Глава 6.

ПРОБЛЕМЫ СТАРОСТИ
-----------------------------------------------------—
III. ПРОБЛЕМА ДУХОВНАЯ.
Рассматривая проблемы старости, мы уже отмечали, что
духовная проблема является первой и заслуживает того, чтобы стоять во главе всех других жизненных проблем.
Древнегреческий мудрец, живший около 2500 лет тому назад, сказал: "Судьба человека зависит от его характера".
Он был прав.
От нашего характера, если он добр, зависит не только наше счастье, благополучие, здоровье и долголетие, но и наша вечная жизнь, вечное блаженство.
Человек - кузнец своего характера.
Он создает и формирует тот или иной характер в течение всей своей своей жизни.
Врачи определяют болезнь по одному какому-нибудь симптому, а психологи определяют наш характер по одной произнесенной нами фразе, поступку или подбору наших друзей.
Они говорят: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты".
Ничто так не обнаруживает и не обнажает скрытого в нашем теле, нашего "я", как наш характер.
О людях с плохим характером обычно говорят: "Каков в колыбельку, таков и в могилку"...
В молодости мы думали, что когда мы станем старыми - мы будем совершенно другими; но увы!
Мы и в старости остаемся, по духовной сущности, теми же, какими были в молодости.
Вдумчивый человек, наблюдающий за жизнью своей души, часто сам поражается своей неизменной индивидуальности.
Ему кажется даже, что он точно застыл на известном возрасте, что он не стареет и вовсе не приближается к могиле.
Наша невозрожденная старая натура, со старым сердцем и старым греховным характером, делают нашу старость кошмарной. "Ибо лукаво сердце человека более всего и крайне испорчено; кто узнает его?
- Я, Господь, проникаю сердца и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по путям его и по плодам дел его"...
Наша падшая, порочная природа - рассадник всех отрицательных черт нашего характера.
Это - источник всех видов беззакония и нечестия.
Слово Божие говорит, что эту плотскую нашу природу мы унаследовали от наших прародителей, Адама и Евы.
Конечно, те ученые, которые ищут своих прародителей не в Эдемском, а в зоологическом саду, могут отрицать эту истину, но мы считаем не с человеческими вымыслами, а с неопровержимыми фактами.
Библия содержит в себе не сказки, как некоторые безумцы думают, а факты мирового значения, подлежащие безоговорочному признанию, принятию и применению их. Факты бессмысленно отрицать.
Факты остаются фактами независимо от того, признаем ли мы их или отрицаем.
Одним их таких неопровержимых фактов, упоминаемых в Св.Писании, является факт наличия зла в мире:
"Мы знаем... что весь мир лежит во зле"...
Люди могут расходиться в своих мнениях о происхождении зла: откуда зло появилось, кто виновник появления зла? Но все они единодушны в признании очевидного для всех факта, что зло в мире существует.
Мы можем ошибаться в своих мнениях, но мы не имеем права ошибаться в фактах.
Можно также иметь разное представление о степени зла в мире.
Одни находят, что "зла в мире не так уж много", другие утверждают, что "в мире только одно зло и никакого добра", но все единодушны в преобладании зла, что в мире "больше зла, чем добра".
И не только - в мире, но что зло преобладает в каждом, самом лучшем человеке.
Это преобладание зла в мире служило темой для многих древних и современных писателей, но нигде во всей мировой литературе степень зла в мире не была так точно определена, как определяет ее Св.Писание, которое говорит: "Весь мир лежит во зле"...
Зло - это природа и духовная сущность мира.
Это его стихия.
Как для птиц воздух, для рыбы вода или для свиньи грязь, так зло - для мира.
Удалите все зло из мира, зло, которым мир "живет, движется и существует", и что останется от его великих деяний, развлечений и удовольствий?
Обратите ваше внимание на слово "лежит", которым Св.Писание пользуется, как сравнением, выражая преобладание зла в мире.
Представьте себе, что "весь мир лежит во зле", как лежит тяжко страдающий, смертельно больной, паралитик или подстреленный, лежит и не имеет силы подняться.
Заметьте также в приведенном стихе Св.Писания слово "весь".
Современный мир, разделившийся на восточный и западный, на два взаимоисключающих политических блока, склонен отнести зло с его растлением и порочностью, насилием и несправедливостью к одной только его половине, а Св.Писание говорит:
"Весь мир", пусть он будет коммунистическим, капиталистическим, монархическим или папским...
"Потому что все согрешили и лишены славы Божией... так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен перед Богом"...
"Весь мир" заражен одной и той же проказой греха, и нет ни одного человека духовно здорового или безгрешного, совершенного.
Мы все унаследовали эту греховную проказу от прародителей, и, в силу этого, каждый из нас обязан признать эту печальную наследственность и вместе с царем Давидом сказать:
"Вот я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя"...
Между проказой и грехом есть много аналогичного, сходного.
Грех так же, как и проказа, нелицеприятен и беспошаден.
