Атлас Искусственная или натуральная шелковая ткань с гладкой блестящей лицевой поверхностью и матовая с изнанки, иногда с введением шерстяного или льняного утка. На лицевой стороне тканей атласного переплетения видны только нити основы (основной атлас) или только нити утка (уточный атлас). Более ценное волокно всегда идет по лицевой стороне. Соотношение хода утка к основе 1:5 и более, что и позволяет достичь особой гладкости ткани. Атласный тип переплетения нитей был изобретен в Китае и позднее вместе с технологией выращивания тутового шелкопряда и обработки шелка-сырца был вывезен по Великому шелковому пути через Среднюю Азию на Ближний Восток и в Европу, где в эпоху Возрождения было налажено собственное производство атласа. Тем не менее в Европе даже в новое время широко использовался китайский атлас - акинфа. Наивысшего качества изготовление атласа достигло в Иране XVI-XVII вв. Известны гладкие и узорчатые, муаровые, тяжелые и другие сорта атласов. Атлас используется до сегодняшних дней для изготовления одежды, платков, галстуков, как подкладочная ткань, как материал для праздничных церковных облачений. Байка Мягкая ворсовая ткань из шерстяного или хлопчатобумажного волокна, используется в зависимости от сорта для одежды и белья. Дорогие сорта шерстяной байки были очень популярны в период расцвета английской моды в России 40-х годов XIX века, особенно для пошива мужских пальто и спортивной одежды. Бареж Сорт шелковой ткани, изготовленной в так называемой газовой технике, когда при переплетении нити основы и утка не прибиваются плотно друг к другу, а только слегка соприкасаются. Шелковый бареж в XIX веке был одной из самых дорогих тканей, пока для его изготовления не стали использовать отходы прядения, соединяя шелковую некрученую основу с хлопчатобумажным или шерстяным утком. Вышел из моды в конце XIX века. Название происходит от г. Бареж во Франции, места первоначального изготовления ткани. Бархат Ворсовая ткань с мягкой пушистой лицевой поверхностью, полученной введением кроме основы и утка специальной ворсовой ткани (ворсовой основы), Основой для ворса, определяющей сорт бархата, могут служить шелк, хлопок (полубархат) и шерсть. Ворсовую нить при прядении вытягивают при помощи специальных металлических прутков так, чтобы она образовывала на лицевой стороне петли. Если эти петли разрезались, бархат получал название разрезного, если нет - неразрезного, или петельчатого. Техника изготовления бархата была изобретена в Китае, в Европе стала известна в конце XIII века. В России первая шелковая мануфактура, изготавливавшая и бархат, была организована в 1717 году. Наиболее дорогими считались сорта шелкового бархата, отличавшиеся от других низким ворсом. Бархат на шерстяной и хлопковой основе появился в XVII веке. Название сорта бархата определяет место или технологию изготовления. Батист Очень тонкая полупрозрачная мягкая мерсеризированная ткань, хлопчатобумажная, льняная или шелковая, полотняного переплетения из туго скрученных нитей. Высокая прочность ткани в сочетании с легкостью и прозрачностью достигается за счет скрупулезного соблюдения одинаковой толщины основы и утка при использовании любого сырья. Название ткани происходит от фамилии ее создателя Франсуа Батиста из камбре, французского ткача, жившего в XIII веке. Настоящий батист изготавливают из отбеленных тканей в отличие от близкой по технике ткани кембрик, также известной с XIII века, сотканной из окрашенных нитей или орнаментированной в технике набойки. Бельсет Легкая ткань из микроволокна с похожей на кожицу персика ворсистой и мягкой поверхностью, имитация велюровой кожи. Биссус Тонкая прозрачная льняная ткань в Древнем Египте, а также женская вуаль из этой ткани. Бобрик Жесткая плотная шерстяная ткань с коротким стоячим ворсом. Используется для пошива верхней одежды. Бобрик был в моде и выпускался в большом количестве в 50-е годы XX века. Брезент Грубая, плотная, непромокаемая ткань, пропитанная особым составом; применяется при изготовлении непромокаемой одежды. Брокатель Легкая полушелковая материя, вытканная небольшими цветами, золотыми или серебряными букетами, иногда оттененными цветными нитками. Во второй половине XVII века использовалась для весенних платьев. Изящность и интимность брокатели в XVIII веке развилась в особый стиль тканей - органди и кисеи с вышивкой металлическими нитями. Букле Преимущественно шерстяная, тканая из буклированной нити пальтовая или костюмная ткань. Буклированная нить с узелками и петлями разной величины придает ткани характерную рельефность. Встречаются буклированные ткани из хлопчатобумажных и синтетических волокон. Бумазея Плотная хлопчатобумажная ткань с начесом на одной стороне. Ворсованная сторона напоминает фланель. Бурдесуа Шелковое сырье низкого качества из поврежденных коконов шелкопряда. Нити бурдесуа служили утком для тканей среднего и низкого качества. Бязь Толстая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, отбеленная, гладкокрашенная или набивная. Появилась в России в XVI веке, использовалась для опашней, кафтанов и другой верхней одежды как подкладка. В XVIII-XX вв. отбеленная бязь служила для пошива нижнего солдатского белья, так как была дешевле миткаля. В торговой среде отбеленная бязь имела название "шиля". Гладкокрашенную бязь использовали для подкладки и дублирования костюмных и пальтовых тканей, набивную - для женского и детского легкого платья. В настоящее время используется в основном как ткань для постельного белья. ". Вельвет Хлопчатобумажная ткань в рубчик, в которой чередуются полоски с выступающим ворсом и без ворса. Велюр Собирательное название мягких ворсистых тканей с густым коротким ворсом. Вигонь Ткань из шерсти и пуха верблюда. Вискоза Вязкая масса, получаемая из древесной целлюлозы при обработке ее сероуглеродом и едким натром; применяется для изготовления искусственного вискозного шелка, искусственной шерсти и т.