинцев.
Церковные летописи являются ценным источником для изучения истории и повседневной жизни входящих в церковный приход населенных пунктов. Важны содержащиеся в них статистические сведения о численности прихода, его составе, приросте и убыли населения, об эпидемиях, детских болезнях, пожарах, падеже скота. Интересна информация о составе церковного причта, его кадровых перестановках, семейном положении и бытовых проблемах священнослужителей, о церковных старостах и составе приходских попечительств. Летописи сельских церквей рисуют широкую картину крестьянского быта, урожайности зерновых культур и колебания их стоимости в различные годы, информируют о деятельности приходских школ. Кроме того, приходские летописцы приводят описания необычных природно-климатических явлений за разные годы (солнечные и лунные затмения, кометы, северное сияние, бури, засухи, наводнения).

1. Страница церковной летописи Георгиевской церкви села Шумаково за 1901 год.
С 1891 года церковно-приходскую летопись Георгиевской церкви села Шумаково продолжает вести священник Павел Григорьевич Воскресенский, зять Платона Логгинова, выпускник Курской Духовной семинарии 1888 года. Содержание записей в летописной книге с этого момента заметно отличаются от предыдущих. Отсутствуют подробные метеорологические наблюдения, приводится лишь краткая характеристика погоды по сезонам года. При этом приводятся более исчерпывающие сведения о существенных событиях, произошедших в приходе и причте. Постепенно объём летописного текста сокращается, фиксируются лишь только наиболее значимые новости приходской жизни. За 1902-1905 годы записи совсем отсутствуют.

В декабре 1906 года, после смерти жены, священник Павел Воскресенский по прошению был переведен в Смоленский собор города Белгорода. Настоятелем церкви Георгия Победоносца села Шумаково назначается ещё один зять бывшего местного священника Платона Логгинова – Иван Константинович Родионов, служивший до этого священником в нескольких церквях Курского и Щигровского уездов. Летописные заметки Священника Ивана Родионова так же весьма лаконичны и описывают лишь события, связанные со строительством на церковном дворе, ремонтом церкви, изменением состава причта и чрезвычайными происшествиями в приходе.

ЛЕТОПИСЬ ПО ГЕОРГИЕВСКОЙ ЦЕРКВИ КУРСКОГО УЕЗДА СЕЛА ШУМАКОВА. Часть 3. 1891-1911 годы.

1891 год

В селе Шумаково Курского уезда храм каменный, во имя Святого Великомученика и Победителя Георгия, колокольня в сем году постройкой окончена, но еще не оштукатурена и набело вся церковь не отделана, ограды нет никакой, никаким переменам и несчастьям не подвергалась.

В ней особенно замечательных предметов нет, крестных ходов и общественных молений нет, кроме обычных повсюду совершаемых. Приписанных церквей и часовен в приходе нет, недвижимое имущество, принадлежащее церкви, заключается в трех десятинах пашенных земель, завещанных крестьянином Федором Ивановым Шумаковым на построение церкви в 1878-м году. Кладбище находится за огородами жителей, саженях в 300-х от церкви, окопано канавою, а древних кладбищ закрытых нет.

В причте произошли перемены: в сем году священник Платон Логгинов по старости лет [77 лет] уволился за штат, а на его место поступил зять его Павел Воскресенский, из окончивших курс в Курской духовной семинарии в 1888 году. До священства он три года состоял чиновником Курской духовной консистории. Диакон и псаломщик те же, все уроженцы Курской губернии; в сем году избран новый ктитор [церковный староста] - дворянин Иван Рыжков.

Жалования из казны и от прихожан причт не получает, кроме процентов с 250 руб., пожертвованных дворянкой Маврою Шумаковой в пользу причта за вечное поминовение в отделение Курского государственного банка в 1885 году за №15268. Домов для притча церковных и общественных нет, и для священника даже и усадьбы нет. Школа в церкви та же, обучение ведет учительница Мальнева, а законоучитель священник Павел Воскресенский.