Проказа поражает священнослужителя Геезия, военачальника Неемана, царя Озию и др. Проказа не смотрит ни на наше положение и образование, ни на происхождение, воспитание, красоту и богатства.
Грех, как и проказа, должен был бы наводить на нас ужас, но, к сожалению, ужас наводят на нас не грехи, а только последствия грехов.
Вот вам пример: дама начала чувствовать в груди какую-то ноющую боль и обратилась к доктору.
В результате проделанных анализов у дамы обнаружили рак груди.
Когда ей сообщили об этом, она упала в обморок...
Рак тела наводит на нас ужас. Но ведь рак греха поражает не только наше тело, но и душу и, тем не менее, ни на кого ужаса не наводит.
Когда Бог указывает на нас Своим Божественным перстом и говорит: грех в тебе и весь ты во грехе!
- Никто из нас не падает в обморок.
Другой случай: студент убил девушку, и, когда суд вынес ему смертный приговор, он упал в обморок, а его мать, присутствовавшая на суде, рвала себе волосы на голове и билась в истерике. Люди не гнушаются убийства, прелюбодеяния, обмана, разврата и множества других жутких грехов, но они боятся попасть на скамью подсудимых, в тюрьму, на электрический стул, виселицу или - только в госпиталь для венерических больных.
Люди любят грех, ищут греха, платят за грех и наслаждаются грехом.
Такова обольстительная сила греха.
Грех, как проказа, начинается в нас с ничтожно малого.
Говорят, что первые симптомы проказы настолько незначительны, что даже специалисты затрудняются определить эту страшную болезнь прежде, чем появится маленькое беленькое пятнышко с подозрительно белым волоском в центре.
Те, кто не обратят внимание на появившееся пятнышко, узнают о своей прокаженности только тогда, когда начинают слезиться глаза, выпадать волосы и зубы, отваливаться ногти и целые конечности.
Когда же у больного начинает сохнуть язык, смерть медленно, но верно вступает в свои права.
Грех тоже начинается с ничтожно малого, но развиваясь в нашем сердце и характере, неуклонно приводит к вечной гибели.
"Похоть зачавши рождает грех, а сделанный грех рождает смерть"...
Грех, однажды содеянный, навеки разобщает нас с Богом.
Грех оскверняет нас и делает негодными для общения со Святым Богом. Однажды согрешивший подчиняется закону греха и уже не может остановиться на этом пути; грех формирует в нем греховную привычку.
Грех, допущенный и многократно повторенный нами, лишает нас способности противостоять, сопротивляться греху.
Как мощный борец, грех укладывает грешника "на обе лопатки" и не позволяет ему подняться.
Допущенный грех, обычно, стараются скрыть от других, но если скрыть уже поздно и невозможно - пытаются всячески оправдать его: "Ну, какой в этом грех,- говорят они, - другие не то еще делают"...
Греха нельзя скрыть.
Таков закон греха: однажды соделанный грех должен повториться и повторяется до бесконечности, поэтому, рано или поздно, тайный грех обнаруживается и делается явным.
"Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу"...
Об этом свидетельствуют бесчисленные литературные произведения: "Брать Карамазовы", "Воскресенье", "Анна Каренина", "Фауст" и многие другие.
"Глупые смеются над грехом" - говорит Соломон.
Но хорошо смеется тот, кто смеется последним.
Поэтому - не играй с грехом!
Зажжешь огонь - не погасишь.
Ты можешь грешить и смеяться над грехом, но ты не уйдешь от его последствий.
Грех отразится на твоем здоровье и на твоем разуме.
Грех разрушит твое тело и создаст преждевременный ад для твоей порочной совести. Плоды твоих грехов ты будешь пожинать в твоей старостми в твоих детях и внуках.
Если не обратишься к Спасителю грешников и не оставишь греха, ты пожнешь плоды греха в вечности.
Из всего сказанного мы видим, что грех является главной проблемой не только старости, но и проблемой всех возрастов и каждого человека.
Проблема духовная - это проблема греха, из которой все остальные проблемы проистекают.
Умалять этот факт или отрицать его может только тот, кто настолько стар, что потерял уже способность логично мыслить, или настолько молод, упрям, невежествен и обольщен грехом, что закрыв свои глаза, идет сознательно в погибель.
"Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия"...
Бог открывает нам сущность греха, силу греха, нашу порабощенность греху, наше бессилие пред грехом, искупление греха Голгофской смертью Христа, возможность нашего прощения и избавления от греха. Христос призывает нас к покаянию и возрождению свыше.
И к этому мы должны, если желаем правильно разрешить нашу главную проблему старости - проблему греха, если желаем наследовать жизнь вечную.
"Почему наша бабушка так часто и так долго читает Библию?" - спросил один внук у другого.
"Не знаю", - ответил тот и, подумав немного, добавил: "Вероятно, она готовиться к последним, выпускным экзаменам"...
Готовы ли мы?
"Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный!"...
"Испытывайте самих себя, в вере ли вы?
Самих себя исследывайте.
Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, что должны быть"...
Таковы проблемы старости.

Комментарии

Комментариев нет.