Грицай Алексей Михайлович.ч 1 Съемка 1997 года на Академической Даче им.Репина Алексей Михайлович Грица́й (22 февраля [7 марта] 1914, Санкт-Петербург, Российская империя — 6 мая 1998) — советский живописец, педагог, профессор. Академик АХ СССР (1964; член-корреспондент 1957). Народный художник СССР (1974). Лауреат Государственной премии СССР (1978) и двух Сталинских премий третьей степени (1951, 1952). Преподавал в Художественном училище памяти 1905 года. В 1948—1952 и 1964—1998 годах преподавал в МГАХИ имени В. И. Сурикова (с 1966 года — профессор).
ТВ ХУДОЖНИК.Грицай Алексей Михайлович.ч 1
Будучи студентом Грицай много времени проводил в прекрасной институтской библиотеке, изучая наследие великих мастеров по альбомам и монографиям. К этому нужно добавить регулярное общение с коллекциями Эрмитажа и Русского музея, частое посещение филармонии, ленинградских театров.
Уже тогда он ясно сознавал, что законы художественного образа, прекрасной изобразительной формы являются специфическим переложением законов, управляющих процессами жизни, развитием человеческой природы.
Знакомясь в музеях или по книгам с ушедшими художественными культурами, Грицай стремился за их своеобразием почувствовать определенные условия, конкретный склад человеческих отношений. Искусство прошлого заставляло его смотреть на исчезнувшие цивилизации с чувством невосполнимой утраты, как бы ощущать личную причастность к судьбам чужих стран и народов. Он искренне восхищался мастерами итальянского Возрождения, внимательно изучал картины испанских живописцев X. Риберы, Ф. Сурбарана, Д. Веласкеса, присматривался к достижениям импрессионистов. Особый интерес у него вызывали создатели русской художественной школы П.А. Федотов, В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.В. Верещагин, Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, Ф.А. Васильев, И.И. Левитан.
Особую роль в развитии художественного вкуса Грицая сыграла литература. В раннем возрасте он зачитывался приключенческими романами Майн Рида, Фенимора Купера, Вальтера Скотта, с годами круг его читательских интересов заметно расширился. Юношей он испытал сильнейшее потрясение от поэзии Гёте и Шиллера. Настоящим событием стало для Грицая знакомство с творчеством Сервантеса. Волшебная проза великого испанца навсегда пленила его воображение, открыла перед ним целую вселенную поэтических переживаний и образов. Эстетическое удовольствие ему доставлял избранный Сервантесом своеобразный метод раскрытия человеческих характеров через внешне алогичные, даже курьезные поступки и действия главного героя, но при этом обнажающие сущность вещей и понятий. С молодых лет Грицай питает любовь к поэзии А.С. Пушкина, находит в ее содержании глубокое созвучие собственным мыслям и переживаниям. Часто он ловил себя на том, что воспринимает стихи Пушкина как чудесную музыку или как своеобразную живопись, пробуждающую в воображении вереницу ярких, подвижных образов, позволяющую за словесным выражением увидеть живые картины родной природы, многоликую стихию бесконечной жизни. Литературная деятельность таких мастеров слова, как Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой убеждали его в неразрывной, кровной связи значительного и самобытного художественного явления с народной средой, национально-нравственной почвой. Необычайно сильное впечатление на Грицая произвели литературные творения Ф.М. Достоевского, приобщившие его к таким сторонам и глубинам человеческого сознания, о которых он раньше и не подозревал. Исполненные глубочайшего драматизма книги писателя оставляли в нем светлое чувство, рождали сильный порыв к добру и красоте человеческих отношений.
Голованева Ульяна Владимировна. Оnline мастерская
ТВ ХУДОЖНИК.
Грицай Алексей Михайлович.ч 1
Съемка 1997 года на Академической Даче им.Репина
Алексей Михайлович Грица́й (22 февраля [7 марта] 1914, Санкт-Петербург, Российская империя — 6 мая 1998) — советский живописец, педагог, профессор. Академик АХ СССР (1964; член-корреспондент 1957). Народный художник СССР (1974). Лауреат Государственной премии СССР (1978) и двух Сталинских премий третьей степени (1951, 1952).
Преподавал в Художественном училище памяти 1905 года. В 1948—1952 и 1964—1998 годах преподавал в МГАХИ имени В. И. Сурикова (с 1966 года — профессор).
Уже тогда он ясно сознавал, что законы художественного образа, прекрасной изобразительной формы являются специфическим переложением законов, управляющих процессами жизни, развитием человеческой природы.
Знакомясь в музеях или по книгам с ушедшими художественными культурами, Грицай стремился за их своеобразием почувствовать определенные условия, конкретный склад человеческих отношений. Искусство прошлого заставляло его смотреть на исчезнувшие цивилизации с чувством невосполнимой утраты, как бы ощущать личную причастность к судьбам чужих стран и народов. Он искренне восхищался мастерами итальянского Возрождения, внимательно изучал картины испанских живописцев X. Риберы, Ф. Сурбарана, Д. Веласкеса, присматривался к достижениям импрессионистов.
Особый интерес у него вызывали создатели русской художественной школы П.А. Федотов, В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.В. Верещагин, Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, Ф.А. Васильев, И.И. Левитан.
https://www.youtube.com/watch?v=dTuxvI51UaQ
Необычайно сильное впечатление на Грицая произвели литературные творения Ф.М. Достоевского, приобщившие его к таким сторонам и глубинам человеческого сознания, о которых он раньше и не подозревал. Исполненные глубочайшего драматизма книги писателя оставляли в нем светлое чувство, рождали сильный порыв к добру и красоте человеческих отношений.