Искусство камнерезной резьбы зародилось в Туве давно.
Из камня умельцы вырезали детские игрушки или бытовые мелочи. Создание художественных произведений – началось в советский период. Когда-то тувинские умельцы хранили в секрете знания об обработке красивого и пластичного камня агальматолита, называя его «чонар-даш», что означает «камень, который можно резать». Сегодня в Туве есть целая школа мастеров, художественный камнерезный промысел которых является одним из достояний народного искусства России. В России агальматолит добывают на Урале, Алтае, в Бурятии и Тыве. Но только в Бурятии, а особенно в Республике Тыва камнерезное искусство приобрело особый национальный колорит. Природа наделила агальматолит удивительными свойствами. Он не крошится и подаётся обработке простым ножом. Но овладеть искусством резьбы не так-то просто. Только в опытных руках фактура камня, который может быть как золотисто-розового, красного, так и чёрного и белого цвета, становится как будто пластичной. Мастер, словно, вдыхает в чонар-даш жизнь, раскрывая видимый только ему образ. Тувинские мастера черпают идеи из того, что их окружает. Это изображения домашних или диких животных, или навеянные эпосами мифические персонажи. Покрывая фигурки резным орнаментом, камнерезы с ювелирной точностью передают характер животного или человека. Прекрасно из агальматолита получаются шахматы, пепельницы, чернильницы, печати и другие, интерьерные вещи. Мастера успешно применяют всю палитру мягкого камня, как например, при создании шахмат, где общепринятые фигурки заменяют изображения человека и животных. Эти изделия нередко становятся произведением искусства. Яркая особенность тувинской мелкой пластики — её монументальность, ощущение значимости, гармонии, непреложности линий, чекана форм небольших по высоте — не более 15 сантиметров — произведений в камне, изображающих либо животных, либо жанровую сцену. Эта монументальность есть и в композициях, и в статичных позах фигур животных, и в обобщённой моделировке форм, лишённых назойливой детализации и орнаментации. Тувинские мастера отнюдь не стремятся натуралистически точно передавать пропорции и анатомию изображаемых фигур. Может быть, в этом сказывается отголосок древних традиций народного искусства кочевников. Подставка, на которой устанавливается скульптура, также способствует ощущению монументальности, она своего рода — пьедестал. Кстати, совершенно особое место в тувинской резьбе занимают шахматы. Они совсем не похожи на европейские. Например, ферзь арзылан считается самой сильной фигурой и поэтому изображается сказочным чудовищем. Слон, который может переходить сразу на много клеток, ассоциируется с выносливым верблюдом, пересекающим длинные тувинские степи. Коня тут изображают не в половину фигурки, а полностью на четырех ногах. Вместо короля же выступает благородная дама в изысканных одеждах. Цвета камня подбираются классические: темный чонар даш — для черных фигур, все его оттенки светлого — для белых. Сегодня предметы, сделанные из агальматолита легко можно заказать по интернету. А вот произведения тувинских камнерезов внесённых в золотой фонд изобразительного искусства России можно увидеть в Национальном музее Республики Тыва, художественных музеях крупных сибирских городов, а также в Москве и Санкт-Петербурге.
Вещий лес
:Велес Ра
Искусство камнерезной резьбы зародилось в Туве давно.
Из камня умельцы вырезали детские игрушки или бытовые мелочи. Создание художественных произведений – началось в советский период.
Когда-то тувинские умельцы хранили в секрете знания об обработке красивого и пластичного камня агальматолита, называя его «чонар-даш», что означает «камень, который можно резать». Сегодня в Туве есть целая школа мастеров, художественный камнерезный промысел которых является одним из достояний народного искусства России.
В России агальматолит добывают на Урале, Алтае, в Бурятии и Тыве. Но только в Бурятии, а особенно в Республике Тыва камнерезное искусство приобрело особый национальный колорит.
Природа наделила агальматолит удивительными свойствами. Он не крошится и подаётся обработке простым ножом.
Но овладеть искусством резьбы не так-то просто. Только в опытных руках фактура камня, который может быть как золотисто-розового, красного, так и чёрного и белого цвета, становится как будто пластичной. Мастер, словно, вдыхает в чонар-даш жизнь, раскрывая видимый только ему образ.
Тувинские мастера черпают идеи из того, что их окружает. Это изображения домашних или диких животных, или навеянные эпосами мифические персонажи. Покрывая фигурки резным орнаментом, камнерезы с ювелирной точностью передают характер животного или человека.
Прекрасно из агальматолита получаются шахматы, пепельницы, чернильницы, печати и другие, интерьерные вещи. Мастера успешно применяют всю палитру мягкого камня, как например, при создании шахмат, где общепринятые фигурки заменяют изображения человека и животных. Эти изделия нередко становятся произведением искусства.
Яркая особенность тувинской мелкой пластики — её монументальность, ощущение значимости, гармонии, непреложности линий, чекана форм небольших по высоте — не более 15 сантиметров — произведений в камне, изображающих либо животных, либо жанровую сцену. Эта монументальность есть и в композициях, и в статичных позах фигур животных, и в обобщённой моделировке форм, лишённых назойливой детализации и орнаментации.
Тувинские мастера отнюдь не стремятся натуралистически точно передавать пропорции и анатомию изображаемых фигур. Может быть, в этом сказывается отголосок древних традиций народного искусства кочевников. Подставка, на которой устанавливается скульптура, также способствует ощущению монументальности, она своего рода — пьедестал.
Кстати, совершенно особое место в тувинской резьбе занимают шахматы. Они совсем не похожи на европейские. Например, ферзь арзылан считается самой сильной фигурой и поэтому изображается сказочным чудовищем. Слон, который может переходить сразу на много клеток, ассоциируется с выносливым верблюдом, пересекающим длинные тувинские степи. Коня тут изображают не в половину фигурки, а полностью на четырех ногах. Вместо короля же выступает благородная дама в изысканных одеждах. Цвета камня подбираются классические: темный чонар даш — для черных фигур, все его оттенки светлого — для белых.
Сегодня предметы, сделанные из агальматолита легко можно заказать по интернету. А вот произведения тувинских камнерезов внесённых в золотой фонд изобразительного искусства России можно увидеть в Национальном музее Республики Тыва, художественных музеях крупных сибирских городов, а также в Москве и Санкт-Петербурге.