д. Вискоза - самое натуральное из всех химических волокон. В зависимости от назначения вискоза изготавливается с блестящей или матовой поверхностью. Вискозной ткани можно придать характер "шелка", "хлопка" или "шерсти", изменяя блеск, тонкость и придавая извитость волокнам. Утолщенные нити могут придать вискозному полотну вид льняного. Вистра Искусственная шерсть, изготавливаемая из вискозы. Виши Двухцветная ткань в контрастную прямоугольную клетку из хлопка или смешанных волокон. Габа Очень плотное сукно, чаще всего белого цвета, применявшееся для верхней одежды. До XVIII века ввозилось в Европу с Востока, затем технологию изготовления габы и изделий из нее заимствовала Испания. Одной из разновидностей габы считается шерстяной или хлопчатобумажный габардин. Габардин Шерстяная, полушерстяная или хлопчатобумажная непромокаемая ткань саржевого переплетения со специальной пропиткой. Для нее характерен резко выраженный диагональный рубчик, образуемый очень частым переплетением основных и уточных нитей. Применяется для пошива костюмов и легких пальто. Газ Шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения из тонко скрученного хлопка, в которой две нити основы переплетаются с одной нитью утка и не уплотняются при этом. За счет пространства между нитями газ вырабатывается легким и полупрозрачным. Существует несколько сортов газа - узорчатых, гладких и даже диагонального переплетения. Газ-иллюзион - самый тонкий, практически прозрачный газ. Газ-кристалл - ткань с использованием разноцветных нитей утка и основы, с характерным только для нее радужным блеском, изобретенная в 1852 году. Газ-марабу - ткань из предварительно скрученных нитей шелка-сырца и потому имеющая золотистый цвет, но более жесткая. Газ-рис - очень мягкая ткань из некрученых нитей шелка-сырца. Гленчек - специальный термин для названия полушерстяной ткани в клетку, в обиходе известной как шотландка. Гобелен Пестрая узорчатая ткань приглушенных цветов с расплывчатыми переходами от одного цвета к другому. . Грезет или гризет Однотонная шерстяная иле шелковая ткань низкого сорта с мелким тканым цветочным рисунком, обычно серого цвета на сером фоне. Из гризета в XVIII веке шили платья, юбки, сарафаны и т.п. От названия ткани произошло слово "гризетка" - бедная девушка, живущая своим трудом и потому вынужденная ходить в дешевом платье из гризета. Грогрон Гладкокрашенный шелк высшего качества из самых лучших коконов шелковичного червя с длинной неповрежденной нитью. Высокое качество нити позволяло добиться очень плотного скручивания пряжи и получить тонкую легкую ткань, самую дорогую из шелков, выпускавшихся в XIX веке. Название французского происхождения, первая часть слова "гро" означает шелк, вторая, как правило, место первоначального производства, например гроданвер - узкий полосатый шелк из Анвера, гродеберлен - из Берлина, гродещин - из Китая, гроденапль - из Неаполя, гродетур - из Тура, гродефлоранс - из Флоренции и т.д. Обычно в сортах худшего качества, чем грогрон, утком служили более короткие нити, называемые "трам" Дама Двусторонняя орнаментированная шелковая, хлопчатобумажная или смешанная ткань, рисунок которой, вытканный блестящим атласным переплетением нитей, хорошо выделяется на матовом фоне полотняного переплетения. Название происходит от г. Дамаска в Сирии, где впервые во все времена средневековья начали производство дама разных сортов. Рисунок орнамента, как правило, цветочный. Дама имеет множетсво разновидностей. Дама-кафар - разновидность штофа из смешанной пряжи (шелк, лен, шерсть). Дамаскет - ткань типа дама с гирляндами цветов на атласном фоне, вытканных металлической нитью. Дамассе - ткань типа дама с очень крупным узором. Дамассин - белая хлопчатобумажная ткань с блестящим узором на матовом фоне. Дамаск Шелковая, шерстяная или хлопчатобумажная ткань, тканная полотняным или копровым перплетением, иногда в комбинации с атласным. Шелковый дамаск имеет восточное происхождение; эта тяжелая густотканая материя предназначалась прежде всего для церковного облачения и для обивки мебели, и лишь некоторые более легкие ее виды - для одежды. Хлопчатобумажный и льняной дамаск в новое время используется для белья, занавесок и обивочной ткани. В XVIII веке дамаск часто имитировал кружево путем создания белого тонкого рисунка на темном фоне. Демикотон Очень плотная двойная хлопчатобумажная ткань атласного переплетения, популярная в XIX веке. Использовалась в основном как подкладочная, реже - для одежды мелких чиновников и бедных горожан. Деним Первоначальное название хлопчатобумажной джинсовой ткани, плотной и прочной. Ее производство было начато в конце XIX века в г. Ним во Франции. У денима окрашена только нить основы, а уточная нить - белая. Благодаря такому переплетению лицевая сторона чаще всего синяя или черная, а изнаночная - белая. Джерси Шелковое трикотажное полотно. Диаспер Двунитковая шелковая материя с тонкой золотой нитью, полотняного переплетения с одним рисуночным и одним соединительным утком. Была популярна в середине XIX века. Драдедам Один из самых дешевых видов сукна, шерстяная ткань полотняного