Борис Львович Воллерт.

Легенда школы №115.
Первый день декабря...
Прошел год с той поры, как от нас ушел Борис Львович. Наш классный папа! Наш любимый учитель! В первый раз 28 марта телефон жег мне руку, но поздравлять с днем рождения в этот день больше было некого...Помянула...
Любимым учителем он был для всех ребят нашего выпуска, его первого выпуска в школе 115, даже тех, кто не любил физику. И как показала жизнь, любимым учителем после нас он был у огромного числа своих учеников. Вечная ему память! Оля Глухих из 10 "А" прислала мне очерк о Борисе Львовиче. Она долго искала книгу с этим очерком, тираж был мизерным. Нашла. Попробую опубликовать его здесь в память о Борисе Львовиче.
Школа для него всё. Б. Л. Воллерт
Династия Воллертов берёт начало где-то в Европе, откуда предки во времена Екатерины Великой переселились на российские земли в Поволжье. Во времена советской власти там была организована немецкая национальная автономия. В этих краях, в городе Марксе, родился 28 марта 1940 года потомок семьи Воллерт, которого назвали Борисом. Суровое предвоенное время не предвещало немецкой семье ничего хорошего. В начале Великой Отечественной войны родителям Льву Давыдовичу и Ирмгарде Александровне, педагогам местных школ,
приказали собираться и эвакуироваться в Сибирь. В 1941 году семья перебралась в деревню Новоградка Молотовского района Омской области. Отец страдал тяжёлой болезнью крови, поэтому он не был призван даже в трудармию и занимался организацией детских домов для детей, эвакуированных из прифронтовых областей страны. Мама, Ирина Александровна, преподавала в местной школе. Борис рос
здоровым смышлёным ребёнком, рано начал ходить и говорить сразу на трёх языках – русском, чешском и немецком. Когда кончилась война, семье Воллертов разрешили переехать в райцентр – село Молотов (ныне село Иртыш). Родители продолжали работать учителями, а Борис поступил в первый класс местной школы и окончил её в 1957 году. Идти по стопам родителей парень не захотел и сделал попытку поступить в автодорожный институт в Омске. Не удалось. По предложению заведующего районо он был направлен в школу учителем немецкого языка и физкультуры, и эта профессия «зацепила» его на всю оставшуюся жизнь. В 1958 году инженер совхоза порекомендовал ему поступить на факультет физики и технического труда Омского пединститута, который впервые принимал абитуриентов в связи с реформой школы. В эти годы в школах вводились предметы технического цикла. Кстати. Автор очерка в те же годы учился в другом педвузе на факультете с техническим уклоном. Учителя получали полезные знания в области управления автомобилем, сельхозмашинами, осваивали фото- и кино- дело, электротехнику. Эти знания и навыки пригодились в первые годы работы в сельской школе, где пришлось управлять трактором в ученической производственной бригаде. Борис с удовольствием вспоминал студенческие годы и недоразумения, которые с ним происходили. Однажды сдача предмета психологии превратилась для него в необыкновенный фарс. В те же годы его отец, Лев Давыдович, заочно учился на факультете иностранного языка этого же института и тоже сдавал в летнюю сессию
психологию. Преподаватель поставил Льву Давыдовичу «неуд», но заочник на следующий день пошёл пересдавать экзамен с математиками другому экзаменатору и отвечал на «отлично». В это время в аудиторию вошла заведующая кафедрой психологии. которая принимала экзамен у отца Бориса накануне. Преподаватели
пошептались, и заочник ушёл с зачёткой, где стояла традиционная «тройка». Но фамилию Воллерт дама запомнила и оказалась злопамятной. Пришлось Воллерту-младшему сдавать психологию трижды, причём каждый раз он вытаскивал на экзамене один и тот же билет, ответы на вопросы которого вызубрил. Окончив пединститут в 1963 году,выпускник получил направление в Колосовский район Омской области вместе с женой Светланой Никифоровной, с которой они прожили большую жизнь. В 1964 году Бориса Львовича призвали в Советскую армию. В течение года на Камчатке новобранцы, в основном с высшим образованием, осваивали новейшую технику, знакомились с радиолокацией и космическими аппаратами. В соответствии с совместным приказом министров обороны и образования, учитель в 1964 году был демобилизован из армии для работы в школе, так как в стране возник большой дефицит педагогов. Кстати, в эти годы закончил
факультет иняза отец Бориса Львовича и прошёл по конкурсу на должность преподавателя Омского института инженеров железнодорожного транспорта. В нём он служил до последних дней своей жизни. По приезде домой Бориса поздравили с рождением сына Саши. Вернувшись в Омск, Борис окунулся в домашние проблемы: не
было жилья, Света с сыном жила у родителей Бориса. Пришлось много работать, устроился преподавателем физики сразу в трёх вечерних школах, чтобы решить хотя бы жилищную проблему. Когда въехали в свою кооперативную квартиру, радости было «выше крыши». В ней наш герой живёт до сих пор.