Название приход получил от первоначальных поселенцев Шумаковых. Жители племени православного, русского, большая часть прихожан - крестьяне разного наименования и дворяне, раскольников нет. Волостного и другого общественного управления нет. Частных училищ, заводов, фабрик, магометан и язычников тоже нет.

Пожар уничтожил один дом со всеми постройками. В осеннее время распространилась инфлюэнция, смертных случаев от нее не было, другой заразной и повальной болезни никакой не было. Степень усердия прихожан к богослужению слабо, особенно в летнее время, совращений никаких не было.

Весна и лето были жаркие и сухие, дождь был не более двух раз в году, да и то слишком слабый, вследствие чего сильный недород озимых и яровых хлебов, многие подпахивали весною озимый и засевали яровым, но не получали ни того, ни другого. Многие не обсеменили даже полей, и большая часть прихожан покупает хлеб, и едят его не чистым, а с примесью различных суррогатов: картофеля, мякины, а некоторые делают хлеб из пшеничных отрубей (так называемая серебрянка), которая дешевле ржаной муки. Цена на хлеб с июня месяца начала возвышаться и дошла до 1руб. 50 коп. за пуд муки ржаной и так до конца года; вследствие недорода хлеба, а также сена многие за бесценок продали с осени домашний скот и птицу.

Весной разлив воды был в начале марта не особенно сильный, после же разлива недели три при бесснежье морозы доходил до 20 градусов. Осень была сухая, ни одного дождя. Всходы озимых посевов средние. Снег выпал в последних числах октября, зима теплая, морозов свыше 15 градусов не было.

Родившихся мужского пола - 65, женского - 50, браков - 25, умерших мужчин - 42 и женщин - 36. Учащихся мальчиков - 52 и девочек - 9, всего - 61. Церковной суммы на 1891 год осталось 69 руб. 2 коп., в 1891 году поступило 427 руб. 79 коп. итого 489 руб. 81 коп. Расход в сем году 323 руб. 19 коп., к 1892 году осталось 166 руб.62 коп.

Священник Павел Воскресенский, дьякон Василий Сергеев, псаломщик Николай Булгаков.

1892 год

Георгиевская церковь села Шумакова Курского уезда в сем году находится в таком же положении. На средства крестьянина Потапия Шумакова приобретены в оную металлические позолоченные хоругви (ценой в 70 руб. обе) с изображением на одной – Крещение Господа от Иоанна и Николая Чудотворца, на другой - Воскресение Христа Спасителя и Божией Матери. Кроме обычных крестных ходов и общественных молений, в сем году в приходе в августе месяце был торжественный крестный ход и совершалось молебство по домам прихожан по случаю появившейся холерной эпидемии.

Недвижимое имущество церковное, кладбище, состав церковного причта, содержание его - те же самые, что и в предшествующем году. Для священника отведена прихожанами общественная усадьба в количестве одной полудесятины и ассигновано ими же 300 рублей денег на постройку общественного дома. Постройка еще не начиналась. Школа - та же самая и в таком же положении. Жители все русские и православные; особых учреждений, а также заводов, фабрик и прочего в селе нет.

В течение года было два пожара; один уничтожил четырнадцать домов со всем их имуществом, при чем был при сильной бури 25 апреля; а другой - один дом.

В конце лета появилась холера, действовала не слишком сильно, умерло от нее 5 человек, все из различных семейств.

Степень усердия прихожан к богослужению посредственная. В зимнее время в здании школы проводились под руководством священника Павла Воскресенского религиозно-нравственные чтения по воскресениям и праздничным дням. Посещались чтения не особенно усердно.

Весна и лето были жаркие, дождей было мало, вследствие чего озимые посевы, не взошедшие почти с осени, весной попортились. Яровые поздние посевы оказались весьма хорошими и урожай их, особенно гречихи и проса, был наилучший – копна давала по 8-10 пудов, и даже больше. Урожай же озимых посевов был не особенно хорош.

