Комментарии
- 12 фев 10:54Александр КосивцовОРИГИНАЛЬНО!!
- 12 фев 13:19Я РУССКИЙ РУССКИЙУ кукурузника крыло прямоугольное.
- 12 фев 16:28Сергей Токарев
🏻
- 12 фев 16:56Павел Дубровский ответил Я РУССКОМУ РУССКОМУКрыло от Л-410,читай внимательно.
- 12 фев 17:03Сергей ТокаревЧего только не навыдумывает народная смекалка в своих гаражных мастерских. И это из металлолома без всяких конструкторских бюро. Главное - летает, и выполняет свои функции.
- 12 фев 21:45эдуард трубицын☣Бред какой–то.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Авиатехник
Самолёт, который собрали из вертолёта Ми-2 и кукурузника: Невероятная история инженера А.
Н. Копейкина
В конце 1980-х годов, на фоне заката СССР, в Краснодарском крае произошло событие, которое могло бы стать началом новой эры малой авиации. Колхоз «Родина», возглавляемый предприимчивым Михаилом Боглачёвым, решил создать собственный сельскохозяйственный самолет. Так началась история СХ-2 «Челленджер» — уникального аппарата, собранного из «металлолома» и ставшего символом инженерной смекалки.
Александр Николаевич Копейкин, подполковник ВВС в отставке, преподаватель аэродинамики и руководитель конструкторского бюро, стал ключевой фигурой проекта. Его опыт и связи позволили найти нестандартные решения при постройке самолёта:
Фюзеляж от Ми-2 — вертолет, списанный Краснодарским авиаотрядом, стал основой для кабины и систем управления.
Крыло от L-410 — прочное свободнонесущее крыло чехословацкого самолета обеспечило устойчивость.
Хвостовое оперение от Ан-2 — стабилизатор и рули были адаптированы для новых задач.
Двигатели М-14П — снятые с учебных Як-18, они дали жизнь двухмоторной схеме нового самодельного самолёта.
«Челленджер» во время испытаний
Команда Копейкина, включая механиков колхоза, завершила сборку за 8 месяцев. Общая стоимость проекта — 24 тыс. советских рублей — была смехотворной даже по меркам 1990-х. Напомню, что это был самый настоящий самолёт!
Первый полет состоялся 10 марта 1990 года. Копейкин лично поднял «Челленджер» в небо, отметив его стабильность и маневренность, сравнимую с Ан-2. Однако испытания не обошлись без инцидентов. Во время одного из полётов, при попытке изучить влияние центровки, самолёт потерпел аварию. Из-за ошибки в управлении «Челленджер» рухнул на землю, разрушив шасси и двигатели. Экипаж чудом выжил, а председатель колхоза потребовал восстановить машину за три месяца.
Несмотря на это, самолет доказал свою эффективность:
Грузоподъемность — 1000 кг (800 л химикатов).
Скорость полёта — до 230 км/ч, с коротким разбегом (80–100 м).
Экономичность — расход топлива меньше, чем у Ан-2.
«Челленджер» не только обрабатывал поля, но и стал основой для аэроклуба. Колхоз приобрёл Як-52 и Ан-2, а Копейкин обучал пилотов. Летом 1991 года команда даже устраивала показательные прыжки с парашютом
Но в 1992 году, после распада СССР, председатель колхоза приватизировал имущество. Аэроклуб закрыли, технику передали в другие организации, а «Челленджер» сожгли. Копейкин назвал это «вандализмом».
Копейкин отверг критику о несовместимости вертолётного фюзеляжа с крылом L-410: «Если установить крыло на паровоз, будет несовместимо. Но Ми-2 — лучше Ан-14!».
Адаптеры для крепления крыла изготавливались вручную с трёхкратным запасом прочности.
Что касается силовой установки, то М-14П работали на пределе температур, но выдержали все нагрузки.
Сегодня проект Копейкина — урок для энтузиастов. Он доказал, что даже в условиях дефицита можно создать функциональный самолет. Современные аналоги, такие как «кукурузники» на базе Cessna, повторяют идею доступности, но «Челленджер» остаётся уникальным примером «народной» инженерии.
Александр Копейкин, продолжая делиться опытом, отмечает: «Построить такой самолет можно и сейчас — согласно ФАП-118».