Это русский народный промысел, в основе которого лежит белая строчка с геометрическим орнаментом, выполненная различными ажурными техниками. Промысел сформировался во второй половине XIX века в Ивановской губернии. Вышивка выполняется на самодельной канве: из ткани выдёргиваются продольные и поперечные нитки; получившееся разреженное полотно перевивают нитями в определённой последовательности. Изначально вышивка в Ивановской губернии, как и в других российских регионах, существовала в форме домашнего рукоделия, затем выросла в ремесло, и к середине XIX века сформировалась как промысел. Белая вышивка ценилась так же дорого, как золотное шитьё, поскольку была не менее трудоёмкой. Готовые изделия по ажурности соперничали с кружевом. Для создания ивановской вышивки ткань сначала разреживали: выдёргивали продольные и поперечные нити. Затем получившуюся сетку перевивают нитками, считая ряды. Для традиционной ивановской вышивки характерны цвета «белым по белому». Наиболее частый узор — ромб, разделённый крест-накрест на четыре части с точкой посередине. Его называют «ивановский кубане́ц». Кубанцы́ имеют 75 вариантов орнамента; они вышиваются поодиночке или составляют ряд в различных сочетаниях. Чаще всего кубанец представляет собой уступчатый ромб, ячейки которого заполнены мелкими кружочками. Во всех случаях ажурная вышивка имеет крестовидную форму. Иногда кубанцы дополняют спиралевидными завитками, которые расходятся в стороны от основного узора. Их называют «кудри», и они выполняют функцию органичного перехода от фактуры вышивки к фактуре ткани. Особенно быстро промысел начал развиваться после 1860 годов, когда вышитые изделия вошли в моду. В селе Верхний Ландех купец Елисеев основал предприятие по изготовлению и сбыту строчевышивальной продукции. На этом предприятии работали мастерицы со всей Ивановской губернии. Полотенца, скатерти, простыни, подзоры, столешники, занавески, шали, накидки продавали в лавках Москвы и Санкт-Петербурга. Спрос на определённые орнаменты повлиял на развитие ивановской вышивки: геометрический узор начинают разбавлять растительными мотивами. После революции 1917 года во многих населённых пунктах Ивановской области были организованы артели вышивальщиц, которые к 1930 годам объединились в крупный строчевышивальный центр, до 90 % изделий которого экспортировалось за рубеж. Геометрический узор вновь начал доминировать над растительными мотивами: он требовал сложных технических приёмов, тогда как растительные орнаменты выполнялись свободной гладью и тамбуром. На время Великой Отечественной войны производство вышивки было остановлено. После 1945 года ивановские мастерицы стали заимствовать приёмы из Мстёры, Тамбова, Каргополя, Калуги и Смоленска, однако позже вернулись к традиционной белой технике. В 1960 годах вышивальные артели были преобразованы в фабрики, которые работали под попечительством Московского НИИ художественной промышленности. Совместно с сотрудниками института были собраны уникальные материалы по истории ивановской вышивки. Ивановские мастерицы получали звания заслуженных художников; их произведения с успехом экспонировались на российских и международных выставках. На начало XXI века технику вышивки «белым по белому» заимствуют многие модные дома. Произведения ивановских вышивальщиц хранятся в краеведческих музеях и музеях декоративно-прикладного искусства. Ивановская вышивка благодаря многочисленным заимствованиям из соседних регионов имеет внушительное количество узоров и тематик. Лёгкие и воздушные элементы в ней могут соседствовать с плотными узорами. Помимо кубанцов встречаются птицы, цветы, листья, женские фигуры, кони. Если в конце XX века заслуженные художники, работавшие на фабриках, для уникальных выставочных произведений придумывали новые орнаменты, ранее не встречавшиеся, то в начале XXI века наметилась другая тенденция: восстанавливать старинные узоры.