Разлив воды весною начался за неделю до Пасхи во второй половине марта и продолжался не долго.

Осень была хорошая, особенно благожелательная для всходов озимых посевов, посевы взошли превосходно. Снег выпал в начале ноября месяца.

Родившихся в приходе мужского пола - 48, женского – 52 лица, браков - 15, умерло мужчин - 42, женщин - 54. Учащихся в школе мальчиков - 51 и девочек – 8.

Церковной суммы к 1892 году оставалось 166 руб. 62 коп., в 1892 году поступило 507 руб. 63 коп., расхода в сем году 524 руб. 59 коп., к 1893 году осталось 149 руб. 96 коп.

Священник Павел Воскресенский.

1893 год

Георгиевская церковь села Шумакова зданием каменная с таковою же колокольней, построена иждивением прихожан при усердии Николая Никаноровича Перцева, освящена в 1879 году. Находится она среди большого общественного выгона, в расстоянии не более 200 саженей от места жительства прихожан, ограды вокруг нее нет никакой. Особенно замечательных предметов древности в ней нет. Переменам и несчастьям в сем году церковь не подвергалась никаким. Недвижимое имущество церкви заключается в трех десятинах земли, пожертвованных крестьянином Федором Ивановым Шумаковым по духовному завещанию в 1878 году. Кладбище находится на том же выгоне за огородами жителей, где была старая деревянная церковь, саженях в 300-х от церкви.

В причте в сем году произошла перемена: священник и псаломщик те же самые, а дьякон Василий Сергеев умер 23 марта. На его место поступил Иван Петров Воинов из учителей земской начальной школы Дмитриевского уезда с образованием учительской семинарии. В августе он перемещён в г. Фатеж к соборной церкви, на его место в ноябре определен Виктор Покровский, псаломщик села Каменева Льговского уезда. Поступил в зятья к вдове умершего дьякона Сергеева, в сем году не рукополагался. Церковный староста - дворянин Иван Петрович Рышков. Жалования от казны и от прихожан причт не получает, кроме процентов с 250 руб., внесенных по билету за № 15268 в Курское отделение государственного банка дворянкой Маврой Григорьевой Шумаковой.

Писцовой земли при сей церкви для пользования причта 59 десятин 210 кв. саженей. Училище находится возле церкви, устроено от земства. Учительница в нем дворянка Анна Ивановна Мальнева. Усердие прихожан к грамотности слабо, закон божий преподает священник Павел Воскресенский. Для священника в сем году построен общественный дом на отведенной в предыдущем году общественной усадьбе. Жители в приходе все православные крестьяне и несколько дворян.

Степень усердия их к посещению храма, к говению, исповеди и Святому причастию удовлетворительна, особенно усилилась к отправлению молебнов в домах по случаю недорода хлеба и появления эпидемических болезней. В сем году, начиная с июля месяца появился в приходе дифтерит, от которого умерло до 70 малолетних детей и несколько взрослых. Дифтерит не прекратился до конца года.

Главное занятие прихожан хлебопашество. Урожай хлеба был удовлетворительный. Зима была многоснежная и продолжалась до второй половины апреля, хотя разлив начался и почти окончился в конце марта. Лето было умеренное и уборка хлеба хорошая. Осень - дождливая, сырая и теплая. Снег выпал в ноябре месяце, но до конца года его почти не было, потому что выпал в малом количестве и скоро уничтожился от тепла.

Родившихся мужского пола - 79, женского - 55, браков - 12, умерших мужского пола - 68, женского - 62.

Церковной суммы в сем году в приходе - 621 руб.17 коп.; 517 руб. 29 коп - в расходе; остаток к 1894 году 103 руб. 88 коп.

Священник Павел Воскресенский.

