В России первую коллекцию гемм (инталий и камей) в 1721 году в Голландии приобрёл Пётр I для петербургской Кунсткамеры.
Однако коллекционирование камей началось в середине XVIII века при императрице Екатерине Великой, которая, как она сама говорила, заболела «камейной болезнью». Первые геммы, включая гипсовые слепки, были приобретены для Императорского Эрмитажа в 1764 году из собрания немецкого медальера, резчика и коллекционера И.-Л. Наттера, скончавшегося годом ранее в Санкт-Петербурге. Затем последовали другие приобретения. С 1766 года в Лондоне шотландский гравёр и скульптор Джеймс Тасси создавал миниатюрные портреты и копии знаменитых камей в гипсе и стеклянной пасте. В 1775 году он опубликовал каталог своих произведений. Он планировал создать музей: «Кабинет слепков» со всех гемм, имеющихся в собраниях европейских коллекционеров. В 1781 году императрица Екатерина II сделала заказ Тасси на выполнение «Кабинета слепков» для Эрмитажа: всего около 16 тысяч наименований по его каталогу. На выполнение этого заказа мастер потратил десять лет. Тасси не ограничивал свою деятельность копированием, его собственные относительно недорогие изделия покупали в разных государствах Европы, они получили собственное название: «tassies». Многие европейские фарфоровые мануфактуры, следуя примеру Веджвуда, воспроизводили античные камеи в фаянсе и фарфоре, обычно в белом бисквите на цветном фоне. Их оправляли в «шеффилдское серебро». Такие украшения называли «комессо». В 1787 году для Эрмитажа была приобретена уникальная коллекция камей и инталий (1500 гемм) Луи-Филиппа-Жозефа Орлеанского из фамильного собрания герцогов Орлеанских, которая в 1741 году обогатилась покупкой резных камней из собрания Пьера Кроза на распродаже после его смерти. С 2001 года треть этой коллекции экспонируется в Золотой гостиной Зимнего дворца под названием «Судьба одной коллекции. 500 резных камней из кабинета герцога Орлеанского» В 1792 году петербургская коллекция обогатилась приобретением собрания итальянского художника Дж. Б. Казановы и достигла десяти тысяч наименований. Эрмитажная коллекция пополнялась и в XIX веке. В 1814 году бывшая императрица Франции Жозефина Богарне подарила российскому императору Александру I «Камею Гонзага». В 1850 году Е. И. Голицына завещала императору Николаю I античную камею с головой Зевса. Поступали камеи из собраний барона А. Л. Николаи, генерала М. Е. Хитрово, вице-президента Академии художеств, князя Г. Г. Гагарина, собирателей Ю. Х. Лемме, В. И. Мятлева и других. В начале XX века для Императорского Эрмитажа была приобретена часть коллекции русского посла в Берлине П. А. Сабурова «Камейный профиль» стал эстетическим критерием академического искусства. В 1852 году французский поэт и эссеист Теофиль Готье выпустил сборник «Эмали и камеи» (Emaux et Camées). Русский поэт XIX века Лев Мей составил цикл под названием «Камеи» из шести поэм, как размышления о каждом из римских правителей от Юлия Цезаря до Нерона.
Эрмитаж.
Далее подборка из частных коллекций и музеев Мира..
КАЛЕЙДОСКОП
В России первую коллекцию гемм (инталий и камей) в 1721 году в Голландии приобрёл Пётр I для петербургской Кунсткамеры.
Однако коллекционирование камей началось в середине XVIII века при императрице Екатерине Великой, которая, как она сама говорила, заболела «камейной болезнью». Первые геммы, включая гипсовые слепки, были приобретены для Императорского Эрмитажа в 1764 году из собрания немецкого медальера, резчика и коллекционера И.-Л. Наттера, скончавшегося годом ранее в Санкт-Петербурге. Затем последовали другие приобретения. С 1766 года в Лондоне шотландский гравёр и скульптор Джеймс Тасси создавал миниатюрные портреты и копии знаменитых камей в гипсе и стеклянной пасте. В 1775 году он опубликовал каталог своих произведений. Он планировал создать музей: «Кабинет слепков» со всех гемм, имеющихся в собраниях европейских коллекционеров. В 1781 году императрица Екатерина II сделала заказ Тасси на выполнение «Кабинета слепков» для Эрмитажа: всего около 16 тысяч наименований по его каталогу. На выполнение этого заказа мастер потратил десять лет.
Тасси не ограничивал свою деятельность копированием, его собственные относительно недорогие изделия покупали в разных государствах Европы, они получили собственное название: «tassies». Многие европейские фарфоровые мануфактуры, следуя примеру Веджвуда, воспроизводили античные камеи в фаянсе и фарфоре, обычно в белом бисквите на цветном фоне. Их оправляли в «шеффилдское серебро». Такие украшения называли «комессо».
В 1787 году для Эрмитажа была приобретена уникальная коллекция камей и инталий (1500 гемм) Луи-Филиппа-Жозефа Орлеанского из фамильного собрания герцогов Орлеанских, которая в 1741 году обогатилась покупкой резных камней из собрания Пьера Кроза на распродаже после его смерти. С 2001 года треть этой коллекции экспонируется в Золотой гостиной Зимнего дворца под названием «Судьба одной коллекции. 500 резных камней из кабинета герцога Орлеанского»
В 1792 году петербургская коллекция обогатилась приобретением собрания итальянского художника Дж. Б. Казановы и достигла десяти тысяч наименований. Эрмитажная коллекция пополнялась и в XIX веке. В 1814 году бывшая императрица Франции Жозефина Богарне подарила российскому императору Александру I «Камею Гонзага». В 1850 году Е. И. Голицына завещала императору Николаю I античную камею с головой Зевса. Поступали камеи из собраний барона А. Л. Николаи, генерала М. Е. Хитрово, вице-президента Академии художеств, князя Г. Г. Гагарина, собирателей Ю. Х. Лемме, В. И. Мятлева и других. В начале XX века для Императорского Эрмитажа была приобретена часть коллекции русского посла в Берлине П. А. Сабурова «Камейный профиль» стал эстетическим критерием академического искусства.
В 1852 году французский поэт и эссеист Теофиль Готье выпустил сборник «Эмали и камеи» (Emaux et Camées). Русский поэт XIX века Лев Мей составил цикл под названием «Камеи» из шести поэм, как размышления о каждом из римских правителей от Юлия Цезаря до Нерона.
Далее подборка из частных коллекций и музеев Мира..