переплетения с ворсом. В XIX веке использовался в среде бедноты как ткань для наплечных больших платков. Драп Плотное тяжелое двойное сукно, сильно увалянное, с односторонним или двусторонним ворсом, как из чистошерстяной пряжи, так и с утком из хлопчатобумажных нитей. Тяжелые сукна из двойной основы и утка использовались только для верхней мужской и женской одежды, в частности пальто. В русском языке название "драп" относится только к двойным сукнам, а более легкие ткани называются сукнами. Дымка Тонкая шелковая ткань, вышитая орнаментом, например букетами цветов, популярная как ткань для дорогих бальных нарядов в первой половине XIX века Дюшес Очень блестящий высококачественный сатин из шелковых или химических волокон. Казинет Хлопчатобумажная, полушерстяная или шерстяная одноцветная гладкая ткань саржевого переплетения. Казинет из шерстяной пряжи был в России тканью для форменной одежды нижних гражданских чинов. Камка Тонкая ткань с разнообразным по композиции цветочным рисунком, как правило, шелковая, одноцветная. Отличительной особенностью ее является сочетание блестящего узора и матового фона по лицевой стороне и блестящего фона и матового узора по изнанке. Камки выпускались и двусторонними, более сложной текстуры, где изнаночная поверхность была скрыта в толщи ткани. Игра света на шелковых нитях создавала впечатление переливчатости и делала ткань похожей на парчу. В России камка известна с XVII века, но наиболее популярной как ткань для пошива верхней одежды была в XIX веке. В технике камки с прошлого века до нашего времени изготавливают также льняное полотно дял постельного и столового белья. Наименование "камка" для шелковых, хлопчатобумажных и шерстяных тканей в середине века практически вышло из употребления, так как каждый из видов ее, подобно ткани дама, приобрел свое название. Камлот Шерстяная, а с XIX века - хлопчатобумажная ткань, дорогие сорта которой ткали из верблюжьей или ангорской шерсти с примесью шелка, что позволяло добиться рыхлой, мягкой фактуры полотна. Название происходит от греческого "верблюд". Более дешевые сорта камлота изготавливали из хлопка, причем основа натягивалась в две нити обязательно черного цвета, поэтому название ткани предполагает только темную окраску материи. Использовалась для мужской и женской верхней одежды. Канва Прореженная ткань для вышивания шелками и шерстью Каразея Шерстяная ткань грубой выделки, разреженной фактуры, в русской армии использовалась для шитья солдатских мундиров. Кармазин Тонкое сукно очень высокого качества из лучших сортов шерсти, окрашенное в ярко-красный цвет алого, багряного оттенка. Вышел из моды в начале XVIII века, использовался для пошива верхней одежды, в частности кафтанов. Кастор Тонкое шерстяное сукно разных цветов, лучшие сорта которого изготавливали во Франции, Бельгии, Голландии в XIX веке из пряжи с примесью бобрового или козьего пуха. Кастор использовался для пошива верхнего платья, шляп, перчаток, чулок. В отличие от обычных сукон, кастор имел ворс только на изнаночной стороне. Лучшим шляпным кастором считался марселет, который первоначально изготавливали в г. Марселе. Кашемир Мягкая полушерстяная или полушерстяная камвольная ткань саржевого переплетения, окрашенная в ровные цвета или набивная. Первоначально изготавливалась в г.Кашмире в Индии. Наиболее популярным изделием из нее являются шали. В конце 80-х - начале 90-х годов XIX века являлась самой модной тканью для мужской и женской верхней одежды. Кисея Очень тонкая редкотканая полупрозрачная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, цветная, узорчатая или с вышитым орнаментом. В первое десятилетие XIX века самой модной была белая кисея, как подражание античным традициям. По техническим и художественным качествам близка к муслину. Клоке Натуральный или искуственный шелк либо шерстяная ткань с характерной рельефной поверхностью. Вырабатывается на жаккардовых станках, рельефность достигается применением двух основных нитей. Верхняя основа креповой крутки слабая, нижняя натянута. Эффект клоке получают и на хлопчатобумажных тканях в результате обработки на соответствующем каландре. Коверкот Плотная шерстяная или полушерстяная ткань с диагональными полосами из двух разноцветных крученых нитей. Используется в основном для пошива мужских пальто. Коленкор Хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, отбеленная и накрахмаленная в процессе отделки. Нити основы и утка довольно толстые, что отличает коленкор от подобных тканей. Коленкор выпускали одноцветным, белым или цветным , а клей или крахмал, используемые для пропитки, придавали ему глянец. При долгой носке пропитка на сгибах осыпалась. Коленкор использовался для пошива белья, цветной и более дорогой - для отделки, подкладки, церковных нужд. Коленкор служил также основой для изготовления набивных тканей - миткаля, ситца. Креп Для изготовления крепа основу натягивали из очень туго скрученных нитей, а уток - из слабо скрученной пряжи, благодаря чему поверхность ткани получалась неровной, шероховатой, покрытой небольшими бугорками или морщинистой. Креп имеет много сортов, использовавшихся для пошива одежды: крепдешин, креп-жоржет, креп-марокен и т.