1894 год

Каменный с такой же колокольней храм Святого Великомученика Георгия, освященный в 1879 году, никаким переменам и несчастьям в сем году не подвергался. Прихожанами крестьянами Андрианом и Косьмой Семеновыми Шумаковыми пожертвована в храм трёхъярусная новая люстра, стоимостью 135 руб., а крестьянином Михаилом Азаровым Давыдовым икона Воскресения Христова с изображением двунадесятых праздников, в киоте, стоимостью 50 руб. На средства прихожан приобретены киоты для бывших в старой церкви двух местных икон: Спасителя и Божией Матери, которые теперь находятся около правого и левого клиросов на стенах. Крестьянин Николай Матвеев Донской на свои средства поновил ризу на иконе Святого Николая Чудотворца, что около южной алтарной двери и приобрел для нее киот.

Крестных ходов и общественных молений в приходе, кроме обычных, в сем году не было. Недвижимое имущество церковное, кладбище, состав причта и содержание его - теже самые, что и в предыдущем году. Писцовой земли для пользования причта - 59 десятин 210 кв. саженей. Училище тоже самое и в том составе учащих, усердие прихожан к грамотности в сем году усилилось. Жители все русские и православные из крестьян и дворян. Степень усердия прихожан к богослужению и делам благочестия удовлетворительные.

В сем году случилось в приходе два несчастных случая: замерз крестьянин Афанасий Хахалев и убит крестьянин Моисей Рогулин несовершеннолетним (17,5 лет) племянником Михаилом, по его сознанию, за скупость. Продолжается дифтерит, но слабее предыдущего года, появилась и другая заразная болезнь – скарлатина, от которой умерло около 10 малолетних.

Зима теплая, как говорят, – сиротская, снега всю зиму почти не было, так что не знали на чем ездить: или на колесах, или на полозьях. Весна ранняя, благоприятная для посевов и всходов. Лето нежаркое, часто и подолгу дожди. Урожай хлеба хороший и особенно сена, только гречиху попортило, так что что самая лучшая дает три меры с копны. Осень чересчур дождливая и непогожая, так что крестьяне слишком не управились с работами. Пожар в селе был однажды в сентябре, сгорел один дом в деревне Радиной - Филиппа Макеева, а еще в ноябре 3 пожара.

Родившихся в приходе мужского пола - 56. женского - 56; браков - 16; умерших мужчин - 52, женщин - 52. Дворов в приходе - 285, душ мужского пола - 975, женского - 983.

Церковной суммы оставалось к сему году 103 руб. 88 коп.; в приходе сего года 615 руб. 7 коп.; расход - 507 руб. 44 коп. в остатке к 1895 году - 107 руб. 82 коп.

Священник Павел Воскресенский, диакон Виктор Покровский, псаломщик Николай Булгаков.

1895 год

В сем году никаких изменений по церкви, никаких выдающихся событий в приходе не было. Священнику Павлу Вознесенскому Игуменом Калистратом пожертвован билет в 2000 руб., проценты в пользу церкви и причта по положению за вычетом комиссии.

1896 год

В сем году произошла перемена в причте Георгиевской церкви села Шумакова, а именно: умер в августе месяце диакон Виктор Николаевич Покровский. По распоряжению Преосвященного Ювеналия псаломщик Николай Булгаков перемещен диаконом в село Шахово Корочанского уезда, а псаломщиком определен к Георгиевской церкви шурин диакона Покровского, бывший ученик четвертого класса Курского духовного училища Николай Васильевич Сергеев, 18 лет, с тем чтобы по совершеннолетию быть дьяконом здесь же. В этом же году отказался от должности церковного старосты Иван Петров Рышков, а вместо него избран и утвержден крестьянин деревни Радиной Андриан Семенов Шумаков.

Выдающихся событий и перемен по церкви и приходу в сем году никаких не было.

Священник Павел Вознесенский.

