Из истории музыки Поля Мориа в СССР и России.

Поль Мориа и Его Оркестр - Лучшее Paul Mauriat And His Orchestra - The best
В конце 40-х изобретение стандарта звукозаписи mono Hi-Fi, виниловых пластинок на 33 и 45 об./мин. и аппаратуры для их воспроизведения, придало динамичности развитию индустрии звукозаписи во всем мире. В начале 50-х на американской и европейской эстраде появилось множество оркестров легкой музыки, которые образовали новое направление, которое принято называть «easy listening», иначе — «light music», «mood music» или «ambient music». Репертуар эстрадных оркестров составляли переложения популярных мелодий и песен, так и оригинальные произведения.

Известными пионерами легкой оркестровой музыки в США стали оркестры Мантовани (Mantovani), Перси Фейcа (Percy Faith), Берта Кемпферта (Bert Kaempfert), Андре Костелянца (Andre Kostelanetz), Нельсона Риддла (Nelson Riddle), Генри Манчини (Henry Mancini), оркестр и хор под управлением Рэя Конниффа (Ray Conniff). В тоже время в Западной Европе известность получили немецкие оркестры Вернера Мюллера (Werner Muller), Хельмута Захариаса (Helmut Zacharias) и французский оркестр Франка Пурселя (Franck Pourcel).

В конце 50-х с изобретением стандарта stereo Hi-Fi жанр получил развитие. В середине 60-х на это поле вступили немецкий оркестр под управлением Джеймса Ласта (James Last), итальянские – Фаусто Папетти (Fausto Papetti), Нини Россо (Nini Rosso), испанский оркестр Вальдо де лос Риоса (Waldo de Los Rios) и сразу три французских маэстро: Поль Мориа (Paul Mauriat), Раймон Лефевр (Raymond Lefevre) и Клод Каравелли (Claude Caravelli). В руководители оркестров из аранжировщиков и аккомпаниаторов их вывели крупные компании звукозаписи. Своеобразное соревнование между оркестрами фактически стало следствием конкуренции между «Decca Records», «Capitol Records», «CBS Records», «EMI», «Philips», «Barclay», «Polydor».

Изначально оркестры складывались как студийные. Записи коллективов различались фирменным звучанием, репертуаром и особенностями аранжировок, по которым можно было судить о музыкальных пристрастиях и специализации их лидеров. Обычно оркестры выпускали несколько дисков в год, достаточно скоро отражая веяния музыкальной моды.

Оркестры радовали своих слушателей записями и выступлениями на протяжении долгих десятилетий. Период активности большинства их пошел на убыль в 80-х, поскольку они перестали приносить прибыли компаниям звукозаписи, и те теряли к ним интерес. Во главе известных оркестров стояли мастера аранжировки и композиторы чутко воспринимающих красоту мелодий, ритмов, звука. Их имена навечно занесены в Красную книгу мировой эстрады. Наиболее известны в СССР были оркестры Фаусто Папетти (1923-1999), Франка Пурселя (1913-2000), Рэя Конниффа (1916-2002), Поля Мориа (1925-2006), Джеймса Ласта, который до сих пор обладает завидной активностью.

Появление западной эстрады в СССР совпало с началом «хрущевской оттепели» 50-х. Это были американские биг-бэнды, джазовые певцы, ритм-н-блюз и рок-н-ролл, в 60-е – английский поп и рок. Разнообразие музыки и исполнителей с «загнивающего запада» подогревало интерес советских людей к загранице. Можно сказать, что в определенном смысле музыке также принадлежит роль в открытии «железного занавеса» между СССР и Западом. Ее путь сквозь него был тернист. В радио- и телеэфир она появилась лишь в 70-е годы. А перед этим продвижение велось на пленочно-пластиночном фронте.

В начале 60-х фирма «Мелодия» начала выпускать серию музыкальных сборников «Музыкальный калейдоскоп». На пластинках вперемежку с фортепьянными интерлюдиями звучали записи таких звезд как Ф. Синатра (F.Sinatra), Э. Фитцжеральд (E.Fitzgerald), Э. Пресли (E.Presley), Далида (Dalida), Ш. Азнавур (C.Aznavour), К. Валенте (C.Valente), оркестр и хор Р. Конниффа (R.Conniff), оркестр Ф. Пурселя (F.Pourcel)