д. Крепдешин Китайский креп, полупрозрачный, как правило, однотонный или с цветочным рисунком, снова вошел в моду в 50-е, затем в 90-е годы XX века. Кретон Хлопчатобумажная плотная ткань полотняного переплетения из предварительно окрашенной пряжи, что позволяло получать цветные геометрические орнаменты в виде полос и клеток. Иногда клетка или полоска дополнялись орнаментом в технике набойки. Название происходит от места первоначального производства - г. Кретон в Нормандии. Кринкл, крэш Жатые ткани. Морщины часто замяты в долевом направлении и выражены более или менее сильно. Кумач Хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения красного цвета, использовалась в основном для пошива сарафанов и мужских сорочек в русской крестьянской среде. Лавабль Хорошо переносящая стирку мягкая, креповидная, струящаяся ткань с гладкой поверхностью, из шелковых или химических волокон. Лаке Способ обработки ткани, придающий специфический блеск и гладкость, как бы лакированность поверхности. Ламе Ткань атласного переплетения из натурального или искусственного шелка, с одной стороны типа крепмарокена, с другой - блестящая. Была популярна в 30-е годы XX века. Современное ламе - блестящая, переливчатая ткань с металлическими и другими блестящими эффектными нитями. Лен Из стеблей растения лен добывают волокна, из которых прядут льняную пряжу для льняного полотна. Льняное полотно имеет очень гладкую поверхность с матовым блеском, мало загрязняется и не осыпается. Благодаря гигроскопичности одежда из льна способствует естественной терморегуляции тела и особенно подходит для ношения летом и в тропических условиях. Люстрин Шерстяная или полушерстяная с добавлением хлопка ткань с блестящей поверхностью. Глянец образовывался в результате обработки уже готовой материи. Лучшие сорта люстрина использовались для женского платья, более жесткие - для мужских пальто и пиджаков. Наиболее популярен был в середине XIX века. Магнул Китайская шелковая материя с изображением драконов. Маренго Меланжевая ткань с преобладанием темно-серого, часто почти черного цвета. Меланжевый эффект достигается в ходе прядения добавлением белых волокон в темную шерсть. Маркизет Прозрачная мерсеризированная легкая ткань, изготавляемая из очень тонкой, скрученной из двух нитей пряжи дорогих сортов. Выпускается однотонной и набивной. Матлассе Ткань из натурального или искусственного шелка с жаккардовым рисунком наподобие стежки на ватине. По способу изготовления и внешнему виду напоминает клоке. Меринос Шерстяная ткань саржевого переплетения, обычно однотонная, пряжу для которой изготавливали из шерсти тонкорунных овец - мериносов. Использовали для женского платья, верхней одежды и так называемых персидских и турецких шалей в XIX веке. При смешивании мериносной пряжи с шерстью других сортов или с другими волокнами получали полумеринос или новые сорта смесовых тканей. Миткаль Хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения из довольно толстых нитей неотбеленной пряжи, как правило, сероватого оттенка. При дальнейшей обработке из миткаля получали другие ткани: при отбеливании - коленкор и мадаполам, при крашении - кумач, при нанесении орнамента - ситец и т.д. Самым лучшим миткалем в XIX веке считался английский. Муар Шелковая ткань полотняного переплетения с волнообразным отливом, полученным за счет обработки специальными валиками-каландрами, однотонная, переливающаяся. использовалась для пошива женского платья, отделки мужской одежды, орденских лент. Лучший муар в Росси XIX века выпускала фабрика Н.Серебряникова в Петербурге. Муар из шелка высшего качества назывался гро-муар, муар с крупными волнами - муар-антик. Муслин Очень тонкая легкая шерстяная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, популярная до середины XIX века. Иногда при изготовлении муслина использовалась также льняная или шелковая пряжа. Слово муслин происходит от названия г. Мосула в Ираке, где в древности находились знаменитые текстильные мануфактуры. Разновидностью муслина можно считать муслинделин - рыхлую тонкую шерстяную ткань, которая использовалась для пошива женского платья. Нана Грубая плотная хлопчатобумажная ткань, одна из самых дешевых в XIX веке. Название происходит от места первоначального изготовления - г. Нанкина в Китае. Название определял и цвет ткани - один из оттенков желтого, но с середины XIX века оно распространилось и нанку других цветов. Нансук Тонкая хлопчатобумажная ткань белого цвета полотняного переплетения. Использовалась в XIX веке для белья и мелких деталей женского туалета. Органди Тонкая, очень прозрачная, довольно жесткая ткань из хлопка или искусственного шелка, первоначально изготавливалась в Индии. В современной моде используется для вечерних блузонов и жакетов, одеваемых поверх бюстье или топа. Особенно была популярна в 30-х годах ХХ века и выпускалась как гладкокрашенной светлых тонов, так и набивной. Парча Тяжелая шелковая тканьс богатым узором, тканным золотой или серебряной нитью. В настоящее время парчу ткут на жаккардовых машинах, а название распространилось и на подобного типа ткани из искусственных шелковых, хлопчатобумажных и синтетических волокон. Металлическая нить люрекс имитирует золото и серебро. Парча была дорогостоящей тканью и ввозилась первоначально из Византии, Турции, Ирана, с XVI века - из Франции и Италии. Из парчи шили мужскую и женскую парадную одежду до XIX века, позднее основным заказчиком стала церковь. В ХХ веке парчу стали использовать для женских вечерних туалетов. Пепита Ткань саржевого переплетения в мелкую, преимущественно черно-белую или коричнево-белую клетку. Та же клетка, но большей величины, носит название "гусиные лапки". (Продолжение следует) Источник: http://club.osinka.ru/topic-161876
Я люблю хендмейд
:Ирина Сенчилова
Словарь рукодельных терминов: часть 1 - ткани.
