Питер Пауль Рубенс: художник и интриган

Источник: https://zen.yandex.ru/media/zhivopis/piter-paul-rubens-hudojnik-i-intrigan-60eabc5b4f31671985ad7739 Мифические сюжеты, оживлённые кистью художника Питера Пауля Рубенса — источник наслаждения для истинного эстета. Его творчество — уникальный союз итальянской и фламандской живописной техники.
Соседство золотистых тонов, что купаются в тёплых и прозрачных тенях, с мириадами цветных крупинок корпусного мазка, создающими эффект удивительно чистого света. И если первые увлекают внимание зрителя в глубину композиции, то вторые — виртуозно подчёркивают границы объектов и явлений, даря объём и осязаемость.

Питер Пауль Рубенс: художник и интриган - 931060840878

Питер Пауль Рубенс, «Агриппина и Германик», 1614, Национальная галерея, Вашингтон, США
Питер Пауль Рубенс: художник и интриган - 931060851118

Питер Пауль Рубенс, «Два спящих ребенка», Национальный музей западного искусства, Токио
Питер Пауль Рубенс: художник и интриган - 931060864686

Питер Пауль Рубенс, «Мальчик с птицей. Альберт Рубенс (?)», 1616, Картинная Галерея Берлин, Германия
Питер Пауль Рубенс: художник и интриган - 931060873902

Питер Пауль Рубенс, «Венера перед зеркалом», 1615, Коллекция Лихтенштейнов, Вена

Рубенс — это мастер-загадка. Живописец, избегавший пастозных красок и не испытывавший проблем с гладким грунтом и большими форматами. Художник, умевший превращать пафосный нарратив в глубокое размышление, а повседневный сюжет — в оду радости бытия. Одинаково блистательно писавший баталистику и милые семейные портреты. Вдохновенный творец и одарённый делец, художник и интриган, позёр и дипломат, истовый католик и ироничный провокатор. Тот, чьё творчество обожали Диего Веласкес, Харменс ван Рейн Рембрандт и Антонис Ван Дейк, и которое совсем не так просто, как казалось с первого взгляда.
Питер Пауль Рубенс: художник и интриган - 931060921518

Питер Пауль Рубенс, «Марс и Рея Сильвия», 1616, холст, масло, Лихтенштейнский музей, Вадуц

Вот Вам, дорогой читатель, яркий пример: картина «Марс и Рея Сильвия». Казалось бы, художник попросту излагает нам известный мифологический сюжет. Коварный бог похищает царевну, дабы затем на развалинах часовни дать жизнь Ромулу и Рему. Тем самым братьям, что по легенде станут основателями Рима.
Питер Пауль Рубенс: художник и интриган - 931060940974

Питер Пауль Рубенс, «Марс и Рея Сильвия», 1616, холст, масло, фрагмент, Лихтенштейнский музей, Вадуц

Сама по себе картина выглядит чудесно. Радует остроумным символизмом и интересными композиционными решениями, внутренней динамикой и драматизмом, «замешанным» на ярких тонах и выразительных контрастах. Казалось бы, откуда взяться скандалу?

А скандал-таки был. И весьма основательный. Отклонившись от канвы оригинального мифа, согласно которому бог Марс «обстряпал» все свои дела, даже не разбудив при этом Сильвию, Рубенс изобразил весьма бурную сцену с явным принуждением принцессы Реи.
Питер Пауль Рубенс: художник и интриган - 931060991150

Питер Пауль Рубенс, «Марс и Рея Сильвия», 1616, холст, масло, фрагмент, Лихтенштейнский музей, Вадуц

А ведь по легенде Рея Сильвия была жрицей богини целомудрия Весты. Но почему же тогда на алтаре, изображённом в правом углу полотна, находится статуя совсем другой небожительницы? А именно — римской Минервы, покровительницы мудрости и справедливости. Какая-такая справедливость может быть в действиях Марса, вторгшегося в покои царевны?
Питер Пауль Рубенс: художник и интриган - 931060977838

Питер Пауль Рубенс, «Марс и Рея Сильвия», 1616, холст, масло, фрагмент, Лихтенштейнский музей, Вадуц

Всё встаёт на места, если вспомнить, кто у нас был самым грозным и боевитым государством западно-европейского региона на момент создания полотна. Кого боялись как гнева Божьего те, кто был поменьше и послабее? Правильно, Испанию. Это королевство давно и с аппетитом просматривало на своих соседок по континенту. И в том числе — на Голландию (для любителей точных формулировок: на Нидерланды), откуда происходил родом сам Рубенс.
Питер Пауль Рубенс: художник и интриган - 931061012398
Питер Пауль Рубенс, «Вид на Хет Стин ранним утром», 1636, Национальная галерея, Лондон
Питер Пауль Рубенс: художник и интриган - 931061030574

