ТРЕЩОТКА – один из древнейших русских народных музыкальных ударных инструментов.
История возникновения русской трескотухи уходит корнями в глубокое прошлое. Достоверно неизвестно, кто, когда ее создал. Древнейший экземпляр, найденный археологами, относится к XII веку. Она пользовалась огромной популярностью наряду с гуслями, ложками, использовалась для различных целей. Это не что иное, как набор деревянных пластинок, нанизанных на крепкий шнурок и издающих трескучие звуки при встряхивании. Звук трещотки громкий, резкий, трескучий. В старину трещотка использовалась для различных целей, от развлечения детей до исполнения функции своеобразной подачи сигналов при помощи звука. Незамысловатый инструмент трещотка, больше напоминающий детскую игрушку, на самом деле совсем непрост в использовании. Неумелые движения извлекут неприятные звуки, напоминающие хаотичный, бессвязный шум. Овладеть техникой игры с первого раза точно не получится – первоначально потребуется развить подвижность пальцев и чувство ритма. Встречается 2 варианта конструкций: веерная и круговая. Веерная трещотка – это не что иное, как тщательно высушенные деревянные пластины, чаще из дуба, клена или ореха, длиной от 13 до 18 см и шириной от 5 до 7 см, соединенные крепким шнуром. Количество пластин – 14-20 штук. Между ними в верхней части находятся небольшие планки, шириной 2 см., благодаря которым основные пластины держатся на некотором расстоянии друг от друга. Трещотку берут за концы веревок в обе руки. От резкого или плавного движения пластины ударяются друг о друга, издавая сухой, щёлкающий звук. Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом. Нередко пластинчатые трещотки дополняют несколькими бубенцами и украшают лентами, чтобы обратить внимание слушателя на этот музыкальный инструмент. Круговая трещотка внешне совершенно не похожа на классический вариант. Ее основу составляет зубчатый барабан, прикрепленный к ручке. Поверх барабана и снизу располагаются две плоские пластины, на конце соединенные между собой планкой. Посередине, между планкой и зубцами барабана, установлена тонкая деревянная пластина. Барабан вращается, пластина перескакивает от зубца к зубцу, извлекая из инструмента характерный звук. Имеются модели круговых инструментов со сдвоенными рамками в одном корпусе или с несколькими язычками в одной рамке. Сначала привилегия использовать трещотку принадлежала женщинам. Они играли, одновременно пританцовывая, напевая песни – свадебные, игровые, плясовые, в зависимости от торжества. Особенно важная роль у инструмента была на свадьбе. Считалось, что его звучание отгоняло от молодоженов злых духов. Существует специальная техника игры, включающая несколько приемов: Стакатто. Играющий держит предмет на уровне груди, помещая большие пальцы обеих рук сверху, внутрь петель пластин. Свободными пальцами с силой ударяют по крайним пластинам. Дробь. Держа конструкцию за пластину с обеих сторон, извлекают звук, резко поднимая пластину справа, при этом опуская левую, затем наоборот. Круговую трещотку музыкант держит на уровне груди или над головой. Звук извлекается при совершении вращательных движений. Играющий обязан обладать идеальным слухом, чтобы вращать инструмент согласно такту музыкального произведения. Несмотря на свою простоту, трещотка вошла в состав ансамблей, оркестров, специализирующихся на исполнении русской народной музыки. Правда солирующие партии инструмент не исполняет. Его функция – подчеркивать ритм произведения, придавать звучанию основных инструментов «народную» окраску. Трещотка в оркестре кажется незаметной, но без нее русские народные мотивы теряют колорит, самобытность. Умелый музыкант с помощью нехитрого приспособления оживит знакомый мотив, придаст песне особое звучание, привнесет в нее свежие ноты. Звук трещотки идеально сочетается с гармонью. Почти всегда ее используют коллективы, исполняющие частушки.
