МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для преподавателей детской художественной школы 1-2 КЛАСС
Раздел 1. Цвет в декоративной композиции Основные и дополнительные цвета их оттенки. 1.2. Пары противоположных цветов. 1.3. Контраст 1.4. Нюанс. 1.5. «Образ на заданную тему» Раздел 2. Орнамент и модуль 2.1.Растительный орнамент в полосе с бордюром. 2.2. Орнамент в квадрате 2.3 «Образ на заданную тему»
Тема 16. Методика преподавания живописи в ДХШ · Задача курса живописи в ДХШ. · Основные методические задачи по каждому году обучения. 🔵 1 класс.Знакомство с материалами (акварельные краски, кисти, бумага и т.д.).Основные составные цвета. Знакомство с дополнительными цветами, контрастами, сближенными, холодными и теплыми.
Усвоение учащимися основных положений живописи. Отсутствие в живой природе и окружающей нас среде бесцветных предметов. Под влиянием окружающей среды приобретение одним и тем же предметом, благодаря рефлексам, различных оттенков без изменения своего локального цвета. Живописный процесс как видение всей сложности цветовых комбинаций.
Приобретение учащимися 1-го класса навыков ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции, конструктивного построения предметов, поэтапного проведения всей работы - от начала до завершения, навыков в работе с материалом.
🔵 2-й класс.Выдвижение на первый план следующих задач:
· выполнение эскизов с целью композиционного решения натюрморта на листе,
· умение использовать в работе весь лист, прокладывая цветовые соотношения отдельных плоскостей
· выработка навыков в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы и планов, на которых они расположены,
· четкость в последовательности выполнения работы (длительность – до 9-12 часов),
· углубление заданий на понимание учащимися тонального решения натюрморта и его колористического решения.
🔵 3-й класс.Композиционное, пространственное выявление четкой конструкции предмета. Понятие тональности. Колористическое решение и умение последовательно и продолжительно вести работу, ставить творческие задачи.
🔵 4-й класс.Акцентирование внимания учащихся на образной стороне каждой работы.Углубление понятия художественного образа (подготовка замысла, его развитие, отбор подсобного материала и его обобщение, определение смыслового композиционного центра). Выражение индивидуального отношения учащегося к изображаемому. Техническая реализация замысла.
Соответствие технической стороны работы (цветовая гамма) творческой.
Основные требования к учащимся 4-го класса: самостоятельное выполнение задания по созданию художественного образа натюрморта; выбор техники, способа исполнения в зависимости от поставленной задачи.
Увеличение и разнообразие форматов листа, а также техники и технических приемов, варьирующихся в зависимости от содержания задания.
🔴 В первом классе учащиеся знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства его особенностями и спецификой, с возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров. Дети учатся создавать пластически выразительные формы, украшать их, ритмично выстраивая в единую композицию изобразительные элементы и цветовые пятна, осваивают разнообразные техники и материалы. Знакомятся с художественными промыслами. Овладевают техническими навыками изображения различных видов росписи. Приобретают навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
🔴 Во 2 классе, когда у детей формируются представления о многообразии художественного творчества разных народов, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства происходит в контексте изучения разных художественных культур. Следующий шаг после изучения русского народного искусства — знакомство с декоративно-прикладным искусством других народов, стран, времен. В процессе приобщения к искусству своего и других народов они более детально знакомятся с конструкцией, декоративным убранством традиционного жилища (изба, юрта, чум), праздничного костюма царя, знатных бояр, простолюдинов. Античный костюм, краснофигурная и чернофигурная керамика, образцы средневекового литейного искусства, японские фонарики, кимоно — все это становится объектом восприятия школьников. Приобщение младших подростков к классическому декоративному искусству (Древний Египет, Китай, Западная Европа эпохи Средневековья, барокко) поможет увидеть в нем черты неповторимого своеобразия, осмыслить его связь с жизнью общества, влияние мировоззрения людей на образный строй произведений, понять саму суть существования данного вида искусства в человеческом обществе. В разные времена, у разных народов суть декора одна и та же — выявлять, подчеркивать социальное положение человека, его роль в обществе.
🔴 3 и 4 класс – это следующий шаг в изучении декоративно-прикладного искусства с позиций его жизненных функций и вытекающих отсюда особенностей его образного языка. Осваивается язык, образный строй произведений народного и профессионального (классического и современного) декоративно-прикладного искусства уже на ином содержательном уровне. На каждой новой ступени познания учащимся предлагается новый взгляд на предмет восприятия, адекватный их возрастным особенностям. Произведения декоративно-прикладного искусства рассматриваются с точки зрения единства формы (материальная вещественность созданного продукта, способ существования содержания) и содержания.
В процессе занятий декоративной работой преподаватель последовательно и целенаправленно формирует у учащихся чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. На занятиях по декоративно-прикладному искусству учащиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей. Материал, его свойство и технологии, вводят учащегося в строгие рамки, ограничивают его в передаче внешних сходств с изображаемым, и придают последнему черты условности и декоративности.