1897 год

В сем году учреждено в приходе церковно-приходское попечительство с целью заботиться о благолепии приходского храма, до настоящего времени не имеющего ограды, и с другими благотворительными целями, состоящее из 10 членов попечителей под председательством приходского священника. Выдающихся событий и перемен по церкви и приходу в сем году не было.

Священник Павел Вознесенский.

1898 год

В сем году в Георгиевской церкви села Шумакова Курского уезда произошло несчастье. В ночь под 1-е число ноября неизвестными злоумышленниками совершено, со взломом церковных замков в западных дверях, дерзкое похищение церковных вещей, а именно: напрестольная дарохранительница со Святыми дарами, крест, Евангелие, двух сосудов с дискосами и прочими принадлежностями, всего на сумму 500 руб. Денег не похищено, хотя замки на денежном ящике взломаны. В декабре прихожанами избраны строители церковной ограды и сторожки дворяне Иван Петров Рышков и Аполлон Семенов Шумаков и крестьянин Андрей Косьмин Шумаков, он же волостной старшина.

Степень усердия прихожан к богослужению и вообще храму удовлетворительна, у дворян - слабо. Других замечательных событий по церкви и приходу не было.

Священник Павел Вознесенский.

1899 год

Каменный храм Святого Великомученика и Победителя Георгия с таковой же колокольней, освященный в 1879 году в сем, 1899 году, на средства отчасти церковные (425 руб.50 коп.), а отчасти частных жертвователей, старанием церковно-приходского попечительства, был ремонтирован: изнутри покрашен светло-голубыми простыми белилам, сделаны западные стеклянные двери, а снаружи весь храм покрашен масляными красками, стены в светло-розовый цвет, крыша - в зеленый, купола - в белый, причем укреплены пять расшатавшихся крестов на куполах. Весь ремонт обошелся приблизительно в 800 руб.

Причт состоял в сем году из священника Павла Воскресенского и исполнявшего дела псаломщика Николая Сергеева, за которым считалось и диаконское место, то есть никому не отдавалось, а было праздным до его совершеннолетия - 25 лет. Кладбище состоит в приличном виде, хотя по древности нуждается в замене новым.

Степень усердия прихожан к богослужению, говению, молебствиям и другим церковным требам, а также к пожертвованиям в пользу церкви и причта со стороны крестьян удовлетворительна, со стороны дворян, особенно главного по своему материальному положению и влиянию на крестьян, - Рышкова - слаба. Сей последний даже не бывает в церкви, не принимает к себе в дом причт и даже старается вредить причту. Причиной сему служит правильная деятельность попечительства в ущерб бывшему самовластному распоряжению приходом и приходскими средствами (особенно общественной землей) господина Рышкова.

Зима в 1899 году была теплая, снега почти не было, так что санный путь в продолжении всей зимы едва ли наберется на один месяц, да и то в разное время. На праздник Крещения Господня был дождь, шли на воду по грязи. Морозы весною были очень поздно 24 и 26 мая, побили на полях и огородах весенние посевы. Лето было прохладное, для уборки хлеба благоприятное. Урожай хлебов удовлетворительный, плодов мало. Выдающихся событий в приходе и по церкви не было.

Священник Павел Вознесенский.

1900 год

В 1900 году никаких изменений в храме, а также выдающихся событий в приходе не было.

Священник Павел Вознесенский.

1901 год

В сем году начата постройка каменной ограды вокруг церкви с железными решетками. Положено основание также под каменное здание для церковно-приходской школы и церковной сторожки. В июле месяце сгорела от неизвестной причины церковная деревянная сторожка. На место ее в октябре выстроена новая на средства бывшего приходского попечительства. Церковный староста крестьянин Андриан Семенов Шумаков на свои средства покрасил полы в алтаре. В церковь пожертвованы настоятелем Киевского Межигорского [Спасо-Преображенского] монастыря архимандритом Каллистом: 1) Евангелие большого размера с серебряными крышками и изображениями святых [из] кованного серебра, весом все евангелие 28 фунтов, стоимостью около 2000 рублей. 2) Потир, дискос, лжица, звездица и две тарелочки серебряно-вызолоченные. На потире изображения святых на эмали.

