12 августа 2000 года в Баренцевом море погиб атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) К-141 "Курск" – одна из самых современных на тот момент субмарин ВМФ России.

12 августа 2000 года в Баренцевом море погиб атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) К-141 "Курск" – одна из самых современных на тот момент субмарин ВМФ России. - 985389733265
gif
12 августа 2000 года в Баренцевом море погиб атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) К-141 "Курск" – одна из самых современных на тот момент субмарин ВМФ России. - 985389433745
Ровно 25 лет назад случилась самая страшная катастрофа в истории российского подводного флота. Погибли 118 человек,
12 августа 2000 года «Курск» перестал выходить на связь. Лодка находилась в Баренцевом море на учениях. На борту было 24 крылатые ракеты П-700 «Гранит» и 24 торпеды. Нужно было условно атаковать эскадру во главе с крейсерами «Адмирал Кузнецов» и «Пётр Великий».

В 11:28 «Пётр Великий» зафиксировал взрыв на «Курске». Через 2 минуты произошел второй, более мощный взрыв. По официальной версии, взорвалась торпеда. Лодка перестала выходить на связь, ожидавшихся торпедных атак в назначенное время не произошло. Лодку объявили аварийной лишь в 23:30.
12 августа 2000 года в Баренцевом море погиб атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) К-141 "Курск" – одна из самых современных на тот момент субмарин ВМФ России. - 985389470097

Официальная причина трагедии — взрыв торпеды. Почему это произошло — до сих пор неизвестно. Без ответов остаются и другие вопросы: сколько времени оставались в живых моряки, запертые в девятом отсеке подлодки, и можно ли было их спасти.
12 августа 2000 года в Баренцевом море погиб атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) К-141 "Курск" – одна из самых современных на тот момент субмарин ВМФ России. - 985389511569

В 1992 году в городе Северодвинске на северном машиностроительном предприятии была заложена атомная подводная лодка (АПЛ) К‑141 проекта «Антей». Ее главными конструкторами были Игорь Баранов и Павел Пустынцев.

Весной 1993 года подводную лодку назвали «Курск» в честь победы на Курской дуге. В мае 1994 года лодка была спущена на воду, в декабре того же года принята в эксплуатацию.

С 1995 по 2000 год АПЛ «Курск» входила в состав Северного флота РФ. Лодки этого класса считаются самыми эффективными в мире многоцелевыми атомными подводными ракетоносными крейсерами (АПРК).

Технические характеристики атомной подводной лодки К-141 «Курск», класс «Антей» (Оскар‑II по классификации НАТО), проект 949А:

длина — 154 м;
ширина — 18,2 м;
осадка — 9 м;
Рабочая глубина погружения — 520 м;
Предельная глубина погружения — 600 м;
количество отсеков — 10;
экипаж: 107 (в катастрофе погибло 118 человек);
Ракетное вооружение — 24 ПУ крылатых ракет комплекса П‑700 «Гранит» (SSN‑19). Вес ракеты — 6,9 тонны. Дальность полета — 555 километров. Скорость 1,5 Маха. Ракеты с атомным боезарядом согласно Договору по СНВ сняты с кораблей.
способна ложиться на грунт, автономность — более 120 дней.
В декабре 1996 года командиром АПЛ «Курск» был назначен капитан 1 ранга Геннадий Лячин.
12 августа 2000 года в Баренцевом море погиб атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) К-141 "Курск" – одна из самых современных на тот момент субмарин ВМФ России. - 985389563537
«12.08.2000 г. 15.25 Здесь темно писать, но на ощупь попробую! Шансов похоже нет, % 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список л/с отсеков, которые находятся в 9-м и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо! Колесников».

Это одна из четырех записок, которые обнаружили у погибших на «Курске». Судя по ним, после нескольких взрывов подлодка легла на грунт, 23 уцелевших моряка собрались в девятом кормовом отсеке и до конца боролись за жизнь. Они надеялись на спасение. Трагедия в Баренцевом море шокировала страну.

Сразу же после трагедии появились версии, что в «Курск» могла попасть торпеда иностранцев. Многие тогда верили в эту версию. Даже бывалые моряки ее не отбрасывали, пока все не проверили
https://cojo.ru/wp-content/uploads/2024/01/svecha-skorbi-1.gif
12 августа 2000 года в Баренцевом море погиб атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) К-141 "Курск" – одна из самых современных на тот момент субмарин ВМФ России. - 985389714065
gif
12 августа 2000 года в Баренцевом море погиб атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) К-141 "Курск" – одна из самых современных на тот момент субмарин ВМФ России. - 985389572241
Хронология событий
В последнее воскресенье июля 2000 года проходил военно-морской парад в честь Дня ВМФ, в котором принимал участие «Курск». После праздника подлодка должна была проходить флотские учения, где отрабатывалось взаимодействие авианосно‑маневренной группы.

10 августа 2000 года АПРК «Курск» вышел в район учений. На борту были члены экипажа, офицеры штаба дивизии, военпред и инженер с завода «Дагдизель».