В 1967 году директор средней школы № 115 Александра Михайловна Тимошенко предложила Борису Львовичу преподавать физику, не прекращая работу в вечерних школах. С первых дней учитель нашёл верный тон во взаимоотношениях со школьниками и педагогами. Человек он неравнодушный, заводной, понимающий психологию подростков, глубоко освоивший фундаментальные законы физики, методику её преподавания. Он стал непререкаемым авторитетом у ребят и учителей. А его участие в спортивных баталиях по волейболу со старшеклассниками покорило и их. Вскоре Борис Львович был признан одним из лучших учителей физики в Куйбышевском районе города. Его
ученики были постоянными победителями в физических олимпиадах всех уровней: в районе, городе, области. А десятиклассник Николай Барановский в 1969 году стал победителем Всесоюзной олимпиады по физике. Методики преподавания Бориса Львовича изучали специалисты ОмГПУ, ИПК, методисты районов. В школу для знакомства с опытом Бориса Львовича приходили учителя школ города и области. За успехи в педагогической работе решением Министерства образования России ему было присвоено звание «Почётный работник Российской Федерации». По методике Д.Сороса, который организовал анкетирование в вузах о педагогах, комиссия определяла лучших учителей страны. Среди прочих грант Д. Сороса получил и Борис
Львович Воллерт из 115-й школы города Омска. Можно находить недостатки в этой методике, говорить о корысти миллиардера из США, но, на мой взгляд, этот способ выявления лучших учителей страны более объективен, чем нынешняя аттестация педагогических кадров. Опытному учителю предлагали престижные руководящие должности в системе образования города, но он не хотел заниматься административной работой и, поработав год-другой, уходил в родную 115-ю. В ту пору уже и жена его, Светлана Никифоровна, работала учителем, а в последующие годы она стала заместителем директора по УВР в той же школе. В 1982 году приказом по Омскому гороно Борис Львович был назначен директором в МУПК. Такие учебные заведения для старшеклассников района по обучению рабочим профессиям
создавались по всей стране. Решением райкома партии и исполкома райсовета предприятия района организовывали производственные участки в УПК. Все крупные заводы, автоколонны, фабрики в течение полугода оборудовали под ключ цеха, кабинеты, лаборатории со всей необходимой технической инфраструктурой. Многие специалисты предприятий и организаций стали преподавателями технических
дисциплин и мастерами производственного обучения в УПК, пройдя специальные курсы по педагогике, методике преподавания и психологии в учреждениях дополнительного образования. В учебном комбинате сложился работоспособный педагогический коллектив единомышленников. Непростой период в жизни молодого директора Борис Львович преодолел достойно. Тысячи старшеклассников получили путёвку в жизнь, и многие из них стали рабочими, настоящими мастерами своего дела. Но учителя звала школа. Административный ресурс у него закончился, и никакие убеждения, доводы руководителей управления образованием он не захотел слушать и подал заявление о переводе на должность учителя физики в свою, ставшую родной 115-ю школу. Всю свою энергию, знание и опыт Борис Львович отдал своим ученикам без остатка. Годы и болезни давали о себе знать, и в 1912 году он ушёл на пенсию, но продолжает заниматься с ребятами теперь уже детьми бывших учеников школы. Главное, дорогой учитель, не останавливайся в пути!
Годы, как мерцающие звёзды, светят нам прозрачно с вышины. Вспоминаю прожитые годы, забываю виденные сны.Я о том нисколько не жалею, юность, ты об этом не проси.Вышел я однажды рано, рано. Солнце светит, я ещё в пути!
Эти слова поэта А. Дементьева пусть станут путевой звездой для Вас, дорогой Борис Львович, Ваших детей и многочисленных внуков!
В.Демидов
Омск, 2015
Примечание: Прочитав внимательно очерк, я увидела пару неточностей: 1) В 1967 году директором школы была Панна Александровна Лесных, а Александра Михайловна Тимошенко была завучем.
2) На пенсию Борис Львович вышел не в 1912 г., а в 2012. Полагаю, описка.
Ольга Токарева – Остроущенко, 10 "Г" выпуска 1969 года..

Комментарии