Вещий лес
:Велес Ра
ТРЕЩОТКА – один из древнейших русских народных музыкальных ударных инструментов.
История возникновения русской трескотухи уходит корнями в глубокое прошлое. Достоверно неизвестно, кто, когда ее создал. Древнейший экземпляр, найденный археологами, относится к XII веку.
Она пользовалась огромной популярностью наряду с гуслями, ложками, использовалась для различных целей.
Это не что иное, как набор деревянных пластинок, нанизанных на крепкий шнурок и издающих трескучие звуки при встряхивании. Звук трещотки громкий, резкий, трескучий.
В старину трещотка использовалась для различных целей, от развлечения детей до исполнения функции своеобразной подачи сигналов при помощи звука.
Незамысловатый инструмент трещотка, больше напоминающий детскую игрушку, на самом деле совсем непрост в использовании. Неумелые движения извлекут неприятные звуки, напоминающие хаотичный, бессвязный шум. Овладеть техникой игры с первого раза точно не получится – первоначально потребуется развить подвижность пальцев и чувство ритма.
Встречается 2 варианта конструкций: веерная и круговая.
Веерная трещотка – это не что иное, как тщательно высушенные деревянные пластины, чаще из дуба, клена или ореха, длиной от 13 до 18 см и шириной от 5 до 7 см, соединенные крепким шнуром.
Количество пластин – 14-20 штук. Между ними в верхней части находятся небольшие планки, шириной 2 см., благодаря которым основные пластины держатся на некотором расстоянии друг от друга.
Трещотку берут за концы веревок в обе руки. От резкого или плавного движения пластины ударяются друг о друга, издавая сухой, щёлкающий звук. Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом.
Нередко пластинчатые трещотки дополняют несколькими бубенцами и украшают лентами, чтобы обратить внимание слушателя на этот музыкальный инструмент.
Круговая трещотка внешне совершенно не похожа на классический вариант. Ее основу составляет зубчатый барабан, прикрепленный к ручке. Поверх барабана и снизу располагаются две плоские пластины, на конце соединенные между собой планкой. Посередине, между планкой и зубцами барабана, установлена тонкая деревянная пластина. Барабан вращается, пластина перескакивает от зубца к зубцу, извлекая из инструмента характерный звук.
Имеются модели круговых инструментов со сдвоенными рамками в одном корпусе или с несколькими язычками в одной рамке.
Сначала привилегия использовать трещотку принадлежала женщинам. Они играли, одновременно пританцовывая, напевая песни – свадебные, игровые, плясовые, в зависимости от торжества.
Особенно важная роль у инструмента была на свадьбе. Считалось, что его звучание отгоняло от молодоженов злых духов.
Существует специальная техника игры, включающая несколько приемов:
Стакатто. Играющий держит предмет на уровне груди, помещая большие пальцы обеих рук сверху, внутрь петель пластин. Свободными пальцами с силой ударяют по крайним пластинам.
Дробь. Держа конструкцию за пластину с обеих сторон, извлекают звук, резко поднимая пластину справа, при этом опуская левую, затем наоборот.
Круговую трещотку музыкант держит на уровне груди или над головой. Звук извлекается при совершении вращательных движений. Играющий обязан обладать идеальным слухом, чтобы вращать инструмент согласно такту музыкального произведения.
Несмотря на свою простоту, трещотка вошла в состав ансамблей, оркестров, специализирующихся на исполнении русской народной музыки. Правда солирующие партии инструмент не исполняет. Его функция – подчеркивать ритм произведения, придавать звучанию основных инструментов «народную» окраску.
Трещотка в оркестре кажется незаметной, но без нее русские народные мотивы теряют колорит, самобытность. Умелый музыкант с помощью нехитрого приспособления оживит знакомый мотив, придаст песне особое звучание, привнесет в нее свежие ноты.
Звук трещотки идеально сочетается с гармонью. Почти всегда ее используют коллективы, исполняющие частушки.