Перемена в причте произошла еще в 1900 году, именно 18 июня назначен диакон Иоанн Николаев Тугаринов, перемещенный из села Маслова Курского уезда. Степень усердия прихожан к храму удовлетворительна, к причту слаба. Событий, выдающихся не было.

Священник Павел Вознесенский.

(Записей за 1902-1905 годы нет.)

1906 год

В декабре месяце сего года в составе причта произошла для местных прихожан видимая перемена, а именно: бывший священник Павел Воскресенский, согласно прошению, перемещен к церкви Смоленского собора города Белгорода, а на его место к сей Георгиевской церкви перемещен из села Пойменова Курского уезда, так же согласно прошению, священник Иоанн Константинов Родионов. Других особо выдающихся событий в сей год не произошло.

Священник Иоанн Родионов.

1907 год

С января месяца зима сделалась суровой с сильными морозами и метелями, вследствие чего обыватели терпели недостаток в отоплении, а также и в кормовых средствах для скота. Весна так же была не особо благоприятной, так как преимущественно дул северо-восточный ветер с мелким холодным дождем, почему злаки, а равно и плодовые деревья медленно развивались и не представляли надежды на удовлетворительный урожай, но вторая половина весны и начало лета несколько приободрили хлебороба и урожай всех продуктов получился не так уж и плох, как обещало начало весны.

Усердие прихожан в исполнении христианских обязанностей, а также к благолепию храма можно назвать удовлетворительным и особенно если принять во внимание средний материальный достаток крестьян, который зависит от отсутствия в среде их других вспомогательных промыслов, кроме хлебопашества.

В составе причта и в этом году произошла перемена: псаломщик Григорий Самуилов Кононенко, согласно прошению, Владыкою перемещен на такую же должность к Дмитриевской церкви села Рышкова Курского уезда, а его место тем же Владыкою предоставлено псаломщику Григорию Матвееву Попову, который с успехом продолжает дело Кононенко по сформированию церковного хора певчих. За этот год других важных событий в жизни прихода не было.

Священник Иоанн Родионов.

1908 год

Так как колокола при нашем храме от давности плохо стали служить своему назначению, и особенно большой колокол, весивший 33 пуда 33 фунта, вследствие образовавшейся трещины сделался положительно негожим к употреблению, то по неоднократному напоминанию священника и при содействии материальном и моральном местного землевладельца, бывшего земского начальника Владимира Германова Пушкарева, прихожане выделили часть земли, доходы от которой определили на приобретение новых колоколов, которые в количестве 6 штук весом 155 пудов весною сего года и доставили из города Воронежа, и которые своими мощными и приятными звуками в настоящее время услаждают слух прихожан.

Вместо выбывшего на службу по винной монополии церковного старосты дворянина Евгения Петрова Шумакова приходским сходом избран на ту же должность дворянин Владимир Германов Пушкарев.

Священник Иоанн Родионов.

1909 год

К особо великим событиям сего года надо отнести начало постройки при храме каменного здания для церковно-приходской школы и церковной сторожки. Кроме сего в этом же году здание храма окрашено, и крыша так же окрашена масляными красками, а также подновлены головные кресты на храме, на этот ремонт израсходована церковная сумма в 350 руб.

В составе причта произошло изменение: диакон Иван Николаевич Тугаринов по благословению Владыки рукоположен в сан священника церкви села Балычева Курского уезда, а к храму сего села рукоположен в сан диакона сын умершего местного священника отца Платона Логгинова, прослужившего в этом храме 54 года, - Михаил Платонов Логгинов.

Священник Иоанн Родионов, дьякон Михаил Логгинов.

