Людей и зверей изображали еще первобытные художники. Потребность в воссоздании себя самого, людей и анималистических героев всегда актуальна для наивного искусства – она рождается в народе и выражается разными формами. Рисовать, лепить, вышивать, ваять, наконец, вырезать из дерева: человек в процессе своего художественного развития эволюционировал в выборе средств, форм, технологий. Пример такого народного творчества, ставшего образцовым – богородская резьба. Особенности Обилие лесов в России стало залогом того, что деревянная игрушка существовала здесь многие столетия. Податливое, теплое дерево развивало фантазию мастеров, поддавалось их творческим опытам, так и появлялись целые направления в резьбе. Традиционная богородская игрушка – это фигурки людей, животных и птиц, сделанные из неокрашенной липы. Изображали резчики и большие композиции из крестьянской жизни. Главная «сцена» промысла – мужик и медведь, она, без преувеличения, сделала узнаваемой богородскую резьбу по дереву. Но есть у игрушки еще одна особенность: ее детали подвижны, и в действие они приводятся легким пружинным движением. Сначала богородская резьба считалась типичным крестьянским промыслом, но со второй половины XIX столетия в производстве появились целые скульптурные группы. Эти сюжетные постановки были представлены в реалистических образах окружающего мира, людей и животных, сказочных героев. История возникновения В конце XVI столетия село Богородское стало принадлежать Троице-Сергиеву монастырю, крестьяне села с того времени были монастырскими крепостными. И их заслуга в том, что появилось такое ремесло: в те времени и была заложена богородская резьба по дереву. Троицкий монастырь объединил возле себя лучших ремесленников, иконописцев, резчиков по дереву и кости. Потому называть богородскую игрушку только крестьянским ремеслом, примитивным и сравнявшимся со многими другими, будет неправильно. Даже царские дети играли с такими поделками. Сергиев Посад считали столицей русской игрушки, в целом же промысел был развит во многих окрестных селах. Но наиболее заметным стало село Богородское, и его название увековечило самобытное ремесло. Кто был первым резчиком, доподлинно неизвестно. По одним данным это был сам Сергий Радонежский, по другим – обычный житель Сергиева Посада, продавший куклу из липового чурака купцу, что торговал у Лавры. Есть мнение, что куклы начала делать женщина, жительница села Богородское, и вырезала игрушки она исключительно ради потехи для собственных детей. Так или иначе, игрушки попадали к купцам, а оттуда – на продажу, где их и примечал народ. В середине XIX столетия промысел из города весь переместился в село. Резьба считалась мужским делом, ведь оно требовало немалой физической силы и выносливости. Но на конечный продукт работала вся семья: старшие сыновья готовили сам материал, младшие занимались ошкуриванием фигурок, делали несложные манипуляции. Работали умельцы сидя, располагая на коленях заготовку. Существовала и семейная специализация: более чем 1-2 видами игрушки семья не занималась. Существовали мастера «фигуристы» (вырезали из дерева человечков), «зверисты» и «птичники». В начале прошлого столетия художественное направление переживало тяжкие времена. Если кратко, дешевизна импортных товаров машинного производства вытеснила с рынка ручную игрушку. И народное искусство могло погибнуть, но спасителями его стали профессионалы. Один из них, Николай Бартрам, заинтересовал кустарей в резьбе в таком же народном стиле, однако, по образцам профессионалов. Игрушка приобрела натуралистичность и значительную детализацию.
Русское наРОДное творчество
:Вера Четвергова
ЧТО ТАКОЕ БОГОРОДСКАЯ РЕЗЬБА
Людей и зверей изображали еще первобытные художники. Потребность в воссоздании себя самого, людей и анималистических героев всегда актуальна для наивного искусства – она рождается в народе и выражается разными формами. Рисовать, лепить, вышивать, ваять, наконец, вырезать из дерева: человек в процессе своего художественного развития эволюционировал в выборе средств, форм, технологий. Пример такого народного творчества, ставшего образцовым – богородская резьба.
Особенности
Обилие лесов в России стало залогом того, что деревянная игрушка существовала здесь многие столетия. Податливое, теплое дерево развивало фантазию мастеров, поддавалось их творческим опытам, так и появлялись целые направления в резьбе.
Традиционная богородская игрушка – это фигурки людей, животных и птиц, сделанные из неокрашенной липы. Изображали резчики и большие композиции из крестьянской жизни.
Главная «сцена» промысла – мужик и медведь, она, без преувеличения, сделала узнаваемой богородскую резьбу по дереву. Но есть у игрушки еще одна особенность: ее детали подвижны, и в действие они приводятся легким пружинным движением. Сначала богородская резьба считалась типичным крестьянским промыслом, но со второй половины XIX столетия в производстве появились целые скульптурные группы. Эти сюжетные постановки были представлены в реалистических образах окружающего мира, людей и животных, сказочных героев.
История возникновения
В конце XVI столетия село Богородское стало принадлежать Троице-Сергиеву монастырю, крестьяне села с того времени были монастырскими крепостными. И их заслуга в том, что появилось такое ремесло: в те времени и была заложена богородская резьба по дереву.
Троицкий монастырь объединил возле себя лучших ремесленников, иконописцев, резчиков по дереву и кости.
Потому называть богородскую игрушку только крестьянским ремеслом, примитивным и сравнявшимся со многими другими, будет неправильно. Даже царские дети играли с такими поделками.
Сергиев Посад считали столицей русской игрушки, в целом же промысел был развит во многих окрестных селах. Но наиболее заметным стало село Богородское, и его название увековечило самобытное ремесло. Кто был первым резчиком, доподлинно неизвестно.
По одним данным это был сам Сергий Радонежский, по другим – обычный житель Сергиева Посада, продавший куклу из липового чурака купцу, что торговал у Лавры. Есть мнение, что куклы начала делать женщина, жительница села Богородское, и вырезала игрушки она исключительно ради потехи для собственных детей.
Так или иначе, игрушки попадали к купцам, а оттуда – на продажу, где их и примечал народ. В середине XIX столетия промысел из города весь переместился в село.
Резьба считалась мужским делом, ведь оно требовало немалой физической силы и выносливости.
Но на конечный продукт работала вся семья: старшие сыновья готовили сам материал, младшие занимались ошкуриванием фигурок, делали несложные манипуляции. Работали умельцы сидя, располагая на коленях заготовку. Существовала и семейная специализация: более чем 1-2 видами игрушки семья не занималась. Существовали мастера «фигуристы» (вырезали из дерева человечков), «зверисты» и «птичники».
В начале прошлого столетия художественное направление переживало тяжкие времена. Если кратко, дешевизна импортных товаров машинного производства вытеснила с рынка ручную игрушку. И народное искусство могло погибнуть, но спасителями его стали профессионалы. Один из них, Николай Бартрам, заинтересовал кустарей в резьбе в таком же народном стиле, однако, по образцам профессионалов. Игрушка приобрела натуралистичность и значительную детализацию.