Атлас
Искусственная или натуральная шелковая ткань с гладкой блестящей лицевой поверхностью и матовая с изнанки, иногда с введением шерстяного или льняного утка. На лицевой стороне тканей атласного переплетения видны только нити основы (основной атлас) или только нити утка (уточный атлас). Более ценное волокно всегда идет по лицевой стороне. Соотношение хода утка к основе 1:5 и более, что и позволяет достичь особой гладкости ткани. Атласный тип переплетения нитей был изобретен в Китае и позднее вместе с технологией выращивания тутового шелкопряда и обработки шелка-сырца был вывезен по Великому шелковому пути через Среднюю Азию на Ближний Восток и в Европу, где в эпоху Возрождения было налажено собственное производство атласа. Тем не менее в Европе даже в новое время широко использовался китайский атлас - акинфа. Наивысшего качества изготовление атласа достигло в Иране XVI-XVII вв. Известны гладкие и узорчатые, муаровые, тяжелые и другие сорта атласов. Атлас используется до сегодняшних дней для изготовления одежды, платков, галстуков, как подкладочная ткань, как материал для праздничных церковных облачений.
Байка
Мягкая ворсовая ткань из шерстяного или хлопчатобумажного волокна, используется в зависимости от сорта для одежды и белья. Дорогие сорта шерстяной байки были очень популярны в период расцвета английской моды в России 40-х годов XIX века, особенно для пошива мужских пальто и спортивной одежды.
Бареж
Сорт шелковой ткани, изготовленной в так называемой газовой технике, когда при переплетении нити основы и утка не прибиваются плотно друг к другу, а только слегка соприкасаются. Шелковый бареж в XIX веке был одной из самых дорогих тканей, пока для его изготовления не стали использовать отходы прядения, соединяя шелковую некрученую основу с хлопчатобумажным или шерстяным утком. Вышел из моды в конце XIX века. Название происходит от г. Бареж во Франции, места первоначального изготовления ткани.
Бархат
Ворсовая ткань с мягкой пушистой лицевой поверхностью, полученной введением кроме основы и утка специальной ворсовой ткани (ворсовой основы), Основой для ворса, определяющей сорт бархата, могут служить шелк, хлопок (полубархат) и шерсть. Ворсовую нить при прядении вытягивают при помощи специальных металлических прутков так, чтобы она образовывала на лицевой стороне петли. Если эти петли разрезались, бархат получал название разрезного, если нет - неразрезного, или петельчатого. Техника изготовления бархата была изобретена в Китае, в Европе стала известна в конце XIII века. В России первая шелковая мануфактура, изготавливавшая и бархат, была организована в 1717 году. Наиболее дорогими считались сорта шелкового бархата, отличавшиеся от других низким ворсом. Бархат на шерстяной и хлопковой основе появился в XVII веке. Название сорта бархата определяет место или технологию изготовления.
Батист
Очень тонкая полупрозрачная мягкая мерсеризированная ткань, хлопчатобумажная, льняная или шелковая, полотняного переплетения из туго скрученных нитей. Высокая прочность ткани в сочетании с легкостью и прозрачностью достигается за счет скрупулезного соблюдения одинаковой толщины основы и утка при использовании любого сырья. Название ткани происходит от фамилии ее создателя Франсуа Батиста из камбре, французского ткача, жившего в XIII веке. Настоящий батист изготавливают из отбеленных тканей в отличие от близкой по технике ткани кембрик, также известной с XIII века, сотканной из окрашенных нитей или орнаментированной в технике набойки.
Бельсет
Легкая ткань из микроволокна с похожей на кожицу персика ворсистой и мягкой поверхностью, имитация велюровой кожи.
Биссус
Тонкая прозрачная льняная ткань в Древнем Египте, а также женская вуаль из этой ткани.
Бобрик
Жесткая плотная шерстяная ткань с коротким стоячим ворсом. Используется для пошива верхней одежды. Бобрик был в моде и выпускался в большом количестве в 50-е годы XX века.
Брезент
Грубая, плотная, непромокаемая ткань, пропитанная особым составом; применяется при изготовлении непромокаемой одежды.
Брокатель
Легкая полушелковая материя, вытканная небольшими цветами, золотыми или серебряными букетами, иногда оттененными цветными нитками. Во второй половине XVII века использовалась для весенних платьев. Изящность и интимность брокатели в XVIII веке развилась в особый стиль тканей - органди и кисеи с вышивкой металлическими нитями.
Букле
Преимущественно шерстяная, тканая из буклированной нити пальтовая или костюмная ткань. Буклированная нить с узелками и петлями разной величины придает ткани характерную рельефность. Встречаются буклированные ткани из хлопчатобумажных и синтетических волокон.
Бумазея
Плотная хлопчатобумажная ткань с начесом на одной стороне. Ворсованная сторона напоминает фланель.
Бурдесуа
Шелковое сырье низкого качества из поврежденных коконов шелкопряда. Нити бурдесуа служили утком для тканей среднего и низкого качества.
Бязь
Толстая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, отбеленная, гладкокрашенная или набивная. Появилась в России в XVI веке, использовалась для опашней, кафтанов и другой верхней одежды как подкладка. В XVIII-XX вв. отбеленная бязь служила для пошива нижнего солдатского белья, так как была дешевле миткаля. В торговой среде отбеленная бязь имела название "шиля". Гладкокрашенную бязь использовали для подкладки и дублирования костюмных и пальтовых тканей, набивную - для женского и детского легкого платья. В настоящее время используется в основном как ткань для постельного белья.
".
Вельвет
Хлопчатобумажная ткань в рубчик, в которой чередуются полоски с выступающим ворсом и без ворса.