Голованева Ульяна Владимировна. Оnline мастерская
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для преподавателей детской художественной школы 1-2 КЛАСС
Раздел 1. Цвет в декоративной композиции
Основные и дополнительные цвета их оттенки.
1.2. Пары противоположных цветов.
1.3. Контраст
1.4. Нюанс.
1.5. «Образ на заданную тему»
Раздел 2. Орнамент и модуль
2.1.Растительный орнамент в полосе с бордюром.
2.2. Орнамент в квадрате
2.3 «Образ на заданную тему»
· Задача курса живописи в ДХШ.
· Основные методические задачи по каждому году обучения.
🔵 1 класс.Знакомство с материалами (акварельные краски, кисти, бумага и т.д.).Основные составные цвета. Знакомство с дополнительными цветами, контрастами, сближенными, холодными и теплыми.
Усвоение учащимися основных положений живописи. Отсутствие в живой природе и окружающей нас среде бесцветных предметов. Под влиянием окружающей среды приобретение одним и тем же предметом, благодаря рефлексам, различных оттенков без изменения своего локального цвета. Живописный процесс как видение всей сложности цветовых комбинаций.
Приобретение учащимися 1-го класса навыков ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции, конструктивного построения предметов, поэтапного проведения всей работы - от начала до завершения, навыков в работе с материалом.
🔵 2-й класс.Выдвижение на первый план следующих задач:
· выполнение эскизов с целью композиционного решения натюрморта на листе,
· умение использовать в работе весь лист, прокладывая цветовые соотношения отдельных плоскостей
· выработка навыков в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы и планов, на которых они расположены,
· четкость в последовательности выполнения работы (длительность – до 9-12 часов),
· углубление заданий на понимание учащимися тонального решения натюрморта и его колористического решения.
🔵 3-й класс.Композиционное, пространственное выявление четкой конструкции предмета. Понятие тональности. Колористическое решение и умение последовательно и продолжительно вести работу, ставить творческие задачи.
🔵 4-й класс.Акцентирование внимания учащихся на образной стороне каждой работы.Углубление понятия художественного образа (подготовка замысла, его развитие, отбор подсобного материала и его обобщение, определение смыслового композиционного центра). Выражение индивидуального отношения учащегося к изображаемому. Техническая реализация замысла.
Соответствие технической стороны работы (цветовая гамма) творческой.
Основные требования к учащимся 4-го класса: самостоятельное выполнение задания по созданию художественного образа натюрморта; выбор техники, способа исполнения в зависимости от поставленной задачи.
Увеличение и разнообразие форматов листа, а также техники и технических приемов, варьирующихся в зависимости от содержания задания.
🔴 В первом классе учащиеся знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства его особенностями и спецификой, с возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров. Дети учатся создавать пластически выразительные формы, украшать их, ритмично выстраивая в единую композицию изобразительные элементы и цветовые пятна, осваивают разнообразные техники и материалы. Знакомятся с художественными промыслами. Овладевают техническими навыками изображения различных видов росписи. Приобретают навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
🔴 Во 2 классе, когда у детей формируются представления о многообразии художественного творчества разных народов, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства происходит в контексте изучения разных художественных культур. Следующий шаг после изучения русского народного искусства — знакомство с декоративно-прикладным искусством других народов, стран, времен. В процессе приобщения к искусству своего и других народов они более детально знакомятся с конструкцией, декоративным убранством традиционного жилища (изба, юрта, чум), праздничного костюма царя, знатных бояр, простолюдинов. Античный костюм, краснофигурная и чернофигурная керамика, образцы средневекового литейного искусства, японские фонарики, кимоно — все это становится объектом восприятия школьников. Приобщение младших подростков к классическому декоративному искусству (Древний Египет, Китай, Западная Европа эпохи Средневековья, барокко) поможет увидеть в нем черты неповторимого своеобразия, осмыслить его связь с жизнью общества, влияние мировоззрения людей на образный строй произведений, понять саму суть существования данного вида искусства в человеческом обществе. В разные времена, у разных народов суть декора одна и та же — выявлять, подчеркивать социальное положение человека, его роль в обществе.
🔴 3 и 4 класс – это следующий шаг в изучении декоративно-прикладного искусства с позиций его жизненных функций и вытекающих отсюда особенностей его образного языка. Осваивается язык, образный строй произведений народного и профессионального (классического и современного) декоративно-прикладного искусства уже на ином содержательном уровне. На каждой новой ступени познания учащимся предлагается новый взгляд на предмет восприятия, адекватный их возрастным особенностям. Произведения декоративно-прикладного искусства рассматриваются с точки зрения единства формы (материальная вещественность созданного продукта, способ существования содержания) и содержания.
В процессе занятий декоративной работой преподаватель последовательно и целенаправленно формирует у учащихся чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. На занятиях по декоративно-прикладному искусству учащиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей. Материал, его свойство и технологии, вводят учащегося в строгие рамки, ограничивают его в передаче внешних сходств с изображаемым, и придают последнему черты условности и декоративности.