Вещий лес
:Велес Ра
ИВАНОВСКАЯ СТРОЧЕВАЯ ВЫШИВКА
Это русский народный промысел, в основе которого лежит белая строчка с геометрическим орнаментом, выполненная различными ажурными техниками. Промысел сформировался во второй половине XIX века в Ивановской губернии.
Вышивка выполняется на самодельной канве: из ткани выдёргиваются продольные и поперечные нитки; получившееся разреженное полотно перевивают нитями в определённой последовательности.
Изначально вышивка в Ивановской губернии, как и в других российских регионах, существовала в форме домашнего рукоделия, затем выросла в ремесло, и к середине XIX века сформировалась как промысел. Белая вышивка ценилась так же дорого, как золотное шитьё, поскольку была не менее трудоёмкой. Готовые изделия по ажурности соперничали с кружевом.
Для создания ивановской вышивки ткань сначала разреживали: выдёргивали продольные и поперечные нити. Затем получившуюся сетку перевивают нитками, считая ряды. Для традиционной ивановской вышивки характерны цвета «белым по белому».
Наиболее частый узор — ромб, разделённый крест-накрест на четыре части с точкой посередине. Его называют «ивановский кубане́ц». Кубанцы́ имеют 75 вариантов орнамента; они вышиваются поодиночке или составляют ряд в различных сочетаниях. Чаще всего кубанец представляет собой уступчатый ромб, ячейки которого заполнены мелкими кружочками. Во всех случаях ажурная вышивка имеет крестовидную форму. Иногда кубанцы дополняют спиралевидными завитками, которые расходятся в стороны от основного узора. Их называют «кудри», и они выполняют функцию органичного перехода от фактуры вышивки к фактуре ткани.
Особенно быстро промысел начал развиваться после 1860 годов, когда вышитые изделия вошли в моду. В селе Верхний Ландех купец Елисеев основал предприятие по изготовлению и сбыту строчевышивальной продукции. На этом предприятии работали мастерицы со всей Ивановской губернии. Полотенца, скатерти, простыни, подзоры, столешники, занавески, шали, накидки продавали в лавках Москвы и Санкт-Петербурга. Спрос на определённые орнаменты повлиял на развитие ивановской вышивки: геометрический узор начинают разбавлять растительными мотивами.
После революции 1917 года во многих населённых пунктах Ивановской области были организованы артели вышивальщиц, которые к 1930 годам объединились в крупный строчевышивальный центр, до 90 % изделий которого экспортировалось за рубеж. Геометрический узор вновь начал доминировать над растительными мотивами: он требовал сложных технических приёмов, тогда как растительные орнаменты выполнялись свободной гладью и тамбуром.
На время Великой Отечественной войны производство вышивки было остановлено. После 1945 года ивановские мастерицы стали заимствовать приёмы из Мстёры, Тамбова, Каргополя, Калуги и Смоленска, однако позже вернулись к традиционной белой технике.
В 1960 годах вышивальные артели были преобразованы в фабрики, которые работали под попечительством Московского НИИ художественной промышленности. Совместно с сотрудниками института были собраны уникальные материалы по истории ивановской вышивки. Ивановские мастерицы получали звания заслуженных художников; их произведения с успехом экспонировались на российских и международных выставках.
На начало XXI века технику вышивки «белым по белому» заимствуют многие модные дома. Произведения ивановских вышивальщиц хранятся в краеведческих музеях и музеях декоративно-прикладного искусства.
Ивановская вышивка благодаря многочисленным заимствованиям из соседних регионов имеет внушительное количество узоров и тематик. Лёгкие и воздушные элементы в ней могут соседствовать с плотными узорами. Помимо кубанцов встречаются птицы, цветы, листья, женские фигуры, кони. Если в конце XX века заслуженные художники, работавшие на фабриках, для уникальных выставочных произведений придумывали новые орнаменты, ранее не встречавшиеся, то в начале XXI века наметилась другая тенденция: восстанавливать старинные узоры.