Велюр
Собирательное название мягких ворсистых тканей с густым коротким ворсом.
Вигонь
Ткань из шерсти и пуха верблюда.
Вискоза
Вязкая масса, получаемая из древесной целлюлозы при обработке ее сероуглеродом и едким натром; применяется для изготовления искусственного вискозного шелка, искусственной шерсти и т.д. Вискоза - самое натуральное из всех химических волокон. В зависимости от назначения вискоза изготавливается с блестящей или матовой поверхностью. Вискозной ткани можно придать характер "шелка", "хлопка" или "шерсти", изменяя блеск, тонкость и придавая извитость волокнам. Утолщенные нити могут придать вискозному полотну вид льняного.
Вистра
Искусственная шерсть, изготавливаемая из вискозы.
Виши
Двухцветная ткань в контрастную прямоугольную клетку из хлопка или смешанных волокон.
Габа
Очень плотное сукно, чаще всего белого цвета, применявшееся для верхней одежды. До XVIII века ввозилось в Европу с Востока, затем технологию изготовления габы и изделий из нее заимствовала Испания. Одной из разновидностей габы считается шерстяной или хлопчатобумажный габардин.
Габардин
Шерстяная, полушерстяная или хлопчатобумажная непромокаемая ткань саржевого переплетения со специальной пропиткой. Для нее характерен резко выраженный диагональный рубчик, образуемый очень частым переплетением основных и уточных нитей. Применяется для пошива костюмов и легких пальто.
Газ
Шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения из тонко скрученного хлопка, в которой две нити основы переплетаются с одной нитью утка и не уплотняются при этом. За счет пространства между нитями газ вырабатывается легким и полупрозрачным. Существует несколько сортов газа - узорчатых, гладких и даже диагонального переплетения.
Газ-иллюзион - самый тонкий, практически прозрачный газ.
Газ-кристалл - ткань с использованием разноцветных нитей утка и основы, с характерным только для нее радужным блеском, изобретенная в 1852 году.
Газ-марабу - ткань из предварительно скрученных нитей шелка-сырца и потому имеющая золотистый цвет, но более жесткая.
Газ-рис - очень мягкая ткань из некрученых нитей шелка-сырца.
Гленчек - специальный термин для названия полушерстяной ткани в клетку, в обиходе известной как шотландка.
Гобелен
Пестрая узорчатая ткань приглушенных цветов с расплывчатыми переходами от одного цвета к другому.
.
Грезет или гризет
Однотонная шерстяная иле шелковая ткань низкого сорта с мелким тканым цветочным рисунком, обычно серого цвета на сером фоне. Из гризета в XVIII веке шили платья, юбки, сарафаны и т.п. От названия ткани произошло слово "гризетка" - бедная девушка, живущая своим трудом и потому вынужденная ходить в дешевом платье из гризета.
Грогрон
Гладкокрашенный шелк высшего качества из самых лучших коконов шелковичного червя с длинной неповрежденной нитью. Высокое качество нити позволяло добиться очень плотного скручивания пряжи и получить тонкую легкую ткань, самую дорогую из шелков, выпускавшихся в XIX веке. Название французского происхождения, первая часть слова "гро" означает шелк, вторая, как правило, место первоначального производства, например гроданвер - узкий полосатый шелк из Анвера, гродеберлен - из Берлина, гродещин - из Китая, гроденапль - из Неаполя, гродетур - из Тура, гродефлоранс - из Флоренции и т.д. Обычно в сортах худшего качества, чем грогрон, утком служили более короткие нити, называемые "трам"
Дама
Двусторонняя орнаментированная шелковая, хлопчатобумажная или смешанная ткань, рисунок которой, вытканный блестящим атласным переплетением нитей, хорошо выделяется на матовом фоне полотняного переплетения. Название происходит от г. Дамаска в Сирии, где впервые во все времена средневековья начали производство дама разных сортов. Рисунок орнамента, как правило, цветочный. Дама имеет множетсво разновидностей.
Дама-кафар - разновидность штофа из смешанной пряжи (шелк, лен, шерсть).
Дамаскет - ткань типа дама с гирляндами цветов на атласном фоне, вытканных металлической нитью.
Дамассе - ткань типа дама с очень крупным узором.
Дамассин - белая хлопчатобумажная ткань с блестящим узором на матовом фоне.
Дамаск
Шелковая, шерстяная или хлопчатобумажная ткань, тканная полотняным или копровым перплетением, иногда в комбинации с атласным. Шелковый дамаск имеет восточное происхождение; эта тяжелая густотканая материя предназначалась прежде всего для церковного облачения и для обивки мебели, и лишь некоторые более легкие ее виды - для одежды. Хлопчатобумажный и льняной дамаск в новое время используется для белья, занавесок и обивочной ткани. В XVIII веке дамаск часто имитировал кружево путем создания белого тонкого рисунка на темном фоне.
Демикотон
Очень плотная двойная хлопчатобумажная ткань атласного переплетения, популярная в XIX веке. Использовалась в основном как подкладочная, реже - для одежды мелких чиновников и бедных горожан.
Деним
Первоначальное название хлопчатобумажной джинсовой ткани, плотной и прочной. Ее производство было начато в конце XIX века в г. Ним во Франции. У денима окрашена только нить основы, а уточная нить - белая. Благодаря такому переплетению лицевая сторона чаще всего синяя или черная, а изнаночная - белая.
Джерси
Шелковое трикотажное полотно.
Диаспер
Двунитковая шелковая материя с тонкой золотой нитью, полотняного переплетения с одним рисуночным и одним соединительным утком. Была популярна в середине XIX века.
