Комментарии
- 9 дек 2023 17:52Владимир СедойкинЗдорово, что ведете рубрику о людях, проработавших всю свою жизнь для людей! Все значимо, но родной язык, литература и русский язык начало начал в становление человека! Уверен, много поколений будут вспоминать добрыми словами Александра Ивановича! Вечная память!
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Малокармалинская библиотека имени А.В. Рогожина
Учитель.
Педагог. Наставник: Иванов Александр Иванович
Рубрика «Учитель. Педагог. Наставник», посвященная Году Педагога и наставника в России, организованная Малокармалинской сельской библиотекой им. А. В. Рогожина централизованной библиотечной системы Ибресинского муниципального округа продолжает рассказ о ветеране педагогического труда Иванове Александре Ивановиче (31.08.1929 -18.10.1993).
Воспоминания дочери Татьяны Александровны Кичкиной:
Иванов Александр Иванович родился 31 августа 1929 г. в деревне Мартынкино Аликовского района Чувашской Республики.
Окончил Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева по направлению «Родной (чувашский) язык и литература, русский язык».
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь», — это высказывание выдающегося российского историка В. О. Ключевского точно характеризует моего отца, ветерана педагогического труда, посвятившего всю свою жизнь воспитанию и обучению детей.
Александр Иванович принадлежит к числу тех педагогов, которые совмещают в себе огромный преподавательский опыт, громадный объем знаний, творческое отношение к своему делу и безграничную любовь к детям.
А начиналась трудовая деятельность в далёкие послевоенные годы в селе Русская Сорма Аликовского района Чувашской АССР. Спустя несколько лет судьба забросила в Ибресинский район село Малые Кармалы, где отец проработал много лет рядовым учителем и в должности директора школы. Выбрав себе профессию, отец на всю жизнь остался ей верен. Посвятив себя педагогической деятельности, он всегда чувствовал высокую ответственность за свой выбор. Он воспитывал в ребятах чувство гордости за свой чувашский народ, уважение к своему родному языку, любовь к родному краю, без чего не мыслим подлинный патриотизм.
Папа всегда был уравновешен, никогда не повышал на нас голос. Я не помню, чтобы он читал нам с братьями нотации, нравоучения. Достаточно было слова или взгляда, чтобы понять его отношение к твоему поступку.
Мой отец был разносторонне одаренным человеком, прекрасно рисовал, мог с легкостью нарисовать портрет, мастерски играл в шахматы и шашки. Со второй половины 50-х годов началось повальное увлечение шахматами в Советском Союзе. Играли в клубах, дворцах пионеров, во дворах домов. Малокармалинские ребята не раз бывали на шахматных турнирах в г. Чебоксары, автомобильных дорог не было, поэтому летали в город на самолете.
Его выпускники успешно работают в самых разных сферах деятельности, но всех их объединяет одно – чувство благодарности любимому учителю, любимой школе.
Есть в школе уроки математики, чувашского языка, русского языка… Но не значатся в расписании уроки великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести людей. Но учитель учит всему этому своих питомцев ежеминутно, ежечасно, повседневно, каждой своей мыслью, жестом, манерой говорить, слушать, одеваться. Он непрерывно воспитывает детей всем своим обликом и поведением.
Хочется пожелать каждому учителю бессмертия – продолжать жить в сердцах учеников!
Воспоминания ветерана педагогического труда Зинаиды Григорьевны Яруковой:
Александр Иванович первый директор в моей трудовой биографии. Он был человеком неоднозначным, но я о хорошем…
Высокий, стройный, опрятный. Строгий взгляд. Мы, молодые педагоги, даже побаивались его. У нас была своя учительская комсомольская организация. На ее заседания приглашали нерадивых учеников, и это действовало. Выпускали газеты. Я была художником. Когда стал вопрос о преподавании рисования, Александр Иванович не принимал мои возражения, назначил меня. Как мне было стыдно перед учениками объяснять то, в чем сама плохо разбиралась. Приходилось по вечерам штудировать учебники по рисованию, изучать биографии художников, знакомиться с их произведениями. Также кроме химии и биологии дали мне труды. (Тогда в школе было более 400 учеников, занимались в две смены). Огородные работы мне были знакомы, а вот кройка и шитье… С девочками еще знакомились с кулинарией, приносили из дома продукты, готовили бутерброды, салаты…Сейчас бы я благодарила Александра Ивановича за такую нагрузку, пенсия не минималка.
А какой был у него голос. Сильный, красивый. Перед глазами кадры из наших концертов.
С теплотой, добротой вспоминаю всех, с кем приходилось работать.