В 1973 году популярный музыкальный журнал «Кругозор» впервые рассказал о Поле Мориа, как руководителе собственного гранд-оркестра. С музыкой оркестра Поля Мориа советские слушатели познакомились еще раньше — с 1970 года. Впервые она звучала по радио «Маяк» в первой радиопередаче, посвященной новинкам зарубежной эстрады — «Запишите на ваши магнитофоны». Ее авторами были Григорий Либергал и Галина Гордеева. Вел передачу Виктор Татарский. Генератором идей, поставщиком оперативной информации и музыкального материала был Григорий Либергал, обладающий широкой эрудицией как музыкальный критик. Формально с помощью «Запишите на ваши магнитофоны» осуществлялась попытка отучить молодежь слушать запрещенные радиостанции. Но в самом начале своего существования над передачей даже существовала угроза закрытия.

В 70-е годы музыка оркестра Поля Мориа стала набирать обороты в эфире радио и телевидения, поскольку их фонотеки были скудны на легкую инструментальную музыку. В фондах в больших объемах имелась народная и классическая инструментальная музыка, которая не могла подходить стилистически и ритмически для музыкального оформления большинства радио- и телевизионных программ. Кроме того, записями оркестра Поля Мориа пользовались для музыкального оформления программ в фигурном катании, и, в частности, для танцев на льду. Олимпийский номер пары Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова включал две композиции Поля Мориа – «Melancolie» и «Ponteio». Для них музыкальные программы готовил Александр Гольдштейн, который очень много использовал музыки Поля Мориа при оформлении научно-познавательных фильмов, кинофильмов, мультфильмов (в частности, мультсериал «Ну, погоди!»). Гольдштейну принадлежит и выбор мелодии «Alouette», с которой 30 с лишним лет на телевидении просуществовала заставка кинопрограммы «В мире животных». Еще одна заставка-долгожитель была у кинопрограммы «Кинопанорама». Запись «Pardonne-moi ce caprice d’enfant» в исполнении оркестра Поля Мориа для нее предложила музыкальный редактор Тамара Коробкова, которая также оформляла программу «В мире животных»

В 70-х Музыкальную редакцию Всесоюзного радио заваливали письмами рассказать кто исполнитель музыки из «В мире животных» и «Кинопанорамы». Передача «Музыкальный глобус» отвечала на такие письма. И все-таки «туман» не уменьшался. Некоторые записи советских оркестров до сих пор путают с музыкой оркестра Поля Мориа. Это касается композиции, прозвучавших с экрана телевизоров. Так, часто ошибаются в отношении инструментальный пьесы Виктора Кулакова «Поезд в 1:30» в исполнении оркестра Ленинградского мюзик-холла п/у Станислава Горковенко, а также считается, что музыку Виктора Зубкова из кинофильма «Цыган» записал не оркестр Госкино СССР под управлением Сергея Скрипки, а именно Поль Мориа во Франции. Даже актеру Владимиру Высоцкому, часто бывавшему во Франции, приходилось опровергать свое сотрудничество с Полем Мориа.

Полю Мориа также часто приписывают авторство популярных мелодий в исполнении его оркестра, таких как «Жаворонок» («Alouette»), «Крестный отец» («Godfather»), «Шербурские зонтики» («Les parapluies de Cherbourg»), «Воздушная кукуруза» («Pop corn»), «Одинокий пастух» («The lonely shepherd») или тема «Голубой устрицы» («El bimbo») из американской комедии «Полицейская академия». Бывает также наоборот: авторскую композицию Поля Мориа «Alla figaro» безуспешно разыскивают в произведениях Моцарта. 

Проблем с использованием записей оркестра Поля Мориа, как правило, не возникало. Поль Мориа хорошо зарекомендовал себя, написав песню о русской революции «Quand fera-t-il jour, camarade?» для Мирей Матье, также вошедшую в репертуар хора Красной армии. Тем не менее, были запрещены определенные музыкальные темы. 

ГАСТРОЛИ В СССР

Еще в 1967 году во время гастролей французского мюзик-холла «Olympia» Поля Мориа могли видеть зрители Москвы, Ленинграда и Казани за пультом дирижера в качестве аккомпаниатора Мирей Матье. 

В 1978 году с 10-летним запозданием Москва встречала его как дирижера собственного оркестра. Этому приглашению мы обязаны председателю общества «СССР-Франция» композитору Никите Богословскому.