Драдедам
Один из самых дешевых видов сукна, шерстяная ткань полотняного переплетения с ворсом. В XIX веке использовался в среде бедноты как ткань для наплечных больших платков.
Драп
Плотное тяжелое двойное сукно, сильно увалянное, с односторонним или двусторонним ворсом, как из чистошерстяной пряжи, так и с утком из хлопчатобумажных нитей. Тяжелые сукна из двойной основы и утка использовались только для верхней мужской и женской одежды, в частности пальто. В русском языке название "драп" относится только к двойным сукнам, а более легкие ткани называются сукнами.
Дымка
Тонкая шелковая ткань, вышитая орнаментом, например букетами цветов, популярная как ткань для дорогих бальных нарядов в первой половине XIX века
Дюшес
Очень блестящий высококачественный сатин из шелковых или химических волокон.
Казинет
Хлопчатобумажная, полушерстяная или шерстяная одноцветная гладкая ткань саржевого переплетения. Казинет из шерстяной пряжи был в России тканью для форменной одежды нижних гражданских чинов.
Камка
Тонкая ткань с разнообразным по композиции цветочным рисунком, как правило, шелковая, одноцветная. Отличительной особенностью ее является сочетание блестящего узора и матового фона по лицевой стороне и блестящего фона и матового узора по изнанке. Камки выпускались и двусторонними, более сложной текстуры, где изнаночная поверхность была скрыта в толщи ткани. Игра света на шелковых нитях создавала впечатление переливчатости и делала ткань похожей на парчу. В России камка известна с XVII века, но наиболее популярной как ткань для пошива верхней одежды была в XIX веке. В технике камки с прошлого века до нашего времени изготавливают также льняное полотно дял постельного и столового белья. Наименование "камка" для шелковых, хлопчатобумажных и шерстяных тканей в середине века практически вышло из употребления, так как каждый из видов ее, подобно ткани дама, приобрел свое название.
Камлот
Шерстяная, а с XIX века - хлопчатобумажная ткань, дорогие сорта которой ткали из верблюжьей или ангорской шерсти с примесью шелка, что позволяло добиться рыхлой, мягкой фактуры полотна. Название происходит от греческого "верблюд". Более дешевые сорта камлота изготавливали из хлопка, причем основа натягивалась в две нити обязательно черного цвета, поэтому название ткани предполагает только темную окраску материи. Использовалась для мужской и женской верхней одежды.
Канва
Прореженная ткань для вышивания шелками и шерстью
Каразея
Шерстяная ткань грубой выделки, разреженной фактуры, в русской армии использовалась для шитья солдатских мундиров.
Кармазин
Тонкое сукно очень высокого качества из лучших сортов шерсти, окрашенное в ярко-красный цвет алого, багряного оттенка. Вышел из моды в начале XVIII века, использовался для пошива верхней одежды, в частности кафтанов.
Кастор
Тонкое шерстяное сукно разных цветов, лучшие сорта которого изготавливали во Франции, Бельгии, Голландии в XIX веке из пряжи с примесью бобрового или козьего пуха. Кастор использовался для пошива верхнего платья, шляп, перчаток, чулок. В отличие от обычных сукон, кастор имел ворс только на изнаночной стороне. Лучшим шляпным кастором считался марселет, который первоначально изготавливали в г. Марселе.
Кашемир
Мягкая полушерстяная или полушерстяная камвольная ткань саржевого переплетения, окрашенная в ровные цвета или набивная. Первоначально изготавливалась в г.Кашмире в Индии. Наиболее популярным изделием из нее являются шали. В конце 80-х - начале 90-х годов XIX века являлась самой модной тканью для мужской и женской верхней одежды.
Кисея
Очень тонкая редкотканая полупрозрачная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, цветная, узорчатая или с вышитым орнаментом. В первое десятилетие XIX века самой модной была белая кисея, как подражание античным традициям. По техническим и художественным качествам близка к муслину.
Клоке
Натуральный или искуственный шелк либо шерстяная ткань с характерной рельефной поверхностью. Вырабатывается на жаккардовых станках, рельефность достигается применением двух основных нитей. Верхняя основа креповой крутки слабая, нижняя натянута. Эффект клоке получают и на хлопчатобумажных тканях в результате обработки на соответствующем каландре.
Коверкот
Плотная шерстяная или полушерстяная ткань с диагональными полосами из двух разноцветных крученых нитей. Используется в основном для пошива мужских пальто.
Коленкор
Хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, отбеленная и накрахмаленная в процессе отделки. Нити основы и утка довольно толстые, что отличает коленкор от подобных тканей. Коленкор выпускали одноцветным, белым или цветным , а клей или крахмал, используемые для пропитки, придавали ему глянец. При долгой носке пропитка на сгибах осыпалась. Коленкор использовался для пошива белья, цветной и более дорогой - для отделки, подкладки, церковных нужд. Коленкор служил также основой для изготовления набивных тканей - миткаля, ситца.
Креп
Для изготовления крепа основу натягивали из очень туго скрученных нитей, а уток - из слабо скрученной пряжи, благодаря чему поверхность ткани получалась неровной, шероховатой, покрытой небольшими бугорками или морщинистой. Креп имеет много сортов, использовавшихся для пошива одежды: крепдешин, креп-жоржет, креп-марокен и т.д.
Крепдешин
Китайский креп, полупрозрачный, как правило, однотонный или с цветочным рисунком, снова вошел в моду в 50-е, затем в 90-е годы XX века.