Питер Пауль Рубенс, «Лето», 1620
Питер Пауль Рубенс: художник и интриган - 931061046446

Питер Пауль Рубенс, «Пейзаж с водопоем», 1638, Лувр, Париж

Вывод прост. Данная картина есть чётко сформулированный политический посыл: мир будет принадлежать католической Испании, как некогда принадлежал императорскому Риму. А дорогая сердцу Рубенса, но слишком уж независимая и чересчур протестантская Голландия должна скрепить с нею любовный союз. Дабы вместе породить империю, ничем не уступающую древнеримской. Стать прекрасной Сильвией для нового Марса. А уж состоится этот союз по любви или наоборот — никто бедняжку спрашивать не собирается...
Питер Пауль Рубенс: художник и интриган - 931061069998

Питер Пауль Рубенс, «Две женщины со свечой», 1616-1617, масло на панели, Маурицхейс, Гаага
Питер Пауль Рубенс: художник и интриган - 931061079726

Питер Пауль Рубенс, «Изабелла д’Эсте», 1605-08, Музей истории искусств, Вена
Питер Пауль Рубенс: художник и интриган - 931061089454

Питер Пауль Рубенс, «Старуха с жаровней с углем», 1617-18, дерево, масло, Дрезденская картинная галерея, Дрезден, Германия
Питер Пауль Рубенс: художник и интриган - 931061105326
Питер Пауль Рубенс, «Портрет молодого ученого», 1597, Метрополитен музей искусств, Нью-Йорк, США



Само собою, прекрасно считавшие политический посыл данной картины соотечественники Питера Рубенса не на шутку возмутились. Но поделать с имевшим архивлиятельных покровителей художником ничего не могли.
Питер Пауль Рубенс: художник и интриган - 931061124526

Питер Пауль Рубенс, «Автопортрет», 1620, масло на панели, Национальная художественная галерея, Вашингтон, США
Питер Пауль Рубенс: художник и интриган - 931061132974

Мастерская Питера Пауля Рубенса, «Демокрит, Гераклит, Тимон», музей Соумайя, Фонд Карлоса Слима
Питер Пауль Рубенс: художник и интриган - 931061140654

Питер Пауль Рубенс, «Автопортрет», 1630, Дом Рубенса, Антверпен, Бельгия

Интересный вышел «штрих» в биографию великого живописца, не так ли, дорогой читатель? Если Вам понравилась эта статья — с удовольствием продолжим рассказывать о необычных картинах великих мастеров прошлого.

Комментарии

  • 5 окт 2021 00:30
    Работу Рубенса "Самсон и Далила" , которая находится в Национальной галереи Лондона, искусственный интеллект посчитал на 91% подделкой, которая принадлежит руке другого художника.
    Фотография
  • 5 окт 2021 20:25
    Может кто-то из учеников написал, которых Рубенс «тщательно обучал и «использовал их в соответствии с их склонностями и способностями»(ch)
  • 5 окт 2021 20:34
    Обучал тщательно. Спору нет. Зато пахали они на него как рабы на галерах.
  • 5 окт 2021 20:38
    Ну при таком количестве  заказов ( при его востребованности) где ж одному справиться...
  • 5 окт 2021 20:39
    Оч талантливый менеджер и гениальный маркетолог. Ну назвать его гениальным художником у меня все равно язык не поворачивается.
  • 5 окт 2021 20:40
    Да, слишком иногда сладостно, красиво, румяно...и телесно:-)
  • 5 окт 2021 20:42
    До сих пор спорят, какие из картин Рубенса дописаны (или написаны целиком) ван Дейком или другими его учениками.
  • 5 окт 2021 20:44
    И морда лица женская а суставы руки ноги и т.п. мужские.
  • 5 окт 2021 20:45
    Буйство плоти:-D
  • 5 окт 2021 20:47
    Возможно. Известно, что Рубенс писал картину "Самсон и Далила" для своего покровителя Николааса Рококса в 1608-1609 годах, но она исчезла, а появилась только в 1926 году. Однако, появившаяся картина сразу вызвала у искусствоведов сомнение, но только не у Национального музея Лондона, который, кстати сказать, неоднократно "вляпывался" (в отличие от российских искусствоведов) в ошибочных выводах на предмет отрибутации многих работ художников.
  • 5 окт 2021 20:48
    Да просто караул. Видно обучал учеников хоть и крепко и плотно НО!!! на мужских моделях. Одна Прозерпина чего стоит. Народ конечно слюни пускает и розовый елей льет. И тем не мение конечности мужские. Глаз режут сразу.
  • 10 окт 2021 19:46