Крейсер загрузили штатным вооружением: 24 ракеты «Гранит», две из которых были практические, 20 боевых, одна практическая торпеда калибра 533 мм, две боевые и одна практическая торпеда калибра 650 мм.
11 августа «Курск» выполнил стрельбу практической ракетой «Гранит», ушел под воду и направился в район, где планировались торпедные стрельбы. На переходе командир подлодки капитан 1-го ранга Геннадий Лячин держал связь с командным пунктом.

12 августа в 06.00 лодка заняла назначенный район, куда в роли «противника» должен был прийти отряд российских боевых кораблей во главе с тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий».

В 08:35 «Курск» нанес условный удар полным боекомплектом ракет по этим кораблям. В 08:51 командир Лячин доложил об этом, а также о готовности к торпедным стрельбам, на командный пункт Северного флота. Это было его последнее донесение.

В 11:09 гидроакустики «Петра Великого» наблюдали работу гидролокатора подлодки, которая готовилась к торпедной атаке. В 11:30 они зафиксировали другой звук, похожий на подводный взрыв, затем корпус корабля испытал мощный гидродинамический удар, однако командование не придало этому значения.

В 14:12 корабли, которые выступали в роли учебных мишеней для «Курска», вышли из района, где находилась лодка, и легли в дрейф. Все ждали, что К-141 всплывет для доклада о стрельбе, но этого не произошло. Тогда в небо подняли вертолеты.
В 15:25 «Петр Великий» пытался вызвать подлодку по звукоподводной связи. В воду начали сбрасывать взрывпакеты — это был сигнал подводникам о немедленном всплытии.

Только в 17:20 определили готовность к выходу в один час спасательному судну «Михаил Рудницкий». Но спасатели вышли в море только через восемь часов.

Примерно в 23:30 командование Северного флота официально признало, что на «Курске» произошла авария.
12 августа 2000 года в Баренцевом море погиб атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) К-141 "Курск" – одна из самых современных на тот момент субмарин ВМФ России. - 985389720721

По данным следствия, 12 августа в 11 часов 28 минут в первом отсеке подводного крейсера К-141 «Курск» взорвалась практическая торпеда, которую приготовили к учебной стрельбе. Через пробоину в отсек под огромным давлением хлынула вода, и судно пошло ко дну под углом 30 градусов. Лодка врезалась в грунт и пропахала его носом, после чего замерла в горизонтальном положении.

Спустя 35 секунд после остановки на грунте произошел второй взрыв. Он оказался более мощным и мгновенно погубил всех, кто находился во втором и третьем отсеках. Две массивные межотсечные переборки сорвались с места и прошлись по отсекам, как пресс.
Примерно через десять минут погибли и те, кто находился в четвертом, пятом и пятом-бис отсеках.

«Тогда капитан-лейтенант Рашид Аряпов намертво задраивает переборку между шестым и соседним отсеками, пятым-бис», — цитирует «Лента.ру» сооснователя и руководителя Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, капитана 1-го ранга Игоря Курдина.

Члены экипажа, которым удалось выжить, всего 24 человека, собрались в девятом кормовом отсеке. Там был оборудован специальный аварийно-спасательный шлюз для эвакуации. С собой они взяли гидрокомбинезоны, водолазное белье, все дыхательные аппараты, а также банки с пластинами для регенерации воздуха. Командование принял капитан-лейтенант Колесников.

Запасов кислорода, воды и пищи им должно было хватить на 8—10 суток. Но судмедэксперты, проводившие вскрытие тел, заключили, что моряки девятого отсека прожили не больше четырех с половиной часов, максимум восемь часов после взрывов.

«Мне такая версия не кажется убедительной, поскольку с ней не согласны другие авторитетные специалисты. Анализируя информацию, в том числе и о стуках из девятого отсека, следует считать, что подводники в нем оставались живыми как минимум до четырех утра 13 августа», — говорит Игорь Курдин.
По его мнению, подводники были живы 16,5 часа и могли продержаться еще дольше. Запасы пищи и воды были почти не израсходованы. Все указывало: случилось что-то еще. В частности, есть предположение, что при перезарядке установки для регенерации воздуха кто-то из подводников уронил несколько пластин В-64, поэтому произошел взрыв. Три человека погибли от него, остальные 20 задохнулись. Огонь выжег весь кислород в отсеке.

Сколько человек погибло
На борту находились 118 подводников, после потопления субмарины из них оставались в живых 24 человека. Капитан-лейтенант Дмитрий Колесников оставил записку с именами 23 матросов, которые находились в турбинном зале на корме лодки. Их тела были обнаружены водолазами 21 августа — спустя девять дней после аварии.