Гастроли Поля Мориа в СССР вызвали ажиотаж. Билеты по номинальной цене 5 рублей невозможно было купить — их реализовали еще за месяц до начала гастролей, а у спекулянтов имелись пригласительные билеты по немыслимым ценам. До своего выхода на сцену Поль Мориа даже не подозревал насколько его музыка известна в СССР.

В течение гастролей была организована телевизионная съемка Поля Мориа и его музыкантов в студии телецентра «Останкино». Снятый материал показали по Центральному телевидению в «Голубом огоньке» в том же 1978 году.

В телевизионном интервью передаче «Международная панорама» Поль Мориа сказал:

— Очень рад, что мой оркестр понравился советским слушателям. Я охарактеризовал бы манеру игры своего оркестра как сочетание романтически звучащих скрипок с контрастной группой инструментов, поддерживающих четкий ритм.

Многие исполнители подходят к музыке часто коммерчески – лишь бы преуспеть. Мой же критерий – талантлив ли композитор, оригинальна ли его музыка. И тогда только приходит успех.

Действительно, фирменное звучание оркестра очаровывает слушателя. Мелодии из разных стран самых разнообразных жанров окрашены единым выразительным авторским почерком. В исполнении оркестра Поля Мориа музыка всегда эмоциональна, это — смесь экспрессии и глубокой лиричности. Сильной стороной собственной музыки Поля Мориа («Nocturne» , «Thinking of you»…) и его аранжировок является их повествовательность. И в ней близкая нам философия красоты и гармонии, выраженная в звуке.

В середине 80-х в системе Гостелерадио изменилась политика по музыкальному оформлению. В связи с усилением контроля за отчислениями по авторским правам стали отдавать предпочтение музыке отечественных авторов. Зазвучало много электронной, синтезированный музыки и все реже — оркестровой.

КАК ВЫПУСКАЛИСЬ ЗАПИСИ ПОЛЯ МОРИА

В середине 70-х Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» осуществила выпуск первых двух советских виниловых дисков оркестра Поля Мориа . Диски выходили без аннотаций, с коряво переведенными на русский язык названиями мелодий. «Музыка из кинофильмов» — повторяла французский сборник «Les grandes musiques de films» (P.1973), вторая — «Оркестр Поля Мориа» — американский альбом «Gone is love» (P. 1970). Выпуски не были лицензированы «Philips», но именно благодаря ним оркестр Поля Мориа стал гостем в каждом доме.

Также выпускались сборники «Танцуем без перерыва» (С. 1973), «Парад оркестров» (С. 1975), включающие музыку оркестров П. Мориа, Дж. Ласта, Х. Штрассера, Т. Спенсера, А. Костелянца и других.

Делала ли фирма «Мелодия» Полю Мориа предложение о сотрудничестве – доподлинно неизвестно. Это было возможно только в индивидуальном порядке как поступили с Рэем Конниффом в 1974-м и Каравелли в 1982-м, которые приезжали в Москву для записи своих «русских» альбомов.

После гастролей проходила информация, что Поль Мориа заявлял, что планирует записать диск с музыкой советских композиторов. Однако – не случилось. Могли идти такие разговоры, но видимо «выписать» Поля Мориа из Парижа стоило бы больших трудов.

Уже после гастролей в СССР при посредничестве внешнеторгового объединения «Международная книга» в 1980 году все-таки вышли две лицензионные грампластинки оркестра Поля Мориа: «Бабье лето» — альбом «L’ete Indien» (P.1975) и сборник «Под музыку Вивальди»(C.1979). По условиям лицензионного соглашения с «Philips» диски должны были выпускать небольшим тиражом (не более 30.000 экземпляров каждого) без права повторного тиражирования. Эти диски уже выпускались в индивидуальных конвертах и были в большом дефиците. Однако печатали их все шесть заводов — Московский опытный завод «Грамзапись» (МОЗГ), заводы в Апрелевке, Ленинграде, Риге, Тбилиси и Ташкенте — вплоть до 1989 года.

С 1993 года на принадлежавшем фирме «Мелодия» опытном заводе «Грамзапись» в Москве начали выпускаться неофициальные компакт-диски, в частности, с музыкой оркестра Поля Мориа. Первым делом так были переизданы советские винилы «Музыка из кинофильмов», «Бабье лето» и «Под музыку Вивальди». В то же время появились переиздания избранных альбомов и сборников 80-х и 90-х: «Transparence» (P.1985), «Classics in the air / vol. 1-3» (P.1985, 1986, 1987), «Nagekidori» (P.1987), «Best of France» (P.1987), «Love is blue» (C.1987), «Iberia» (P.1989), «Nostaljazz» (P.1991), «Emotion» (P.1993).

