Глава 6.

ПРОБЛЕМЫ СТАРОСТИ
---------------------------------------------
II. ПРОБЛЕМА МАТЕРИАЛЬНАЯ.
Мы говорили о проблеме физиологической, но не менее серьезна для нас проблема нашего материального благополучия.
Кто-то сказал: "Дайте человеку три вещи: материальную обеспеченность, удовлетворительное здоровье и увлекательное занятие, и все его годы, после 60-ти, будут самыми лучшими в его жизни".
К сожалению, вопрос материальный часто выступает на первый план и служит в ущерб другим более важным вопросам.
Многие люди копят деньги и так этим увлекаются, что даже и в годы старости не могут остановиться.
Конечно, их старость материально обеспечена и может даже вызывать у бедных людей чувство зависти, хотя сам обеспеченный иногда может чувствовать себя в тысячу раз несчастнее самого последнего бедняка, ибо не все - в материальной обеспеченности.
Соломон был обеспеченнейшим человеком и, однако, он сказал: "Умножается имущество - умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть на него своими глазами?
Сладок сон трудящегося, мало ли много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть.
Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему"...
Кто не умеет быть бедным, тот не сумеет быть и богатым.
Обеспеченность, удобство, роскошь, изобилие могут превратиться в своего рода ловушку для всех увлекаюшихся ими.
Не многие старики знают об этом и легко попадают в этот старческий капкан.
Сперва обстановка пресыщения и бездействия очень приятна и привлекательна, но вскоре обнаруживается, что их назначение в том, чтобы расслабить наши мускулы, притупить мозги, парализовать волю, размягчить чувства и "выбить нас из строя жизни"...
Богатство человека во вред ему, если он не знает, как им пользоваться.
Христос учит, чтобы материальная обеспеченность никогда не занимала первого места в нашей жизни.
Ибо "не хлебом одним буден жив человек"... К тому же: "Как вышел человек нагим из утробы матери своей, так и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понесть в руке своей"...
А.Толстой так писал об усопших богатых скопидомах:
Все, что они желали и любили,
Все, что к земле притягивало их,
Все на земле осталось горстью пыли...
Слава Богу за то, что мы живем в такой век, когда ребенок перестал быть игрушкой для окружающих, а старик - бременем для своих детей и родственников и паразитом для общества, так как со дня его отставки и до конца его жизни прожиточный минимум обеспечен государством.
Большинство людей, вышедших на пенсию, должно усвоить два важных жизненных урока: ограничение и довольство.
Первый урок старости - ограничение.
Если мы вынуждены ограничивать наш бюджет, мы должны одновременно сократить и наши потребности и, вместо прежней бесконтрольной, может быть, траты денег, ввести в действие режим экономии и бережливости.
Урок этот облегчается уже тем, что пожиравшие раньше так много денег и времени наши выезды и развлечения, капризы и мода утратили для нас свою былую прелесть.
Вместо них вошли в наш обиход простота и скромность.
Прежде мы руководились в пище чувством вкуса, а теперь мы убедились уже, что не все то, что вкусно, бывает полезно для нашего стареющего организма. Тот же самый практичный подход применяется нами при покупке одежды, обуви и др.
Раньше мы учились искусству копить деньги "про черный день", теперь же начинаем учиться "жить под карандаш", "протягивать ножки по одежке"...
" Не доходом дом обилен, а где умеренный расход", - сказал Г.Державин.
Ограничение и умеренность приносят нам больше пользы, чем разнузданность и бесконтрольность.
Долголетие принадлежит не тем, кто ест "до сыта, до отвала", а кто отказывает себе в излишках, в пресыщениях.
Не тот здоров и долговечен, кто много имеет, а тот, кто во многом отказать себе может.
В этом наш первый урок и первая наша потребность.
Второй урок старости, урок еще более жизненный и необходимый - довольство. Нам нужно научиться довольствоваться малым.
Все мы нуждаемся в этом, но какой это трудный для нас урок!
Что же мешает нам удовлетворяться малым?
- Не что иное, как наша людская ненасытимость, жадность и зависть.
Человека, подверженного этим трем тяжким недугам души, удовлетворить невозможно.
Если он всегда недоволен при своем прежнем изобилии, то как сможет он сейчас довольствоваться малым?
Удовлетворяться малым способен только тот, кто обладает внутренним довольством души; у кого при любой материальной скудости всегда имеется избыток духовных сил и небесных сокровищ.
Одной из этих духовных жемчужин в характере христианина является "кротость".
Христос сказал: "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю".
Кроткие наследуют землю и насладятся ее лесами, полями, лугами, солнышком, ароматом цветов, пением птиц, порханием мотыльков...
Какие это бесценные дары!
Но спросим себя: кто из людей пользуется ныне этими дарами Божьими?
Тот, кто поглощен жаждой к наживе, кто с головой зарылся в землю, зарыл в земное все свои таланты и способности, тот не видит и даже не замечает красот земли. Он мыслит о другом.
Он может быть обеспеченным человеком, но видя, что у соседа "больше" он чувствует себя несчастным.
Зависть, как капля дегтя, отравляет все радости жизни.
"Завистливый по чужому счастью сохнет", - говорит народная мудрость.
Не так смотрит и живет "кроткий".
Пока ненасытный человек изнуряет себя в погоне за "большим", кроткий наслаждается малым, принимая это малое, как особую милость из рук Божьих.
Пока у недовольного богача - терзание души, кроткий наслаждается сердечным покоем. У недовольного взор его омрачен, лицо кислое и весь он печален, уныл, замкнут, а у кроткого - приятная улыбка, лицо сияющее и песнопение на устах.
Кроткий не закрывает глаз на окружающий его мир, он понимает, что у него несравненно меньше земных благ, чем у других, но тут же он глубоко осознает, что в мире есть миллионы таких же людей, как он, у которых нет ни большого, ни малого.
Где же, у кого и как научиться быть довольным тем, "что Бог послал"?
- В светских и даже духовных учебных заведениях этот предмет не преподается.
За этими уроками мы должны обратиться к Великому Учителю, Который приглашает всех в Свою духовную академию, говоря: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас!
Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я КРОТОК и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо и бремя Мое легко"...
Довольство малым и внутренний душевный покой настолько высоко расценивались апостолом Павлом, что ради них он "от всего отказался и все почел за сор"...
Заканчивая свою жизнь в римской тюрьме, апостол писал: "Я научился быть довольным тем, что у меня есть: я умею жить в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть в обилии и в недостатке.
Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе"...
Научившись от Христа такому важному искусству жизни, апостол дает совет нам, христианам: "Кротость ваша да будет известна всем человекам.
Господь близко! Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом, - и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Наконец, братья мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте... и Бог мира будет с вами"...
Христос сказал: "Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и все приложится вам!"
Другими словами - в первую очередь старайтесь разрешить главную проблему вашей бессмертной души, а проблемы физиологические и материальные разрешатся сами собою.
"Малое у праведника - лучше богатства многих нечестивых... Я был молод и состарился, и не видел праведника оставленным и потомков его просящими хлеба", -свидетельствует царь Давид.

Комментарии

Комментариев нет.