1910 год

Выдающимся событием этого года случился пожар, уничтоживший строения 27 домохозяев деревни Радиной. Это несчастье случилось в среду страстной седмицы во время утреннего богослужения, когда почти половина всех жителей этой деревни находилась в храме. Огонь поглощал свою жертву при очень сильном сухом ветре, так что бывшие в храме, бросившись спасать свое достояние, застали только кучи дымящейся золы, развеваемой ветром. Это наказание Божие надолго останется в памяти погорельцев, так как к приходу праздника Святой Пасхи у целой половины из тех ровно не осталось ничего. Но Господь послал в этом году хороший урожай хлеба, так что все погорельцы к зиме уже были в своих новых хатах.

Священник Иоанн Родионов, диакон Михаил Логгинов.

1911 год

По ограниченности приходских средств здание церковно-приходской школы медленно подвигается к окончанию.

На церковные суммы храм наш украсился новым заклиросным иконостасом, чем прихожане оставались заметно довольны, так что охотно жертвовали на покраску полов, которые и были окрашены летом сего года.

30 сентября Архиепископ Питирим посетил наш храм и остался довольным благостью его.

Церковный староста Владимир Германов Пушкарев, по сложности своих хозяйственных и служебных обязанностей, заявил прихожанам и причту, что в будущем в 1912 году он не может исполнять обязанностей церковного ктитора.

В декабре месяце церковным старостой был избран мещанин Иван Иванов Шеметов.

Священник Иоанн Родионов, диакон Михаил Логинов.

В заключение следует отметить, что большинство «Церковных летописей» не сохранилось, а это, как видно, один из важнейших документов в изучение истории родного края. Жителям прихода церкви Святого Великомученика и Победоносца Георгия в селе Шумаково Курского района необычайно повезло, что именно ЛЕТОПИСЬ их церкви сохранилась, и в ней содержатся самые разнообразные по содержанию сведения по истории данной местности.

Литература:

1. Циркулярные указы святейшего правительствующего Синода 1867-1900 гг. (Собрал и издал А. Завьялов, сек. Святейшего синода, 2-е издание, дополненное, С-П.: И.Л. Тузов, 1901 г.)
2. ГАКО, ф. 217, оп. 1, д. 1223. «Календарь знаменательных событий Георгиевской церкви села Шумаково Курского Уезда за 1866 -1911 год».

Комментарии

  • 11 фев 20:03
    Киевский Спасо-Преображенский монастырь построен в 988 году. В письменных источниках появляется с конца XIV века. В церковной литературе можно встретить утверждение, что монастырь был основан прибывшим в Киев, вместе с первым митрополитом греческими монахами.
    В 1146 году князь Андрей Юрьевич Боголюбский –удельный князь Вышгородский, построил в монастыре каменную церковь под именем Белого Спаса.
    В 1154 году Юрий Долгорукий поделил территорию, окружающую монастырь, между своими сыновьями. Андрей Боголюбский в 1155 году, захватив с собой греческий чудотворный образ Владимирской Богоматери, тайно от отца уехал из Вышегорода в Суздальскую землю, где в последствие стал князем.
    По другим источникам Андрей Боголюбский переместил монастырь в приднепровские холмы, давшие монастырю название –Межигородский. И именно из нового места расположения монастыря вывез в Суздальское княжество Владимирскую икону Богоматери.
    По разорении ханом Батыем, во время монголо-татарского нашествия, города Вышгорода и монастыря (по другим источникам монастырь был полностью разрушен), монахи были рассеяны, но после некоторого времени снова основали монастырь, который в очередной раз находился на новом месте, около перевоза через Днепр (на прямой дороге из Чернигова, через Моровск (Муровск), на Белгород). По преданию, в монастыре часто бывал былинный герой старый казак Илья Муромец, где он принял монашество. Поэтому у казаков этот монастырь был особо почитаем.
  • 12 фев 23:12
    Всегда читаю с большим интересом.