Кроме того, в Москву из Болгарии и Китая поставляли пиратские CD низкого качества, а иногда и явный неиграющий брак. На основе всех этих изданий ежегодно появлялись многочисленные компиляции вроде «The best of Paul Mauriat», «Diamond collection», «The very best of classics», «Forever gold», «French hit collection», выпускающиеся известными и не очень известными компаниями по лицензии Российского авторского общества (РАО). По данным нашего клуба всего в России выпущено более 90 наименований пиратских CD.

Музыка Поля Мориа обладает удивительным свойством привлекать внимание многих людей, словно она — искрящийся бриллиант, искусно обточенный Мастером. До сих пор десяток мелодий оркестра Поля Мориа приходится мельком слышать в программах телеканалов и рекламных роликах. Нередко звучат они и на волнах радиостанций таких как «Культура», «Classic», «Retro FM». Записи 70-х можно слышать в московском метро, их передает по громкой связи на эскалаторы местный радиоузел.

В 2002 году событием стали новые гастроли оркестра Поля Мориа в России, однако, уже без самого основателя. Концерты прошли в Москве и Санкт-Петербурге и были приурочены к 300-летию города на Неве.




Некоторые (неполные) данные о использованной музыки оркестра Поля Мориа:

На советском и российском телевидении

в кинопрограмме «В мире животных» (Центральное телевидение, 1-й канал «ОРТ»)

«Colombe ivre» (заставка в начале 70-х, с рисованными жирафом и носорогом)

«Alouette» (заставка с 1974 по 2000 гг., с мультипликацией)


«Alouette» (заставка с 2010 г. без мультипликации)


кинопрограмма «Кинопанорама» в 70-е и 80-е гг. (Центральное телевидение)

«Pardonne-Moi Ce Caprice D’Enfant»

передача «Советский Союз глазами зарубежных гостей» (Центральное телевидение)

«Un banc, un arbre, une rue» (заставка)

передачи «От всей души» в 70-х (Центральное телевидение), «Ищу тебя» и «Жди меня» в 90-е и 2000-е (1-й канал «ОРТ»)

«Mama»

ток-шоу «Пусть говорят» Андрея Малахова (Первый канал ОРТ)

«Nocturne», «Pearl fishers» (версии 1988 года)

межпрограммные заставки Центрального телевидения в 70-е годы

«El Bimbo», «Godfater»

прогноз погоды в 80-е, завершающий информационную программу «Время» (Центральное телевидение)

«Toccata», «Un etranger sur la terre», «Abrazame»

в программе «Человек и закон» с 1996 г. по настоящее время (1-й канал «ОРТ»)

«Toccata and fugue in DM»

новостная программа «Служба информационного вещания» с 1993 по 1996 гг. (канал «Российские Университеты»)

«Nocturne» (ver. ’88)


В эфире советских и российских радиостанций:

в передаче «Музыкальный глобус» (радио «Маяк»)

«Un banc, un arbre, une rue» (заставка в 70-х)

в передаче «Запишите на ваши магнитофоны» в 1970 — 1972 гг. (радио «Маяк»)

«Un homme et une femme», «Winchester Cathedral», «Chant…Comme si tu devais» (Таким, каким ты станешь завтра (заставка в передаче), «Godfather», «Ticket to ride», «Long live love» (Да здравствует любовь), «Killing me softly with his song», «Let there be Freedom, Peace and Love» (Пусть царит мир, свобода и любовь), «Some you win some you lose» (Иногда ты побеждаешь, иногда ты проигрываешь)

в передаче «На всех широтах» в 1974 — 1975 гг. (радио «Маяк»)

«Mama, Plaine,ma plaine» (Полюшко-поле), «Gone is love» (Любовь ушла), «Mrs.Robinson», «Some you win, some you lose», «L`Avventura», «Colombe Ivre», «Let there be freedom, peace and love», «Let it be», «San Francisco» (Давайте поедем в Сан Франциско), «Long live love» (Да здравствует любовь), «Sympathy» (Сочувствие)

в передаче «Поющие меридианы» в 70-е гг. (радио «Маяк»)