Кретон
Хлопчатобумажная плотная ткань полотняного переплетения из предварительно окрашенной пряжи, что позволяло получать цветные геометрические орнаменты в виде полос и клеток. Иногда клетка или полоска дополнялись орнаментом в технике набойки. Название происходит от места первоначального производства - г. Кретон в Нормандии.
Кринкл, крэш
Жатые ткани. Морщины часто замяты в долевом направлении и выражены более или менее сильно.
Кумач
Хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения красного цвета, использовалась в основном для пошива сарафанов и мужских сорочек в русской крестьянской среде.
Лавабль
Хорошо переносящая стирку мягкая, креповидная, струящаяся ткань с гладкой поверхностью, из шелковых или химических волокон.
Лаке
Способ обработки ткани, придающий специфический блеск и гладкость, как бы лакированность поверхности.
Ламе
Ткань атласного переплетения из натурального или искусственного шелка, с одной стороны типа крепмарокена, с другой - блестящая. Была популярна в 30-е годы XX века. Современное ламе - блестящая, переливчатая ткань с металлическими и другими блестящими эффектными нитями.
Лен
Из стеблей растения лен добывают волокна, из которых прядут льняную пряжу для льняного полотна. Льняное полотно имеет очень гладкую поверхность с матовым блеском, мало загрязняется и не осыпается. Благодаря гигроскопичности одежда из льна способствует естественной терморегуляции тела и особенно подходит для ношения летом и в тропических условиях.
Люстрин
Шерстяная или полушерстяная с добавлением хлопка ткань с блестящей поверхностью. Глянец образовывался в результате обработки уже готовой материи. Лучшие сорта люстрина использовались для женского платья, более жесткие - для мужских пальто и пиджаков. Наиболее популярен был в середине XIX века.
Магнул
Китайская шелковая материя с изображением драконов.
Маренго
Меланжевая ткань с преобладанием темно-серого, часто почти черного цвета. Меланжевый эффект достигается в ходе прядения добавлением белых волокон в темную шерсть.
Маркизет
Прозрачная мерсеризированная легкая ткань, изготавляемая из очень тонкой, скрученной из двух нитей пряжи дорогих сортов. Выпускается однотонной и набивной.
Матлассе
Ткань из натурального или искусственного шелка с жаккардовым рисунком наподобие стежки на ватине. По способу изготовления и внешнему виду напоминает клоке.
Меринос
Шерстяная ткань саржевого переплетения, обычно однотонная, пряжу для которой изготавливали из шерсти тонкорунных овец - мериносов. Использовали для женского платья, верхней одежды и так называемых персидских и турецких шалей в XIX веке. При смешивании мериносной пряжи с шерстью других сортов или с другими волокнами получали полумеринос или новые сорта смесовых тканей.
Миткаль
Хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения из довольно толстых нитей неотбеленной пряжи, как правило, сероватого оттенка. При дальнейшей обработке из миткаля получали другие ткани: при отбеливании - коленкор и мадаполам, при крашении - кумач, при нанесении орнамента - ситец и т.д. Самым лучшим миткалем в XIX веке считался английский.
Муар
Шелковая ткань полотняного переплетения с волнообразным отливом, полученным за счет обработки специальными валиками-каландрами, однотонная, переливающаяся. использовалась для пошива женского платья, отделки мужской одежды, орденских лент. Лучший муар в Росси XIX века выпускала фабрика Н.Серебряникова в Петербурге. Муар из шелка высшего качества назывался гро-муар, муар с крупными волнами - муар-антик.
Муслин
Очень тонкая легкая шерстяная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, популярная до середины XIX века. Иногда при изготовлении муслина использовалась также льняная или шелковая пряжа. Слово муслин происходит от названия г. Мосула в Ираке, где в древности находились знаменитые текстильные мануфактуры. Разновидностью муслина можно считать муслинделин - рыхлую тонкую шерстяную ткань, которая использовалась для пошива женского платья.
Нана
Грубая плотная хлопчатобумажная ткань, одна из самых дешевых в XIX веке. Название происходит от места первоначального изготовления - г. Нанкина в Китае. Название определял и цвет ткани - один из оттенков желтого, но с середины XIX века оно распространилось и нанку других цветов.
Нансук
Тонкая хлопчатобумажная ткань белого цвета полотняного переплетения. Использовалась в XIX веке для белья и мелких деталей женского туалета.
Органди
Тонкая, очень прозрачная, довольно жесткая ткань из хлопка или искусственного шелка, первоначально изготавливалась в Индии. В современной моде используется для вечерних блузонов и жакетов, одеваемых поверх бюстье или топа. Особенно была популярна в 30-х годах ХХ века и выпускалась как гладкокрашенной светлых тонов, так и набивной.
Парча
Тяжелая шелковая тканьс богатым узором, тканным золотой или серебряной нитью. В настоящее время парчу ткут на жаккардовых машинах, а название распространилось и на подобного типа ткани из искусственных шелковых, хлопчатобумажных и синтетических волокон. Металлическая нить люрекс имитирует золото и серебро. Парча была дорогостоящей тканью и ввозилась первоначально из Византии, Турции, Ирана, с XVI века - из Франции и Италии. Из парчи шили мужскую и женскую парадную одежду до XIX века, позднее основным заказчиком стала церковь. В ХХ веке парчу стали использовать для женских вечерних туалетов.
Пепита
Ткань саржевого переплетения в мелкую, преимущественно черно-белую или коричнево-белую клетку. Та же клетка, но большей величины, носит название "гусиные лапки".
(Продолжение следует)
Источник: http://club.osinka.ru/topic-161876