Взрывы унесли жизни большей части экипажа. Те, кто выжили, ждали помощи в кормовом отсеке. Они стучали, чтобы их услышали, но никто им не ответил. Подводники надеялись и на самих себя, намереваясь самостоятельно покинуть подлодку и всплыть на поверхность. Это предписывает инструкция по выходу из затонувшей подводной лодки. Ее обнаружили в руках у одного из погибших моряков.
«Из этого отсека, где они находились, действительно можно выйти на поверхность. Там находился спасательный люк. Но в Баренцевом море для свободного плавания очень низкая температура. Плюс к этому ветер и волны — тебя унесет, и никто больше никогда не найдет», — пояснил Игорь Курдин.

Он отметил, что самой главной проблемой был доступ к воздуху. Подводники использовали аварийную систему регенерации. Это простая установка, в которую нужно вставлять пластины В-64, поглощающие углекислый газ и выделяющие кислород. Однако, если кусок такой пластинки бросить в воду, то она вмиг вскипает. Пластины меняются примерно через восемь часов. В момент перезарядки пластин что-то случилось. Три тела офицеров, проводивших перезарядку, сильно обгорели. У остальных были закопченные верхние дыхательные пути. По мнению Кудрина, на пластины попала капля масла или воды либо на подволоке скопился конденсат, и установка вспыхнула.

Торпеда 65-76 «Кит»
По официальной версии катастрофы, изложенной в отчете генерального прокурора РФ Владимира Устинова, причиной гибели АПЛ «Курск» стал взрыв торпеды 65-76А. К этому привела утечка компонентов топлива уникального боеприпаса. После взрыва топлива на «Курске» загорелись и взорвались другие торпеды «Кит» в первом отсеке.

Глава отдела перспективного планирования концерна «Гидроприбор» Глеб Тихонов рассказал, что торпеда 65-76А калибра 650 миллиметров является самой мощной и не имеющей аналогов в мире. Снаряд подлодки был способен потопить авианосец.

Торпеда 65-76А «Кит» была создана в 1970-х годах, а ее последняя модификация поступила на вооружение ВМФ СССР в 1991 году. По словам Тихонова, ни один флот западных стран не использует торпеды калибром более 553 миллиметров.
В комплект «Кита» входят три торпеды и один прибор гидроакустического противодействия. Кроме того, торпеда «Кит» уникальна по своим характеристикам скорости, дальности хода и запасу взрывчатых веществ. У ближайшего аналога «Кита» — американской торпеды Mark-48 — дальность хода в два раза меньше, отметил эксперт.

«Торпеда была изготовлена на заводе в Алма-Ате. Сделали серию — десять единиц. Через какое-то время выяснилось, что торпеды текут по сварным швам. Командованию разослали документ, в котором говорилось: отозвать боевые торпеды, отправить их обратно на завод, слить топливо, произвести рентгеноскопию, переварить швы, заправить и вернуть. Слово ключевое здесь — «боевые». Поэтому девять из них отправили, а одну — она считалась «учебной» — оставили», — рассказал «Комсомольской правде» Игорь Курдин.

Проблемы начались, когда торпеду загрузили в торпедный аппарат. Перед самой стрельбой в ней повысилось давление. Позднее генеральный прокурор РФ уточнил время: торпеда взорвалась в 11 часов 28 минут 26 секунд в торпедном аппарате № 4.
В феврале 2002 года экс-министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов заявил, что решением командования ВМФ России торпеды семейства 65-76 сняты с вооружения. Командующий военно-морского флота РФ Владимир Куроедов заявил, что торпеды «Кит» не оправдали возложенного на них доверия ВМФ. На вооружение их возвращать не будут.

Президент России Владимир Путин в марте 2018 года подчеркнул, что причиной катастрофы атомной субмарины «Курск» стало «общее плачевное состояние вооруженных сил». Глава государства отметил, что поначалу даже не были понятны масштабы той страшной катастрофы.

Как спасали подлодку «Курск»
Спасательная операция длилась с 12 до 20 августа. Когда люк подлодки вскрыли, все члены экипажа были уже мертвы. До сих пор есть версии о том, что выживших можно было спасти, если бы Россия запросила помощи у англичан. Тогда моряков якобы сразу могли подняли на поверхность.

Однако оставшийся экипаж прожил только восемь часов. Россия несколько дней пыталась проводить спасательные операции собственными силами, но безрезультатно. 16 августа РФ все же решила допустить к спасательной операции иностранцев. На подготовку ушло еще несколько дней и только 20 августа английские и норвежские водолазы смогли прибыть к месту трагедии. К тому моменту спасать было уже некого...
Все 118 членов экипажа подлодки удостоены посмертно орденов Мужества, а командиру корабля присвоено звание Героя Российской Федерации.
12 августа 2000 года в Баренцевом море погиб атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) К-141 "Курск" – одна из самых современных на тот момент субмарин ВМФ России. - 985389553297
12 августа 2000 года в Баренцевом море погиб атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) К-141 "Курск" – одна из самых современных на тот момент субмарин ВМФ России. - 985389638801
12 августа 2000 года в Баренцевом море погиб атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) К-141 "Курск" – одна из самых современных на тот момент субмарин ВМФ России. - 985389694353
gif

Комментарии