«Alouette», «Colombe ivre», «Dalila», «Donne ton coeur, donne ta vie», «El condor pasa» (Песня индейца), «El bimbo», «Emmanuelle» (или просто «Мелодия»), «Godfather», «Good bye my love, good bye», «I will follow him», «Il etait une fois», «La reine de Saba» (disco ver. ‘76) (Королева из легенды), «L`Amerique», «Yellow river», «L`avventura», «L’orage», «Melancoly man» (Грустное настроение), «Mirabella» (Человек-оркестр), «Ne sois pas triste», «Pacific holiday», «Pardonne moi ce caprice d`enfant», «Pomme, рomme, рomme», «Pour un flirt», «Reviens, je t`aime», «Si tu t`appelles melancolie», «Some you win, some you lose», «Taka-takata», «Un etranger sur la terre», «Una paloma blanca», «Valse en Si mineur», «Katioucha» (Катюша), «Money, money, money», «Plaine, ma plaine» (Полюшко-поле), «Puppet on a string», «From Jupiter with love»

в передаче «По странам и континентам» (радио «Маяк»)

«Inch Allah» (заставка в 70-х)

в передаче «Мелодии зарубежной эстрады» (радио «Маяк»)

«Blue Sticks For A Rainbow» (была переведена как «Голубая радуга»)

в программе «Снимается кино» (радио «Юность»)

в передаче по заявкам «Музыкальный бар» в 1994 — 1999 гг. («Радио России — Ностальжи»)

«Toccata» (ver. ‘88), «Love is blue» (ver. ‘88), «Le piano sur la vague» (ver. ‘88), «Minuetto» (ver. ‘88), «Nocturne» (ver. ‘88), «Penelope» (ver. ‘88), «El bimbo» (ver. ‘88), «Pearl fishers» (ver. ‘88), «Last summer day» (ver. ‘88), «Gipsy river» (ver. ‘88), «Un home et une femme», «El bimbo» (ver. 74)

на сегодняшний день более 170 трэков используется в эфирах FM радиостанций Москвы: «Культура», «Classic», «Русская служба новостей», «Retro FM», «Монте-Карло», «Говорит Москва», «Best FM», «Радио 7», «Радио России»…


В кино и анимации:

Песня «Mon credo» в исполнении Мирей Матье в сопровождении окестра Поля Мориа в кинофильме «Три тополя на Плющихе» («Киностудия им. М. Горького», 1967).

Песня «Viens dans ma rue» в исполнении Мирей Матье в сопровождении окестра Поля Мориа в кинофильме «Журналист» («Киностудия им. М. Горького», 1967).

«Mama» в кинофильме «Был месяц май» (киностудия «Мосфильм», 1970).

«Melancholy man» в телефильме «Вашингтонский корреспондент» (киностудия «Беларусьфильм», 1972)

«Sympathy» в киноальманахе «В один прекрасный день» (киностудия «Азербайджанфильм», 1976)

«My sweet Lord» в телевизионном фильме «Семья Зацепиных» (Творческое объединение «Экран», 1977)

«Toccata» в кинофильме «Такая она, игра» (киностудия им.Довженко, 1977)

«Les volets clos», «C’est la vie… Lily» в короткометражном фильме «Бабочка» (киностудия «Грузия-фильм», 1977)

«I say a little prayer», «El Bimbo», «Jesus Cristo», «Comme un soleil» в кинофильме «Кузнечик» (киностудия им. М. Горького, 1978).

«Les moulins de mon Coeur», «Holydays» в кинофильме «Молодая жена» (киностудия «Мосфильм», 1978).

«Raindrops keep falling on my head», «Home again» в короткометражном фильме «Удача» (киностудия «Грузия-фильм», 1980)

«Bessame mucho» в кинофильме «Москва слезам не верит», часть 2 (киностудия «Мосфильм», 1979)

«Taka-takata» и «Viens, viens» в телефильме «Каникулы Кроша» (Творческое объединение «Экран», 1980)

«Alouette» в документальном фильме «Кот и клоун» о артисте цирка Юрии Куклачёве (Т/о «Экран», 1984)

«Isadora» в телевизионном фильме «Всего один поворот» (Одесская киностудия, 1986)


мультфильмы:

«Tante agathe» в мультипликационном сериале «Ну, погоди» (киностудия «Союзмультфильм»)

«Tante agathe» и «In the summertime» в мультипликационном фильме «Заколдованное слово» (T/O «Экран», 1976)

«Godfather» в мультипликационном мультфильме «Контакт» (киностудия «Союзмультфильм», 1978)

Комментарии

Комментариев нет.