9 мар 2020

Обслуживание автомобильных аккумуляторов.

Правильно заряжаем АКБ.

Обслуживание автомобильных аккумуляторов. - 908238120079
Современные автомобильные батареи подразделяются на обслуживаемые(требуют контроль уровня электролита и доливку дистиллированной воды) и не обслуживаемые(не требуют доливки дистиллированной воды). Приобретая в магазине новый аккумулятор, мало кто знает ,что необслуживаемые АКБ подразделяются на :
-частично обслуживаемые (требуют контроль за состоянием и плотностью электролита, но в процессе эксплуатации доливать дист.воду нет необходимости ,так как вода из электролита не выкипает ,например кальциевые батареи.);
-совсем не обслуживаемые (герметичные);
и не подозревают, что у не обслуживаемых аккумуляторов под декоративной крышкой находятся пробки контроля уровня и состояния электролита. И все эти батареи нуждаются в обслуживании, а именно контроле уровня и плотности электролита, контроле состояния и поддержания заряда.
Как определить что АКБ нуждается в заряде? И как часто нужно заряжать аккумулятор?
Открываю инструкцию по эксплуатации батареи на официальном сайте завода изготовителя, читаю: « ..контроль аккумулятора осуществлять 1 раз в 3месяца, а в зимнее время 1 раз в месяц. Если напряжение на клеммах АКБ ниже 12,5 В, батарею необходимо зарядить».
Обслуживание автомобильных аккумуляторов. - 930108112783
Замерять напряжение на клеммах необходимо через 8 часов после остановки двигателя.
Состояние заряженности аккумулятора так же можно контролировать по плотности электролита.
1,27г/см-100%
1,24г/см-50%
1,22г/см-25%
Плотность электролита не должна быть ниже 1,26г/см (инструкция по эксплуатации АКБ).
Состояния батареи зависит от условий эксплуатации автомобиля. При частых поездках на короткое расстояние с многочисленным запуском и остановкой двигателя, генератор не способен компенсировать затраченную энергию даже в летнее время, особенно если автомобиль оборудован системой кондиционирования воздуха.
В зимнее время всё намного сложнее, отрицательная температура воздуха снижает ёмкость АКБ, а холодный электролит хуже принимает заряд. Нагрузка на бортовую электрическую сеть высока, так как задействовано много электропотребителей ( печка, обогрев стекол, обогрев сидений…). Постоянный недозаряд батареи приводит к сульфатации пластин.
Сульфатация-образование кристаллов сульфата свинца на отрицательных пластинах батареи.
При заряде АКБ эти кристаллы растворяются и преобразуются в металлический свинец. Но при постоянном недозаряде, глубоком разряде и длительном нахождении аккумулятора в разряженном состоянии сульфатация становится необратимой. Кристаллы сульфата свинца покрывают рабочую поверхность пластин, что приводит к уменьшению ёмкости АКБ, батарея начинает быстро разряжаться, а разряженная батарея быстро принимать заряд.
Из инструкции по эксплуатации АКБ следует, что аккумулятор с зарядом ниже 50%(плотность электролита ниже 1,24г/см) считается глубоко разряженной и он подлежит немедленной постановки на заряд.
Коротко остановлюсь на батареях ,оборудованных индикатором состояния степени заряда.
Цитата: «Зелёный цвет индикатора указывает на степень заряженности ≈ 50%(p=1,23г/см и выше)». А это означает, что батарея может находиться на грани между недозаряженной и сильно разряженной. Ориентироваться по индикатору нельзя.
Переходим к заряду Аккумулятора.
Аккумулятор должен быть очищен от грязи, вымыт и вытерт насухо. Клеммы зачищены от окислов и смазаны токопроводящей смазкой( я использую литол). Пробки выкручены. Если уровень электролита ниже минимума, то необходимо долить дистиллированную воду.
Для полноценного заряда батареи лучше использовать зарядное устройство с автоматическим и ручным режимами заряда. Большинство автоматических ЗУ не способны зарядить современные аккумуляторы до состояния 100% . Об этом чуть позже. Производитель рекомендует заряжать АКБ током равным 0,1 от емкости батареи. Например, ёмкость аккумулятора 55Ah, 0,1*55=5,5А.
Выставляю ток на своём зарядном устройстве 5,5А , перевожу ЗУ в автоматический режим, чтобы постоянно не контролировать процесс заряда, так как по мере заряда батареи при неизменной силе тока напряжение на клеммах будет расти и может составить более 18В, что приведет к разрушению пластин. Оставляю батарею заряжаться на 10-12часов.
Обслуживание автомобильных аккумуляторов. - 930108211087
Обратил внимание, что при заряде аккумулятора в автоматическом режиме, плотность
электролита не превышает 1,25г/см. У меня кальциевая батарея, производитель рекомендует заряжать свои аккумуляторы с применением кальциевых технологий, постоянным напряжением 16,2В.
Цитата: «Зарядные устройства, предназначенные для работы в автоматическом режиме, нередко настраиваются на напряжение 14,4-14,5В.При достижении этого напряжения …происходит автоматическое уменьшение зарядного тока почти до «0»». Автоматические зарядные устройства не способны зарядить АКБ, с применением кальциевых технологий до 100% уровня заряда.
Перевожу зарядное устройство в ручной режим, регулятором силы тока уменьшаю ток до того момента, пока напряжение на клеммах не будет соответствовать значению 16,2В.
Обслуживание автомобильных аккумуляторов. - 930108374159

Батарея считается полностью заряженной при достижении плотности электролита во всех банках 1,27-1,28г/см через 30мин. после прекращения заряда, а напряжение на клеммах должно быть не менее 12,6В.
Свинцово-сурмянистые АКБ заряжаются напряжением 14,8В.
Обслуживание автомобильных аккумуляторов. - 930108499087
Батареи с применением технологий SFB заряжаются максимальным напряжением 15,6В и током 1/20 от емкости аккумулятора. Например, 60Ah/20=3A
Гелевые или АКБ типа AGM подлежат заряду максимальным напряжением 14,4В.

Комментарии

  • 11 мар 2020 17:34
    В разделе " видео" есть короткая съемка к статье.
  • 21 мар 2020 11:27
    В статью добавлена информация по заряду батарей с технологиями SFB,гелиевых и типа AGM.
  • 27 окт 2023 17:34
    Батареи с технологией EFB заряжаются аналагично АКБ Ca/Ca с жидким электролитом.
  • 18 фев 2024 11:40
    АКБ с клапаном VRLA заряжаются током 20% от емкости и максимальным напряжением 14,4В. Напряжение 14,6В-недопустимо.